Название статьи:
Картотека сюжетно-ролевых игр по социально-коммуникативному развитию | Присяжнюк Анастасия Сергеевна. Работа №216181
Дата публикации:
26.06.2019
Автор:
Присяжнюк Анастасия Сергеевна
Описание:
Автор: Присяжнюк Анастасия Сергеевна
картотека сюжетно-ролевых игр по социально-коммуникативному развитию
Зоопарк
Цель:расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Оборудование:игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.
Детский сад
Цель:расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают,– воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование:все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Ход игры:воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.
Магазин
Цель:научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия игрушки, мебель, продукты питания, посуда.
Оборудование:все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т.д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.
Семья
Цель.Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
Игровой материал.Кукла — младенец, атрибуты для оборудования домика, кукольная одежда, посуда, мебель, предметы-заместители.
Ход игры.
Игру воспитатель может начать с чтения художественного произведения Н. Забилы Ясочкин садик, одновременно в группу вносится новая кукла Ясочка. После чтения рассказа педагог предлагает детям поиграть так, как Яся, помогает приготовить игрушки для игры.
Затем воспитатель может предложить детям пофантазировать, как бы они играли, оставшись дома одни.
В последующие дни воспитатель вместе с детьми мо жет оборудовать домик на площадке, в котором будет жить Ясочка. Для этого нужно убрать в домике: помыть Пол, повесить шторы на окна. После этого педагог может побеседовать в присутствии детей с родителями недавно переболевшего ребенка о том, чем он болел, как мама и папа заботились о нем, как лечили его. Также можно провести игру-занятие с куклой (Ясочка простудилась).
Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в семью, наблюдая со стороны за игрой.
При последующем проведении игры педагог может внести новое направление, предложить детям поиграть, как будто бы у Яси день рождения. Перед этим можно вспомнить, что делали дети, когда у кого-то в группе праздновался день рождения (дети по секрету готовили подарки: рисовали, лепили, приносили из дому открытки, мелкие игрушки. На празднике поздравляли именинника, играли в хороводные игры, плясали, читали стихи). После этого педагог предлагает ребятам на занятии по лепке слепить бублики, печенье, конфеты — угощение, а вечером отпраздновать день рождения Ясочки.
В последующие дни многие дети уже могут в само стоятельных играх с куклами развивать различные вари анты празднования дня рождения, насыщая игру собственным опытом, приобретенным в семье.
С целью обогащения знаний детей о труде взрослых воспитатель, предварительно договорившись с родителями, может дать детям поручение помочь дома маме и приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а по том рассказать об этом в детском саду.
Для дальнейшего развития игры в семью педагог выясняет, у кого из детей есть младшие братья или сестры. Можно детям прочитать книгу А. Барто Младшим брат и рассмотреть в ней иллюстрации. В группу воспитатель приносит новую куклу-младенпа и все необходимое для ухода за ней и предлагает детям представить, как будто у каждого из них есть маленький братик или сестричка, рассказать, как бы они помогали маме ухаживать за ним.
Закончить игру воспитатель может предложением идти (всей семье обедать в группу.)
Сюжет игры в семью воспитатель совместно с детьми может постоянно развивать, переплетая с играми в детский сад, в шоферов, мамы и папы, бабушки и дедушки. Участники игры в семью могут отводить своих детей в детский сад, принимать участие в (утренниках, днях рождения, чинить игрушки; мамы и папы с детьми в роли пассажиров отправляться в автобусе на загородную прогулку в лес, или шофер отвозить на скорой помощи маму с заболевшим сынишкой в больницу, где его принимают, лечат, ухаживают, и т. д.
Большая стирка
Цель.Развитие интереса в игре. Формирование по ложительных взаимоотношений между детьми. Воспи тание у детей уважения к труду прачки, бережного от ношения к чистым вещам — результату ее труда.
Игровой материал. Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы.
Игровые роли.Мама, папа, дочка, сын, тетя.
Ход игры. Перед тем как начать игру воспитатель про сит детей понаблюдать за трудом мамы дома, помочь сп во время стирки. Затем педагог читает рассказ А. Кардашовой Большая стирка.
После этого, если у детей не возникает желания по играть самостоятельно в игру, то воспитатель может предложить им сам устроить большую стирку или вынес I и на участок ванночку и белье.
Далее педагог предлагает детям следующие роли мама, дочка, сын, тетя и др. Можно развить, следующий сюжет: у детей грязная одежда, нужно к постирать и всю одежду, которая запачкалась. Мама будет руководить стиркой: какую одежду нужно стирать первой, как полоскать белье, где нужно развесить белье, как погладить.
Воспитатель должен умело использовать ролевые от ношения во время игры для предупреждения конфликта и формирования положительных реальных взаимоотношений.
При последующем проведении игры педагог может использовать другую форму: игра в прачечную. Естественно, перед этим должна быть проведена соответствующая работа по ознакомлению с трудом прачки.
Во время экскурсии в прачечную детского сада воспитатель знакомит детей с трудом прачки (стирает, подсинивает, крахмалит), подчеркивает общественную значимость ее труда (она стирает постельное белье, полотенца, скатерти, халаты для сотрудников детского сада). Прачка очень старается — белоснежное белье всем приятно. Стиральная машина, электроутюги облегчают труд прачки. Экскурсия способствует воспитанию у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам — результату ее труда.
Поводом для возникновения игры в прачечную часто бывает внесение воспитателем в группу (или на участок) предметов и игрушек, необходимых для стирки.
Детей привлекает роль прачки, потому что им интересно стирать, особенно в стиральной машине. Что бы предотвратить возможные конфликты, педагог предлагает им работать в первую и вторую смены, как в прачечной.
У врача
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия больница, больной, лечение, лекарства, температура, стационар.
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т.д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.
Строим дом
Цель:познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия постройка, каменщик, подъемный кран, строитель, крановщик, плотник, сварщик, строительный материал.
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т.д.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом). Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
Парикмахерская
Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование:халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т.д.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.
Скорая помощь
Цель:вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Роли:врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной. Игровые действия:Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т.д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу. Предварительная работа:Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского Доктор Айболит в грамзаписи. Экскурсия к детской больнице. Наблюдение за машиной скорой помощи. Чтение лит. произведений: Я. Забила Ясочка простудилась, Э.Успенский Играли в больницу, В. Маяковский Кем быть?. Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Дидактическая игра Ясочка простудилась. Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка Подарок для больной Ясочки. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки и т.д.) Игровой материал:телефон, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.
9. Дочки – матери.
Цель игры: Совершенствовать умения заботиться о дочке, накормить ее, уложить спать. Оборудование: строительный материал (напольный), кукольная посуда, постельные принадлежности: матрац, простынка, подушка, одеяло, салфетки, игрушки-заместители. Ход игры: Задумка: дочки захотели попить чай с печеньями, а потом поспать. Дети: Надо о них позаботиться, построить стол со стульчиком и кроватку, чтобы было приятно ей кушать и удобно спать. Куклы-дочки ждут на полочке, дети строят из кубиков и кирпичиков стол, стул, кровать. Накрывают на стол необходимую посуду и столовые приборы, подбирают постельные принадлежности по размеру кроватки и куклы. Воспитатель-режиссер наблюдает за игрой детей, подсказывает советом, пожеланием, как лучше сделать, какую строительную деталь подобрать. Когда стол накрыт, дети берут кукол, угощают их, разговаривают. После кормления дочки захотели поспать. Мамы укладывают дочек спать, папы поют колыбельную песенку или рассказывают стихотворение. Воспитатель советует, какие колыбельные можно спеть. В ходе игры следит за взаимоотношением детей в игре, помогает подобрать игрушки-заместители, поделиться с соседом по игре. Когда мамы и папы уложат дочек спать, воспитатель останавливает игру: Пусть дочки ваши пока отдохнут, а мы поговорим, какими вы были мамами и папами.
Анализ игровой деятельности: Как позаботились о дочках? Успели ли покормить? Чем угощали? Понравилось ли дочке угощение? Как догадался? Успели ваши дочки поспать? Приятно ей лежать на кроватке? Почему? Кто какую песенку спел, стишок прочитал, сказку рассказал? Дети рассказывают, как заботились о дочках, давая самооценку своей деятельности. Воспитатель дает общую оценку игре. Воспитатель: Понравилось вам заботиться о дочках? Еще будем в следующий раз угощать кукол-дочек? А теперь ваши дочки, я думаю, поспали, отдохнули. Несите мне их, посадим на свое место. Убираем по порядку все игрушки и строитель на место. С чего начнем? Да, сначала посуду и постельные принадлежности, а потом строитель. Дети убирают атрибуты под руководством взрослого на свои места. Воспитатель: Посмотрим, порядок в группе? Все игрушки на своих местах? Можно и погулять. Во время одевания, на прогулку, в вечерние часы в свободное время, в индивидуальной работе воспитатель еще раз возвращается к анализу игры с теми детьми, кто не успел высказаться или еще хочет рассказать о заботе о дочке.
11. Собираемся на прогулку
Цель:развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия одежда, обувь, воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование:куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Ход игры: В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 104
(МБ ДОУ Детский сад № 104)
Картотека сюжетно – ролевых игр
Новокузнецкий городской округ, 2018 - 2019
Скачать работу
Цель:расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Оборудование:игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.
Детский сад
Цель:расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают,– воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование:все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Ход игры:воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.
Магазин
Цель:научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия игрушки, мебель, продукты питания, посуда.
Оборудование:все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т.д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.
Семья
Цель.Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
Игровой материал.Кукла — младенец, атрибуты для оборудования домика, кукольная одежда, посуда, мебель, предметы-заместители.
Ход игры.
Игру воспитатель может начать с чтения художественного произведения Н. Забилы Ясочкин садик, одновременно в группу вносится новая кукла Ясочка. После чтения рассказа педагог предлагает детям поиграть так, как Яся, помогает приготовить игрушки для игры.
Затем воспитатель может предложить детям пофантазировать, как бы они играли, оставшись дома одни.
В последующие дни воспитатель вместе с детьми мо жет оборудовать домик на площадке, в котором будет жить Ясочка. Для этого нужно убрать в домике: помыть Пол, повесить шторы на окна. После этого педагог может побеседовать в присутствии детей с родителями недавно переболевшего ребенка о том, чем он болел, как мама и папа заботились о нем, как лечили его. Также можно провести игру-занятие с куклой (Ясочка простудилась).
Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в семью, наблюдая со стороны за игрой.
При последующем проведении игры педагог может внести новое направление, предложить детям поиграть, как будто бы у Яси день рождения. Перед этим можно вспомнить, что делали дети, когда у кого-то в группе праздновался день рождения (дети по секрету готовили подарки: рисовали, лепили, приносили из дому открытки, мелкие игрушки. На празднике поздравляли именинника, играли в хороводные игры, плясали, читали стихи). После этого педагог предлагает ребятам на занятии по лепке слепить бублики, печенье, конфеты — угощение, а вечером отпраздновать день рождения Ясочки.
В последующие дни многие дети уже могут в само стоятельных играх с куклами развивать различные вари анты празднования дня рождения, насыщая игру собственным опытом, приобретенным в семье.
С целью обогащения знаний детей о труде взрослых воспитатель, предварительно договорившись с родителями, может дать детям поручение помочь дома маме и приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а по том рассказать об этом в детском саду.
Для дальнейшего развития игры в семью педагог выясняет, у кого из детей есть младшие братья или сестры. Можно детям прочитать книгу А. Барто Младшим брат и рассмотреть в ней иллюстрации. В группу воспитатель приносит новую куклу-младенпа и все необходимое для ухода за ней и предлагает детям представить, как будто у каждого из них есть маленький братик или сестричка, рассказать, как бы они помогали маме ухаживать за ним.
Закончить игру воспитатель может предложением идти (всей семье обедать в группу.)
Сюжет игры в семью воспитатель совместно с детьми может постоянно развивать, переплетая с играми в детский сад, в шоферов, мамы и папы, бабушки и дедушки. Участники игры в семью могут отводить своих детей в детский сад, принимать участие в (утренниках, днях рождения, чинить игрушки; мамы и папы с детьми в роли пассажиров отправляться в автобусе на загородную прогулку в лес, или шофер отвозить на скорой помощи маму с заболевшим сынишкой в больницу, где его принимают, лечат, ухаживают, и т. д.
Большая стирка
Цель.Развитие интереса в игре. Формирование по ложительных взаимоотношений между детьми. Воспи тание у детей уважения к труду прачки, бережного от ношения к чистым вещам — результату ее труда.
Игровой материал. Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы.
Игровые роли.Мама, папа, дочка, сын, тетя.
Ход игры. Перед тем как начать игру воспитатель про сит детей понаблюдать за трудом мамы дома, помочь сп во время стирки. Затем педагог читает рассказ А. Кардашовой Большая стирка.
После этого, если у детей не возникает желания по играть самостоятельно в игру, то воспитатель может предложить им сам устроить большую стирку или вынес I и на участок ванночку и белье.
Далее педагог предлагает детям следующие роли мама, дочка, сын, тетя и др. Можно развить, следующий сюжет: у детей грязная одежда, нужно к постирать и всю одежду, которая запачкалась. Мама будет руководить стиркой: какую одежду нужно стирать первой, как полоскать белье, где нужно развесить белье, как погладить.
Воспитатель должен умело использовать ролевые от ношения во время игры для предупреждения конфликта и формирования положительных реальных взаимоотношений.
При последующем проведении игры педагог может использовать другую форму: игра в прачечную. Естественно, перед этим должна быть проведена соответствующая работа по ознакомлению с трудом прачки.
Во время экскурсии в прачечную детского сада воспитатель знакомит детей с трудом прачки (стирает, подсинивает, крахмалит), подчеркивает общественную значимость ее труда (она стирает постельное белье, полотенца, скатерти, халаты для сотрудников детского сада). Прачка очень старается — белоснежное белье всем приятно. Стиральная машина, электроутюги облегчают труд прачки. Экскурсия способствует воспитанию у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам — результату ее труда.
Поводом для возникновения игры в прачечную часто бывает внесение воспитателем в группу (или на участок) предметов и игрушек, необходимых для стирки.
Детей привлекает роль прачки, потому что им интересно стирать, особенно в стиральной машине. Что бы предотвратить возможные конфликты, педагог предлагает им работать в первую и вторую смены, как в прачечной.
У врача
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия больница, больной, лечение, лекарства, температура, стационар.
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т.д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.
Строим дом
Цель:познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия постройка, каменщик, подъемный кран, строитель, крановщик, плотник, сварщик, строительный материал.
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т.д.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом). Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
Парикмахерская
Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование:халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т.д.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.
Скорая помощь
Цель:вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Роли:врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной. Игровые действия:Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т.д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу. Предварительная работа:Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского Доктор Айболит в грамзаписи. Экскурсия к детской больнице. Наблюдение за машиной скорой помощи. Чтение лит. произведений: Я. Забила Ясочка простудилась, Э.Успенский Играли в больницу, В. Маяковский Кем быть?. Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Дидактическая игра Ясочка простудилась. Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка Подарок для больной Ясочки. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки и т.д.) Игровой материал:телефон, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.
9. Дочки – матери.
Цель игры: Совершенствовать умения заботиться о дочке, накормить ее, уложить спать. Оборудование: строительный материал (напольный), кукольная посуда, постельные принадлежности: матрац, простынка, подушка, одеяло, салфетки, игрушки-заместители. Ход игры: Задумка: дочки захотели попить чай с печеньями, а потом поспать. Дети: Надо о них позаботиться, построить стол со стульчиком и кроватку, чтобы было приятно ей кушать и удобно спать. Куклы-дочки ждут на полочке, дети строят из кубиков и кирпичиков стол, стул, кровать. Накрывают на стол необходимую посуду и столовые приборы, подбирают постельные принадлежности по размеру кроватки и куклы. Воспитатель-режиссер наблюдает за игрой детей, подсказывает советом, пожеланием, как лучше сделать, какую строительную деталь подобрать. Когда стол накрыт, дети берут кукол, угощают их, разговаривают. После кормления дочки захотели поспать. Мамы укладывают дочек спать, папы поют колыбельную песенку или рассказывают стихотворение. Воспитатель советует, какие колыбельные можно спеть. В ходе игры следит за взаимоотношением детей в игре, помогает подобрать игрушки-заместители, поделиться с соседом по игре. Когда мамы и папы уложат дочек спать, воспитатель останавливает игру: Пусть дочки ваши пока отдохнут, а мы поговорим, какими вы были мамами и папами.
Анализ игровой деятельности: Как позаботились о дочках? Успели ли покормить? Чем угощали? Понравилось ли дочке угощение? Как догадался? Успели ваши дочки поспать? Приятно ей лежать на кроватке? Почему? Кто какую песенку спел, стишок прочитал, сказку рассказал? Дети рассказывают, как заботились о дочках, давая самооценку своей деятельности. Воспитатель дает общую оценку игре. Воспитатель: Понравилось вам заботиться о дочках? Еще будем в следующий раз угощать кукол-дочек? А теперь ваши дочки, я думаю, поспали, отдохнули. Несите мне их, посадим на свое место. Убираем по порядку все игрушки и строитель на место. С чего начнем? Да, сначала посуду и постельные принадлежности, а потом строитель. Дети убирают атрибуты под руководством взрослого на свои места. Воспитатель: Посмотрим, порядок в группе? Все игрушки на своих местах? Можно и погулять. Во время одевания, на прогулку, в вечерние часы в свободное время, в индивидуальной работе воспитатель еще раз возвращается к анализу игры с теми детьми, кто не успел высказаться или еще хочет рассказать о заботе о дочке.
11. Собираемся на прогулку
Цель:развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия одежда, обувь, воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование:куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Ход игры: В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 104
(МБ ДОУ Детский сад № 104)
Картотека сюжетно – ролевых игр
Новокузнецкий городской округ, 2018 - 2019