"Казачья культура в хореографии" | Лагунова Галина Викторовна. Работа №304379
В последнее время в Российской Федерации активно возрождается казачество как особый субэтнос со своей уникальной историей, традициями и культурой. Танец - это неотъемлемая часть казачьей культуры, он обладает особенностями, характерными для разных казачьих сообществ, населяющих различные территории нашей страны. Некоторое время тому назад традиционные казачьи танцы обрели жизнь на концертной и театральной сцене, определились традиции их профессионального исполнения. Изучение исторически сложившихся традиционных плясок казаков с особенностями их сценических форм, выделение присущей им хореографической лексики и основных приемов исполнения важны для сохранения танцевальной культуры казачества.
В современной педагогике не случайно обращаются к культуре и традициям казачества. Особое место в культуре казачества занимают традиции, среди которых выделяются свободолюбие, преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье, веротерпимость.
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества
Ворошиловского района Волгограда»
Принята на заседании
педагогического совета
от «26» ноября 2021 г.
Протокол № 2
Утверждаю:
Директор МОУ Центр
Ворошиловского района ______________Е.С. Принева
Введена в действие
Приказ № 118/2 от 26.11.2021 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Казачья культура в хореографии»
Автор-составитель:
Лагунова Галина Викторовна,
концертмейстер
Волгоград – 2021
Казачья культура в хореографии.
В последнее время в Российской Федерации активно возрождается казачество как особый субэтнос со своей уникальной историей, традициями и культурой. Танец - это неотъемлемая часть казачьей культуры, он обладает особенностями, характерными для разных казачьих сообществ, населяющих различные территории нашей страны. Некоторое время тому назад традиционные казачьи танцы обрели жизнь на концертной и театральной сцене, определились традиции их профессионального исполнения. Изучение исторически сложившихся традиционных плясок казаков с особенностями их сценических форм, выделение присущей им хореографической лексики и основных приемов исполнения важны для сохранения танцевальной культуры казачества.
В современной педагогике не случайно обращаются к культуре и традициям казачества. Особое место в культуре казачества занимают традиции, среди которых выделяются свободолюбие, преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье, веротерпимость.
В одном из своих выступлений Владимир Владимирович Путин дал высокую оценку казачеству, как феномену российской культуры. «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».
С возрождением казачества, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением. В культурном наследии казаков нашими предками заложены неисчерпаемые источники вдохновения для молодых людей. Обращаясь к истории своей страны, своего народа они начинают понимать величие своей Родины, в них растет чувство гордости и ответственности за поддержание ее традиций.
Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми дети руководствуются в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Поэтому правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает ребенок, будет складываться его личность.
Для понимания, ярко наполненного образами-символами казачьего музыкально-танцевального фольклора, важно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением, которое бы способствовало верному интерпретированию той жизненной информации, которая заложена в них.
Дети среднего школьного возраста в полной мере готовы к восприятию символики казачьей танцевальной культуры, так как в этот период абстрактное мышление выходит на первый план.
Воспитание через танец ритмической координации движений, силы, ловкости было одной из важнейших функций танца в культуре казачества. В связи с этим следует выделить наиболее самобытную форму танцевальной культуры казаков – военные танцы, или так называемые «шермиции». В духовной культуре казаков шермиции занимают особое место: они выступают механизмом трансляции культурного опыта. В этих своеобразно и красочно обставленных обрядах и обрядовых играх отрабатывались многие элементы техники и тактики ведения боев, в них казаки демонстрировали жизнестойкость и жизнеутверждающее начало. В настоящее время шермиции являются эталоном традиционной воинской культуры казаков, включающим в себя старинные воинские обряды. Шермиции помогают сохранить исторические корни, ценности и традиции казаков.
Танец с саблями, в данное время, имеет лишь культурное и историческое значение. Совсем недавно, его практическая значимость имела высокий статус в жизни общества. По известным всем данным, казаки, в частности, использовали танец с саблями перед боем, чтобы разогреть себя, распалить боевой дух собственного войска, уничтожить страх. Невзирая на возможную гибель от шальной пули, казаки, считали высшей доблестью исполнить танец с саблями на глазах у врага. В таком, своего рода, поведении присутствует тонкий психологический момент. Танец с саблями был направлен еще и на подавление воли, и устрашение противника.
Казачий пляс был тесно связан не только с войсками, но и с бытовой жизнью народа, а также он бурно проявлялся как в станичных, так и в военных праздниках. Любое движение, исполненное с мастерством, применимо в боевом искусстве.
Казачий танец помогает юношам раскрепоститься, раскрыть свои нераскрытые способности физического и духовного мира. Этот процесс нередко наблюдается в различных танцевальных коллективах, где каждый новый пришедший в группу обучающийся, с течением времени начинает, посредством желания, достигать больших успехов в самосовершенствовании.
Казаки – большие любители сплясать гопака. А о том, как они воевали в других странах до сих пор ходят легенды. Например, суть известнейшего русского танца «Барыня» заключалась не просто в том, чтобы сплясать с женщиной. А в том, чтобы бороться за партнершу с другими плясунами, причем, бороться не силой, не грубостью, а плясовым мастерством!
Плясали с женщиной, стараясь не подпустить к ней соперника. Тот, в свою очередь, стремился отбить плясунью, оттерев умелым движением соперника и самому продолжить пляс. Поэтому настоящая «Барыня» очень трудна – требуется тщательный контроль над сложными боевыми переходами. Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением. Получается, не танец, а поединок – но не бой, а искусство!
Происходящие культурно-исторические события, несомненно, повлияли на возникновение этноса и продолжают воздействовать на процессы развития как традиционной культуры казачества, так и на дальнейшие расцвет и распространение танцевальной казачьей культуры. Безусловно, существуют социальные, региональные и иные особенности, ставящие определенную исполнительскую технику конкретного танца в особый статус. Манера и технические возможности исполнительства национального танца, сформированные в силу миграционных процессов, обрели многогранность художественного проявления в образности рисунков, в благородстве взаимоотношений, в виртуозности сложных элементов, в пластичности выражения грации и силы. Это синтез разносторонних танцевальных движений, это хореография, вобравшая в себя пластику национальных мотивов.
Традиционная культура давно перешагнула границы своего бытового арсенала. Проблема танцевальной культуры казаков является неоднозначной и противоречивой, т.к., с одной стороны, «казачьи танцы» как явление существуют, с другой стороны, отсутствует четкое понимание о появлении различий в региональных танцах.
В танцевальной культуре казаков необходимо различать характер мужского и женского танца. Женщина в казачьей традиции выступает в первую очередь как хранительница очага. Женский танец здесь лиричный, мягкий; исполнительница часто наделяется лебединой грацией. Особо ценятся такие качества, как женственность, непорочность, что находит свое отражение и в хореографии, подчеркивается танцевальной лексикой
Основное свое развитие танцевальная культура российского казачества получила в ходе проведения общественных гуляний, общих народных соборов, обрядовых игр. Именно тогда осуществлялась непосредственная коммуникация между полами в России. Церковь, как еще одно общественное место, где мужчины и женщины встречались под одной крышей, для неформального общения не подходила. Танец в казачьей среде развивался в качестве одной из форм общения (заигрывания) мужчин и женщин, преобразованной с помощью общественной культуры в особый вид взаимоотношений. Одной из особенностей казачьих танцев является танцевальная форма перепляса. Характерный для традиционных общерусских плясок перепляс нашел отражение в нескольких хореографических номерах.
Традиционно перепляс имеет следующую структуру: сольная пара (или один солист) исполняет сложные движения в комбинациях с определенной последовательностью. Затем другая пара солистов (или солист) в качестве своеобразного ответа, словно вступая в танцевальный диалог, повторяет только что исполненную комбинацию, или, как вариант, исполняет ее с определенным усложнением, добавляя в комбинацию еще более виртуозные элементы. Есть также вид массового перепляса, так называемый пляс «улица на улицу», где две группы соперничают между собой. В сценических формах перепляса такие группы обычно различаются по пластическому характеру, выраженному в разных темпах и приемах исполнения движений. Здесь основной соревновательный элемент перепляса — не в более виртуозном повторении одной заданной темы, а в противоборстве двух различных стилей исполнения, основанных на одном и том же танцевальном материале, в данном случае — казачьей танцевальной культуре. Такого рода состязания плясунов проводились на Руси издревле, и чаще всего на ярмарках.
Танцовщики постоянно тренировались, выдумывали новые сочетания движений, не известные соперникам и зрителям, и до начала танцевальных «ристалищ» все оригинальные наработки держали в большом секрете. Это постоянно пополняло и обогащало технику русского, а затем и казачьего пляса. В каждой деревне, хуторе существовали свои танцевальные традиции, особые хореографические «трюки», комбинации движений. Они сохранялись в народной среде и передавались «из ног в ноги», из поколения в поколение: «щучка», разные виды разножек и т. д.
Таким образом, перепляс в бытовой жизни казаков был характерен для танцев на больших празднествах, на которых присутствовали представители разных населенных пунктов, хуторов, например, на свадьбах. Трюковые движения показывают индивидуальное исполнительское мастерство танцовщиков, эмоционально воздействуют на зрителя, создавая необходимый эффект зрелищности, демонстрируют ловкость, удаль, широту танца, придают ему мужественный, смелый характер, а значит, успешно работают на создание образа казака-воина, бесстрашного и отчаянного защитника родины, искусного как на поле брани, так в пляске. Многие движения, составляющие танцевальную лексику казачьих общерусских танцев, пришли из повседневной жизни, быта казаков. В старину на общественных гуляниях с танцами бытовало выражение «плясать с кандибобером» — то есть выполнять во время пляски замысловатые движения, особые фигуры.
Так, например, популярное общерусское движение, перешедшее и в казачьи танцы — «ковырялочка», появилось в танцевальной культуре из традиции на массовых гуляниях и общественных танцевальных мероприятиях демонстрировать обновки одежды, украшений: девушки похвалялись новой обувью, сапожками, показывая их в танце со всех сторон. «Ковырялочка» основана на поворотах работающей стопы с различными вариантами переноса ее на носок и на пятку. По мере развития сценических форм народного танца «ковырялочка» из простого бытового движения превратилась в академическое движение характерного танца, стала использоваться в профессиональной хореографии. Современное казачество бережет и сохраняет свои, накопленные веками исторические и культурные ценности, в том числе и образцы хореографического творчества, характерные для каждой отдельной территориально и исторически обособленной группы казаков — донских, кубанских, сибирских и др. С течением времени, в условиях развития в нашей стране самодеятельных и профессиональных танцевальных коллективов народного танца, танцевальная лексика и традиции исполнения казачьих плясок постепенно приобретали академические черты. Большую роль в этом процессе сыграли балетмейстеры И. А. Моисеев, П. П. Вирский, М. С. Годенко, Л. П. Милованов, которые включали казачьи танцы в репертуар руководимых ими хореографических коллективов.
При сопоставлении и анализе пластических мотивов и движений, используемых в хореографии номеров казачьих танцев, можно отчетливо проследить родственные связи и различия в культурных особенностях казачьих сообществ. Однако надо особо отметить, что их объединяет единое базисное начало — русский народный танец, на котором впоследствии, под влиянием исторических и территориальных факторов, развились самостоятельные культурные традиции отдельных казачьих общин.
Волжское казачество ведет свою историю с 1734 года, когда указом Анны Иоанновны было учреждено Волжское казачье войско. Оно просуществовало до конца XVIII века. В результате пугачевского восстания это войско было расформировано, а казаки его составлявшие, большей частью были переселены на Северный Кавказ. В итоге на Волге, в двух станицах (в границах нынешней Волгоградской области) осталась небольшая группа казаков. Трудно говорить об особом характере танцев волжских казаков. Они сохранили тесную связь с общерусской пляской.
Танец казаков принято разделять на несколько групп, в частности, на славянскую (русскую) и кавказскую (горскую) группы, каждая из которых имеет свои особенности.
Например, славянский класс формировался под руководством культуры славян, посему подобный танец свойствен для запорожского и донского казака.
Кавказский класс танцев произошел под руководством южных культур горцев.
Следовательно, все зависело от проживания казаков, то есть чем южнее, тем красочнее отображался каждый элемент южного танца в обладаниях оружиями, одеждой и музыкой.
Традиционную одежду казаков считали костюмом для танца. В обязательном порядке необходимо было использовать лампасы, цвет которых позволял определить казачий род. Воздействия образов жизни и региональных близостей ярко отображалось наличием бурок, черкесок и других частей костюмов. Казакам донского или кубанского родов принято было применять маленькие круглые шапки. На сегодняшний день практически каждый танцевальный коллектив обращается именно к подобным образам казаков.
Танец казаков в женском исполнении включает в себя энергичные и свободные движения. Ведь девушка как будто бы летает на сцене, хотя порой движения являются смелыми и дерзкими. К отличительной черте можно отнести положения каждой руки, которые должны быть уперты кулаками в пояс, что позволяет создать игривое настроение каждого танцующего.
Благодаря дошедших до нас портретам, словесным описаниям А.И. Ригельмана и В.Д. Сухорукова, мы можем судить о женской одежде. Женщины низовых станиц и Черкасска одевались на восточный манер. Основным видом платья был кубелек. Лиф плотно облегал тело и застегивался серебряными или позолоченными пуговицами (параллельно располагался и ряд декоративных). Пояс, надеваемый выше талии, украшался серебряными и золотыми бляшками (на каждой было какое-либо изображение или орнамент). Расширяющиеся полы запахивали, под кубелек надевали длинную шелковую рубаху с длинными рукавами. «На голове носят повязки с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастями жемчужными, а поверх оных высоки кички с сороками...» (А.И. Ригельман). Казачки увлекались украшениями и носили, кроме упомянутых чикиликов, жемчужные ожерелья, серьги, подвески, на запястьях браслеты (бизилики), перстни. На ногах у них были «чулочки или ичеги, кожаные желтые и туфли или башмаки красные, золотом шитые».
Костюм Донской казачки не лишен кокетства, он удобен и подчеркивает стать казачек. Такой костюм надо носить с гордой осанкой и с распрямленными плечами. Традиционная одежда казачек не исчерпывалась только платьем и костюмом «парочкой», но они наряду с любым народным женским костюмом обладают общими чертами, которые характеризуют весь комплекс женского казачьего костюма - компактным объемом, мягким, плавным контуром, гармонией цвета, формы. В основе традиционного костюма казачек - заложено искусство радости, неуемной тяги и красоты, что дает возможность воплотить мечту о прекрасном в создании своего внешнего облика. Несравненное великолепие женского костюма наделяло каждую женщину истинной красотой. И как бы ни была тяжела жизнь казачки, ее искусство поражает своим светлым, жизнеутверждающим содержанием.
Этим объясняется особая ценность народной одежды для изучения культуры и быта, а также многих других сторон жизни народа, исторического процесса нации в целом.
В разных областях казачий женский костюм немного отличается. Но основа все же одна. Женщины казачки носили длинные рубашки, низ которых красиво окаймлялся кружевом или вышивкой. Поверх рубашки надевали длинную широкую юбку с оборками, нарядный край рубашки должен был выглядывать из-под юбки. Кираса или блуза была приталенной и доходила до талии, шилась с баской, рукава часто присборивались вверху и были заужены к низу. Застежка делалась сбоку или сзади на маленькие пуговки. Сшить такую блузку нетрудно и сегодня, время от времени блузка с баской входит в моду. На волосах казачки носили файшонку, связанную по форме узла волос крючком ли сделанную коклюшками как кружево. Файшонку надевали на узел волос сзади и концами завязывали как косынкой. Сверху на голову также накидывали кружевные шарфики. Фартук- белый или черный с вышивкой и украшениями также был почитаем казачками. Зимой носили шубы до пят, расклешенные книзу с запахом как восточные халаты. В повседневной носке был овчинный полушубок с оторочкой. Волосы надо обязательно убрать в узел, а голову покрыть.
Традиции российского казачества, его духовно нравственных ценностей, уклада жизни казаков продолжают жить в молодом поколении на благо нашего Отечества. Любой народный танец несёт в себе информацию о пройденном пути общности людей. Он может поведать о национальном характере и темпераменте. Можно переписать историю, но генетическую память не уничтожить.
Список литературы:
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. М., 2004.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. М., 2004.
Зацепина К. и Климов А. Народно-сценический танец. М., 1976.
Климов А. Основы русского народного танца. М., 1981.
Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца., СПб. 1996.
Интернет источники.