Кинезеологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности школьников | Куликова Виктория Васильевна. Работа №346963
Аннотация. Кинезиологические упражнения, направленные на активацию межполушарного взаимодействия, играют важную роль в стимулировании познавательной деятельности школьников. Эти упражнения не только способствуют развитию координации и моторики, но и активизируют мозговую активность, улучшают память, концентрацию и усвоение нового материала. В статье рассмотрены основные принципы кинезиологических упражнений, их влияние на познавательные процессы и способы их интеграции в образовательный процесс начальной и средней школы.
Ключевые слова: кинезиология, межполушарное взаимодействие, познавательная деятельность, школьники, образовательный процесс.
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Куликова Виктория Васильевна, учитель КШИ
ГБОУ ЛНР "Республиканский учебно-реабилитационный центр", г. Луганск
Аннотация. Кинезиологические упражнения, направленные на активацию межполушарного взаимодействия, играют важную роль в стимулировании познавательной деятельности школьников. Эти упражнения не только способствуют развитию координации и моторики, но и активизируют мозговую активность, улучшают память, концентрацию и усвоение нового материала. В статье рассмотрены основные принципы кинезиологических упражнений, их влияние на познавательные процессы и способы их интеграции в образовательный процесс начальной и средней школы.
Ключевые слова: кинезиология, межполушарное взаимодействие, познавательная деятельность, школьники, образовательный процесс.
Современная школа уделяет большое внимание развитию познавательных способностей учеников. Однако в условиях постоянно возрастающих требований к успеваемости и вниманию, школьники могут испытывать трудности с концентрацией, памятью и усвоением нового материала. Одним из эффективных методов поддержки когнитивных процессов являются кинезиологические упражнения, способствующие активизации межполушарного взаимодействия.
Межполушарное взаимодействие представляет собой процесс синхронизации работы правого и левого полушарий головного мозга, что важно для целостного восприятия информации, комплексного мышления и успешного решения задач. Кинезиология, как наука о движении, изучает влияние движений на работу мозга и познавательные процессы. Специальные упражнения направлены на улучшение координации между полушариями, что в свою очередь активизирует когнитивные функции.
Мозг человека разделен на два полушария, каждое из которых отвечает за разные виды деятельности. Левое полушарие преимущественно контролирует логическое и аналитическое мышление, математические способности и речевые функции. Правое полушарие отвечает за интуицию, креативность, эмоциональную сферу и образное восприятие. Для эффективного усвоения информации и решения сложных задач необходимо активное взаимодействие обоих полушарий.
Кинезиологические упражнения строятся на принципе синхронизации этих двух систем. При выполнении определённых движений, стимулирующих работу обеих сторон тела, одновременно активируются и оба полушария мозга. Это улучшает процесс восприятия и обработки информации, способствует повышению внимания, улучшает память и развивает способности к анализу и синтезу информации.
В ходе выполнения упражнений усиливаются нейронные связи между полушариями, что способствует лучшему освоению сложных понятий и задач. Для младших школьников такие упражнения могут стать важным инструментом адаптации к школьной среде и активизации познавательной деятельности.
Исследования показывают, что регулярное выполнение кинезиологических упражнений оказывает позитивное воздействие на множество когнитивных функций, таких как память, внимание, скорость обработки информации, пространственное мышление и способность решать задачи. Это особенно важно в условиях школьного обучения, где учащиеся сталкиваются с высоким объёмом новой информации, требующей активной мозговой деятельности.
Одним из центральных эффектов является улучшение концентрации. В современных условиях, где дети часто перегружены информацией, концентрация становится одной из важнейших способностей для успешного обучения. Кинезиологические упражнения способствуют снижению уровня стресса и улучшению эмоционального состояния, что позитивно сказывается на способности удерживать внимание в течение долгого времени.
Кроме того, они стимулируют долговременную память, улучшая процесс запоминания учебного материала и его последующего воспроизведения. Благодаря этому школьники становятся более уверенными в своих способностях и лучше справляются с учебными заданиями.
Кинезиологические упражнения легко интегрируются в учебный процесс и могут быть использованы как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Учитель может использовать такие упражнения в качестве «мозгового штурма» перед началом урока или в паузах между занятиями для поддержания активности учеников.
Например, упражнения на координацию движений рук и ног, а также упражнения на «перекрёстные» движения стимулируют одновременно оба полушария и активизируют когнитивные процессы. Их можно включать в учебные занятия по математике, литературе и даже физическому воспитанию, адаптируя под конкретные темы и задачи урока.
Кинезиологические упражнения могут стать частью утренних зарядок, игровых пауз, а также использоваться как средство для снятия напряжения и улучшения настроения. Регулярное выполнение упражнений способствует не только улучшению учебных достижений, но и помогает развивать мотивацию к обучению, уверенность в своих силах и способности работать с информацией.
Кинезиологические упражнения представляют собой эффективный инструмент для развития межполушарного взаимодействия и стимуляции познавательной деятельности школьников. Они позволяют активизировать когнитивные процессы, улучшить концентрацию, память и внимание. Их интеграция в образовательный процесс способствует созданию благоприятной учебной среды, где ученики могут не только усваивать новый материал, но и развивать свои интеллектуальные и творческие способности.
Список литературы
1. Жогова Д. В. Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья / Д. В. Жогова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 45-47.
2. Краснова Т. Н. Кинезиологические упражнения как средство повышения эффективности коррекционной работы / Т. Н. Краснова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 202-205.