Кинезиология как метод активного развития дошкольников | Крупнова Юлия Коммунаровна. Работа №352838. Номер работы: №352838
Аннотация. Статья посвящена кинезиологии как эффективному методу активного развития дошкольников. Рассматриваются основные принципы кинезиологии, ее влияние на физическое, психоэмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Описываются различные виды кинезиологических упражнений и их применение в образовательной практике. Особое внимание уделяется роли кинезиологии в коррекции нарушений развития, улучшении координации движений и стимулировании психофизических процессов. В статье также приводятся рекомендации для воспитателей по внедрению кинезиологических практик в повседневную работу с детьми.
Ключевые слова: кинезиология, развитие дошкольников, моторика, физическое развитие, психоэмоциональное развитие, коррекция нарушений, методика, активные игры.
КИНЕЗИОЛОГИЯ КАК МЕТОД АКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Крупнова Юлия Коммунаровна, воспитатель
МДОБУ ДСКВ № 10, г.Всеволожск
Аннотация. Статья посвящена кинезиологии как эффективному методу активного развития дошкольников. Рассматриваются основные принципы кинезиологии, ее влияние на физическое, психоэмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Описываются различные виды кинезиологических упражнений и их применение в образовательной практике. Особое внимание уделяется роли кинезиологии в коррекции нарушений развития, улучшении координации движений и стимулировании психофизических процессов. В статье также приводятся рекомендации для воспитателей по внедрению кинезиологических практик в повседневную работу с детьми.
Ключевые слова: кинезиология, развитие дошкольников, моторика, физическое развитие, психоэмоциональное развитие, коррекция нарушений, методика, активные игры.
Кинезиология, как наука о движении, активно используется в современном воспитательном процессе. Это подход, который включает в себя различные физические упражнения, направленные на активизацию движений тела и их интеграцию с психоэмоциональными и когнитивными процессами. Для детей дошкольного возраста, чье физическое и психоэмоциональное развитие находится на стадии активного становления, кинезиологические практики играют особенно важную роль.
Дети в этом возрасте находятся в процессе формирования двигательных навыков, развивают координацию, внимание, память и другие важные когнитивные функции. Кинезиология помогает стимулировать эти процессы, улучшая здоровье ребенка и способствуя гармоничному развитию. Воспитатели, внедряя элементы кинезиологии в образовательный процесс, могут значительно повысить эффективность своего подхода, обеспечивая детям не только физическое, но и эмоциональное благополучие.
Кинезиология в контексте дошкольного образования представляет собой методику, основанную на использовании физических упражнений для развития и коррекции различных аспектов детского развития. Важно понимать, что кинезиология — это не просто физическая активность, а целый комплекс упражнений, направленных на активизацию нейропсихологических процессов, улучшение моторики и стимуляцию взаимодействия между телом и сознанием.
Основные принципы кинезиологии включают:
Целостность подхода — кинезиология рассматривает человека как единую систему, в которой тело, эмоции и психика взаимосвязаны. Таким образом, физические упражнения способствуют не только укреплению здоровья, но и развитию когнитивных и эмоциональных функций.
Индивидуальный подход — кинезиология учитывает особенности развития каждого ребенка, что позволяет разрабатывать индивидуальные программы для коррекции нарушений в моторике, внимании, памяти и других психоэмоциональных аспектах.
Игровая форма — упражнения и задания часто включают элементы игры, что делает их доступными и увлекательными для детей дошкольного возраста.
Одним из основных направлений кинезиологии является физическое развитие детей, которое включает в себя:
Развитие моторики. В дошкольном возрасте дети активно осваивают базовые двигательные навыки, такие как бег, прыжки, ползание, балансировка. Кинезиологические упражнения направлены на улучшение координации движений, развитие гибкости, силы и выносливости.
Коррекция нарушений моторики. Кинезиология активно используется для коррекции нарушений, таких как задержка моторного развития, дизартрия, диспраксия. Специально подобранные упражнения помогают укрепить мышцы, улучшить координацию и снизить уровень гиперактивности.
Укрепление здоровья. Регулярные кинезиологические занятия помогают укрепить сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшить обмен веществ, повысить иммунитет.
Применение кинезиологических методик, таких как упражнения на развитие баланса, гибкости и координации, позволяет детям быстрее осваивать двигательные навыки, а также учит их взаимодействовать с окружающим пространством и следить за своим телом.
Кинезиология активно воздействует не только на физическое развитие, но и на психоэмоциональное состояние ребенка. Упражнения и игровые формы помогают:
Развивать внимание и концентрацию. Множество кинезиологических упражнений требует от детей сосредоточенности и умения концентрировать внимание на процессе. Это способствует улучшению когнитивных функций, таких как память и восприятие.
Снижение уровня тревожности. Физическая активность и взаимодействие с окружающим миром через движение могут снижать уровень стресса, тревожности и агрессии, создавая более спокойное и сбалансированное состояние.
Эмоциональная разгрузка. Игры и упражнения на свежем воздухе, ритмичные движения помогают детям регулировать свои эмоции, снимать напряжение и выражать радость и другие позитивные эмоции через тело.
Таким образом, кинезиология способствует развитию гармоничной личности ребенка, улучшая его эмоциональное состояние, создавая условия для формирования уверенности в себе и позитивного отношения к окружающему миру.
Кинезиология также является важным инструментом для коррекции различных нарушений развития. Например, при нарушениях координации или задержке речевого развития можно использовать специальные кинезиологические методики для стимулирования моторных и нейропсихологических процессов.
Для детей с задержкой моторного развития или расстройствами сенсомоторной координации кинезиологические упражнения могут быть направлены на:
Развитие мышечного тонуса и координации.
Улучшение моторной памяти и пространственной ориентации.
Коррекцию поведения, повышение уровня концентрации.
Внедрение кинезиологии в программу дошкольного образования позволяет не только развивать общие двигательные навыки, но и работать с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Включение кинезиологических упражнений в повседневную практику. Важно интегрировать кинезиологические практики в распорядок дня детей, проводя утреннюю гимнастику, физкультминутки и занятия на свежем воздухе.
Использование игровых форм. Применение игровых элементов в кинезиологии помогает удержать внимание детей, делает занятия увлекательными и мотивирующими. Игры с элементами физической активности могут быть направлены как на развитие физических навыков, так и на психоэмоциональное состояние.
Индивидуальный подход. Важно учитывать особенности каждого ребенка и адаптировать упражнения с учетом их потребностей. Например, для детей с ослабленной моторикой нужно предусматривать более простые и доступные упражнения, а для активных детей — задания на развитие координации и внимания.
Работа с родителями. Рекомендуется вовлекать родителей в процесс обучения детей кинезиологии, предлагая им простые упражнения для занятий дома.
В заключение можно отметить, что кинезиология — это эффективный метод активного развития детей дошкольного возраста, который помогает не только улучшить физическое здоровье, но и развить когнитивные и эмоциональные способности. Внедрение кинезиологических практик в повседневную работу воспитателя способствует гармоничному развитию детей, улучшению их координации, внимания, эмоционального состояния и социальной адаптации.
Педагог, использующий элементы кинезиологии, создает здоровьесберегающую среду, которая способствует полноценному развитию ребенка и решению проблем в его физическом и психоэмоциональном состоянии. Регулярные кинезиологические занятия — это мощный инструмент для формирования у дошкольников здоровых привычек, уверенности в себе и позитивного восприятия окружающего мира.
Список литературы
Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинезиологии для родителей и
воспитателей
, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ.
М.: Восхождение,
2020
.
Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 20
20
.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для родителей.
М.: ТЦ Сфера, 2
018
.