Классическая музыка и современные дети | Онищенко Лилия Николаевна. Работа №343251
Аннотация. Классическая музыка, несмотря на свой многовековой путь, продолжает оставаться актуальной и важной частью музыкальной культуры. Однако современные дети часто испытывают трудности в восприятии классических произведений, что требует пересмотра подходов к преподаванию этой области музыки. В статье рассматриваются методологические подходы и педагогические стратегии, направленные на то, чтобы сделать классическую музыку более доступной и интересной для школьников, раскрыть её эмоциональную и интеллектуальную ценность, а также способствовать формированию культурных и эстетических навыков учащихся.
Ключевые слова: классическая музыка, музыкальное образование, восприятие музыки, школьники, культурное развитие.
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА И СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ
Онищенко Лилия Николаевна, учитель
ГБОУ «ЗАРЯНСКАЯ ШКОЛА ВОЛОДАРСКОГО М.О.» ДНР с. Заря
Аннотация. Классическая музыка, несмотря на свой многовековой путь, продолжает оставаться актуальной и важной частью музыкальной культуры. Однако современные дети часто испытывают трудности в восприятии классических произведений, что требует пересмотра подходов к преподаванию этой области музыки. В статье рассматриваются методологические подходы и педагогические стратегии, направленные на то, чтобы сделать классическую музыку более доступной и интересной для школьников, раскрыть её эмоциональную и интеллектуальную ценность, а также способствовать формированию культурных и эстетических навыков учащихся.
Ключевые слова: классическая музыка, музыкальное образование, восприятие музыки, школьники, культурное развитие.
Классическая музыка — это один из важнейших культурных феноменов, оказывающий значительное влияние на развитие личности и её эстетическое восприятие мира. Воспитание любви к классической музыке у современных детей — задача непростая. В условиях насыщенности информационного пространства различными видами искусства, популярными жанрами и новыми медиаформатами, классическая музыка может казаться сложной, скучной или даже чуждой молодому поколению. Однако именно в этом контексте возрастает роль учителя музыки, способного не только заинтересовать, но и открыть глубокий мир классического музыкального искусства.
Одной из главных проблем, с которой сталкиваются учителя при изучении классической музыки, является сложность её восприятия детьми. Привычка к мгновенному получению информации и развлекательным формам искусства создала особый тип восприятия, при котором медленные и детализированные композиции классической музыки могут казаться утомительными. Учителю важно объяснить, что восприятие классической музыки требует особого настроя, внимательности и эмоциональной открытости. Ключевую роль в этом процессе играет умение преподнести классическую музыку не как скучную традицию, а как мощный инструмент для развития воображения и чувства прекрасного.
Одним из методов, помогающих преодолеть барьеры восприятия, является создание ассоциативных связей между классической музыкой и современными формами искусства. Например, использование кинофильмов или мультимедийных проектов, в которых классическая музыка играет важную роль, может вызвать интерес у школьников. Через такие ассоциации дети начинают понимать, что классическая музыка живет и продолжает звучать даже в современном мире. Важно также подчеркивать, что классическая музыка активно используется в современной массовой культуре — от саундтреков в кино до рекламных роликов.
Не менее значимым является вовлечение школьников в практическую деятельность, связанную с исполнением классических произведений. Исполнение музыки на уроках может помочь детям ощутить её эмоциональную насыщенность и сложность. Это также даёт возможность каждому ребёнку стать частью музыкальной традиции, почувствовать её силу и значение. Занятия с активным участием школьников, когда они могут попробовать сыграть на инструментах или исполнить фрагменты произведений, значительно усиливают их мотивацию к изучению классической музыки.
Важно рассматривать музыку не просто как набор звуков и мелодий, но как отражение эпохи, мировоззрения и социальных процессов. Каждое произведение содержит в себе отпечаток своего времени — как эстетический, так и культурный. Например, симфонии Бетховена не просто произведения искусства, но и отражение идей Просвещения, демократических устремлений и борьбы за свободу, которые находили выражение в политической и социальной жизни Европы.
Рассказ о жизни композиторов помогает детям понять, что многие музыкальные шедевры создавались не в вакууме, а под влиянием исторических событий. Например, творчество Чайковского тесно связано с русской культурой и событиями его времени, а Бах вписан в контекст эпохи барокко и религиозной музыки. Когда учитель рассказывает о том, как, например, композиторы переживали войны, революции, личные трагедии или наоборот, процветали в эпохи культурного расцвета, это добавляет глубину восприятию музыки. Дети начинают понимать, что музыка — это не просто развлечение или фоновый элемент, а важный источник понимания истории, искусства и духовного развития человечества.
История создания музыкальных произведений также открывает перед учащимися дополнительные смыслы. Например, зная, что «Лунная соната» Бетховена была написана в период его глухоты и глубоких эмоциональных переживаний, школьники смогут иначе почувствовать эмоциональную напряженность этого произведения. Это помогает развивать у детей эмпатию, позволяет им соприкоснуться с человеческими переживаниями через музыку, что значительно обогащает их эмоциональный и культурный опыт.
Таким образом, для того чтобы классическая музыка нашла отклик у современных детей, необходимо использование различных педагогических приёмов и методик. Важно не только донести до детей красоту и сложность классических произведений, но и показать их связь с современным миром, сделать процесс изучения интересным и увлекательным. Воспитание любви к классической музыке — это вклад в общее культурное развитие школьников, способствующий их личностному росту и формированию высоких эстетических вкусов.
Список литературы
1. Богданова К. А. Филармония в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре / К. А. Богданова // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 303-305.
2. Столяренко О. А. Педагогический потенциал уроков музыки в развитии музыкального мышления учащихся / О. А. Столяренко // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 252-255.