"Классическая музыка в детском саду" | Наталья Николаевна Шалкеева. Работа №338236. Номер работы: №338236
Открытое музыкальное занятие в ДОУ для детей старшей группы "Путешествие солнечного лучика" на основе "Детского альбома" П.И. Чайковского.
Вид занятия: фронтальное (сюжетно -тематическое)
Цель занятия: Расширить и углубить знания детей о "Детском альбоме" П.И.Чайковского через различные виды музыкальной деятельности.
Музыкальный материал:
* "Сладкая грёза"
* "Зимнее утро"
* "Песня жаворонка"
* "Марш деревянных солдатиков"
* "Баба Яга"
* "Болезнь куклы"
* "Новая кукла"
* "Вальс"
* русская народная песня-закличка "Жаворонушки"
Шалкеева Наталья Николаевна, музыкальный руководитель МК ДОУ №43 г.Кирова
«Путешествие солнечного лучика»
Музыкальное занятие для детей старшей группы
Вид занятия: фронтальное (сюжетно-тематическое)
Цель: Расширить и углубить знаний детей о «Детском альбоме» П.И.Чайковского через различные виды музыкальной деятельности.
Задачи
Для педагога
Для детей
Развивающие
Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку
Развивать память путём узнавания произведения по фрагменту, по мелодии
Развивать творческое отношение к музыке
Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма)
Желание исполнять знакомые попевки и песни
Передавать образы в музыкально-ритмических движениях
Импровизировать под музыку
Желание детей слушать и исполнять знакомые пьесы и песни
Познавательные
Продолжить знакомство с «Детским альбомом» П.И.Чайковского
Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных произведений П. И. Чайковского;
Создать предметно-музыкальную среду для передачи музыкального образа того или иного персонажа с помощью движения и музыкальных инструментов
Расширять речевой запас детей;
Вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности.
Проявлять любознательность в музыкальной деятельности
Импровизировать под музыку П.И.Чайковского
Пополнить копилку музыкальных настроений
Музыкально-цветовое восприятие музыки
Воспитательные
Воспитывать у детей любовь и интерес к музыке П.И.Чайковского
Воспитывать любовь к музыкальной деятельности
Создать условия для активности и доброжелательности во взаимодействии с педагогом и со сверстниками в решении игровых и познавательных задач
Желание детей активно и доброжелательно взаимодействовать в музыкальной деятельности со сверстниками и педагогом,
Входить в диалог в решении игровых и познавательных задач
Личностные
Способствовать формированию и развитию эстетической и творческой стороны личности ребёнка
Получать эмоциональный отклик на совместную музыкальную деятельность со сверстниками
Словарная работа: Фортепианный цикл «Детский альбом», пьеса, композитор, слушатель, исполнитель, вальс, полька, марш.
Музыкальный материал:
• «Сладкая грёза» из «Детского альбома»;
• «Зимнее утро» из «Детского альбома»;
• «Песня жаворонка» из «Детского альбома»;
• песня-закличка «Жаворонушки»;
• «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома».
• «Баба Яга» из «Детского альбома»;
• «Болезнь куклы» из «Детского альбома»;
• «Новая кукла» из «Детского альбома»;
• «Вальс» из «Детского альбома»;
• «Полька» из «Детского альбома»;
• песня «Мир музыки», слова и музыка Е.В.Машечковой
Оборудование: Музыкальный центр, аудиозаписи, портрет композитора, компьютер, телевизор, искусственные цветы для вальса, барабан, барабанные палочки, цветовые полоски, музыкально-шумовые инструменты, кукла, книга «Детский альбом» П.И. Чайковского.
Методы и приёмы:
Репродуктивный метод (для закрепления усвоенного)
Эвристический метод (частично-поисковый): высказывания, рассуждения детей, сопоставление, сравнение, доказательства.
Метод побуждение к сопереживанию.
Метод проблемно-поисковый
Метод уподоблений характеру музыки.
Игровой метод (музыкальная игра-сказка).
Методы: наглядный, словесный, практический.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Этап
Педагог
Дети
1. Организационно- мотивационный
Метод тактильного уподобления
Зрительная наглядность
Словесный метод
Поэтическое слово
2. Основной этап
Приём «Словарь эмоций»
Метод словесного уподобления
Зрительная наглядность
Метод ППС
Метод пластического интонирования.
Поэтическое слово
Словарь эмоций
Словесный метод
(беседа)
Метод уподобления характеру музыки
(темброво-инструментальное уподобление)
Моторно-двигательное уподобление.
Приём выбора
Наглядный метод
Метод цветового уподобления
Практический метод
Моторно-двигательное уподобление
Приём интонационного уподобления
Тактильное уподобление
Вокальное уподобление
Активное слушание
Прием «Эхо»
Метод ППС
Приём «активное слушание»
Приём «Продолжи. Досочини…»
3. Обсуждение,
результаты,
Рефлексия.
Приём обобщения.
Муз.- дидактическая
Игра «Лото» по «Детскому альбому»
- Дети, я рада вас видеть и приглашаю на занятие. Волшебная музыка уже готова вас встречать.
- Приготовим свои ладошки.
(Метод тактильного уподобления)
Муз. руководитель и воспитатель прикасаются к ладошкам детей и исполняют музыкальное приветствие.
(по Т53)
-Здравствуйте, дети!
- Рада я встрече!
- Музыка снова встречает вас
- Дети, что за музыка вас сегодня встретила?
- А, что такое «грёза»?
Что вы ещё можете рассказать об этой музыке?
- Совершенно верно! Я радуюсь вам, мои милые юные музыканты!
- Приглашаю вас на нашу музыкальную полянку.
- Дети, вспомните, кому посвятил «Детский альбом» П.И.Ч.?
- Да, конечно, П.И.Чайковский создал свой музыкальный альбом для любимых племянников, а также, для всех девчонок и мальчишек. Все дети любят играть и путешествовать. А также все дети очень любят сказки. Это, правда?
- А, давайте мы с вами сегодня отправимся в сказочное путешествие вместе с музыкой из «Детского альбома» П.И.Чайковского?! Хотите? И так… Сели все удобно. Готовы?
А, Сонечка с Алёшей помогут нам начать нашу сказку.
- Жил-был Солнечный лучик. Он был очень любознательный и любил путешествовать. Родился Лучик зимним морозным утром. Мама – Солнышко рассказывала своему сыночку о прекрасной планете Земля. Всю зиму Лучик не отходил от солнышка. Погода была морозная, и он лишь иногда выглядывал посмотреть, что же происходит на этой загадочной планете. Давайте и мы заглянем вместе с Лучиком в зимнее морозное утро.
ЗВУЧИТ ПЬЕСА «ЗИМНЕЕ УТРО»
- Дети, что вы можете сказать об этой музыке?
Какое утро она нарисовала?
-Давайте пополним свою волшебную музыкальную копилочку.
- Как себя чувствовал маленький лучик в это утро?
- А помогла прочувствовать зимнее холодное утро пьеса П.И.Чайковского из «Детского альбома».
Да, она так и называется «Зимнее утро».
Встречались ли мы раньше с такой пьесой из «Детского альбома»?
-Да, дети сказка нам подарила новую пьесу.
Давайте напомним ещё раз Лучику и всем нам, как она называется…
- А, мы продолжаем…И вот настал тот день, когда его мечты стали сбываться. (Рассказ на фоне музыки «Сладкая грёза».)
- Лучик очень робко опустился на землю.
(Воспитатель снимает с наглядности лучик)
- Кто же оказался первым его новым знакомым? Давайте узнаем.
ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ ПЬЕСЫ «ПЕСНЯ ЖАВОРОНКА»
- Действительно, это был Жаворонок!
Он возвестил о приходе весны.
Предлагаю превратиться в прекрасных жаворонков и передать настроение полёта…
Педагог читает фрагмент стихотворения «Жаворонок» В.А.Жуковского на фоне музыки.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
- С каким настроением Жаворонок исполнил свою песню? Какая песня жаворонка?
- Правильно, песня жаворонка звучала…..
-Почему песня радостная, задушевная?
- А. хотите услышать пение настоящего жаворонка?
Присаживайтесь на нашу музыкальную полянку, закрывайте глазки…
Фрагмент пения жаворонка.
- Понравилась настоящая песня жаворонка в природе?
Вот, и П.И.Чайковскогоэта песня не оставила равнодушным, и он написал чудесную пьесу. Как она называется?
А, давайте вспомним, как мы закликали наших жаворонушек, чтобы поскорее они на крыльях доброе солнышко принесли.
ПЕСНЯ-ЗАКЛИЧКА «ЖАВОРОНУШКИ»
- Дети, вам понравилось наше исполнение заклички?
Что бы вы ещё добавили к исполнению?
(можно привлечь к исполнению детские музыкальные инструменты по выбору детей)
- Звонкая, радостная песенка у нас получилась.
Лучик отогрелся и ещё больше засверкал. Он юркнул в одну детскую комнату. Звонкая песенка жаворонка разбудила…….(звучит муз. фрагмент)
- Они проснулись все разом, выскочили из своей коробки, выстроились и замаршировали бодро и весело, а впереди бравый барабанщик стучал в барабан.
Кто желает сегодня быть барабанщиками, а кто отважными солдатиками?
Барабанщики, ваша команда строится у зелёной стойки, а солдатики – у жёлтой.
ЗВУЧИТ «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ» (фрагмент)
- Как маршировали солдатики?
- Правильно, П.И.Чайковский для солдатиков придумал бодрую, чёткую,…………… музыку. Как она называется?
- Бодрый, чёткий, отважный марш разбудил всех игрушечных жителей детской комнаты. И, даже…
- Злая Баба Яга вылетела из книжки и заметалась по комнате.
ЗВУЧИТ ПЬЕСА «БАБА ЯГА» (Показ иллюстрации.)
- Какое настроение придумал П.И.Чайковский для пьесы «Баба Яга?»
- А, каким бы цветом вы изобразили бы Бабу Ягу?
-Роман, выбери муз. инструмент со столика, который подошёл бы для передачи образа Бабы Яги?
(На столике: колокольчики, барабан, треугольник, бубен…)
- Давайте мы похлопаем, потопаем, побренчим и напугаем Бабу Ягу.
Ритмичное исполнение ритма (хлопаем-топаем).
-Ура, получилось!!! Прогнали…
Пауза… Тишина…
Баба Яга успела кого-то напугать…
Звучит фрагмент «Болезнь куклы»
Да, именно, большую красивую куклу, и та внезапно заболела. Все игрушки собрались вокруг неё и горько плакали. Кап-кап-кап, капали их слёзы.
ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ ПЬЕСЫ «БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ»
- Какие чувства вызвала у вас музыка?
-Какой инструмент подошёл бы для этой пьесы?
- А как мы можем помочь нашей кукле?
- Я, предлагаю нам превратиться в композиторов.
Кто это такие и что они делают?
И сочинить добрую мелодию для нашей куклы. Только у каждого композитора должна быть своя мелодия.
- Как Вы думаете, поправится куколка от ваших мелодий?
- А, как же поступил солнечный лучик?
Ему очень хотелось помочь куколке. Лучик опустился на край её кроватки и стал шептать на ушко что-то очень приятное.
ПЬЕСА «НОВАЯ КУКЛА»(фрагмент)
- О чём же шептал наш Лучик?
Лучик нашёптывал самые приятные слова, от которых Кукла становилась, как новенькая!
Какие это могли быть слова?
- Давайте мы пропоём ваши добрые слова.
Дети, чья же музыка помогла поправиться куколке? Кто помог Лучику вылечить куклу?
Да, именно, музыка П.И.Чайковского!
Как она называется?
- И, вот уже лёгкий румянец заиграл на щёчках нашей прелестной знакомой. Лучик был счастлив! Кукла стала, как новенькая! Радовались все вокруг! Цветочки закружились в танце по комнате.
Давайте и мы с вами окунёмся в радостную атмосферу праздника. Возьмите свои цветочки. Выразим настроение музыки в танце цветов.
ПЬЕСА «ВАЛЬС»
- Что же это был за танец?
- Что это за танец вальс?
-Как вы думаете, что было дальше?...
-Лучик осветил своей доброй улыбкой всю комнату. Самый храбрый деревянный солдатик отложил свой барабан и пригласил на танец выздоровевшую куколку. Так поступили и все его друзья. Давайте и мы с вами цветочки поставим в красивое ведёрко и пригласим друг друга на танец.
«ПОЛЬКА»
- Что же за танец мы сейчас исполнили вместе с нашими героями?
Какой была музыка польки?
- Вот так весело и радостно заканчивается путешествие нашего Солнечного Лучика! Лучик очень рад, что был в гостях у таких умненьких, старательных, внимательных ребят. Он всем своим братьям-лучикам расскажет о вас. И обязательно подарит нам всем летнее тепло в ближайшие дни. Давайте вернём его на место к Солнышку и пройдём на свои места.
Лучик: До новых встреч, ребята!
ЗВУЧИТ «СЛАДКАЯ ГРЁЗА»
- Ребята, вам понравилась сказка про путешествие солнечного Лучика?
- А, музыка какого композитора нам в этом помогала?
Давайте ещё раз перечислим пьесы, которые нам встретились в сказке.
- В группе вас дожидается «Музыкальное лото» по «Детскому альбому», которое мы придумали для вас вместе с вашими воспитателями.
А наш добрый Лучик дарит вам солнечные ключики, которые откроют многие тайны музыки.
Кому понравилось сегодняшнее музыкальное сказочное путешествие вместе с музыкой из «Детского альбома» П.И.Чайковского, помашите нашему другу солнечному лучику.
По желанию детей можно исполнить в конце для лучика песню «Мир музыки»
Ребята, а под какую музыку из «Детского альбома» вам сегодня хочется выйти?
Под музыку «СЛАДКАЯ ГРЁЗА» П.И.Чайковского дети входят в зал, проходят по кругу и останавливаются.
- Здравствуйте!
- Рады все!
- И раскрывает свой дар для нас!
- «Сладкая грёза».
- «грёза» - это мечта!
- Музыку написал композитор П.И.Чайковский, и она из «Детского альбома»
Дети располагаются на коврике.
- Своим племянникам.
- Да!
(ответы детей)
Дети читают стихи на фоне музыки «Сладкая грёза»:
1.Тихо, тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
2.Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней-
Не спугнуть бы нам его.
Ответы детей.
(музыка немного тревожная, взволнованная, вьюжная, колючая…)
(Лучику было холодно, он замёрз, волновался…)
-Нет.
(Дети название проговаривают хором.)
Дети слушают пьесу.
- Жаворонок.
Дети передают настроение с помощью музыкально-ритмических движений.
- Светлая, нежная, лучистая, звонкая, радостная, лёгкая, изящная, задушевная.
- Потому что жаворонок рад возвращению на родину.
- Да.
Слушание звуков природы: пение жаворонка.
- Да.
- «Песня жаворонка»
Дети исполняют песенку-закличку
Дети выбирают муз. шумовые инструменты.
Исполнение с музыкально-ритмическим аккомпанементом.
Ответы детей (Деревянных солдатиков)
Дети выбирают себе образ.
Дети занимают свои позиции.
Активное слушание пьесы детьми.
- Бодро, чётко, отважно, смело, энергично.
(Ответ детей: «Марш деревянных солдатиков»)
Ответ детей…(Бабу Ягу)
Дети слушают фрагмент.
- Злое, страшное, сердитое, грозное, зловещее.
Ответы детей
Ребёнок выбирает инструмент.
Дети повторяют ритмический рисунок. Может кто-то сам придумать свой ритм.
-Куклу.
(Дети иммитируют покачивание куклы, и как капают слёзки.)
- Грустные, печальные, жалобные.
- Треугольник.
- Успокоить её, спеть песенку, вызвать доктора и т.д.
Ответы детей.
Примеры сочинительства детей на слог «ЛЯ».
Во время исполнения «маленький композитор» укачивает куклу.
Ответы детей.
- Добрая, милая, любимая, малышка моя, солнышко моё ……..
Дети исполняют за педагогом. (Эхо)
- Музыка Петра Ильича Чайковского.
- «Новая кукла»
Активное слушание. Импровизация.
Некоторые дети выполняют по показу педагога.
(Дети плавно выполняют движения рук с цветами).
- Танец «Вальс»
- Плавный, кружащийся, нежный, душевный вальс.
-Ответы детей.
Можно досочинить свою сказку.
Под звучание «Польки» из «Детского альбома» дети исполняют танец.
- Польку.
- Весёлая, озорная, игривая, задорная, подвижная, лёгкая.
- Да!
- Музыка П.И.Чайковского.
Ответы детей.
Ответы детей жестами.
…………………………
Выбор пьесы детьми.
(Дети выходят из зала под музыку)
Литература:
О.П.Радыноа Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду. М., 1981
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет Сост. Т.М. Орлова М., 1987