Классификация лагов, принцип действия и эксплуатация индукционных электронных лагов | Мой кабинет. Работа №353354
Классификация лагов, принцип действия и эксплуатация индукционных электронных лагов
Лаг – прибор для измерения скорости судна и пройденного им расстояния.
Лаги бывают относительные и абсолютные.
Относительные лаги подразделяются на индукционные, гидродинамические и вертушечные.
Абсолютные лаги подразделяются на гидроакустические допплеровские (в основе их работы лежит эффект Допплера), геомагнитные и инерциальные.
Относительные показывают скорость и пройденное расстояние относительно воды, а абсолютные – относительно грунта. На судах в настоящее время наиболее распространены допплеровские и индукционные лаги.
Индукционные лаги
Их действие основано на свойстве электромагнитной индукции. Согласно этому свойству при перемещении проводника в магнитном поле в проводнике индуктируется э. д. с.(электродвижущая сила), пропорциональная скорости его перемещения.
С помощью специального магнита под днищем судна создается магнитное поле. Объем воды под днищем, на который воздействует магнитное поле лага, можно рассматривать как множество элементарных проводников электрического тока, в которых индуктируется э. д. с., значение такой э. д. с. позволяет судить о скорости перемещения судна.
Индукционный лаг включает:
электромагнит, токосъемные контакты (электроды) для съема наведенного в воде сигнала; измерительное устройство для измерения сигнала на электродах и преобразования его в скорость; корректирующее устройство, исключающее методическую погрешность измеряемой скорости; счетно-решающее устройство для выработки пройденного судном расстояния; трансляционное устройство для передачи данных о скорости и пройденном расстоянии на репитеры и в судовую автоматику.
На судах морского флота используются индукционные лаги ИЭЛ-2 и ИЭЛ-2М. Лаг ИЭЛ-2М может устанавливаться на всех морских судах, включая ледоколы и суда на подводных крыльях.
Эксплуатация ИЭЛ-2М
С обрастанием корпуса судна лаг начинает давать заниженные показания. При этом проверка «рабочего нуля», нуля измерительной схемы и масштаба никаких изменений не показывает. Для исключения погрешности за счет обрастания корпуса необходимо установить новый масштаб. Значение нового масштаба:
где М — первоначально установленный масштаб;
Vл — наблюдаемая скорость по лагу;
Vи — действительная скорость судна относительно поды в момент наблюдения.
После вычисления нового масштаба необходимо перевести лаг в режим масштабирования (переключатель рода работы в приборе перевести в положение «Масштаб») и с помощью потенциометров «Масштаб грубо» и «Масштаб точно» установить новое значение масштаба. После этого вернуть лаг в рабочий режим. Новое значение масштаба записать в формуляр лага и на карту в приборе . Установку нового масштаба можно производить как на ходу, так и при стоянке судна у причала и на якоре.
В схемы лагов ИЭЛ-2 и ИЭЛ-2М включен фильтр, осредняюший их показания. Поэтому при изменении судном скорости лаг фиксирует это изменение с некоторым запаздыванием. Фильтры имеют два постоянных времени, устанавливаемые по желанию судоводителя специальным тумблером. Первой постоянной рекомендуется пользоваться при плавании вблизи берегов и спокойном состоянии моря, второй постоянной - при плавании в открытом море и на сильном волнении.
Чувствительный элемент лага имеет и собственное название: – индукционный преобразователь (ИП).
Чувствительный элемент (ЧЭ) индукционного лага представляет собой изолированный корпус 1, внутри которого помещен электромагнит 2. Корпус установлен в подводной части судна так, что магнитный поток излучается в воду, освещая участок поверхностью S. При движении судна положительные ионы перемещаются в пределах участка S, как и в линейном проводнике, в направлении левого борта, а отрицательные – в направлении правого. Для измерения возникшей ЭДСeп в корпусе ЧЭ установлены электроды Э1 и Э2 в плоскости, параллельной плоскости шпангоута. Напряжение с электродов поступает в схему лага для обработки и пре образует электрический сигнал в показания скорости судна.
1 – корпус ИП, 2 – электромагнит, 3 – днище судна
Тема 5.5.1: Классификация лагов, принцип действия и эксплуатация индукционных электронных лагов
Лаг – прибор для измерения скорости судна и пройденного им расстояния.
Лаги бывают относительные и абсолютные.
Относительные лаги подразделяются на индукционные, гидродинамические и вертушечные.
Абсолютные лаги подразделяются на гидроакустические допплеровские (в основе их работы лежит эффект Допплера), геомагнитные и инерциальные.
Относительные показывают скорость и пройденное расстояние относительно воды, а абсолютные – относительно грунта. На судах в настоящее время наиболее распространены допплеровские и индукционные лаги.
Индукционные лаги
Их действие основано на свойстве электромагнитной индукции. Согласно этому свойству при перемещении проводника в магнитном поле в проводнике индуктируется э. д. с.(электродвижущая сила), пропорциональная скорости его перемещения.
С помощью специального магнита под днищем судна создается магнитное поле. Объем воды под днищем, на который воздействует магнитное поле лага, можно рассматривать как множество элементарных проводников электрического тока, в которых индуктируется э. д. с., значение такой э. д. с. позволяет судить о скорости перемещения судна.
Индукционный лаг включает:
электромагнит, токосъемные контакты (электроды) для съема наведенного в воде сигнала; измерительное устройство для измерения сигнала на электродах и преобразования его в скорость; корректирующее устройство, исключающее методическую погрешность измеряемой скорости; счетно-решающее устройство для выработки пройденного судном расстояния; трансляционное устройство для передачи данных о скорости и пройденном расстоянии на репитеры и в судовую автоматику.
На судах морского флота используются индукционные лаги ИЭЛ-2 и ИЭЛ-2М. Лаг ИЭЛ-2М может устанавливаться на всех морских судах, включая ледоколы и суда на подводных крыльях.
Эксплуатация ИЭЛ-2М
С обрастанием корпуса судна лаг начинает давать заниженные показания. При этом проверка «рабочего нуля», нуля измерительной схемы и масштаба никаких изменений не показывает. Для исключения погрешности за счет обрастания корпуса необходимо установить новый масштаб. Значение нового масштаба:
где М — первоначально установленный масштаб;
Vл — наблюдаемая скорость по лагу;
Vи — действительная скорость судна относительно поды в момент наблюдения.
После вычисления нового масштаба необходимо перевести лаг в режим масштабирования (переключатель рода работы в приборе перевести в положение «Масштаб») и с помощью потенциометров «Масштаб грубо» и «Масштаб точно» установить новое значение масштаба. После этого вернуть лаг в рабочий режим. Новое значение масштаба записать в формуляр лага и на карту в приборе . Установку нового масштаба можно производить как на ходу, так и при стоянке судна у причала и на якоре.
В схемы лагов ИЭЛ-2 и ИЭЛ-2М включен фильтр, осредняюший их показания. Поэтому при изменении судном скорости лаг фиксирует это изменение с некоторым запаздыванием. Фильтры имеют два постоянных времени, устанавливаемые по желанию судоводителя специальным тумблером. Первой постоянной рекомендуется пользоваться при плавании вблизи берегов и спокойном состоянии моря, второй постоянной - при плавании в открытом море и на сильном волнении.
Чувствительный элемент лага имеет и собственное название: – индукционный преобразователь (ИП).
Чувствительный элемент (ЧЭ) индукционного лага представляет собой изолированный корпус 1, внутри которого помещен электромагнит 2. Корпус установлен в подводной части судна так, что магнитный поток излучается в воду, освещая участок поверхностью S. При движении судна положительные ионы перемещаются в пределах участка S, как и в линейном проводнике, в направлении левого борта, а отрицательные – в направлении правого. Для измерения возникшей ЭДСп в корпусе ЧЭ установлены электроды Э1 и Э2 в плоскости, параллельной плоскости шпангоута. Напряжение с электродов поступает в схему лага для обработки и пре образует электрический сигнал в показания скорости судна.
1 – корпус ИП, 2 – электромагнит, 3 – днище судна