КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ | Хуснетдинова Фарида Минтагировна. Работа №364353
Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И. Ф. Харламов понимает под методами обучения "способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом". Н. В. Савин считает, что "методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения".
Методы обучения в педагогике представляют собой процесс взаимодействия учителя с учениками, результатом чего является не только передача и усвоение знаний, умений и навыков, которые был предусмотрены содержанием обучения, но и формирование мировоззрения и развитие познавательных возможностей учащихся. Слово “метод” в переводе с греческого «methodos» означает “исследование, способ, путь достижения цели”.
РЕФЕРАТ
по теме: «Классификация методов обучения»
Исполнитель:
Хуснетдинова Фарида Минтагировна
КАЗАНЬ, 2025
Хороших методов существует столько,
сколько существует хороших учителей
Д. Пойя
Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И. Ф. Харламов понимает под методами обучения "способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом". Н. В. Савин считает, что "методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения".
Методы обучения в педагогике представляют собой процесс взаимодействия учителя с учениками, результатом чего является не только передача и усвоение знаний, умений и навыков, которые был предусмотрены содержанием обучения, но и формирование мировоззрения и развитие познавательных возможностей учащихся. Слово “метод” в переводе с греческого «methodos» означает “исследование, способ, путь достижения цели”.
Современные достижения компьютерной техники убедительно доказывают нам, что под методами обучения можно понимать и "способ организации познавательной деятельности учащихся" (Т. А. Ильина) вообще без участия учителя. Таким образом, на современном этапе развития педагогики наиболее адекватным представляется следующее определение: методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.
В древности преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдение и повторение действий взрослых оказывались доминирующими в процессе передачи опыта. По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний простое подражание уже не могло обеспечить достаточный уровень и качество усвоения ребенком необходимого культурного опыта. Поэтому человек был просто вынужден перейти к словесным методам обучения. Это явилось своеобразной поворотной вехой в истории образования; теперь стало возможным передавать большой массив знаний за короткое время. В обязанности ученика входило аккуратное заучивание передаваемой ему информации. В эпоху великих географических открытий и научных изобретений объем культурного наследия человечества настолько возрос, что догматические методы с трудом справлялись с поставленной задачей. Общество нуждалось в людях, которые не только зазубривали закономерности, но и могли их применять. Следовательно, максимального развития достигли методы наглядного обучения, помогающие на практике применять полученные знания. Уход в сторону гуманитарных принципов и идеалов приводит к исчезновению авторитарных методов обучения, и на смену им приходят методы усиления мотивации учащихся. Дальнейший поиск привел к широкому распространению так называемых проблемных методов обучения, основанных на самостоятельном движении учащегося к знаниям. Развитие же гуманитарных наук, в первую очередь психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способностей и индивидуальности. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения.
В современной педагогике обучение характеризуется как вид познавательной деятельности человека, следовательно, процесс обучения является процессом познания учеником окружающего мира.
Принято выделяют три основные группы методов: методы обучения, методы воспитания, методы педагогических исследований. Наибольшую неоднозначность в определениях и, вместе с тем, практическую актуальность имеют методы обучения, взаимосвязанные с другими категориями дидактики: целями, содержанием, используемыми средствами, формами организации и результатами. Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Для достижения наилучших результатов в процессе воспитания и обучения необходимым условием является сочетание основных методов с нетрадиционными. Средства обучения в педагогике это – объекты, применяемые учителем в процессе усвоения знаний учащимися, это любые материалы, которые использует педагог в процессе обучения и воспитания.
Левина М.М. считает, что методам обучения свойственны следующие особенности:
· метод - это не сама деятельность, а способ ее осуществления, это схематизированный и проектируемый учителем способ деятельности, поэтому обязательно осознан;
· метод должен обязательно соответствовать цели урока. Если этого соответствия нет, то с помощью такого метода нельзя добиться ожидаемых результатов;
· метод не может быть неправильным, неправильным может быть только его применение. Если метод не отвечает возложенным на него задачам, он не является методом для достижения поставленной цели;
· каждый метод имеет свое предметное содержание. Знания, включенные в метод, образуют зону его действенности;
· метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. Метод определяет движение всей совокупности средств, предназначенных для решения учителем учебной задачи.
Вообще методом называется способ, или система приемов, с помощью которых достигается та или иная цель при выполнении определенной операции. Так что при определении сущности метода можно выявить два характерных его признака. Во-первых, здесь следует говорить о признаке целенаправленности действия, а во-вторых, о признаке его регуляции. Это так называемые стандартные характеристики метода вообще. Но есть и специфические, имеющие отношение лишь к методу обучения. К таковым, прежде всего, относятся:
- некие формы движения познавательной деятельности;
- какие-либо способы обмена информацией между учителями и учениками;
- стимулирование и мотивирование учебно-познавательной деятельности учеников;
- контроль за процессом обучения;
- управление познавательной деятельностью учеников;
- раскрытие содержания знания в учебном заведении.
Причем успех осуществления метода на практике и степень его эффективности напрямую зависят от усилий не только учителя, но и самого ученика.
Методы обучения должны соответствовать цели урока, содержанию учебного материала, формам организации познавательной деятельности учащихся, реальным учебным возможностям учеников, т. е. внутренним и внешним условиям для успешной учебной деятельности. Педагог при выборе метода обучения должен учитывать свои возможности по их использованию.
Очень важно помнить, что методы нужно использовать в совокупности, потому что единичный метод не даст возможности выполнить задачи и цели обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М., 1989.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000.- 325с.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.,2022г – 450с.
4. Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Конспект лекций. -Ростовн/Д:» Феникс», 2019. – 288 с.
5. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. М., Прометей, 1992.
6. Осмоловская, И.М. Словесные методы обучения. – М., 2008
7. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического
образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2019.
8. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика./ Учеб. пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс. 2002. – 544 с.
9. Педагогика под ред. Ю. К. Бабанского. М., Просвещение, 1983.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и ин-тов повышения квалификации. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
11. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М., 1997.
12. Электронно-библиотечная система «КнигаФонд» http://www.knigafund.ru/ раздел: учебная литература, дисциплина: педагогика. Педагогика: курс лекций: учебное пособие, Ч. 2. Общие основы педагогики. Автор: Пешкова В. Е. Издательство: Директ-Медиа, 2015.
13. http://ru.wikipedia.org/wiki