Классификация типов компьютерных ресурсов по геометрии для старшей школы | ЭЛИНА СЕРГЕЕВНА АВАГЯН. Работа №285423
Автор: ЭЛИНА СЕРГЕЕВНА АВАГЯН
Геометрический материал предоставляет прекрасные возможности для цельного и гармоничного развития интуитивного, логического, пространственного, символического и конструктивного компонентов умственной деятельности. Наибольший педагогический эффект достигается, когда учитель отбирает действительно необходимые и методически выдержанные программных педагогических средств, позволяющие учащимся лучше усвоить и понять учебный материал. Поэтому так важно выработать дидактически грамотное и критичное отношение к образовательным интернет - и CD-ресурсам. О специфике программных педагогических средств обучения геометрии хорошо раскрыто в тезисах.
Классификация типов компьютерных ресурсов по геометрии для старшей школы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г.Шахты «Лицей № 26»
( МБОУ г.Шахты «Лицей № 26») г.Шахты Ростовской области
Аннотация
Геометрический материал предоставляет прекрасные возможности для цельного и гармоничного развития всех компонентов умственной деятельности. Наибольший педагогический эффект достигается, когда учитель отбирает необходимые и методически выдержанные программные педагогические средства. О специфике программных педагогических средств обучения геометрии раскрыто в тезисах.
Литература
Андреев, А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. - М.: РАО, 1999.
Башмаков, А.И., Башмаков, И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М.: Информационно-издательский дом
Филинъ
, 200
Гордон, Л.Г. Информационные технологии в образовании и для общества знаний: существует ли универсальный ключ? [Электронный ресурс] Режим доступа
www
.confifap.cpic.ru
, свободный
–
Загл
. с экрана.
Дворецкая
, А.В
. Основные типы компьютерных средств обучения. – Школьные технологии, 2004, № 3
Долинер
, Л.И. Информатика: вводный курс: учеб. / Л.И.
Долинер
. – Екатеринбург, 2005.
Захарова, И.Г.
Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ.
высш
.
пед
. учеб
.
з
аведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Успешное изучение геометрии невозможно без развитого наглядного и абстрактно - теоретического мышления.
Наибольший педагогический эффект достигается, когда учитель отбирает действительно необходимые и методически выдержанные программных педагогических средств, позволяющие учащимся лучше усвоить и понять учебный материал. Поэтому так важно выработать дидактически грамотное и критичное отношение к образовательным интернет - и CD-ресурсам. Программные педагогические средства для обучения геометрии имеет свою специфику.
Программные средства компьютера в геометрии.
Графический редактор
Paint
. Демонстрация возможно
стей, связан
ных с геометрией.
Пакет анимационной графики 3D
Studio
Max
и его возможности: построение пространственных объектов.
Системы программировани
я и их графические возможности.
Специализир
ованный пакет «Живая геометрия».
На основе анализа различных научных подходов, можно выделит следующие классы ресурсов применительно к школьному курсу геометрии:
– энциклопедии, словари, справочные пособия;
– демонстрационные и иллюстративные материалы;
– электронные учебники;
– тренажёры, репетиторы, электронные задачники и системы контроля знаний;
– измерительные комплексы, виртуальные лаборатории;
–электронные учебно-методические комплексы дистанционного обучения и самообразования;
– виртуальные миры и активные мультимедийные среды.
Рассмотрим типы ресурсов, представляющих интерес учителей математики для преподавания геометрии школьного курса:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/УМК (http://school-collection.edu.ru/). Коллекция предлагает различные типы цифровых образовательных ресурсов, представляющих интерес учителей математики для преподавания геометрии школьного курса от отдельно представленных в цифровой форме фотографий, видеофрагментов, статических и динамических моделей, объектов виртуальной реальности и интерактивного моделирования, до ИИСС и ИУМК - полного набора средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса.
Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями и Текст/Текст с иллюстрациями, является важной составляющей организации учебного процесса. Гипертекстовые системы имеют две основные особенности: во-первых, они являются средством информационного обеспечения, а во-вторых, они способствуют развитию искусственного и естественного интеллекта: средство формирования базы знаний. Набор словарных статей позволяет учителю наполнять материалы уроков дополнительными сведениями, кроме того, эти ресурсы можно использовать при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. Коллекция содержит богатейший набор задач, представленных в виде текста, которые значительно расширяют базу задач школьного курса и могут служить материалом для организации кружковой и факультативной деятельности по геометрии. Среди этих задач много настолько нестандартных и интересных, что поиск их решения и само решение запомнится учащимся и без записи в тетрадях.
В содержание уроков обобщающего повторения «включается» задание – составить схему (граф-схему или гипертекст), отражающую взаимосвязь и соподчинение всех понятий, явлений, процессов изученных в данном разделе (теме).
На первом этапе работы с учащимися перечисляются основные понятия, изученные в данном разделе (теме). Все понятия записываются на доске.
На втором этапе учащиеся выделяют, какие понятия взаимосвязаны между собой по смыслу и причинно-следственным связям.
На третьем этапе показывают, как взаимосвязаны между собой, отдельные блоки понятий.
На четвертом этапе учащиеся приводят примеры проявления взаимосвязей в жизни или подготавливают задания по работе с созданной граф-схемой (гипертекстом).
Словарная статья «Аксиома параллельности».
Словарная статья «Эпициклоида».
«Что видим? – Нечто странное».
Изображенные на плоскости объемные фигуры при ближайшем рассмотрении оказываются невозможными в реальном мире. "Наука и жизнь", 1989, №11.
«Векторный и координатный методы решения задач»
Эффективные приемы использования указанных методов и примеры решения задач. Основные определения и формулы.
Презентация, широко используется в процессе обучения геометрии. Презентации (содержащие от одного до нескольких слайдов), использование которых позволит значительно повысить информативность и эффективность урока, динамизм и выразительность излагаемого материала. Информационно-справочное пособие может быть рекомендовано как для визуального сопровождения рассказа учителя, так и для организации самостоятельной работы учащихся по изучению материала. Графические (анимационные) возможности презентации, яркость и красочность фотографий несет тот эстетический заряд, который помогает лучшему усвоению материала.
Например, на уроке геометрии в 10 классе по теме: «Взаимное расположение прямых в пространстве» изложение материала сопровождается не как раньше плакатами и наглядными пособиями, а компьютерной презентацией, в которой достаточно наглядно показано взаимное расположение двух прямых в пространстве. На слайдах визуально представлены параллельные прямые, скрещивающиеся прямые, показано сколько можно провести прямых через точку С, параллельных прямой а, скрещивающихся с прямой а
Использование компьютерных презентаций делает уроки интересными, наглядными, существенно экономит время. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
Тесты. Одним из наиболее ответственных и трудоемких процессов при организации компьютерного тестирования, как метода контроля знаний, является разработка теста, который должен обладать определенными свойствами, характеристиками и соответствовать целям тестирования. Тесты позволяют в кратчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми и т.д. Использование тестов учениками в самостоятельном обучении дает им возможность самостоятельно найти пробелы в своих знаний, развивает способность творчески использовать полученные знания, умения и навыки в новых, нетипичных ситуациях.
Интерактивное задание. Интерактивные модели – очень важное средство наглядности, позволяющее решать многие проблемы обучения. Особенно четко это прослеживается при решении стереометрических задач. Иллюзия трехмерности, создаваемая на экране, позволяет сразу ввести учащихся в курс стереометрии. Например, интерактивный модуль «Векторы в стереометрических задачах», содержащий 5 интерактивных заданий, для решения которых предлагается использовать конструктор фигур и сечений - информационный инструмент, используемый для визуализации и решения заданий. При этом учащиеся могут видеть не только сами стереометрические тела, но и следить за ходом рассуждений, проникая, в частности, в идейный смысл курса.
На уроках геометрии мультимедиа-пособия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», которые помогают качественно и доступно излагать материал урока. В частности, при изучении темы «Цилиндр» использование наглядных моделей и интерактивных анимаций помогает проще и доходчивее объяснить понятия цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов; вывести формулы для вычисления боковой и полной поверхности цилиндра, продемонстрировать его сечения и развертки.
Тематические электронные модули на портале ФЦИОР. На портале ФЦИОР размещены электронные учебные модули открытых мультимедиа - систем. Тематика ресурсов по геометрии школьного курса многообразна. Кроме того, на портале можно найти методические рекомендации, направленные на ознакомление педагогов с особенностями применения тематических электронных учебных модулей и комплектов модулей методической поддержки.
Например: Вычисление угла между двумя прямыми.
Параллельность плоскостей. Признак параллельных плоскостей.
Параллельность плоскостей. Признак параллельных плоскостей.
Конструктивная деятельность учащихся всегда была важной составной частью изучения математики, а тем более геометрии. Компьютерные технологии позволяют расширить сферу этой деятельности, разнообразить ее, сделать более интересной и поучительной.