Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Классный час " Мы разные, но мы вместе" | Мой кабинет. Работа №354440

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Цель: формирование культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

- познакомить учащихся с понятием «толерантности», с основными чертами толерантной личности;

- воспитывать у детей уважение к себе, сверстникам, старшим; умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением.

- развивать умение действовать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Эпиграф: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».

Ход:

Организационный момент. 

Начинаем классный час,

Речь пойдет здесь лишь о нас.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать.

Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось - приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

Давайте с вами встанем в круг, возьмемся за руки, посмотрите друг другу в глаза, подарите свои улыбки. На сегодняшнем занятии вы будете сидеть не так как всегда. Мы разделимся на группы. У меня в руках разноцветные листочки и ладошки - предлагаю взять то, что вам больше понравилось. Приглашаю ребят с листочками сесть справа, а с ладошками - слева. У нас образовалось 2 группы.

 

Классный час «Все мы разные, но мы вместе»

Подготовила: Бондаренко Галина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №8 г. Томмот

Цель: формирование культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

- познакомить учащихся с понятием «толерантности», с основными чертами толерантной личности;

- воспитывать у детей уважение к себе, сверстникам, старшим; умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением.

- развивать умение действовать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Эпиграф: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».

Ход:

Организационный момент. 

Начинаем классный час,

Речь пойдет здесь лишь о нас.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать.

Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось - приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

Давайте с вами встанем в круг, возьмемся за руки, посмотрите друг другу в глаза, подарите свои улыбки. На сегодняшнем занятии вы будете сидеть не так как всегда. Мы разделимся на группы. У меня в руках разноцветные листочки и ладошки - предлагаю взять то, что вам больше понравилось. Приглашаю ребят с листочками сесть справа, а с ладошками - слева. У нас образовалось 2 группы.

   - Чему будет посвящен наш разговор, вы узнаете, выполнив задание. Расположите числа в порядке возрастания. (Толерантность) (Слайд 2)

Сегодня наш разговор будет посвящен толерантности. 16 ноября ежегодно отмечается  Международный день толерантности. Слово, возможно, не всем знакомо, да и звучит совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и тот, кто обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими.  Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом. (слайд 3)

 - Что такое толерантность, по-вашему?

Давайте обобщим всё сказанное вами. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.

Я предлагаю вам посмотреть один мультфильм. «Мультфильм о толерантности» (слайд 3)

Обсуждение мультфильма:

- Почему все засмеялись, когда увидели зеленого человечка?

- Какой выход нашел герой? Ему это помогло?

- Кто помог? Как Фея спасла ситуацию?

- Ребята, подумайте, а что произошло дальше?

 

Толерантность

Терпимость

Прощение

Сострадание

Принятие

другого

таким, какой он есть

Милосердие

Уважение человеческого достоинства 

(слайд 4)

               Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Характеры у людей тоже разные. Кстати, по тому, какой цвет выбирает человек (отдает предпочтение), можно многое узнать о его характере.

- Положите перед собой карандаши следующих цветов: жёлтый, красный, голубой, зеленый.

- Выберите один карандаш, цвет которого вам нравится больше.

Если вы выбрали голубой цвет, значит вы человек впечатлительный, привязчивый, при этом легко впадаете в уныние в минуты неудач.

Если же вам приглянулся зеленый цвет, значит, вы прямолинейны, самоуверенны, обладаете желанием насильно улучшать других.

Если ваш любимый цвет красный, значит, вы мечтаете о том, чтобы ваша жизнь всегда была наполнена новыми. Яркими впечатлениями, встречами, событиями. Также очень может быть, агрессивность - это ваша проблема.

Желтый цвет выдает стремление к независимости и надежду на счастливую жизнь.

А какими качествами должен обладать человек, который стремится оказывать помощь? Попробуем назвать эти качества, поиграв в игру «Колесо волшебных слов»

Работа в группах

 -  Толерантным  быть не легко, но этому можно и нужно учиться. Сегодня мы с вами поговорим «Учимся быть толерантными».

Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях. (слайды 5-6)

Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно  посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.

1 ситуация.

На перемене Петя и Коля играли в догонялки, а Катя  у окна читала книгу.  Вдруг мальчики, пробегая мимо,  толкнули  девочку.  Катя упала и, сильно ударившись, заплакала.

-Чего тут стоишь на дороге? -  возмущенно сказал Петя!

- Сама виновата! Рева! – поддакнул  своему другу Коля. – Попробуй только учительнице пожалуйся. – И показал ей кулак.

Подумайте:

1. Как вы оцениваете поступок мальчиков? Толерантно ли они вели себя по отношению к Кате? Хотели бы вы оказаться на месте Кати?

2. Как, по вашему мнению, должны были поступить мальчики?

2 ситуация.

 На перемене в классе  ребята показывали друг к другу свои мобильные телефоны!

-Смотрите, какой у меня крутой телефон, - хвастался Генка. – Мне папа вчера купил!

-У меня не хуже твоего, между прочим, - сказала Таня.

-А у меня  зато самый большой!- закричал Олег.

-А у меня самый дорогой, - радостно сообщил Сережа.

Тут все посмотрели на Колю, который сидел за партой с опущенной головой. Ему нечем было похвастаться, так как их семья не могла позволить себе купить ему дорогой телефон.

- Колян, - а ты чего не хвастаешься, - закричал ему Генка. – У тебя –то телефон вообще  крутой! Из прошлого века!

И все засмеялись!

Подумайте:

1. Одобряете ли вы поступки ребят? Почему? Толерантно ли они себя вели по отношению к своему однокласснику? Хотели бы вы оказаться на месте Коли? Почему?

2. Что бы вы посоветовали ребятам?

3 ситуация.

Петя в классе был самым слабым учеником, все школьные предметы давались ему очень сложно. Но он старался.

На перемене Ваня, пробегая мимо парты Пети, ловко схватил его дневник, открыл  и начал на весь класс комментировать отметки:

- Посмотрите-ка, как учится наш «отличник»! По русскому два, по математике 2, по технологии два! – ехидничал Ваня.

- О, смотрите, а по физкультуре «трояк»- заглядывая в дневник, сказала Лера.

- Видать, учитель перепутал двойку с тройкой.

-Отдайте дневник, - обиженно сказал Петя.

-Сейчас! – засмеялся Ваня и перебросил дневник  Вадику, который сидел через ряд.

-Как вам не стыдно, - сказала Марина,  забирая дневник у Вадика. –На свои оценки посмотрите. Сами-то  лучше?

Подумайте:

На чьей вы стороне: на стороне Марины или остальных одноклассников? Почему? Толерантно ли они себя вели? Хотели бы вы оказаться на месте Пети?

Какой совет вы могли бы дать ребятам?

 (Дети обсуждают в группах ситуации и высказывают общее решение группы.)

 -С различными конфликтами в жизни, к сожалению, мы сталкиваемся довольно часто.        

– А как вы понимаете, что такое конфликт?                                                                                                           - Но все люди по-разному относятся к этой проблеме. Кто-то решает мирным путём, кто-то – силой и есть люди, которые стараются остаться в стороне. В мире птиц есть нам аналоги. Это – голубь, ястреб и страус. 

Определите, кто какую группу людей символизирует? (слайд 7)

А как вы думаете, вы сами люди толерантные? Давайте проверим. Тест «Кто Я?»  (слайды 8-9)

Толерантности мы учимся и у литературных героев. Назовите  героев, где явно видны толерантные и интолерантные отношения. (слайд 10)

Игра «Ворона»  (слайд 11)

Учитель сообщает каждому ребёнку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка). Одному – слово ворона. Не говоря того слова, что им сказали, а произнося лишь звуки, которые издают эти животные, дети должны найти «своих».

-Как вы узнали, где ваша группа?                                                                                                                                            егко ли было найти своих?                                                                                                          Вороне:    очему никто не обращал на тебя внимания?                                                                                   -Как ты себя чувствовал? Тяжело быть одному?                                                                                                отели ли вы быть на месте вороны?

Игра «Собери пословицу» (проверка на слайде 12)

- Сейчас мы посмотрим, как хорошо вы знаете пословицы о дружбе и о друзьях. У вас на столах листочки со словами, из которых вы должны собрать 2 пословицы. Затем каждая группа выйдет и встанет так, чтобы получилась пословица

1. Человек без друзей, что дерево без корней.

2. Жизнь дана на добрые дела

3. Мир строит, война разрушает.

4. Всякому мила своя сторона

5. Семья в куче – не страшна и туча

6.Старый друг – лучше новых двух.

(Проверка работы в группах)

Знакомство с притчей « Как победить гнев?» ( слайд 13)

Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный человек.

И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.

В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остаётся такой же шрам, как эти дыры.

- Скажите, о чем заставила вас задуматься эта притча?

- Почему старик дал своему сыну такой совет?

- Какой можно сделать вывод из этой притчи?

- Не важно, сколько раз ты извинишься, - «шрам» в душе останется.

- Когда вы ругаетесь с кем-то или хотите сказать что-то обидное, вспомните эту притчу. Словом можно обидеть человека так, что он будет помнить это всю свою жизнь.

Стихотворение (читает ученик):

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Свое тепло другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих,

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

Но все же посмотри:

Как много у него друзей,

А злой всегда один.

Знакомство с притчей «Два волка» (слайд 14)

- Мне хочется познакомить вас ещё с одной притчей.

                        Два волка

        Когда-то давным-давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

        -В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.        

        Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

        - А какой волк в конце побеждает?

        Старик улыбнулся и ответил:

        - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Ребята, согласны ли вы со словами деда, что в каждом из нас живут такие волки?

        Эта притча – одна из самых моих любимых. Небольшой текст, а как много мудрости заключено в этих словах! Она рассказывает о двух состояниях души человека. Иногда побеждает добро, а иногда и зло.… Но одного  без другого не бывает. Выскажите предположение: почему добро и зло в притче представлены в виде волков?

        -  В притче могли быть собаки, но с собаками можно договориться, т.к. они домашние животные. А со злом даже на чуть-чуть нельзя соглашаться. Но не возможно всегда быть чистеньким и праведным (святым). Но мы должны сказать злу однозначное «НЕТ!» и сделать это своей принципиальной позицией.

        - Как вы думаете, почему старик не даёт своему внуку чёткого ответа на вопрос о том, какой волк побеждает?

        - Старик хотел, чтобы внук сам принял решение и нашёл ответ на свой вопрос. Человек сам хозяин своей жизни.

        - Добро и зло – понятия относительные. И взрослым и детям очень тяжело сделать правильный выбор в некоторых ситуациях, не лгать, не завидовать. Прочитайте последнее предложение. Что означает «кормить добро»? (Совершать добрые поступки, а не совершать плохие).

        - Ведь, если не кормить растение или животное, то оно ослабеет. Поэтому достаточно не подпитывать  злого волка новой пищей. Вы, наверно догадались, что отрицательные поступки разрушают самого человека и всех, кто его окружает.

        Недаром есть пословицы «Как аукнется, так и откликнется», «Не рой другому яму – сам в неё попадёшь».

        - Ребята, назовите качества, которые вы цените в своих друзьях? (доброта, честность, взаимопомощь, справедливость, великодушие и пр.).

        - А как вы думаете, какими считают вас ваши друзья? (ответы детей)

        - Видите, никто из вас не сказал, что хотел бы видеть рядом с собой жадного, лживого, завистливого человека. Значит, нам всем хочется быть на стороне добра.        

- Чем же нам кормить «доброго волка»? (совершать добрые поступки, помогать друзьям, любить семью, не лгать, не завидовать, не сквернословит;

-  Воспитывать в себе лучшие качества: доброту, честность, справедливое отношение к своим и чужим поступкам;

- Надо учиться принимать ответственные решения и вовремя исправлять сделанные ошибки.

-  А вы задумывались над тем, какого волка в себе вскармливаете?  

-  А мне хочется пожелать, что бы вы были сильными и стойкими, с достоинством шли по жизни и выходили всегда победителями в схватке со «злыми волками».         

Познакомься с правилами толерантного общения

Уважай собеседника.

 Старайся понять то, о чём говорят другие.

 Отстаивай своё мнение тактично

 Будь справедливым, готовым признать правоту

другого

.

 Ищи лучшие аргументы.

 Стремись учитывать интересы других.

Человек не может жить один. Так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.                                                                                 Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила

Рефлексия

А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Чем мы похожи?»

- Встаньте, кто родился зимой

- похлопайте в ладоши девочки

- попрыгайте мальчики

- закройте глаза, кто боится темноты

- поднимите правую руку те, кто любит мороженое

- поднимите левую руку те, кто любит читать

- потопайте ногами те, кто учится в 8 й школе

Учитель: МЫ РАЗНЫЕ?

- Да.

- И в этом наше богатство

- А теперь давайте встанем в круг очень плотно к друг другу, положим руки на плечи, вытяните правую ногу, а на левую присядьте. А один человек сможет так играть! (НЕТ)

МЫ ВМЕСТЕ! И в этом наша сила!

Творческая работа «Эмблема толерантности».

Включить песню «Давайте дружить»

- Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно? (Чтобы не было войны на Земле и все люди, независимо от цвета кожи, их национальности, жили счастливо).

Вывод: Все дети должны быть вместе.

- У вас на столах лежат цветочки, напишите на них что-нибудь приятное для тех людей, которых вы могли недавно обидеть или просто напишите приятные слова для людей, которым хотите доставить радость.

Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как травы с лугом.
Как ветер с полем, поля с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×