классный час " Поговорим о сквернословии" | Мой кабинет. Работа №352000
Классный час на тему " Поговорим о сквернословии" очень актуален в наше время. Материал подготовлен на основе наблюдений за общением людей в обществе. И нацелен на переосмысление человека выражаться нецензурной бранью. Хотя в наше время это болезнь общества. Люди престали правильно и культурно раззговаривать. И самое проблемное перестали читать русскую классику и общаться на культурном языке.
Федеральное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области»
Тема работы:
«Наше условие: долой сквернословие»
Подготовила учитель ФКОУ СОШ УФСИН
России по Волгоградской области
Омельченко М.И.
2019 г.
Введение
Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Ещё в древности люди заметили, что слово благое обладает целительной силой. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе. Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова. Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей, артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу «Нет ничего заразнее мата». Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни.
Выбранная тема: “Наше условие: долой сквернословие!” является актуальной, особенно в нынешней жизни, т.к., в XXI век мы вошли с несколькими нерешенными проблемами и одной из них - проблемой засорения нравов. Ненормативная лексика стала подлинным бичом нашего общества. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. В тоже время это является защитной реакцией на воздействия, которые противоречат потребностям подростка. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, обучающиеся стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. Употребление ругательств и нецензурных слов без всякого на то повода и причины в будущем приведет к проблемам социализации подростка после окончания учебных заведений. В 2019 году школе в рамках месячники «От экологии края до экологии души» проходил конкурс « Самый вежливый». В этой номинации первое место занял ученик 10 а класса Бобаров Игорь. Являясь классным руководителем этого класса продолжила работу в заданном направлении: индивидуальные беседы, работа с родителями, которые посещают своих детей в течении года все это дало положительный результат. По мнению учителей, воспитанники стали меньше употреблять нецензурную брань в своей речи и делали замечания другим учащимся. Разработала и провела классный час
« Поговорим о сквернословии», на котором воспитанники познакомились с историей появления сквернословия и ответили на вопросы анкеты разработанной совместно с психологом. Творческая группа учащихся подготовила презентацию на классный час и выступила перед учащимися 5-8 классов.
Пояснительная записка
Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Предлагаемый сценарий содержит материал для беседы о силе слова, о значении слова в жизни людей, о вредных последствиях сквернословия, о том, как сквернословие влияет на здоровье и психику человека, каковы пути преодоления этой привычки. Основная задача учителя не напугать детей фактами, а убедить их в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни. Материал ориентирован на аспекты позитивной профилактики сквернословия с учётом возрастных особенностей учащихся. Методические приёмы: беседа, игра, дискуссия, творческие задания.
Настоящая методическая разработка составлена в помощь классным руководителям для проведения классных часов по нравственному воспитанию учащихся. Она помогает формировать у ребят ответственность за свои слова и поступки.
Классный час «Поговорим о сквернословии»
Ход мероприятия
Одной из примет последних десятилетий – постигшей нас духовной и культурной катастроф – стало сквернословие. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат все глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества.
Матерщина свободно и горделиво льется в разговорах взрослых людей на улице, в телефонном общении, в вузовских и школьных коридорах, со сцены экрана, со страниц печати. Мат не избирателен по полу, и некоторые «дамы» особенно в нежном возрасте способны заткнуть за пояс иного бомжа.
Нам пытаются навязать мысль, что русский язык вообще невозможен без мата.
Попытаемся разобраться.
Цель: информировать подростков о проблеме сквернословия
Задачи:
Познакомить с историей сквернословия
Предупредить о вреде здоровью
Выявить сущность мата
- Побуждать к нравственному самосовершенствованию.
Учитель: Что же такое сквернословие?
Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатныевыражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревлематерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».
Что такое скверна ?Большой толковый словарь русского языка под ред. С. Ожегова)
«Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное,нечистота, грязь, нравственное растление, все богопротивное»
История возникновения сквернословия
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидится, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.
Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. С помощью матерной брани земледелец-славянин отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка.
Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани.
Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.
Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
Ребята, в каких целях используется мат в современном мире?
В наше время мат используется
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к «своим».
Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).
Учитель: Так уж безобидна эта вредная привычка?
Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.
Очень хорошо это выразил М.Матусовский в своём стихотворении:
Ученик
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков
Учитель: Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию все дозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
Чтобы доказать всю опасность сквернословия, ученые провели ряд исследований
Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряевапришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслейобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат.
Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппаратечеловека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут квырождению человека.
Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в
электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).
Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. Врезультате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы.
Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Сообщения учащихся.
Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом.
На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают
информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.
Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные “благословляли” т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением в 10 000 рентген. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.
Другая группа учёных под руководством доктора биологических наукИ.Б.Белявского – 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.
Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.
Учитель: Вот такие, ребята, неопровержимые факты. В Библии сказано: “От слов своихосудишься, от слов своих оправдаешься”. С православной точки зрения: «Сквернословие – это грех!» Церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит
Борьба со сквернословием
Учитель: Как борется с матом закон
Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
У того, кто сквернословит, есть 2 пути:
первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включитьпрограмму самоуничтожения.
И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования,путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти.
Учитель: Запомните!
*"Сквернословие может превратиться в привычку, от которой трудно избавиться".
• "Стоит только начать сквернословить, и бранные слова будут легко срываться с твоихгуб.
• "Хорошие люди не сквернословят, а я хочу, чтобы люди считали тебя хорошим".
• "Сквернословие оскорбительно для многих".
• "Люди могут подумать плохо о твоей семье. А это значит, что из-за твоего поведениястрадает репутация каждого из нас".
• "Значение некоторых бранных слов граничит с сексуальным домогательством илирасовым оскорблением. Такие слова не только обижают тех, кому они адресованы, номогут также привести к серьезным проблемам с законом".
Учитель: Язык — это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учитьсявладеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена.
И.С. Тургенев сказал: «Берегите чистоту языка, как святыню!»
Русские пословицы свидетельствуют о том, что умная беседа, красноречие издавна высоко ценились на Руси.
В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и
свой
потерять.
Хорошее слово – половина дела.
С
умным
разговориться – что меду напиться.
Красно поле пшеном, а беседа умом.
Учитель: Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
Подведение итогов
Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? (ответы учащихся)
Учитель: Будьте здоровы!!! Берегите себя и своих близких!!!
Анкета «Твое отношение к сквернословию»
Как ты относишься к сквернословию
?
(
пол. ,
отр
., все равно)
Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова и выражения? (никогда, редко, часто)
Волнует ли тебя проблема чистоты языка? (волнует, не волнует, никогда не задумывался об этом)
Можешь ли исключить
нецензурны
е
слов
а из своей речи
(
да, нет, не знаю)
Нецензурные слова среди мол
одежи употребляются, потому что
(не хватает других, хороших слов; это способ самоутверждения в глазах других людей; свой вариант)
Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов? (
да, нет, бесполезно)
Как бороться со сквернословием? (системой штрафов, воспитанием, самовоспитанием, свой вариант)
Хотел бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова? (да, нет, свой вариант)
Вывод: Самым важным и научно подтверждённым является то, что сквернословие опасно для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, проводит к раннему старению и преждевременной смерти. Я считаю, что моя работа благотворно повлияла на изменения культуры общения, искоренение « слов паразитов» в своей речи. В конце классного часа, ребятам дана была анкета. По результатам можно понять, что родной русский язык имеет место быть. Воспитанники стремятся быть воспитанными, культурными и стараются по мере возможностей общаться правильно и красиво.
На ум приходят строки из стихотворения «Слова» ВадимаШефнера,
Словом можно убить,
словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать,
и предать, и купить,
Слово можно
в разящий свинец перелить.