Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Классный час для студентов СПО: Правовые знания | Плешакова Валентина Семеновна. Работа №342879

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Цель: формирование правовой культуры студентов

Задачи:

- упорядочить знания о правонарушениях, ознакомить с видами нарушений и наказаниями за них;

- развивать представления о последствиях противоправных деяний;

- способствовать осознанному выбору жизненных позиций;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

ГБПОУ РМ Зубово-Полянский педагогический колледж
Классный час Правовые знания
(деловая игра)
Мастер производственного обучения: Плешакова В.С.
2017 г.
Тема: Правовые знания
Цель: формирование правовой культуры студентов
Задачи:
- упорядочить знания о правонарушениях, ознакомить с видами нарушений и наказаниями за них;
- развивать представления о последствиях противоправных деяний;
- способствовать осознанному выбору жизненных позиций;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Источники информации:
Нравственное воспитание школьников на основе педагогического наследия В.А. Сухомлинского Уроки сосредоточивания ума
https://kopilkaurokov.ru/
https://nsportal.ru/
Ход классного часа:
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и постановка цели занятия:
Тема нашей встречи Правовые знания. И начнем мы ее с разговора о том, что нужно человеку, и взрослому, и подростку, чтобы жизнь наша была справедливой и потому радостной и счастливой.
Чтобы так жить, надо соблюдать нормы поведения.
Например, нормы (правила), оценивающие поступки с точки зрения добра и зла (помогать и любить ближнего, не красть, не лгать и т.д.). Такие правила называются нормами морали, нравственности, этики.
Если мы хотим определить, что нам прибыльно или выгодно, то мы применяем экономические нормы. Скажем такое правило: Выгодно выполнять работу качественно и в срок.
А когда мы рассматриваем поступки с точки зрения государственной пользы, это мы говорим о политических нормах. Граждане должны принимать участие в выборах.
А если мы оцениваем красоту, гармонию каких-то вещей или поступков, мы пользуемся нормами эстетики. Например: Носить грязные рубашки некрасиво.
Здесь уместно прочитать Десять нельзя Василия Александровича Сухомлинского (каждая из групп зачитывает по несколько правил и анализирует).
ДЕСЯТЬ НЕЛЬЗЯ ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СУХОМЛИНСКОГО
Прочти и призадумайся – выполняешь ли ты эти десять нельзя?
Нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно придаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда – ты прекрасно знаешь об этом – старшие не могут позволить себе отдыха.
Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство…
Нельзя вступать в пререкания со взрослыми людьми, особенно стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие-то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, чтобы не обидеть.
Нельзя выражать недовольстве тем, что у тебя нет той или иной вещи…
Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не даст себе, - лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье…. Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе…
Нельзя делать то, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где-то в стороне…
Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам – твое слово, твоя улыбка, твое обращение – бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горечь одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика отца, даже если ты уже станешь стариком, бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда другой радости, кроме радости человеческого общения, у него не может быть.
Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться.
Нельзя садится обедать, не пригласив старшего, нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек или женщина.
Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность – уважение человеческого достоинства.
(Из книги Нравственное воспитание школьников на основе педагогического наследия В.А. Сухомлинского Уроки сосредоточивания ума).
- Много запретов…но это и законы, которые определяют нашу жизнь. Попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
3. Основная часть:
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
- Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?
- Жители стали жить по законам.
- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, появилось право и закон.
(студент): Право вобрало в себя такие религиозные, моральные, экономические, политические и другие правила, без которых становится невозможной совместная мирная жизнь людей. Поэтому среди всех правил поведения выделяются самые важные, самые необходимые, нарушение которых очень опасно для всего общества. Эти самые важные правила и становятся правом.
Значит, правовые нормы отличаются от всех других тем, что они самые важные для совместной жизни людей. Еще очень важно, чтобы эти нормы были общими – для христиан и мусульман, для демократов и коммунистов, рабочих и коммерсантов. Такие сложные общие дела уже не мог решать один человек, поэтому возникает государство, которое и охраняет право. Оно (государство) помогает людям защищать свои права через суд и другие государственные органы, охраняет их от нарушений права при помощи милиции, суда, тюрем. Кроме того, государство записывает самые важные правила и издает их в виде законов.
(студент): Закон – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
Кроме Конституции существуют: Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс.
Задание 1
- В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске).
- Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).
Выберите права и обязанности (распределить таблички)
Права
Жить и воспитываться в семье
Получить паспорт гражданина РФ
Работать в свободное от учебы время
Право на охрану здоровья
Обязанности
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.
Соблюдать Устав колледжа, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность
Рассмотрим понятие нарушений:
Задание 2
Вам дано три понятия Проступок. Правонарушение. Преступление
Необходимо к этим понятиям найти определения.
Проступок. Правонарушение. Преступление
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим несколько ситуаций:
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)
- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – Распитие алкогольной продукции в общественных местах.
- Представьте себе следующую ситуацию.
Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
(эти ребята совершили преступление)
- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
- В Уголовном Кодексе Российской Федерации описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
Задание 3
игра Судья(прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор)
Ложный звонок
Ситуация 1: В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!
Нанесение побоев
Ситуация 2: К сообщившему о теракте подходит ученик и бьет его учебником по голове, сообщивший падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.
Ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.
Порча чужого имущества
Ситуация 3:На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.
Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.
-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это Я ведь не нарочно!), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет.
Осквернение зданий и транспорта
Ситуация 4: В класс вбегают мальчишки:
– А Спартак выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!
Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.
Подведение итогов
Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×