Классный час "Дорогою добра" ☼ | Евгения Андреевна Габова. Работа №234348
Автор: Евгения Андреевна Габова
конспект классного часа для учащихся 3 - х классов.
Конспект классного часа для учащихся 4 класса
«Дорогою добра…»
Цели и задачи:
формировать в сознании детей понятие «доброта»;
р
азвивать чувство взаимопомощи,
внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;
расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;
пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков;
Оборудование: презентация к классному часу, 2 конверта для команд с пословицами, бумажная кукла, солнышко доброты (лучи солнышка), словари, песни дорогою добра, кота Леопольда.
Ход классного часа
Учитель: Сегодня мы с вами собрались в такой уютной кампании, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.
Качество это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец ДОБРОТА. (Слайд 1)
А чтобы настроиться на такой важный разговор, обязательно нужна добрая песня.
Какие вы знаете песенки о добре? (ответы)
Звучит песня «фунтика»
Учитель: Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете? (ответы детей)
Учитель: Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, давайте узнаем, что такое доброта.
Работа в словарях:
Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Доброта - всё положительное, хорошее, полезное. (Слайд 3, 4)
У слова «доброта» есть много родственных слов:
Добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый;
Добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный;
Доброжелательный - желающий добра;
Добропорядочный - приличный, достойный одобрения;
Добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом;
Добросовестный - честно выполняющий свои обязанности;
А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.
Учитель:
Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».
Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». (слайд 5)
Ученица:
Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы, с тобой добрей.
Учитель:
В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными.
Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся.
Работа в группах (раздаточный материал)
В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно.
Проверим, что у вас получилось. (Слайды 6 - 7)
1 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Без добрых дел нет доброго имени?
2 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Не одежда красит человека, а его
добрые дела»?
Поговорим об этом подробнее.
Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу вас помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Ученики называет обидные слова, учитель загибает края куклы)
Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось? (ответы детей)
- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова)
- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека. (Слайд 8).
2 ученица
Утешить можно им, помочь
Развеселить, совет дать снова
Но ты запомни лишь одно
Всегда должно быть добрым слово.
Ах; как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Учитель: Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым?
(доброта должна быть в душе)
Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
Учитель: А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя жесты. Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет, то топайте ногами.
Можно ли назвать добрым человека, который:
• делает что-то полезное для людей;
• делает домашнее задание за кого-то;
• ждёт, когда его позовут на помощь;
• переводит старушку через дорогу;
• накормит бездомного котёнка;
• заберёт обратно подаренную вещь;
Учитель:
Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра.
Учитель: Назовите антоним к слову добро (зло)
Откуда берётся зло? Ответы:
От злости, от гордости, от плохих черт характера. Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие.
Ученица:
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
Твори добро, чтобы любя,
Добро тебя нашло.
Зла не верши, чтоб и тебя
Не погубило зло.
Словами, мыслями, делами
Твори добро, борись со злом.
Всегда, везде, где только сможешь,
А главное - в себе самом.
Задание: составить правила доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым (Слайды 9, 10)
• Делись последним с другом.
• Помогай людям
• Защищай слабого
• Не завидуй
• Прощай ошибки другим
Вспомните, как называется сказка о волшебном цветке, который исполнял желания?
Как девочка Женя использовала лепестки? На что она потратила последний лепесток? (Чтобы мальчик Женя был здоров)
Давайте посмотрим этот отрывок.
Отрывок из мультфильма «Цветик – семицветик»
Учитель: Почему последний лепесток вернулся обратно к бабушке? (Потому что Женя потратила его не зря - сделала доброе дело)
Какая из половиц подходит к этой сказке? (Слайд 11).
• Спеши делать добро.
• Добрые дела красят человека.
• Доброе дело добром вернётся.
Учитель: А какие добрые дела можем сделать мы с вами? Кому нужна наша доброта? (Старикам, детям, животным, растениям, другим людям)
Давайте подумаем, а что бы мы могли доброе сотворить? (Помочь бабушке перейти дорогу, соседке поднести сумку, придержать дверь, помочь малышу на детской площадке сесть на качели, помочь молодой маме вынести коляску, накормить кошку или собаку косточкой из супа, птиц в парке, сделать кормушку, помочь дома маме, папе, бабушке, дедушке).
Учитель: А сейчас давайте устроим музыкальную паузу и споём песню самого наидобрейшего кота в мире «Песенку Леопольда».
Звучит клип «Песня кота Леопольда»
Учитель: Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.
Ситуация 1.
Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
Ситуация 2.
Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.
Учитель: Скажите: в каком случае доброе дело совершалось бескорыстно, а в каком для себя?
Учитель: Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?
Учитель: Какой бы вы совет ему дали?
Задуматься и творить добро ради самого добра, и всегда быть в этом бескорыстным.
Итог:
Учитель: Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось бы узнать, а к какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств).
На доске солнышко без лучиков, лучики у ребят им нужно написать какой-то добрый поступок, который они совершали и затем приклеить его на доску. (солнышко добра!!!) звучит песня фунтика о добре.
Учитель:
Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.
Наш классный час окончен. Всем спасибо.
Приложение №1
Кто любит добрые дела,
тому и жизнь мила.
Злой не верит,
что есть добрый.
Без добрых дел
нет доброго имени.
На добрый привет -
добрый ответ.
Жизнь дана на -
добрые дела.
Не одежда красит человека,
а его добрые дела.
Добрые слова
дороже богатства.
Доброе слово лечит,
а злое калечит.
Худо тому,
кто добра не делает никому.
Приложение № 2
Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал…
Если ясный день, это хорошо,
А когда наоборот – плохо.
Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно…
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот – скучно!
Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал…
Если ясный день, это хорошо,
А когда наоборот – плохо.
Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно…
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот – скучно!