Классный час: «Как заслужить уважение?» | Мария Сергеевна Гринева. Работа №287314
Автор: Мария Сергеевна Гринева
Конечно, Вы замечали, что с точки зрения отношений с окружающими, есть два типа людей: те, кто украшает любую компанию, с кем интересно и весело, и те которых мало уважают окружающие его люди. Почему так происходит и как общаться так, чтобы тебя уважали? Начните менять себя, а не меняйте других, и тогда, со временем, придёт уважение, и Вы наладите отношения с окружающими. Если Вы хотите чувствовать себя полным жизненных сил, эмоционально стабильным и добиться уважения, необходимо в первую очередь познать себя. Познание самого себя поможет построить отношения с окружающими на основе эмпатии, доверия, любви и уважения, счастья и общих целей.
Тема «Как заслужить уважение?»
Цель: формировать культуру толерантности у учащихся младшего школьного возраста; ознакомить учащихся с понятиями«уважение», «достоинство», «толерантность»; воспитывать у учащихся уважение к себе, сверстникам, старшим;
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях;
Предметные: развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение;
Метапредметные: умение высказывать свою точку зрения и доказывать ее, умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей умение контролировать и оценивать учебные действия, излагать свое мнение.
Оборудование: компьюер,карточки для групповой работы
Этапы
Хронометраж
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный момент
словесный: слово учителя
1 мин
Здравствуйте, ребята.Сначала присядут те,у кого хорошее настроение,теперь садятся все остальные.
Приветствовать учителя
Положительный эмоциональный настрой на работу
Л: самоопределение к учебной деятельности
Р: самоорганизация
Мотивационный
Словесный: слово учителя;
Наглядный: учебная презентация;
5 мин
- Чтобы определить тему нашего классного часа,мы предлагаем вам послушать притчу. Слушайте внимательно и подумайте, какая из позиций более всего дает ответ на вопрос :"Что значит проявлять уважение, быть уважаемым человеком?"
Притча «Чистый родник»
«Путник, будь чистым, как этот родник».
Три путника встретились у одного родника. Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви, листья которого затеняли русло. Вода в роднике была чистая, холодная, как лёд, и блестела, как стекло. У самого источника кто-то положил камень и высек надпись: «Путник, будь чистым, как этот родник».
Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, сказал:
–Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днём и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли, и чем дальше течёт, тем больше вливается в него других ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, станешь великим и уважаемым человеком». Вот о чём говорит эта надпись, как я разумею.
Второй путник , качая головой, сказал:
– Нет, я думаю не так. Смысл надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов служить всем: кто изнывает от жары, тому он даёт прохладу; кто хочет пить, тому утоляет жажду, и за всё это он ни от кого не ждёт награду.
А если так, то смысл этой надписи таков:" если делаешь кому-то добро, то не возлагай на него обязанность ответить тебе тем же и тогда станешь великим и уважаемым человеком». Вот о чём говорит эта надпись.
Третий путник ответил так:
– Я думаю иначе. Если бы вода стояла спокойно на одном месте, то трава и мусор замутили бы и загрязнили его. Но, так как вода течёт беспрестанно и днём, и ночью, родник остаётся всегда чистым, и за это его любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник и тогда станешь великим и уважаемым человеком». Вот о чём, по-моему, говорит эта надпись.
– Как вы поняли, в чем смысл этой притчи?
– Скажите, позиция кого из трех путников более всего дает ответ на вопрос :"Что значит проявлять уважение, быть уважаемым человеком?" Почему?
-Смысл какого понятия мы должны понять?(Уважение)
-Подумайте и подберите однокоренные слова, к слову уважение.(Уважать, уважить, уважительный).
-Как вы думаете,как будет звучать тема нашего классного часа?
-А какие цели мы поставим?(слайд)
Кого можно уважать
К кому можно проявлять уважение?
Как стать уважаемым человеком?
Принимать установку учителя
Слушать рассказ учителя
Рассуждать
Отвечать на вопросы
Беседовать с учителем
Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности
П: анализ, синтез;
выявлять существенное:
осознавать познавательную задачу;
К: учет различных точек зрений; построение речевого высказывания.
Р: обоснования своего суждения
Актуализация опорных знаний
Словесный: слово учителя;
Наглядный: учебная презентация;
7-10мин
- Давайте посмотрим на слово «уважаемый» и обратимся к словарям за определением этого слова.
Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова дает нам такое определение:
«Уважение –это почтительное отношение, основанное на признании чьих либо достоинств»( на слайде).
А теперь,давайте,посмотрим на определение из толкового словаря Владимира Ивановича Даля: «Уважение-это почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства; ценить высоко»
-Попробуем дополнить слово «уважение» до словосочетания. Уважаемый человек
- Сегодня на уроке мы должны наполнить смыслом это словосочетание.
- Сейчас на слайде будут пословицы, ваша задача объяснить смысл.
«Где есть ум, есть и уважение»
- Всякий ли умный достоин уважение?
Есть умные, которые живут только для себя.Умный человек достоин уважения, если ум его направлен на умные дела.
Давайте приведем примеры известных умных людей достойных уважения. Приведите примеры умных людей, чей ум направлен на добрые дела
-Посмотрите,пожалуйста,на слайд. Здесь вы можете увидеть людей,которые по нашему мнению достойны уважения.
Владимир Владимирович Путин (
российский государственный деятель, действующий
призедент
РФ)
Илья Ефимович
Репин(
русский художник-живописец)
А также,это герои ВОВ,достойные уважения:
Космодемьянская Зоя Анатольевна (
Партизанка, Герой Советского Союза)
Олег Васильевич
Кошевой(
участник, один из организаторов подпольной антифашистской комсомольской организации «Молодая гвардия»)
и многие другие.
Всех участников ВОВ можно назвать людьми достойных уважения.
- А если человек ничем удивительным не прославился, не известен всему миру, он заслуживает уважения?
Молодцы, ребята!
«Достойный человек уважение потерять боится»
-Кого мы считаем достойным? Того, кто не бросит в беде, поможет советом, который не будет унижать другого человека, будет прилично вести себя среди других.
-А таперь подумайте и приведите примеры достойных людей. Возможно это будут ваши родственники
Молодцы, ребята! Когда мы говорим о людях достойных уважения , то мы говорим о старшем поколении.
Старшее поколение – это наши бабушки и дедушки, мамы и папы. Они обладают большой мудростью, большим опытом. Ведь они прожили на свете дольше вас. Они знают о жизни не понаслышке. Они многое видели, слышали, прочувствовали. К тому же они заботятся о вас и любят вас. Поэтому стараются советовать своим детям только то, что принесло бы им счастье. Их советы – это ценности. Когда старшие советуют, подсказывают, рассказывают, нужно всегда прислушиваться к их словам.
«Где тебя знают, твой ум уважают, а где не знают — твою одежду»
- Можно ли уважать человека только за внешний вид?
Человек, уважающий окружающих, и уважаемый другими будет выглядеть опрятно, он не придет в грязной одежде.
- Всегда ли внешне красивый человек - это уважаемый человек?
Слушать учителя
Принимать установку учителя
Работать в группах
Приводить примеры
Рассуждать
Беседовать с учителем
Слушать учителя
Приводить примеры
Отвечать на вопросы учителя
Рассуждать
Л: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
П: анализ, синтез
П: выявлять существенное
К: допускать возможность различных точек зрения;
Р: обоснования своего суждения
К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Р: действие с учетом выделенных учителем
ориентиров;
К: допускать возможность различных точек зрения;
Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания
Р: обоснования своего суждения
Первичное закрепление материала
Словесный: слово учителя, беседа;
Наглядный: учебная презентация
5-7мин
- Посмотрите на портрет (портрет Льва Толстого) (на слайде)
Ребята ,кто может сказать ,как зовут человека изображенного на портрете?
-Что можно сказать о его внешности?
-С виду очень суровый человек, а на самом деле он очень уважаемый, добрый человек, от уважаемого человека веет добром.Он является одним из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей мира
- Итак, давайте вспомним, какое словосочетание мы наполняли смыслом? Какой он, этот уважаемый человек?
-У уважаемых людей есть качества, которые позволяют им жить в мире с собой и другими. Одним из таких качеств является терпимое отношение к другим людям, непохожим на вас.
У вас на столах лежат карточки на которых написаны различные качества,вам нужно выбрать только те,котоые относятся к уважаемым людям.( открытость, спокойствие, отзывчивость, доброта, понимание, чувство юмора, гуманизм, хорошее отношение к другим людям, умение владеть собой, уважение мнения других, терпение, доверие, согласие)
-Знакомо ли вам слово «Толерантность»?
«Толерантность-способность терпеть что-то или кого-то,быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мирится с существованием чего-либо, кого-либо;уважение человеческого достоинства,уважение прав других».( на слайде)
-Таким образом, чтобы стать уважаемым человеком ,надо учиться быть толерантным. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…
Групповая работа.
У вас на столах лежат листы. На них написано по одному вопросу на который вам нужно ответить проанализировав ситуацию
Ситуация:
Семья: мама, папа и сын возвращалась из парка. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала мама.
- Не вздумай, строго приказал отец. Он грязный, ты подцепишь заразу!
- Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду. – с.казала мама и решительно одернула руку.
- Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.
- я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
- Послушай, - обратилась она к отцу, который подошел к ним, - позвони по «мобильнику», нужно вызвать " скорую"
Отец промолчал, посмотрел на сына. и набрал номер больницы.
Врач скорой помощи сказал:
- У вас открытый перелом, - Потерпите, сейчас мы окажем вам помощь.
Уважаемые! – окликнул мужчина – Спасибо вам!
–Мама обернулась и улыбнулась
.Папа смущенно опустил голову, и обнял маму..
Сын облегченно вздохнул, взял родителей за руки , поднял голову и
гордо улыбнулся.
Вопросы:
Группа:
Как
бы вы поступили в этом случае?
Группа:
Бывали
ли у вас в жизни такие ситуации?
группа
:
Как
вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Итак мы можем сделать вывод:
- Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем уважительны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты, милосердия, а ваш поступок достоин уважения.
Отвечать на вопрос учителя
Беседовать с учителем
Отвечать на вопросы учителя
Принимать
установку учителя
Работать с раздаточным материалом
Анализировать ситуацию
Рассуждать
Беседовать с учителем
П: осознанное построение речевого высказывания.
К: допускать возможность различных точек зрения;
Р: действие с учетом выделенных учителем
ориентиров;
Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания
Р: обоснования своего суждения
П: осознанное построение речевого высказывания
Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания
Физ. минутка
Практич.:
выполняют упражнения
1 мин
Прежде чем дальше работать, давайте с вами отдохнем!
Вторичное закрепление материала
Словесный: слово учителя, беседа;
Наглядный: учебная презентация
15 мин
-Ребята, подумайте, кто нас окружает в школе?
- Достойны ли эти люди уважения?
- С чего начинается ваш день, давайте вспомним.
- Вы приходите в школьный двор, кто его убирает, кто делает ваш кабинет чистым и светлым, кто готовит вам вкусную иду?
- Если человек выполняет свою работу добросовестно, хорошо - он достоин уважения за свой труд и мы этого человека и его труд должны уважать.
-Ребята, всегда ли легко сохранять уважение других и добиться уважение со стороны других. Чтобы ответить на этот вопрос поработаем еще с одной ситуацией.
Ситуация:
Петя не подготовился к контрольной работе и получил два, учитель попросила Васю, друга Пети, рассказать маме Пети о его двойке. По дороге домой Вася рассуждал как поступить:"Рассказать маме -подвести друга, не выполнить задание подвести учителя."
-Представьте себя на месте Васи, как поступили вы?
-Как вы думаете, достоин ли поступок Васи уважения?Почему?
Игра "Сделай выбор!"
Групповая работа
1 подгруппа
Вы в магазине выбираете покупку. Коньки последней модели Смотрите цену: стоимость ровна стоимости лекарства для бабушки;
-Какой выбор сделали бы Вы? И почему?
2 подгруппа
Компьютер с играми последних выпусков.
Цена: стоимость ровна стоимости отдыха для всей семьи на озере;
-Какой выбор сделали бы Вы? И почему?
3 подгруппа
Наушники последней модели , универсальные подходят для компьютера и телефона.
Цена: стоимость ровна стоимости билетов для всей семьи в театр
-Какой выбор сделали бы Вы? И почему?
-Какой вывод мы можем сделать,проанализировав эти ситуации?
А сейчас мыпрочитаем вам поучительнуюистоию,а вы внимательно послушав ответите на наши вопросы.
А. Кунанбаев. «Испытание учителя»
Давным-давно один мудрый старый учитель собрал вокруг себя учеников и сказал им:
– Я чувствую, что стал стар и немощен. Теперь ваш долг обеспечивать меня пищей.
Ученики согласились, что, в самом деле, пришла их очередь послужить своему учителю, но сказали:
– А где, господин, мы найдем еду и деньги? Люди, живущие рядом, вряд ли помогут нам.
Учитель ответил:
– Дети мои, я не прошу вас просить милостыню. Я предлагаю, чтобы вы взяли без спроса. Это не будет грехом, так как нам нужны деньги больше, чем другим. Я слишком слаб, чтобы делать это самому. Так кто же поможет своему старому учителю?
– Мы, мы! – закричали ученики. – Мы молодые и сильные. Скажи, что нам делать!
Учитель объяснил, что сначала они должны найти такое место, где их никто не увидит и тихо дожидаться. Как только мимо пойдет какой-нибудь богач, они должны незаметно украсть его кошелек. Учитель, однако, сказал, что при этом дети не должны никого обижать.
Все ученики уже собирались уходить, кроме одного мальчика, который стоял, понурив голову. Учитель строго спросил его:
– В чем дело, дитя? Ты не хочешь помочь своему старому учителю?
– Как вы думаете, что сказал мальчик?
Ответы детей.
Далее учитель продолжает чтение рассказа.
– Прости меня, мой господин, – сказал мальчик. – Но я не смогу сделать, как ты просишь. Ты сказал, что мы должны пойти туда, где на нас никто не будет смотреть, и украсть. Но это невозможно, ведь даже если я совершенно один, часть меня самого все равно смотрит. Я скорее пойду просить милостыню, чем позволю своему «Я» смотреть, как я краду!
– Как вы думаете, что ответил учитель?
Ответы детей.
Затем учитель продолжает чтение рассказа.
Лицо старика засияло радостью:
– Наконец-то хоть один из моих учеников понял мои наставления!
Остальные юноши, услышав эти слова, опустили от стыда головы. Но с этого дня они никогда не совершали недостойных поступков, потому что всегда помнили слова своего товарища: «Мое «Я» всегда наблюдает за мной».
Обсуждение. Вопросы:
– Объясните, как вы понимаете слова: «Мое «Я» всегда наблюдает за мной».
– Что значит быть честным по отношению к себе?
– Что труднее: быть честным по отношению к себе или быть честным по отношению к другим? Почему?
Вывод:
-Порядочность делает человека уважаемым человеком. Она не позволяет человеку поступать плохо не потому, что кто-то это может увидеть и осудить его, а потому что сам человек осудит себя строже, чем кто-либо, потому что себе соврать нельзя, свои поступки от себя не скроешь.
Слушать учителя
Беседовать с учителем
Анализировать ситуацию
Рассуждать
Работать в группах
Беседовать с учителем
Отвечать на вопросы
Беседовать с учителем
Отвечать на вопросы
Анализировать проделанную работу
Слушать рассказ учителя
Рассуждать
Рассуждать
Отвечать на вопросы
Усваивать новую информацию
К: учет различных точек зрений; построение речевого высказывания.
К: Умения общаться, взаимодействовать с людьми. ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров;
П: осознанное построение речевого высказывания.
Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания
К: учет различных точек зрений; строить монологическое высказывание
Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания
Р: преодоление импульсивности, непроизвольности;
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
П:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
поиск и выделение необходимой информации;
К: выражение мысли в соответствии с задачами
Заключение
Словесн.: слово учителя.
5-7 мин
Рефлексия(на слайде)
— Было ли занятие для вас полезным?
— Что было самым трудным?
— Что больше всего понравилось и запомнилось?
Наш классный час подошел к концу.Спасибо вам за хорошую работу на уроке.
Беседовать с учителем
Подводить итоги
П: осознанное построение речевого высказывания; анализ и синтез.
П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности и др.