Классный час "Любовь к жизни" (формирование ценностного отношения к жизни) | Кущ Тамара Викторовна. Работа №320840
Классный час, целью которого является формирование ценностного отношения к жизни на примере героя рассказа Джека Лондона "Любовь к жизни".
Задачи:
1) 1) способствовать формированию осознания ценности жизни;
2) 2) ориентировать студентов на позитивные стороны жизни, успех и доброжелательное отношение к окружающим;
3) 3) воспитывать такие качества личности, как сострадание, милосердие, умение сочувствовать, сопереживать.
ППредварительное задание на дом - задание – познакомиться с рассказом Дж. Лондона «Любовь к жизни»
Классный час «Любовь к жизни»
Жизнь – это подарок, который был дан каждому из нас. Каждая жизнь принадлежит только нам и никому другому. Она более, чем бесценна. Это самая большая ценность, которая у нас есть.
Терри Гудкайнд
Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды.
Сенека
Цель: формирование ценностного отношения студентов к жизни на примере героя рассказа Дж. Лондона «Любовь к жизни».
Задачи:
способствовать формированию осознания ценности жизни;
ориентировать студентов на позитивные стороны жизни, успех и доброжелательное отношение к окружающим;
воспитывать такие качества личности, как сострадание, милосердие, умение сочувствовать, сопереживать.
Ход классного часа
Орг
.м
омент
Вступительное слово учителя
Ребята, дома у вас было задание – познакомиться с рассказом Дж. Лондона «Любовь к жизни». Понравился ли вам рассказ?
Также хочу обратить ваше внимание на эпиграф нашего классного часа. Как вы понимаете эти высказывания? Как связаны они с рассказом, который вы читали дома?
Прежде чем мы приступим к разговору о самом рассказе, предлагаю послушать небольшое сообщение об авторе.
Выступление подготовленного ученик
а
Родился Джек 12 января 1876 года в Сан-Франциско. Новая фамилия в биографии Джека Лондона была получена, когда малышу еще не было года – его мать вышла замуж за Джона Лондона.
Трудное материальное положение, а также устои страны (в Америке начинают работать, будучи детьми или подростками) рано подтолкнуло Джека к трудовой жизни. Еще в школе он подрабатывал продажей газет. А когда окончил школу, пошел работать на консервную фабрику.
В 1893 году он первый раз вышел в плавание. Это путешествие оставило много воспоминаний, которые он позже использовал в своих романах. Первое же произведение Джека Лондона принесло ему успех: за очерк «Тайфун у берегов Японии» он получил премию.
В 1896 г. поступил в Калифорнийский университет, но ушел из-за невозможности платить за обучение и отправился на Аляску, захваченный «золотой лихорадкой», был старателем.
Колорит и романтика Севера, сильные характеры, борьба с лишениями и трудностями — главные мотивы в творчестве Лондона после его пребывания на Аляске. В 1902 г. выходят роман «Дочь снегов» и книга «Люди бездны» о жизни беднейшего квартала Лондона Ист-Энда.
За всю биографию Лондон издал 16 сборников. Первыми, принесшими ему популярность, были: «Сын волка» (1900), «Бог его отцов» (1901), «Дети мороза» (1902), «Мужская верность» (1904), «Лунный лик» (1906). Первые романы – «Дочь снегов» (1902), «Морской волк» (1904), «Игра» (1905) также были благоприятно восприняты читателями. Одними из известнейших романов, кроме перечисленных, за всю биографию Джека Лондона стали «Белый клык» (1906), «Сердца трех», «Мартин Иден». Восемь его романов были успешно экранизированы.
Беседа по прочитанному рассказу
Учитель: Давайте проследим за судьбой одного из героев рассказа. Посмотрите на самое начало. Какими автор показывает нам героев?
Возможные ответы студентов: Герои рассказа уже несколько дней в пути. Они очень устали, идут сгорбившись, еле волоча ноги.
Учитель: Вроде бы в такой момент они должны поддержать друг друга, но что мы видим? Почему Билл бросил товарища?
Возможные ответы студентов: Один из них попадает в беду, а другой - Билл – оставляет своего товарища, испугавших, что тот будет для него обузой, рассчитывая, что в одиночку легче спасти жизнь.
Учитель: Как вы оцениваете поведение Билла?
Возможные ответы студентов: трусливое, эгоистичное, подлое.
Учитель: Билл ушёл, но главное – для оставшегося героя Билл становится целью, движением вперед, к жизни, надеждой на встречу с Биллом. Итак, оказывается в сложной экстремальной ситуации. А что такое экстремальна ситуация?
Возможные ответы студентов: крайне напряженная, опасная ситуация, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.
Учитель: Герой попадает в сложную ситуацию. Эти сложности рождают чувство страха, отчаяние. Что, по вашему мнению, самое страшное для человека?
Возможные ответы студентов: одиночество, неизвестность, чувство беспомощности.
Учитель: Проследите по тексту, как ведет себя наш герой, оставшись один:
Возможные ответы студентов: «в глазах появилась тоска, как у раненого оленя» , в его последнем крике «отчаянная мольба человека, попавшего в беду», ощущение полного одиночества не только на земле, но и во всей вселенной.
Учитель: Вспомните эпизоды пути героя. Что приходится преодолевать герою?
Возможные ответы студентов: Эпизод со спичками. «Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек…Когда он проделал все это, ему вдруг стало страшно; он развернул все три свертка и снова пересчитал. Спичек было по-прежнему шестьдесят сем». (Борьба со страхом). Боль. «Лодыжка сильно болела…, распухла, стала почти такой же толстой, как и колено», «суставы заржавели, и согнуться или разогнуться стоило каждый раз большого усилия воли», «Нога у него одеревенела, он стал хромать еще сильнее, но эта боль ничего не значила по сравнению с болью в желудке. Боль все грызла и грызла его…». (Борьба с болью). Эпизод с куропаткой, ловля рыбы, встреча с оленем и др. «В отчаянии он опустился на мокрую землю и заплакал. Сначала он плакал тихо, потом стал громко рыдать, будя безжалостную пустыню…, и долго он еще плакал без слез, сотрясаясь от рыданий». «Им овладело только одно желание - есть! Он помешался от голода». Ему снятся пиры и званые обеды. (Борьба с голодом). Но постепенно чувство голода ослабевает, но человек, «боясь умереть», продолжает двигаться вперёд. («Жизнь в нём не хотела гибнуть и гнала его вперёд»)
Учитель: На смену одним испытаниям приходят другие. Он хочет выяснить: кто сильнее.
Пересказ подготовленным студентом отрывка «Победа человека над волком»
Учитель: Какими показаны волк и человек? Как они действуют?
Возможные ответы студентов: клыки сдавили руку, волк хочет вонзить зубы в добычу; человек ждёт и сжимает челюсть волка; другая рука хватает волка; волк подмят под человека; человек прижался к волчьей шее, во рту шерсть.
Учитель: Человек пытается выжить! Только ли человек?
Возможные ответы студентов: зверь тоже борется за жизнь.
Учитель: Автор показывает человека и зверя (волка) в борьбе за жизнь рядом: кто кого? Что символизирует волк?
Возможные ответы студентов: Это символ смерти, которая тащится вслед за жизнью, по всем признакам человек должен погибнуть, умереть.
Учитель: Мы видим, что человек и волк больны, слабы, но всё же человек одерживает победу. Что помогло человеку одержать победу над животным?
Возможные ответы студентов: Сила духа.
Учитель: А что такое сила духа?
Возможные ответы студентов: Сила духа – это внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.
Учитель: Мы видим, что человек оказался сильнее. Но почему?
Возможные ответы студентов: благодаря расчету, силе духа, терпению, выносливости и любви к жизни человек побеждает страх.
Учитель: Но в тексте есть моменты, где человек напоминает нам животное?
Возможные ответы студентов: Охота на куропаток. «Он бросил в них камнем, но промахнулся. Потом, ползком, как кошка подкрадывается к воробьям, стал подкрадываться к ним. Штаны у него порвались об острые камни, от колен тянулся кровавый след, но он не чувствовал боли, - голод заглушал ее». Не поймав ни одной птицы, он стал громко передразнивать их крик. Встреча с лисицей, с медведем. «Навстречу ему попалась черно-бурая лисица с куропаткой в зубах. Он закричал. Крик его был страшен…» .
Учитель: Найдите слова автора, прямо называющие человека животным?
Возможные ответы студентов: «Он сбросил свою поклажу и на четвереньках пополз в камыши, хрустя и чавкая, словно жвачное животное». Им овладело только одно желание: есть!
Учитель: И все же, что отличает человека от животного? Какой эпизод, очень важный, помогает нам понять это?
Возможные ответы студентов: Эпизод с Биллом.
Учитель: просмотрите в тексте фрагмент встречи с останками Билла. Ваши мнения, суждения?
Возможные ответы студентов: Билл оказался слабым, не смог преодолеть страх, он боялся за свою жизнь и бросил товарища в беде. Билл променял жизнь на золото.
Учитель: Можно ли считать героя настоящим человеком? Какие качества присущи таким людям?
Возможные ответы студентов: бесстрашие, сила воли, расчетливость, рассудок, сострадание.
Учитель: Что (кто) придало силы духу человеку?
Возможные ответы студентов: Цель, близость цели: сначала это был Билл, потом корабль, желание выжить.
Учитель: Джек Лондон был очевидцем яростной борьбы с северной стихией, очевидцем его побед и поражений. Он встретил немало настоящих людей, и вместе с ненавистью к жестокой действительности в нём укрепилась вера в могущество человека, товарищество и дружбу. Он понял, что это и есть подлинные ценности человеческой души, что главное – не терять веру в себя, веру в друзей, в жизнь. А что есть человеческая жизнь?
Работа со словарями. Студенты самостоятельно находят определения слова «жизнь».
Словарь Ожегова дает следующее определение: «Совокупность явлений происходящих в организме, особая форма существования материи».
Словарь Даля: «Жизнь – живот, житие, бытие, состояние особи, существование отдельной личности».
Словарь Кузнецова: «Особая форма существования материи, возникающая на определенном этапе ее развития, основным отличием которой, от неживой природы является обмен веществ»
Словарь Ушакова: «Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Физиологическое существование человека и животного».
Учитель: Какое определение вам ближе и почему?
Вывод: у каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.
Работа над стихотворением (текст лежит у каждого на столе)
Учитель: А сейчас я хочу познакомить вас с замечательным стихотворением, написанным Матерью Терезой, необыкновенной женщиной, святой, отдавшей всю свою долгую жизнь служению ближним во имя доброты и милосердия.
Настоящая подвижница, она посвятила всю себя самым страдающим на земле: людям заброшенным, умирающим от голода и болезней - нищим, больным, инвалидам. Она основывала детские приюты, школы и лепрозории, не гнушаясь самой черной работы по уходу за страждущими.
Она видела самую ужасную и отвратительную изнанку жизни - и до конца своих дней была счастлива в своей бесконечной любви к Богу и людям.
Жизнь
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, сыграй в нее.
Жизнь бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь - это любовь, наслаждайся ею.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее.
Жизнь – это борьба, прими ее.
Жизнь – это трагедия, перебори ее.
Жизнь – это возможность, не упусти ее.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй ее.
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай ее.
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.
Учитель: Пусть каждый из вас еще раз внимательно прочитает это стихотворение и подчеркнет ту строку стихотворения, которая покажется ближе.
Студенты работают над текстом.
Учитель: Какие строки вы выбрали и почему? Возможно, у кого-то есть свои варианты, что же такое «жизнь» и ради чего стоит жить, преодолевая испытания и трудности.
Обсуждение ответов студентов.
Работа в группах.
Учитель: Герой рассказа «Любовь к жизни» сумел выжить в самых экстремальных условиях, в одиночку преодолев чудовищные трудности. Но ведь и на нашем с вами жизненном пути встречаются трудности, и хорошо, что нам, в отличие от героя рассказа, есть к кому обратиться за помощью. К кому мы можем прийти за поддержкой и советом в случае необходимости?
Возможные ответы студентов: родители, друзья, брат, сестра, классный руководитель, психолог, Служба Доверия.
Учитель: Предлагаю вам разделиться на группы. На группу вам выдается лист бумаги, маркеры и описание проблемной ситуации. Ваша задача: придумать необходимые для решения проблемы варианты помощи из разных источников. После завершения работы представитель группы расскажет, как удалось решить проблему.
Варианты заданий:
1. «Вы тяжело болели, несколько месяцев лежали в больнице. Естественно сильно отстали. Теперь вам надо как-то догонять и снова включаться в студенческую жизнь».
2. «Группа старшеклассников отбирает у вас деньги. Вымогают, требуют приносить больше. Угрожают избить, если расскажете родителям или учителям».
3. «У вас конфликт с учителем какого-то предмета. Грозит годовая двойка. Раньше у вас по этому предмету бывало даже 4, а теперь, чтобы лишний раз не видеть учителя, вы прогуливаете».
Учитель: Сложно ли вам было искать выход из ситуации? Почему? Оказывались ли вы в таких ситуациях? Как вы вышли из той или иной ситуации?
Рефлексия «Древо жизни».
Учитель: На доске перед нами символическое «Дерево жизни». Своими корнями оно уходит глубоко в землю. Это даёт ему пищу, устойчивость. Благодаря этому, оно имеет крепкий ствол, много ветвей. Так и в жизни. Корни - это ваши родители, семья, которые дают вам основу в вашей жизни, уверенность в завтрашнем дне, вы крепнете, набираетесь сил. Ваши ветви – это знания, опыт, которые вы приобретаете в течение жизни. На нём обязательно будут плоды. Это ваши цели и ваши успехи! Подойдите к нашему дереву и повесьте на него свои плоды
Посмотрите на это дерево, какое оно удивительно красивое, с разными плодами. Вот и жизнь – яркая, разнообразная, прекрасная!
Всем большое спасибо за работу на занятии!