Классный час на тему: "Мои права и обязанности" | Фоминова Татьяна Викторовна. Работа №352626
Мои права и обязанности
Задачи:
· передать обучающимся знания о конвенции, о правах ребенка;
· получить представление о том, что такое права ребенка;
· познакомиться с основным документом о правах ребенка "Декларация прав ребенка"
Цели проведения классного часа:
· познакомить первоклассников с правами и обязанностями детей;
· разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
· воспитывать уважение к правам других людей.
Форма проведения: беседа – игра.
Оборудование: компьютер, презентация статей.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ»
Классный час ко Дню Знаний
по теме: «Мои права и обязанности»
Старшая вожатая
МОУ «Гимназия»
г. Кириши
Фоминова Татьяна Викторовна
Задачи:
передать
обучающимся
знания о конвенции, о правах ребенка;
получить представление
о том, что такое права ребенка
;
познакомиться с основным документом о правах
ребенка
"
Декларация прав ребенка
"
Цели проведения классного часа:
п
ознакомить первоклассников с правами и обязанностями детей
;
разделить
понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
воспитывать уважение к правам других людей.
Форма проведения: беседа – игра.
Оборудование: компьютер, презентация статей.
Учитель: Уполномоченный по правам ребёнка П. Астахов предложил провести в школах День правовых знаний. Сегодня мы поговорим о ваших правах – правах детей.
Ребята инсценируют сказку «Как Светик появилась на свет».
Ранним весенним утром, когда все на земле ещё спали, солнечный луч увидел на подоконнике крохотную прозрачную девочку.
- Почему ты такая бледная? – спросил луч.
- Потому что я не настоящая девочка, а мечта, - ответила малышка.
- Чья мечта? – удивился луч.
- Мама и папа мечтают обо мне во сне, - объяснила девочка.
- Почему же ты грустная? – расстроился солнечный луч.
- Я исчезну, когда мама и папа проснутся, а я хочу быть настоящей девочкой и жить вместе с ними, - заплакала девочка.
- Не плачь, - попросил луч. – Я подарю тебе жизнь. Если я отдам тебе свет и тепло, ты станешь настоящей девочкой.
Солнечный луч сверкнул и исчез, а на подоконнике лежала розовая крохотная малышка и громко плакала: «Мама! Мама!»
Родители проснулись и вскочили. Мама взяла девочку на руки, крепко прижала к себе и воскликнула:
- Я слышу, как стучит её сердечко!
- Дай и мне послушать, - попросил папа.
Он нагнул голову к дочке и обрадовано сказал:
- Как хорошо, что у нашей дочурки маленькое, но сильное сердечко!
- Дай мне подержать мою дочурку, - попросил папа.
- Только осторожнее, - ласково сказала мама.
- Не бойся, - усмехнулся папа, - у меня сильные руки.
- Это самая красивая девочка в мире, - радовалась мама, глядя на голубые дочкины глазки и золотистые волосики.
Вдруг к ней пришла тревожная мысль.
- Чья эта чудесная малышка? Как она здесь появилась?
- Может, аист принёс? – задумчиво произнёс папа.
- Не говори глупостей, мы живём в большом городе, здесь все аисты давным-давно исчезли.
- Неважно, откуда появилась эта малышка, главное – это новая жизнь. Каждый ребёнок имеет право на жизнь, - торжественно произнёс папа, и мама с ним согласилась.
Учитель: Ваши родители тоже мечтали о появлении на свет своего ребёнка. И ваше рождение для них – самое важное и счастливое событие в их жизни. Ф. М. Достоевский так говорил о любви к детям: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».
Но так думали не всегда. Жестокие законы Древней Греции и Рима позволяли убить ребенка. В средние века рыбаки вылавливали из рек неводом тела утопленных младенцев. В XVII веке в Париже детей постарше продавали нищим, а малышей у собора Парижской богоматери раздавали даром. Это еще очень недавно!
В XVII в. английские тюрьмы были полны подростками 10—12-летнего возраста, а в знаменитой «Каролине» — Уголовно-судебном уложении короля Карла V (1532) — предусматривалась смертная казнь подросткам, совершившим значительные кражи и при отягчающих обстоятельствах.
И только в конце XIX — начале XX вв. человечество осознало, что ребёнок обладает теми же правами, что и взрослый. Первоначально рассматривались предупредительные меры, которые необходимо принять для недопущения рабства, эксплуатации детского труда и торговли детьми. В этой связи в 1924 г. в Женеве Лига Наций приняла Декларацию прав ребенка.
В 1959 г. принимается Декларация прав ребенка. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно всего лишь за две минуты приняла Конвенцию о правах ребенка, превратив ее в международный юридический механизм, обеспечивающий правовую защиту самой уязвимой части мирового сообщества — детей. (Слайд 1, 2)
Какие же права имеют дети? (Дети знакомятся с правами ребёнка с помощью презентации.)
Дети имеют право на защиту от дискриминации. (Слайд 3)
Все дети имеют право на жизнь. (Слайд 4)
Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства. (Слайд 4)
Все дети имеют право на защиту от насилия или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей или других лиц, заботящихся о ребёнке. (Слайд 5)
Дети имеют право на особую защиту и помощь, если у них нет возможности жить со своими родителями. (Слайд 6)
Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание. (Слайд 7)
Все дети имеют право на защиту о насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации. (Слайд 8)
В случае усыновления все дети имеют право на наилучшую заботу. (Слайд 9)
Все дети имеют право на защиту в военное время. Военная служба или участие в военных действиях не допустимы для детей в возрасте до 18 лет. (Слайд 10)
Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь. (Слайд 11)
Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции. (Слайд 12)
Все дети имеют право на получение образования, которое даёт возможность развития личности ребёнка. (Слайд 13)
Все дети, принадлежащие к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, имеют право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным языком. (Слайд 13)
Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками. (Слайд 14)
Все дети имеют право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребёнка или препятствовать получению образования. (Слайд 15)
Все дети имеют право на защиту от незаконного применения и распространения наркотических средств. (Слайд 16)
Учитель: Кто же несёт ответственность за то, чтобы эти права соблюдались?
Конвенция подчеркивает, что ваши родители первыми несут ответственность за вас. Они берегут и защищают вас. Взрослые не должны допускать, чтобы ни в чем не повинных малышей били, сажали под арест. Они должны следить, чтобы дети хорошо учились, росли грамотными, умелыми, воспитанными. (Слайд 17)
И по сей день ребенка бросают, когда он помеха. Растет число внебрачных, подкинутых, беспризорных, эксплуатируемых, развращаемых, истязуемых детей. Между прочим, благополучие ребенка во многом зависит от родителей. О том, какими должны быть родители, в шутку от имени детей написал современный поэт Марк Шварц.
Если вы родители –
Ласкатели,
Хвалители,
Если вы родители –
Прощатели,
Любители,
Если –
Разрешатели,
Купители,
Дарители,
Тогда вы
Не родители,
А просто
ВОСХИТИТЕЛИ!
А если вы родители –
Ворчатели,
Сердители,
Если вы родители –
Ругатели,
Стыдители,
Гулять не отпускатели,
Собакозапретители,
То – знаете, родители,
Вы просто
КРОКОДИТЕЛИ!
М.Шварц.
Ответственность по защите прав ребёнка возлагается и на государство. (Слайд 18)
В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты. 348 тыс. семей состоят на учете в ПДН.
Поэтому понятно, что необходимо и детям, и родителям получить знания в области прав ребенка. Очень важно уметь отстаивать свои права.
Викторина.
В «Сказке о мёртвой царевне» А. С. Пушкина есть такие строчки:
Свесть Царевну в глушь лесную,
И, связав её, живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам!
В чём провинилась Царевна, кто и за какие поступки может так жестоко наказывать ребёнка?
Ответ: Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребёнка.
Вспомним сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане
». Там есть слова:
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в океан –
Так велел де царь Салтан.
Какое право было нарушено?
Ответ: Главное право каждого человека – право на жизнь. И маленький человек, ребёнок, тоже имеет право на жизнь.
«Сейчас же отопри дверь, - прорычал Волк, - а то я её выломаю!» - «Дом поросёнка – это его крепость», - сказал
Наф-Наф
своим братьям, и они приготовились защищаться.
Какое право было нарушено Волком?
Ответ: Ребёнок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама.
Эту сказку Андерсен писал, вспоминая своё детство. Вот и этого гадкого утёнка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали, били, гнали отовсюду
… К
акое право было нарушено?
Ответ: Ребёнок не обязан быть, «как все».
«Много чудесных подарков получила новорождённая принцесса, и вдруг во дворце появилась злая ведьма.
- Вы не пригласили меня на крестины! – сказала она королю и королеве. – Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда принцессе исполнится 16 лет, она уколется веретеном и умрёт.
Бессовестная злая колдунья наказала младенца за провинность родителей. Какое право она нарушила?
Ответ: Ребёнок не отвечает за провинность родителей, что бы они не совершили.
В какой сказке нарушено право на развлечения и отдых?
Ответ: «Золушка».
Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик»?
Ответ: Правом на бесплатное образование.
Учитель: Почему так важно учиться? Что может дать вам хорошее образование?
(Ребята высказывают своё мнение.)
Учитель: Какие поговорки о знаниях вы знаете?
(Ребята называют.)
Учитель предлагает послушать мудрые пословицы разных народов.
Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает. (Русская пословица)
Сперва аз да буки, а потом науки. (Русская пословица)
Звезды явятся - небо украсят, знания появятся - ум украсят. (Монгольская пословица)
По ученику и об учителе судят. (Русская пословица)
В науку нет коротких путей. (Японская пословица)
Учи других и сам научишься. (Русская пословица)
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет. (Русская пословица)
Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг. (Казахская пословица)
Человек неученый - что топор неточёный. (Русская пословица)
Повторенье - мать ученья. (Русская пословица)
Не выучит школа, выучит охота. (Русская пословица)
Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. (Персидская пословица)
Кто хочет много знать, тому надо мало спать. (Русская пословица)
Спросить - минутный стыд, не спросить - стыд на всю жизнь. (Японская пословица)
Учитель: Все дети в нашей стране могут получить образование. Именно поэтому пришли сегодня в школу.
Задорной песней лето отзвенело,
И золотая осень началась.
Скорей, друзья, у вас немало дел,
Вас ждет залитый солнцем школьный класс.
Вы побывали в лагере, в походах,
Окрепли, повзрослели, развились -
Позвольте вас поздравить с новым годом,
С учебным годом - новым шагом в жизнь!
Пусть каждый школьный день пройдет недаром,
Вам надо много, очень много знать,
Чтоб стать такими, как герой Гагарин,
Чтоб глубь Земли и Космос покорять!
Источники информации:
http://vio.uchim.info/Vio_33/cd_site/articles/art_2_3.htm
http://www.dobrieskazki.ru/
http://ostrovskogo.ok.net.ua/ung.htm
http://ksb.glstar.ru/biblkrok.htm
Самоанализ классного часа в 4 классе «Мои права и обязанности».
Классный час посвящён Всемирному дню прав ребенка, который отмечается 20 ноября. Так как тема «Мои права и обязанности» достаточно емкая, а возраст учащихся – 10-11 лет, то в ходе занятия главенствует игра. Именно так ребенку легче понять и сделать глубокими знания на данную тему.
Актуальность темы вызвана тем, что многие дети в этом возрасте хорошо знают свои права, а об обязанностях забывают.
Целью занятия было обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности» и показать их единство; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; а также способствовать формированию активной жизненной позиции.
Из данной цели вытекают задачи:
Познакомить учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность, показать их единство.
Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
Формировать уважительное отношение к правам других людей. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав.
Способствовать формированию активной гражданской позиции.
На мой взгляд, к концу классного часа обучающиеся стали четко распознавать понятия «права» и «обязанности», уважительно относиться к правам окружающих, понимать отличие обязанностей в различных местах.
Для реализации поставленных задач была выбрана форма диалога с учащимися. В ходе проведения занятия я использовала игровые технологии, также мне потребовались технические средства: компьютер, проектор, экран.
В течение всей беседы я старалась создать комфортный психологический климат в коллективе, микрогруппах, я дала возможность каждому реализовать себя (например, дети оживленно решали конфликтные ситуации и находили пути выхода), я старалась услышать мнение каждого. Зная, что некоторые люди большую часть информации воспринимают через зрительный анализатор (глаза), а другие - на слух, я предлагала информацию на двух языках – для визуалов (в форме слайдов) и аудиалов (в форме комментария).
Также для проведения классного часа я использовала технологию сотрудничества, которая основана на элементах личностно-ориентированного подхода, что более всего было приемлемо именно для такого занятия. Это позволило мне создать благоприятные условия для пробуждения и развития познавательного интереса к данной теме. В ходе классного часа были использованы различные эффективные формы работы: фронтальная (через диалог), в парах (определяли права и обязанности в различных общественных местах), инсценирование (разыгрывали сценки для определения прав детей). Дети работали активно, увлеченно, им было интересно на занятии, подаваемый материал соответствовал возрасту учащихся и был необходим для их дальнейшего самопознания.
Считаю, что классный час соответствует общим воспитательным задачам и возрастным особенностям учащихся.
Цель, а также задачи, поставленные для достижения ее в ходе проведения классного часа были достигнуты.
Анализ классного руководителя на проведение классного час
старшей вожатой Фоминовой Т.В.
1. Тема классного часа «Мои права и обязанности»
2. Дата проведения, класс: 26.11. 2017г. 4 «Б» класс
3. Форма проведения: беседа - игра.
4. Место проведения: учебный кабинет.
5. Организатор мероприятия: старшая вожатая Фоминова Т.В.
Инициатором организации данного мероприятия являлась старшая вожатая Фоминова Т.В. Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей и целями воспитательной работы с учащимися класса. При проведении мероприятия Татьяна Викторовна использовала компьютер и интерактивную доску.
Во вступительной части классного часа ученики исценируют сказку «Как Светик появился на свет», которое плавно подводит детей к определению темы и целей мероприятия.
Работа в целом прошла содержательно, интересно и организованно. На протяжении всего занятия наблюдалась положительная атмосфера в классе. В ходе мероприятия учащиеся приобрели знания о правах ребенка, воспитывать уважение к правам других людей.
В конце занятия дети и Татьяна Викторовна решили оформить некоторые права ребенка для классного уголка. Проведенное мероприятие оказало положительное влияние на детей.
Старшей вожатой Фоминовой Т.В. удалось достигнуть поставленных целей. Удалось вовлечь в обсуждение своих прав всех учащихся.
Педагогические способности и умения, которые были проявлены в ходе воспитательной работы с учащимися: тактичность, доброжелательность, умение увлечь учащихся общим делом.
Классный руководитель 4 «Б» класса ___________ Н.В.Федорова