Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 07.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

классный час "Нижневартовск - моя судьба..." | Шлыкова Раиса Петровна. Работа №211135

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Шлыкова Раиса Петровна
Рассазывается об истории Ханты-Мансийского автономного округа и города Нижневартовска, как о столице Самотлора. 

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Нижневартовска

«Центр детского творчества»

 

 

 

 

 

 

 

Классный час на тему: « Нижневартовск – моя судьба…»

(для обучающихся среднего и старшего школьного возраста)

 

Р.П.Шлыкова

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижневартовск

2019 год

 

Цель: Развитие привязанности и любви  к своей «малой Родине», городу.

Задачи: 1.Углублять знания обучающихся о родном крае, своем городе.

2.Развивать навыки учебно-исследовательской деятельности.

3.Через воспитание любви к родному краю воспитывать                 патриотическое чувство.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Оборудование: музыкальный центр, проектор, высказывания великих людей о Родине, выставка книг о Ханты-Мансийском округе, городе Нижневартовске, карта Ханты-Мансийского округа, флаг и герб Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, города Нижневартовска, силуэты округа, фотографии города.

Подготовительная работа.

За 2-3 недели всем обучающимся предлагается подобрать материал о своём городе, округе.

Вместе с обучающимися просмотреть видеофильм о городе, Ханты-Мансийском округе.

Разучить стихи, песни.

 

Педагог:  Отечество – единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему  судьбой, завещанная его предками. Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений.

Как вы это понимаете? Закончите предложения данные на доске  и зачитайте:

Родина - это…(опрос детей)  

Педагог: Да, Родина  - это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Ведь неслучайно в трудные минуты своей жизни люди  вспоминают место, где родились, где прошло детство, т.е. свою малую родину как часть большого Отечества.

Вспомним слова выдающегося русского педагога К. Д.Ушинского: « Наше Отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим  хлебом, вспоила своими водами, выучила языку ,как мать защищает и бережёт нас…Одна у человека родная мать, одна у него и Родина». У А.С. Пушкина есть такие слова: «Клянусь честью, ни за что  на свете я не хотел бы переменить Отечество или  иметь другую историю, кроме истории наших предков»

Звучит « Песня  о Родине» (сл. Высотской, муз. В.Локтева).

Педагог: За «светло светлую» и «красно  украшенную» Родину шли в бой русские дружины, воины под предводительством Дмитрия Донского, Александра Невского и других полководцев.

Ребенок: Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это-Россия.

Древние стены Кремля, Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след.

И это-Россия.

Руки матери. Ее песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом. Это тоже Россия! 

Ребенок: Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует наша простота и безыскусственная природа, полная поэзии и прелести. Родные края, даже небогатые, для нас, людей, прекрасны.  Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране.

Звучит русская народная песня «Родина».

Чтение обучающимися стихотворения М.Пляцковского «Родина».

« Родина» - мы произносим,-

   И в глазах задумчивых у нас

   Медленно качается гречиха

   И дымится луч в рассветный час.

            Речка вспоминается, наверно,

            Чистая, прозрачная до дна.

            И серёжки светятся на вербе,

            И в траве тропиночка видна.

   « Родина» - мы говорим, волнуясь.

     Даль без края видим пред собой,

     Это наше детство, наша юность,

     Это все, что мы зовём судьбой.

            Родина! Отечество святое!

            Перелески. Рощи. Берега.

            Поле от пшеницы золотое,

            Голубые от луны стога.

    Сладкий запах скошенного сена,

    Разговор в деревне нараспев,

    Где звезда на ставеньку присела,

    До земли чуть-чуть не долетев.

           Родина! Земля отцов и дедов!

           Мы влюбились в эти клевера,

           Родниковой свежести отведав

           С краешка звенящего ведра.

  Это позабудется едва ли –

 И навек останется святым…

 Землю ту, что Родиной назвали,

 Коль придется, сердцем защитим.

Педагог: С чего же  начинается  для каждого  из нас Родина?

(Беседа с обучающимися).

 

Педагог: У каждого человека до конца дней своих сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берёт начало его жизнь, - к отчему краю. Писатель В. Распутин говорил: « Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве - мы выносим из неё и всю жизнь, затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки».

Звучит песня « С чего начинается Родина?»  (муз. В.Баснера,

сл. М. Матусовского)

Педагог: Историческое название Ханты-Мансийского автономного округа – Югра. Первое письменное сообщение о народе, обитающем "на полунощных странах", было записано в "Повести временных лет" в 1096 году. Летопись рассказывает о неизвестном народе угры – (остяки (ханты), вогулы (манси) – с которым столкнулись русские первопроходцы. В рассказе впервые упоминаются и соседи югричейсамоядь (ненцы). XII – XIII века отмечены в летописях достаточно частыми походами новгородцев в Югру для сбора дани – меха соболей, горностаев, песцов и белок. Спрос на дорогие меха на Руси не иссякал.

Окончательно Сибирь была присоединена к Московскому государству после легендарного похода Ермака Тимофеевича. Разбив осенью 1582 года хана Кучума и заняв столицу Сибирского ханства Искер, Ермак в конце зимы 1583 года отправляет небольшой отряд казаков вниз по Иртышу. Отряд, возглавляемый пятидесятником Богданом Брязгой (по другим сведениям – атаманом Никитой Паном), пройдя через земли кондинско-пелымских вогулов, подошел к "стенам" Самарова городка. Застигнутые внезапным нападением казаков, остяки отступили. Был убит и князь Белогорского княжества – Самар.

Чуть позже, уже после смерти Ермака, осенью 1585 года казаки под руководством воеводы Ивана Мансурова основали в устье Иртыша на правом берегу Оби первое русское укрепленное поселение – Обской городок. Таким образом, мансийские и хантыйские земли оказались в составе Российского государства, что было окончательно закреплено в 1592 году основанием городов Пелыма, Березова, а в 1594 году – Сургута.

Появившиеся на Обском Севере городки стали служить местом торговли. На наиболее оживленных направлениях возникли особые станции для перемены лошадей – "ямы". В 1637 году были устроены два яма – Демьянский и Самаровский (ныне ганты-Мансийск).

В целях установления новых порядков и хозяйственного освоения богатейшего по природным ресурсам края указом Петра I в 1708 году была учреждена Сибирская губерния (в нее вошли города Березов, Сургут). В 1775 г. указом Екатерины II создана Тобольская губерния.

За историей края закрепилась слава места ссылки государственных преступников. В Березовском районе отбывали наказание князь Дмитрий Ромодановский, в 1742 году – граф Андрей Остерман, в 1798 году - многочисленное семейство князей Долгоруковых. В земле Березовской покоится прах сосланного в эти места князя Меншикова и его дочери Марии. После событий на Сенатской площади здесь отбывали ссылку декабристы.

Административное управление и выполнение судебных функций у народностей Севера осуществлялось на основе устава Сперанского "Об управлении инородцев Сибири", утвержденного в 1822 году.

Характер экономики Обь-Иртышского Севера на рубеже XIX-XX вв. определялся как особенностями природно-климатических условий, так и относительно низкой плотностью населения. Основным средством сообщения служил речной транспорт. Начавшееся в середине XIX в. движение пароходов становилось все более интенсивным. В 1859 году по Оби и Иртышу ходило 7 пароходов, в 1904 году – 107, а в 1913 году – уже 220.

В 1909 году в Самарово была проложена телеграфная линия, в 1913 году она достигла Березова и Сургута.

Промышленность Обь-Иртышского Севера была представлена несколькими полукустарными рыбоконсервными заведениями. Сельскохозяйственное производство в северных условиях сводилось к овощеводству и животноводству. Главным занятием северян были рыбная ловля, охота на зверей и птиц, сбор кедровых орехов, грибов и ягод.

В 1918 г. Тобольская губерния переименована в Тюменскую, губернский центр перенесен в гюмень. В 1923 г. упразднены губернии, уезды, волости. Образована Уральская область, Тобольский округ и районы: Березовский, Сургутский, Самаровский, Кондинский.

10 декабря 1930 года Президиум ВЦИК принял постановление "Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера". Постановлением предусматривалось создание 8 национальных округов, в том числе и Остяко-Вогульского (Ханты-Мансийского).

В связи с упразднением Тобольского округа произошло уточнение в составе и границах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого национальных округов. В составе Ханты-Мансийского округа образованы районы: Березовский (центр р.п. Берёзово), Микояновский (центр Кондинское), Кондинский (центр Нахрачи), Самаровский (центр Самарово), Сургутский (центр р.п. Сургут), Ларьякский (центр Ларьяк).

Мансийский национальный округ получил статус автономного в 1977 г.

В 1993 г.  Ханты-Мансийский автономный округ получил статус полноправного субъекта Российской Федерации согласно ст.65 Конституции РФ.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 года  № 841 Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

Видеофильм о Югре

Педагог: Давайте проверим, как вы знаете Ханты-Мансийский округ. Предлагаю вам карту Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. На ней растерялись города, реки. Вам необходимо найти города, районные центры, поселки, свой родной город Нижневартовск, а так же реки, озера, определив их местоположение.

Игра» Найди населённый пункт»

Ребенок: Есть на карте у меня
Вся в болотах, вся в тайге - моя Югра.
Говорят, что в ней полным-полно чудес,
И зверей и ягод полон сказочный лес.
Говорят олени тут живут,
И деревья до небес растут.
Приезжайте в гости к нам друзья-
Мы покажем вам свои места.
Здесь осины, здесь рябины, здесь волнушки,
Зайцы, лисы, белки, мишки - много зверюшек.
И целебных трав полна моя тайга-
Приезжайте, вас излечим навсегда.
Нет красивей, нет чудесней нашего края.
И от этой красоты душа замирает.
И чудес полным - полна моя Югра-
Будет райским уголком она всегда!

Педагог:  Сегодняшний классный час поможет нам узнать историю своего края, города.

Ребенок: Я хочу прочитать стихотворение нашего поэта земляка Пластинина Валерия Николаевича

«О городе моем…»

Север. Тайга. Болота изрыты.

Первопроходцы не в стороне.

Их имена не будут забыты.

Они Самотлор открыли стране.

Все собрались тогда отважно.

Был мы народ молодой, боевой,

На гиблых местах безымянных,

Город-красавец  будет большой!..

Сваи забили, намыли по смете

И магистралей наметили след,

Для поколений новых на свете

Город и нефть - символ побед!

Да, город юн, мы не лукавили,

Нефть добываем в труде, борьбе…

А Нижневартовск юным оставим,

Так уж угодно судьбе.

Перебирая в мыслях жизни годы:

Болота, лежневки, сибирская даль,

Под красной звездою свободы

Характеры крепли, как сталь.

Я много проехал по белому свету,

Да, много на город затрачено сил,

Теперь на картину любуюсь я эту,

Которую строил, лелеял, растил.

Удары судьбы я порой принимая,

Горжусь, что был взыскан судьбой,

И здесь, на Оби – родная земля мне,

О, Нижневартовск, навеки я твой.

Педагог: Наш край называют нефтяным. А почему? А знаете ли вы историю своего города? Сейчас мы проведем викторину. Я буду задавать вопросы, а вам необходимо дать правильный ответ. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки.

Викторина « Знаешь  ли ты  Нижневартовск»

Вопросы:

В каком году было открыто первое месторождение

Нижневартовского

района? (

Мегионское

месторождение в 1961 году)

В каком году село

Нижневартовское

преобразовано а рабочий поселок

Нижневартовский

?(

в1964году)

 

3. В каком году пробурена первая скважина на

Самотлоре

?

(

1965 год

 

20 мая пробурена первая разведочная скважина на

Самотлоре

Р-1 бригадой Г.

Норкина

.

Открыта нефть

Самотлора

).

4. В каком году открылся аэропорт в Нижневартовске? (1971год
Открылся новый аэропорт)

5. В каком году появился город Нижневартовск? (В 1972 году 9 марта издан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР
о преобразовании рабочего поселка Нижневартовский Нижневартовского района Ханты-Мансийского округа в город окружного подчинения.
Население составило 26,8 тыс. человек).

6. В каком году был проведен первый Фестиваль «Самотлорские ночи»? (В 1976 году с 17 по 27 июня).

7. В каком году в Город Нижневартовск прибыл первый поезд? (В 1976 году).

8. В каком году состоялось открытие монумента «Покорителям Самотлора? (1978 году)

9. В каком году добыта первая миллиардная тонна нижневартовской нефти? (В 1980 году)

10.В каком году именно с Самотлора получена первая миллиардная тонна нефти? (В 1981 году).

Педагог: Очень богатая история у Нижневартовска. Вот послушайте еще одно стихотворение о нем.

 

Город в пенном кипении белых ночей,

Город славной судьбы, город юности нашей.

Нижневартовск - ты мне с каждым годом родней,

Я хочу, чтоб ты был и чтоб стал ещё краше.

 

Добывая стране драгоценную нефть,

Мы живем здесь - и строим, и учим, и лечим,

И земли вековая суровая твердь

Покоряется гордым сердцам человечьим.

 

Здесь растут наши дети, и внуки растут,

Проходя по бульварам, поют наши песни.

Я хочу, чтобы знали они, что наш труд

Сотворил этот город, всех сказок чудесней.

 

Город в пенном кипении белых ночей,

Город славной судьбы, город юности нашей.

Нижневартовск - ты мне с каждым годом родней,

Я хочу, чтоб ты был и чтоб стал ещё краше.

 

Педагог:  Это стихотворение нашей местной поэтессы Журавлевой Лидии.

В поселок Нижневартовский, начиная с  его основания, потянулся семейный   люд разных национальностей, вероисповедования в надежде устроить лучшую жизнь на новом месте. Поселок при станции заселяли переселенцы из восточных районов Украины, бедных районов России, из Ирана и Закавказья.  Они привезли сюда свою культуру: танцы, игры, песни и конечно же свои национальные блюда. Сейчас все это можно увидеть и попоробовать на ежегодном Фестивале самодеятельного творчества «Самотлорские ночи». Историю возникновения города Нижневартовска вызнаете, видели ли вы его с высоты птичьего полета , а хотите посмотреть? (фото Нижневартовск с высоты птичьего полета)

Игра «Путешествие на вертолёте».

Представьте себе, что мы садимся на вертолёт и поднимаемся в воздух. Под нами лежит весь город - площади и улицы, дома и парки, стадионы, школы, больницы, магазины, детские сады. И это всё – город нефтяников, учителей, врачей Нижневартовск!

(педагог комментирует фотографии)

Педагог: Не обо всех достопримечательностях города и района мы сегодня рассказали, но мы успели заметить главное - вы любите место, где родились, выросли – свою Малую Родину. Этому же с детских лет  учат нас пословицы и поговорки. Давайте вспомним их.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Человек без Родины, что соловей без песни.

В своем доме и стены помогают.

Береги землю родимую, как мать любимую.

На родной сторонушке и камешек знаком.

За родной край и жизнь отдай.

Всякому мила своя сторона.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Жить – Родине служить.

Где кто родится, там и пригодится.

Чужбина слезам не верит.

Всякая сосна в своем бору шумит.

Без корней и полынь не растет.

Своя земля и в горсти мила.

Педагог: Наш классный час подошёл к концу. В заключении я хочу сказать: у нас одно Отечества и одна история. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не повторять ошибок.

(Звучит песня о Нижневартовске А.Журавского)

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×