Классный час "Учимся общаться" | Лабгаева Наталья Викторовна. Работа №291548
Автор: Лабгаева Наталья Викторовна
Проблема межличностного общения школьников со сверстниками в образовательном процессе является одной из актуальных проблем, так как не все обучающиеся способны выстраивать свои межличностные взаимоотношения конструктивно. Причинами этого могут быть личностные особенности, характер, особенности семейного воспитания и взаимоотношений в семье.
Говоря о конструктивном общении, мы подразумеваем такие навыки как: анализ собственной модели поведения, чувств и эмоций; ясное и адекватное сообщение о состоянии своего внутреннего мира; аргументирование своей точки зрения; принятие решения; эмпатия (способность к пониманию эмоционального состояния другого человека по средством сопереживания). На наш взгляд, важно, чтобы обучающиеся ознакомились с этими понятиями для формирования позитивного отношения к окружающим. Основными задачами мероприятия являются:
- осознание уникальности каждого человека;
- осознание различия между людьми;
- осознание принципов взаимодействия с другими людьми;
- ориентация на ненасильственную модель поведения.
Данный материал предназначен для психологов, работающих в параллели 1-2 классов. МАтериал легок и прост в применении, им могут воспользоваться классные руководители для проведения тематических классных часов.
Учимся общаться
(для учащихся начальной школы 1-4 классы)
Проблема межличностного общения школьников со сверстниками в образовательном процессе является одной из актуальных проблем, так как не все обучающиеся способны выстраивать свои межличностные взаимоотношения конструктивно. Причинами этого могут быть личностные особенности, характер, особенности семейного воспитания и взаимоотношений в семье.
Говоря о конструктивном общении, мы подразумеваем такие навыки как: анализ собственной модели поведения, чувств и эмоций; ясное и адекватное сообщение о состоянии своего внутреннего мира; аргументирование своей точки зрения; принятие решения; эмпатия (способность к пониманию эмоционального состояния другого человека по средством сопереживания). На наш взгляд, важно, чтобы обучающиеся ознакомились с этими понятиями для формирования позитивного отношения к окружающим.
Основной целью разрабатываемого мероприятия является развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях, с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
Задачи:
- осознание уникальности каждого человека;
- осознание различия между людьми;
- осознание принципов взаимодействия с другими людьми;
- ориентация на ненасильственную модель поведения.
Сценарий занятия
Добрый день ребята. Перед тем как озвучить тему нашей с вами встречи, я бы хотела услышать понимание вами фразы: Разные люди – разные характеры. Чем еще могут отличаться люди друг от друга?
(Вы очень много сказали, мне было приятно услышать ваше мнение. Давайте попробуем объединить ваши ответы в группы: внешность и характер (внутренний мир)).
Внутренний и внешний мир человека могут не нравиться окружающим и вызывать насмешки и осуждения. Мы не со всеми хотим дружить, играть, проводить свободное время, так как мы все разные.
Для того, чтобы посмотреть насколько мы с вами похожи друг на друга, хочу предложить вам поиграть.
И я…
Сейчас я буду называть черту характера. Если у кого-то такая черта есть, то на счет три-четыре должен сказать И я. Например, я говорю: Я отзывчивая. Три-четыре… Тот, кто считает себя отзывчивым, говорит: И я. Итак, я – ленивая. Три-четыре… Я – аккуратная… Я – жадная… Я – честная… я – замкнутая… я – упрямая…. Я – скромная… и т.п.
Сейчас мы с вами посмотрели, что не все названные качества характерны вам. Кто-то поднимал руку и кричал И Я, а кто-то считал, что это не про него.
Игру Что такое хорошо и что такое плохо можно использовать дополнительно для того, чтобы способствовать формированию позиции относительно личностных качеств.
Что такое хорошо и что такое плохо?
Я буду называть определенную черту характера, а каждый из вас будет показывать мне, хорошая она (большой палец правой руки вверх) или плохая (большой палец вниз).
Итак, жадный…, аккуратный…, ленивый…, смелый…, веселый…, тихий…, щедрый…, упрямый…, волевой…, добрый…, лживый…, находчивый…, осторожный…, дружелюбный…, отзывчивый…, хвастливый.
Как мы относимся к людям, которые не похожи на нас? Что вы делаете обычно, как вы себя ведете, если человек на вас не похож, отличается от вас (внешностью, характером)
Давайте мы сейчас с вами посмотрим мультфильм.
Просмотр мультфильма Ежик должен быть колючим?
После просмотра мультфильма проходит обсуждение( примерные вопросы):
Ребята, понравился ли вам мультфильм? Подходит ли он к теме нашего разговора? О чем он?
Как вы думаете, кто главный герой мультфильма?
В чем его особенность, чем он отличается от других, похожих на него?
Как реагировали на него другие?
Что чувствовал в этот момент ежик? (ему было грустно)
Как можно оценить поступок вороны?
Скажите ребята, а когда поведение вороны изменилось?
Какая была реакция ежика? Как вы оцените его поступок? (хорошо, он поддержал ворону, не стал над ней смеяться)
Ребята, а что произошло с вороной, когда ежик ее поддержал? Изменилось ли у нее настроение?
Подведем итог нашей беседы. Скажите, кто по вашему мнению поступал верно (чье поведение можно назвать правильным?), а чей поступок относится к не правильным.
Вопросы можно менять, в зависимости от возраста участников. В данном случае, самыми старшими были учащиеся 4 класса.
Вывод: какую модель поведения вы считаете правильной (решили использовать в жизни (ежика или вороны))?
Вы посмотрели мультик, и наверняка вам понравился кто-то из героев. Нарисуйте его.
Ребята, мы с вами провели занятие, на котором говорили о том, чем мы можем отличаться друг от друга, попытались разобраться в нашем личном отношении к другим людям, выработать модель позитивного поведения.
В завершении нам важно узнать ваше мнение о прошедшем занятии, пожалуйста, ответьте на вопросы:
- Было ли полезно это занятие для вас?
- Что вам понравилось или не понравилось?
- Что вы поняли, какой вывод сделали?
- Как вы думаете, нужны ли такие занятия? Почему?
Использованная литература:
Аржакаева Т. А., Вачков И. В., Попова А. Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 4-м классе. 2-е изд. – М.: Генензис, 2013. – 128с.