Классный час в 4аклассе на тему: "История часов" | Непомнящая Валентина Николаевна. Работа №271995
Автор: Непомнящая Валентина Николаевна
Знакомство учащихся младших классов с видами часов, рассказать о том, как часы изобретались и для чего они необходимы людям.
Классный час в 4а классе
Тема: «История часов».
Цели: Развитие познавательного интереса на занятиях через игровые и медиа технологии.
Задачи: Познакомить учащихся с историей часов; подвести к пониманию их назначения и функции.
Коррекция речи, мышления, внимания, памяти.
Воспитание учебной мотивации: желание приобретать новые знания.
Словарная работа: башенные часы, электронные часы, куранты.
Материал: игрушка «Мишка», разные часы, учебные макеты часов, презентация «История часов», компьютер.
Ход занятия: I.Орг. момент.
II. Учитель: «Ребята! Иду я сегодня утром и слышу, что кто-то плачет. Посмотрела и увидела, что это вот такой маленький медвежонок. Я его спросила, что случилось. А медвежонок рассказал, что его пригласили в гости, а когда он пришёл, то было уже поздно: все гости разошлись, а, главное – ему не хватило мёда! Как вы думаете, почему так произошло, почему же Мишка опоздал и не пришёл вовремя в гости?
(Ответы детей)
Учитель: А вы думаете, у медведя есть в лесу часы? (ответы)
= А что будет, если и у нас пропадут все часы? (ответы)
= Да. Видимо, нам всем придётся очень трудно. Опоздаем на работу, в школу, повара вовремя не приготовят еду; поезда, автобусы вовремя не выедут; не откроются магазины и т.д.
= Скажите, часы всегда были или было время, когда не было часов? (ответы)
= Если было время, когда часов не было, то как же люди определяли, когда надо было ложиться спать, когда вставать? (ответы)
=Правильно, люди определяли время по солнцу. Солнышко вставало и люди просыпались. А теперь подумайте и скажите, когда они спали больше – летом или зимой? (ответы)
Люди спали больше зимой, потому что зимой солнышко встаёт позже, чем летом. А знаете вы, что по солнцу можно определить время достаточно точно? Когда солнце светит, то от деревьев отходит тень. Когда тень длиннее? (ответы)
=Когда человек заметил это свойство тени, то он придумал солнечные часы.
Ученик: «Есть солнечные часы – всех часов предки!
Сейчас они редки! Циферблат на земле лежит,
А по нему солнышко бежит!
Они бывают на площадях,
На лужайке, в саду - у солнышка на виду!»
Учитель: Как вы думаете, всегда ли человек мог пользоваться такими часами? (ответы)
=Да, поэтому человек изобрёл водяные часы. Вода по каплям переливалась из одного сосуда в другой, и, по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько прошло времени. Чем же неудобны эти часы? (ответы)
=И снова человек изобретает новые часы, песочные!
Ученик: «А бывают часы песочные – точные!
В них песчинки текут – секунды бегут!
Как песчинки собрались,
Холмиком улеглись!
В колбочке из стекла
Так и минутка истекла!»
Учитель: А чем же неудобны песочные часы? (ответы) Да, такие часы нельзя брать с собой: неудобно. Как вы думаете, 2 минуты – это много или мало? Сейчас проверим: ставим песочные часы и выполняем физ. минутку:
Тик-так, тик-так, в доме кто умеет так? (наклоны)
Это маятник в часах (шагаем)
Отбивает каждый такт.
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью (приседания).
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга (вращение туловища влево).
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой (вращение туловища вправо).
А часы идут, идут (ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают, (замедленная ходьба),
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (бег на месте).
Если их не заведут,
То они совсем встают. (медленная ходьба, остановка).
Учитель: Вот и пробежало время, пока мы играли. А сейчас предлагаю вам помолчать 2 мин часы. Игра «Молчанка». Работают песочные часы. А теперь 2 минуты - это много или мало? Правильно вы сказали: время долго тянется, когда делать нечего. А когда есть интересные дела. Время проходит быстро. Поэтому есть такая пословица: «Скучен день до вечера, когда делать нечего».
Продолжаем говорить о часах. Человеческий мозг работал и работал и снова были изобретены новые часы, масляные! Рассказ о масляных часах. Но и такие часы не могли показывать точное время. Затем были часы-свеча. Они также были неудобны в применении.
И тогда человек придумал простой механизм. Смастерили большой механизм и повесили его на высокую башню. Каждый час эти часы били и люди знали, который час. Но всё-таки и эти часы были тоже неудобны в применении. Почему, как вы думаете? (ответы).
=Да, этих часов не было видно изо всех домов. И какие часы тогда придумали люди? Да, они придумали такие часы, которые можно было повесить в каждом доме. Люди стали вешать часы на стены, ставить на пол. Как можно назвать такие часы? Да, верно, одним словом: настенные, напольные. А те, которые стоят на столе? (настольные). А те, которые носят на руке? (наручные).
Ученик: «А есть ещё часы настенные,
Чинные, степенные!
Не убегают, не отстают,
Вовремя бьют!»
Ученик: «А ходики - избушки!
В них живёт кукушка.
Окошко распахнётся –
Кукушка встрепенётся!
Ку-ку! Ку-ку!
Как в лесу на суку!»
Ученик: «А есть ещё часы-малютки!
Как сердечко бьётся в грудке!
Тик-так! Тик -так! Круглые сутки!»
Учитель: Эти все часы все механические. Опять-таки неудобно. Почему? Да, забудешь завести механизм - часы встанут! Тогда человек придумал электронные часы, они работают на чём, кто знает? Да, на батарейках. Их можно поставить на то время, которое нужно и они подадут сигнал.
=Посмотрите на экран: вот настоящее чудо-часы! Как они называются? Да, это Кремлёвские Куранты – главные часы нашей страны. Они висят на Спасской Башне Кремля. Это самые точные часы, мы по ним сверяем время.
=И ещё много часов придумал человек для своего удобства, например, часы-таймер. Как они применяются в быту? (на стиральных машинах, на микроволновках). Человек – изобретатель ещё многого может достичь в изобретении часов. Возможно, будет такое время, когда часы будут вмонтированы в серьги, или часы можно будет носить, как линзы для глаз. Может, будут часы, вмонтированные в очки и т.д. Человеческая мысль не стоит на месте, человек изобретает всегда что-то новое.
Ну, вот и всё. В свободное время нарисуйте часы, которые вы хотели бы иметь. Пусть это будут новые, оригинальные часы, которых ещё нет на свете. А ваши рисунки мы подарим медвежонку. Он выберет себе подходящие часы, и больше никуда не будет опаздывать. Давайте поучим медвежонка определять время по часам. Ребята ставят заданное время на часах.
Итог: Молодцы! Хорошо поработали на занятии! А медвежонок подарил нам на прощание стихотворение про часы:
Учитель:
«Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе –
А часы стоят на месте!»
Пригласим Мишку к нам на чаепитие.
Учитель: Непомнящая В.Н.