Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Классный руководитель в системе современного образования | Абнасырова Наталья Ивановна. Работа №336124. Номер работы: №336124

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Материал пригодится классным руководителям ( практически с  первого и по одиннадцатый класс) для выстраивания своей работы с классом, родителями и социумом. Поможет расставить приоритеты в работе с учениками и их законными представителями. Убеждена, что данный материал особенно может помочь в работе начинающему классному руководителю. Предложенный материал содержит как теоретический материал (отобранный, систематизированный), так и практический: автор статьи делится собственным опытом из многолетней практики работы классным руководителем.

МБОУ «Чесменская СОШ имени Гаврилова М.В.»

 

 

 

Выступление на МО классных руководителей

(обобщение опыта)

 

 

Подготовила: Абнасырова Наталья Ивановна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

Классный руководитель в системе современного образования

 

 СЛАЙД   «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…»                                          (А.А. Захаренко) 

 

 

   Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего - это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.
        Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте взрослого. Ведь иногда так хочется пофантазировать, представить себя на месте учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он умеет все: правильно учить, интересно рассказывать, помогать кому-то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.
          

 СЛАЙД    Воспитание - это не набор неких действий, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.
     

СЛАЙД Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
     Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. СЛАЙД Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
     

СЛАЙД Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?
     Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.
     Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом ИХ интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
     В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.
     Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.
     СЛАЙД Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
     В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск тематических/праздничных газет, тематических вечерах и других мероприятиях.
     Классный руководитель изучает индивидуальность учащихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциуме. Классный руководитель координирует связь с педагога-психолога (в том числе и педагога – психолога с родителями). При поддержке психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии.
     Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с учителями-предметниками. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.

В течение четверти по мере возникновения необходимости обращаюсь с вопросами или даже за помощью к учителям – предметникам. Многие из коллег приходят на родительские собрания, и лично разрешают проблемные ситуации, а также разъясняют свою систему требований.

     В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятий классный руководитель активно взаимодействует с педагогом-организатором. (привлечение ребят класса к участию в известных нам с вами общешкольных мероприятиях).


     Классный руководитель также должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся (в 6,7 и даже 8 классах нам приходилось совместно с Людмилой Валерьевной и Натальей Владимировной решать проблемы с некоторыми учащимися. И, видимоспешно, раз на сегодня подобных проблем уже нет).

 Сотрудничая с библиотекарем/ центральной библиотечной системой, классный руководитель расширяет кругозор ребят, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения (с 5 по 8 класс , до ограничений, связанных с пандемией, мы тесно сотрудничали с Белобородовой Елл. ….)
     
     Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома (с родителями держу контакт: личные беседы по телефону, сообщения в мессенджерах, родительские собрания, при необходимости, в чрезвычайных ситуациях, вызываем родителей в школу для бесед по ситуациям).

     Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы (у нас тематические класы приурочены не только к важным календарным датам в стране, но и важным знаменательным событиям:

- полет в космос, а затем и возвращение актрисы Юлии Перисильд и режиссёра Клима Шипенко// с этим и беседа о достижениях Роскосмоса.

- успехи наших спортсменов на олимпиаде и чемпионатах мира (особенно по фигурному катанию, художественной гимнастике). Причём ребята сами НЕ интересуются этими темами…

Хочу, чтобы мои ученики знали, что им есть, чем гордиться в своей стране.

 

Сегодня я уже перечисляла формы работы клуководителя, но особо хотела бы выделить походы и экскурсии. На мой взгляд, это самые ЖИВЫЕ формы работы, потому что наглядностью своей «зажигают» ребят посильнее самых пылких речей.

С прежними своими классами мы неоднократно выезжали и в Челябинский театр, и в Магнитогорский аквапарк. Но жизнь вносит свои коррективы (это и изменившиеся требования к перевозке детей, и необходимость сопровождения полиции). Но в этом году Челябинская организация «Горизонт событий» решила все наши проблемы, и мы смогли с коллегами на осенних каникулах свозить ребят из нашей школы в Челябинск на экскурсию, где нам удалось плодотворно провести целый день:

- мы посетили мультимедийную выставку, посвященную 200-летию со дня рождения Александра Невского – потрясающая, впечатляющая, современно оформленная и потому особенно интересная ребятам;

- зоопарк под открытым небом с огромным перечнем обитателей;

- парк чудес «Галилео», где ребята смогли увидеть применение законов физики на различных аттракционах);

- посетили аттракцион «Лазертаг», где дети побыли просто детьми «нашего времени», для которых «стрелялки» - важная часть досуга.

- посетили боулинг, приобщились (пусть поверхностно) к этому виду спорта.

 

Ребята остались очень довольны!

 

Еще на одну экскурсию по Чесменскому району в конце сентября нам удалось свозить наших ребят. Тема «Река Чёрная – река времени». Нашим гидом была Овчинникова Марина Сергеевна - увлеченный, интересующийся человек, горящий своим делом. Во – первых, ребята наши полдня пробыли на свежем воздухе, что немаловажно для современных детей, полдня проводящих на занятиях в школе и просиживающих вечер за выполнением ДЗ.

Во – вторых, многое узнали об истории нашего района, об интересных людях – умельцах, а также легенды - предания о Чесменском районе.

На мой взгляд, это реализация и патриотического воспитания, и применение здоровьесберегающих технологий.

Нынешних моих 9 – классников, когда они ещё были в 5 классе , я пригласила на лыжную прогулку, но пришло 3 человека из класса, в другой раз пришли лишь двое(уже другие ребята), поняв безнадежность своей инициативы, прекратила свои попытки. А в этом году, после экскурсии с Мариной Сергеевной, мальчики из моего класса сами предложили возобновить зимние походы. Посмотрим, что будет на деле… Но главное, как мне кажется, лёд тронулся…

 

     ОДНИМ ИЗ САМЫХ СЛОЖНЫХ компонентов деятельности классного руководителя является обеспечение обратной связи. Это и в методическом, и психологическом смысле довольно сложная процедура.
     Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса: и учителей, и родителей, и самих ребят.

В условиях модернизации российского образования возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

   Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент.

Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

Кодекс чести учителя

      1. Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у них это чувство. Он должен видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и поддерживать стремление к самосовершенствованию.
      2. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать обстановку взаимопонимания, от которой существенно зависит и характер нравственных отношений в школе.
      3. Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся - один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, - такой, которая может быть осмыслена, понята его воспитанниками. Учитель должен предъявлять к учащимся посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с другими людьми. Необходимо, в свою очередь, воспитывать у школьников такое качество, как требовательность к себе, самокритичность.      

4. Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не допускать злой иронии при проявлении детьми любознательности - одно из важнейших правил, которым должен руководствоваться учитель во взаимоотношениях с учащимися.
      5. Учителю следует внимательно подходить в оценке нравственных поступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков.
       6. Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним.
      7. Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положительные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других.      

Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.

 

Основополагающие принципы работы преподавателей:

 

      - сделать человека способным жить полной жизнью - вот твоя обязанность;
      - стремись стать совершенным учителем, соединяя в себе любовь к делу и к ученикам;
      - учить имеет право лишь тот, кто сам постоянно учится;
      - лучшее средство быть любимым детьми - самому любить их;
      - хороший пример старших - лучший проводник нравственных начал в ученической среде. Будь во всём примером для учеников;
      - опыт и профессионализм, смелость и поиск - составные творчества учителя;
      - относись к себе критически. Чаще подводи итоги своей работы. В оценках стремись к объективности;
      - относись к окружающим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе;
      - воспитанного человека может воспитать только воспитанный человек;
      - не забывай, что принятая тобой обязанность.
      Классный руководитель играет главную роль в воспитательном процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу, ничего не получится. Что для этого необходимо, я думаю, сегодня мы все вместе определили. И если мы будем руководствоваться этими принципами, то многие наши проблемы будут решены.

 

Опыт Сахновской школы широко известен в стране. После передачи из Останкинской телестудии, выступлений директора школы Александра Антоновича Захаренко по радио, после выхода в свет его книг этот опыт стал восприниматься как яркий, эмоционально насыщенный, наполненный трудовыми усилиями детей и взрослых и вместе с тем пронизанный игрой и шуткой, опыт, далеко выходящий за границы школы.

В Сахновке практически невозможно четко обозначить границы между школой и селом, они связаны органично. События школы становятся событиями села, и во всем, чем живет село, участвует школа, внося в его быт непосредственность детства, выдумку, красочность, оптимизм.

Системообразующей деятельностью в Сахновской школе является труд — труд созидательный, творческий, социально значимый. Трудятся дети много: все, что сделано в школе и вокруг нее, сделано руками самих ребят, их родителей и учителей. Конечно же, школьники старательно учатся, занимаются спортом и эстетической деятельностью.

Очень важна в воспитательной системе А. А. Захаренко организация эмоциональной жизни детей.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×