Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Ключи от царства музыки" | Алла Викторовна Харитонова. Работа №234359

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Алла Викторовна Харитонова
Сколько значений имеет слово "ключ"?Почему именно этот термин используется и для определения музыкального ключа. Часто возникают вопросы о том как семь нот могут использоваться для сочинения огромного количества мелодий. Как возникли и для чего существуют музыкальные ключи.  Доступно и убедительно в статье -докладе рассматриваются эти и близкие к ним вопросы.

Ключи от царства музыки
Стан музыкальный заперт на замок.Нот много – как бы мне в них разобраться?Звук, не родившись, сам собой умолк…Где спрятан ключ? Ну, помогите, братцы!!!Басовый здесь, или скрипичный ключ?
Какая нота главная сегодня?Фа, соль и до…Где тот волшебный луч,
Который нотам задаёт погоду? (интернет)
Много разных значений имеет это слово. Ключ - родник с чистой, свежей и прохладной ключевой водой. Ключ от замка, которым запирают квартиру, ворота или чемодан. Гаечный ключ, без которого не починить велосипеда, не исправить системы водяного отопления. Наконец, самый интересный ключ - ключ к шифру, при помощи которого можно прочесть таинственное послание. Вот это последнее значение слова ключ больше всего напоминает его музыкальный смысл. В самом деле: чтобы прочесть какие-то ноты, ключ совершенно необходим, иначе запись их окажется зашифрованной.
Ключи
Любой из вас, наверняка,Хотя бы раз, хоть на немногоПод коврик прятал от замкаДверного ключ, идя в дорогу,На счастье ключик золотойХотел найти, как Буратино.Затея выглядит пустой,Хотя, при этом и невинна...Кто подбирал к сердцам ключи,Порой ломая их о камень,А кто-то солнышка лучиВ ключах воды ловил руками.Звучат известные семь нотВ любой мелодии привычно,Но скреплены-то, всё равно,Они все ключиком скрипичным.Никто без гаечных ключейИ никогда, бьюсь об закланье,Не испытал бы скоростей,Вставляя ключик в зажиганье...Владея газовым ключом,Вы овладеете и миром -Мечты сбываются*, почёт,Достаток, спонсорство турниров...Такие разные ключиВсю жизнь мы ищем, подбирая,И каждый хочет получитьЗаветный ключ к воротам рая...
(Интернет)
Даже самую простую мелодии, ни один музыкант не сможет воспроизвести , пока в начале нотных линеек (они называются "нотный стан" или "нотоносец"), на которых расположились ноты, не будет поставлен какой-то ключ. Ведь какие именно здесь написаны ноты, неизвестно! Видно только, как они соотносятся между собой (и то приблизительно: мы можем лишь догадываться, где интервалы между звуками большие, а где малые), да определен их ритм. А теперь поставим ключ. Сразу все стало ясно (конечно, для того, кто знает ноты). Правда? Вы можете оказать, что и первую запись расшифровали так же? Будете неправы. Ее можно прочесть. Выйдут другие ноты, другая октава, другая тональность и даже другой лад.
Так что же такое ключ? Это знак, который всегда ставится в начале нотного стана и указывает положение на нем одной из нот, а в зависимости от нее и всех остальных.В далеком прошлом ключей применялось очень много, и наиболее распространены были ключи, определяющие положение ноты до первой октавы.
Зачем было нужно много ключей? Судите сами: на пяти линейках нотного стана и между ними можно удобно записать всего одиннадцать звуков. В музыке же применяется гораздо больше. Для остальных нужно приписывать дополнительные линейки, а это очень загромождает запись и затрудняет чтение. Выход, конечно, нашелся. Наиболее распространена в те далекие времена была вокальная музыка. Но ведь диапазон человеческого голоса довольно ограничен. Значит, каждому исполнителю можно удобно записать его партию, если расположить ее соответствующим образом. Например, сопрано - это высокий голос. Поет он, в основном, в первой, а часто и во второй октаве. Баритон, наоборот, звучит вниз от определяющей ноты до. Поэтому ключ до для сопрано и баритона располагается не одинаково. Сопрановый - на первой линейке, чтобы можно было записывать ноты вверх, баритоновый напротив, на пятой: его партия, записанная на тех же пяти линейках, читается значительно ниже. А между ними, соответственно на второй, третьей и четвертой линейках помещаются меццо-сопрановый, альтовый и теноровый ключи. Завитушка в середине знака каждый раз определяет положение ноты до первой октавы. Конечно, этими ключами пользовались не только певцы. Они были удобны и некоторым инструментам. Так, до сих пор сочинения для альта и его партия в оркестровых партитурах записывается в альтовом ключе. Применяется иногда и теноровый ключ. Но постепенно с развитием и все более широким распространением инструментальной музыки оказалось, что все эти ключи еще не дают достаточно удобной записи, не охватывают крайних регистров. Тогда появились другие ключи, определяющие положение ноты соль первой октавы и фа малой октавы. Из нескольких таких ключей со временем в музыкальной практике остались только басовый и скрипичный. Они удобны тем, что как бы "сцеплены" между собой нотой до первой октавы, которая оказалась расположенной на первой нижней добавочной в скрипичном ключе и на первой верхней добавочной - в басовом. Вместе эти ключи дают возможность записать практически весь используемый звукоряд и поэтому стали универсальными. Вот они (завитки обоих ключей показывают положение на нотном стане определяемых ими нот):
Остается сказать только, как появились такие значки:,,. Это очень сильно изменившиеся в течение времени латинские буквы С (то есть до), G (соль) и F (фа).
В XI веке в Италии жил монах по имениГвидо Аретинский. Он занимался с хором мальчиков и учил их церковному пению.
Для помощи своим ученикам Гвидо решил записать высоту звуков на бумаге, дав каждому звуку название, чтобы их можно было читать с листа. Монаха принято считать первым, кто начал использовать современные ноты.
Существующая система наименований появилась благодаря гимну святому Иоанну Ut queant laxis, который Гвидо использовал для распевки на музыкальных занятиях. Каждая следующая строчка этого произведения начиналась на ступеньку выше.
Первый неудобный слог Ut в XVII веке заменили на более мелодичноеДО.
Есть мнение, что название ноты произошло от латинского Dominus, что значит – Господь.
Изначально количество нот соответствовало количеству строк в гимне. Позже заметили, что между некоторыми нотами можно разместить промежуточные. Сложившуюся систему менять не стали, лишь ввели диезы-бемоли. Так поучилось 12 нот, которые позволяют воспроизвести каждую мелодию в любой тональности.
Нотным станом называются пять линеек, на которых располагаются ноты. Иногда используют добавочные линейки для отображения нот выше или ниже используемого стана.
Отцом существующей системы записи нот считается все того же монах Гвидо Аретинский, который придумал запись нот в три линейки нотного стана. Четвертая линейка добавлялась при необходимости то сверху, то снизу.
Позже решили использовать все пять основных линеек, а дополнительные рисовать только при необходимости. Как показала практика, именно пять линеек позволяют комфортно читать записанные ноты и читать их. Меньшее число линеек требует постоянное добавление дополнительных, а большее – делает нотный стан слишком сложным для восприятия.
Изначально для записи музыкальных произведений использовались невмы (с латинского – кивок головой). Этими знаками фиксировали лишь направление движения мелодии, а для более точного понимания сверху добавляли высоту и длительность. По невмам исполнить музыкальное произведение мог лишь знакомый с ним человек.
Все тот же монах Гвидо Аретинский начал использовать подобное современному обозначение нот. Изначально он придумал способ записи невмов на нотном стане, а позже в самих невмах пропала необходимость, ведь вся нужная информация отображалась на нанесенных линейках. Так для записи нот сначала начали использовать заштрихованные квадраты, а позже для удобства и быстроты перешли на овалы и круги.
Ключ – это символ, который ставится на определенной линии нотного стана. Центральный элемент ключа указывает расположение на нотном стане высоты ноты.
С зарождением инструментальной музыки в Европе скрипичным ключом обозначали ноты для скрипки (отсюда и название). Сам ключ – символическое изображение скрипки.
В современной классической пятилинейной нотации используют такие типы ключей: ключ соль, ключ фа и ключ до. Обозначающие их символы произошли от латинских букв, которыми записывали соответствующей ноты.
Ключ соль происходит от латинской буквы G, ключ фа произошел от упрощенного обозначения латинской F, а ключ до – от латинской C, обозначающей ноту до.
Ключ (итал. chiave, от лат. clavis — ключ) в музыкальной нотации — знак, указывающий местоположение ноты (то есть высотной позиции) F, или G, или С на нотном стане. Относительно этой, ключевой, ноты рассчитываются все остальные ноты (то есть высотные позиции) на одном и том же нотоносце (Википедия).
Когда-то музыканты использовали много ключей, но со временем такое многообразие сочли неудобным и стали использовать только два ключа: скрипичный ключ или ключ соль и басовый ключ или ключ фа.Скрипичный ключ или Ключ Соль - символическое изображение ноты соль первой октавы на нотном стане (вторая линейка нотного стана). Начинаясь с ноты соль первой октавы, скрипичный ключ охватывает весь нотный стан.Вскрипичном ключе пишутся ноты для скрипки (отсюда его название), чаще всего - ноты для правой руки фортепианной партии, ноты для шестиструнной гитары, некоторых духовых инструментов и женского вокала.
Скрипичный ключ - символическое изображение скрипки. Его изображение появилось с зарождением инструментальной музыки в Европе в эпоху раннего Барокко. Когда появились первые оркестры, появилась и необходимость единого звучания и записи звуков.
Вероятно, витиеватый стиль Барокко и вдохновил создателя скрипичного ключа на такой красивый и сложный графический знак. Скрипичный ключ придумал монах бенедиктинец Гвидо д'Ареццо (Guido d'Arezzo). Гвидо д'Ареццо был учителем хорового пения и выдающимся музыкальным реформатором Средних Веков. Именно благодаря его реформе нотной записи, стала возможной точная нотная запись музыкальных произведений.Басовый ключ, по одной из легенд, создал Вольфганг Амадей Моцарт, когда искал "нормальное" звучание ноты Фа. Легенда гласит, что форма басового ключа пришла ему в голову при взгляде на клюшку для гольфа, которая завертелась в воздухе, прежде чем ударить гениального музыканта по его гениальной голове. В символическом смысле, скрипичный ключ стал символом музыки, гармонии, искусства, поэзии, классики, лирического и романтического настроения, возвышенных натур, музыкантов, композиторов и творческих людей.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×