Книжные клубы и литературные кружки как методы развития мотивации детей | Тихонова Анна Сергеевна. Работа №351382
Аннотация. В статье рассматриваются книжные клубы и литературные кружки как эффективные методы развития мотивации у детей к чтению. Показано, как эти формы внеурочной деятельности способствуют формированию у школьников интереса к книгам, развитию критического мышления, а также расширению кругозора и улучшению навыков коммуникации. В статье также подчеркивается важность работы педагога-библиотекаря в организации таких мероприятий, а также даются рекомендации по созданию и проведению книжных клубов и литературных кружков в школьной библиотеке.
Ключевые слова: книжные клубы, литературные кружки, мотивация к чтению, школьная библиотека, педагог-библиотекарь, внеурочная деятельность, развивающее чтение.
КНИЖНЫЕ КЛУБЫ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ КАК МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ
Тихонова Анна Сергеевна,
педагог-библиотекарь
МБОУ ЗАТО г. Североморск «Лицей №1»
Аннотация. В статье рассматриваются книжные клубы и литературные кружки как эффективные методы развития мотивации у детей к чтению. Показано, как эти формы внеурочной деятельности способствуют формированию у школьников интереса к книгам, развитию критического мышления, а также расширению кругозора и улучшению навыков коммуникации. В статье также подчеркивается важность работы педагога-библиотекаря в организации таких мероприятий, а также даются рекомендации по созданию и проведению книжных клубов и литературных кружков в школьной библиотеке.
Ключевые слова: книжные клубы, литературные кружки, мотивация к чтению, школьная библиотека, педагог-библиотекарь, внеурочная деятельность, развивающее чтение.
Чтение всегда было важным аспектом образования, развития личности и культуры. В современном мире, несмотря на бурное развитие технологий и электронных ресурсов, книголюбие сохраняет свою значимость. Однако в условиях информационной перегрузки и роста популярности цифровых форматов у детей часто наблюдается снижение интереса к традиционным книгам. Именно поэтому роль педагога-библиотекаря в организации различных форм чтения, таких как книжные клубы и литературные кружки, становится всё более актуальной.
Книжные клубы и литературные кружки представляют собой эффективные методы стимулирования мотивации у детей к чтению. Эти формы деятельности помогают не только развить любовь к книгам, но и содействуют формированию у школьников навыков анализа, обсуждения и критического восприятия прочитанного материала. В этой статье будет рассмотрено, как такие клубы и кружки могут стать инструментами развития мотивации у детей, а также представлены основные подходы к организации подобных мероприятий.
Книжные клубы — это группы людей, которые регулярно встречаются для обсуждения прочитанных книг. В школьном контексте книжный клуб представляет собой объединение учеников, которые на добровольной основе выбирают и читают книги, а затем обсуждают их в группах. Главной целью таких клубов является не только развитие интереса к чтению, но и создание пространства для свободного обмена мнениями и идеями.
Развитие критического мышления. В процессе обсуждения книги дети учатся анализировать прочитанное, выделять ключевые идеи и делиться своими мыслями с другими.
Формирование навыков общения. Книжные клубы способствуют развитию социальных навыков: дети учат себя уважать мнение другого, аргументировать свои позиции и слушать коллег.
Создание эмоциональной привязанности к чтению. Часто книжный клуб превращается в пространство для дружеского общения, где чтение становится не только образовательным, но и увлекательным процессом.
Педагог-библиотекарь может организовать книжный клуб, следуя нескольким ключевым этапам:
Выбор литературы. Важно, чтобы книги, которые выбираются для обсуждения, были интересны детям и соответствовали их возрасту и уровню развития. Это могут быть как произведения классической литературы, так и современные книги, отражающие интересы детей.
Формат встреч. Встречи могут проходить раз в неделю или месяц в зависимости от графика школы. Они могут включать как обсуждение
прочитанного, так и творческие задания, например, написание рецензий или инсценировка сцен из книги.
Вовлечение родителей и учителей. Привлечение взрослых к процессу обсуждения книг помогает создать дополнительный стимул для детей. Родители могут быть приглашены на финальные обсуждения или помогать в организации мероприятий.
Литературные кружки в отличие от книжных клубов более фокусируются на изучении творчества определённых авторов, жанров или литературных направлений. Они могут быть специализированными (например, кружок поэзии или кружок любителей фантастики) или более универсальными, охватывающими широкий спектр жанров.
Глубокое изучение литературы. Литературный кружок помогает детям не только читать книги, но и осваивать различные подходы к анализу произведений: тематику, стиль, структуру текста.
Развитие творческих способностей. В рамках кружков дети часто выполняют творческие задания, такие как написание собственных рассказов или стихов, создание литературных мини-проектов.
Формирование культурного кругозора. Знакомство с различными авторами и произведениями расширяет кругозор детей, помогает развить эстетическое восприятие.
Для организации литературного кружка педагог-библиотекарь должен:
Выбрать тему или направление. Важно выбрать интересную тему для кружка, которая будет затрагивать актуальные вопросы и интересы детей. Это может быть, например, изучение творчества писателей-современников или погружение в мифологию разных народов.
Создать разнообразные задания. В рамках кружка детям можно предложить не только читать, но и писать свои произведения, участвовать в творческих конкурсах, а также проводить исследовательские работы о жизни и творчестве авторов.
Интеграция с другими школьными предметами. Литературный кружок может быть интегрирован с уроками литературы, истории или даже искусства, что делает изучение литературы более увлекательным и многообразным.
Педагог-библиотекарь играет ключевую роль в организации книжных клубов и литературных кружков. Именно он должен не только подбирать интересные и разнообразные материалы для работы кружков, но и создавать условия для комфортного и творческого общения между детьми.
Кроме того, педагог-библиотекарь может:
Помогать в выборе книг и материалов, ориентируясь на интересы детей и особенности их возрастных групп.
Развивать креативные подходы к чтению, вовлекая детей в различные активности (конкурсы, театрализации, встречи с писателями).
Оказывать помощь в развитии речевых и коммуникационных навыков в ходе обсуждения произведений и совместной работы.
В заключение можно отметить, что книжные клубы и литературные кружки являются важными и эффективными методами развития мотивации к чтению у детей. Они не только способствуют формированию у школьников любви к книгам, но и развивают их критическое мышление, коммуникативные и творческие способности. Работа педагога-библиотекаря в организации таких мероприятий может существенно повлиять на повышение уровня читаемости среди детей, а также на их общее культурное и личностное развитие.
Список литературы
Никифорова, Т. Н. Одно из средств нравственного воспитания [Текст
] :
дет. литератур.
Образование
/ Т. Н.
Никифорова
//
Начальная
школа
. – 20
1
8. – № 7. – С. 20-21. 58.
Новлянская
, З.Н. Понять другого. Детское литературное творчество и формы его презентации [Текст] / авт. предисл. С. Н.
Фетисова ;
материал
подгот
. З. Н.
Новлянская
// Искусство в школе. – 201
9
. – № 2. – С. 57-63.
Оаро
, Е. Держись и пиши. Бесстрашная книга о создании текстов. / Е.
Оаро
. –
Москва :
Издательство АСТ, 2019.