Коллективная художественно-творческая деятельность на уроках ИЗО | Керимова Наталья Исрафиловна. Работа №349299
Аннотация. В статье рассматривается роль коллективной художественно-творческой деятельности на уроках изобразительного искусства для учащихся 5–7 классов. Подчеркивается значение работы в команде для формирования у школьников творческих навыков, коммуникативных способностей и эмоционального интеллекта. Описываются основные педагогические подходы и методы организации групповой работы, способствующие успешной адаптации учеников к коллективным формам взаимодействия. Автором приведены практические примеры и рекомендации для педагогов, стремящихся эффективно включить коллективные задания в учебный процесс.
Ключевые слова: коллективная деятельность, изобразительное искусство, творческое развитие, коммуникативные навыки, групповая работа, педагогические методы, школьное образование.
КОЛЛЕКТИВНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИЗО
Керимова Наталья Исрафиловна, учитель изобразительного искусства и технологии
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики "Ровеньковская школа №8 им. С.В. Полуянова"
Аннотация. В статье рассматривается роль коллективной художественно-творческой деятельности на уроках изобразительного искусства для учащихся 5–7 классов. Подчеркивается значение работы в команде для формирования у школьников творческих навыков, коммуникативных способностей и эмоционального интеллекта. Описываются основные педагогические подходы и методы организации групповой работы, способствующие успешной адаптации учеников к коллективным формам взаимодействия. Автором приведены практические примеры и рекомендации для педагогов, стремящихся эффективно включить коллективные задания в учебный процесс.
Ключевые слова: коллективная деятельность, изобразительное искусство, творческое развитие, коммуникативные навыки, групповая работа, педагогические методы, школьное образование.
На уроках изобразительного искусства в 5–7 классах важное место занимает коллективная художественно-творческая деятельность. Работа в группах позволяет ученикам не только раскрывать творческие способности, но и развивать коммуникативные и социальные навыки, формировать ценностное отношение к коллективной работе и взаимодействию. В условиях современной образовательной среды коллективная деятельность представляет собой мощный инструмент для создания комфортной и продуктивной атмосферы на уроках, в которой учащиеся учатся сотрудничать, проявлять инициативу и уважение к мнению других.
Коллективная работа на уроках ИЗО дает учащимся возможность осознавать себя частью общего процесса, способствуя развитию чувства ответственности и взаимопомощи. При выполнении групповых заданий ученики сталкиваются с необходимостью договариваться, распределять обязанности, принимать решения сообща и учитывать мнение каждого участника. Это формирует умение находить компромиссы и эффективно взаимодействовать для достижения общего результата, что становится важным навыком в их повседневной жизни. На уроках ИЗО коллективная деятельность приобретает особую значимость, так как в творческом процессе дети учатся выражать свои идеи и работать над ними совместно, создавая уникальные художественные произведения.
Педагогам особенно важно при организации коллективной работы учитывать интересы и способности каждого ученика. В этом процессе могут быть использованы различные методы, такие как совместное создание большого настенного панно, работа над тематическими инсталляциями или создание серии картин на одну тему. Например, педагог может предложить учащимся создать общую картину, где каждый будет работать над отдельной частью, но итоговый результат должен представлять собой гармоничное произведение. Это позволяет детям увидеть, как вклад каждого является частью общего проекта, а также учит их учитывать особенности и видение других участников группы.
В 5–7 классах коллективная работа становится также важным элементом для формирования у учеников способности к самооценке и осознанию собственного вклада в процесс. Когда учащиеся работают вместе, они сталкиваются с ситуацией, когда их идеи и решения могут быть приняты или изменены в ходе обсуждения. Этот процесс помогает школьникам научиться принимать критику и адаптировать свои идеи, а также формирует у них устойчивость к стрессовым ситуациям. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда дети начинают активно развивать чувство личной значимости и стремятся к самовыражению. Умение работать в коллективе помогает им лучше понять себя, учит находить баланс между личными интересами и интересами команды.
Одним из важнейших аспектов, на которые следует обратить внимание при организации коллективной художественно-творческой деятельности, является создание для учеников условий для самовыражения. Педагог должен учитывать, что в коллективной работе есть возможность для каждого ученика показать свои сильные стороны, что помогает развивать уверенность в своих силах. Например, при создании общего проекта можно дать возможность детям самим распределить обязанности, исходя из их предпочтений и навыков. Один из учеников может взять на себя разработку композиции, другой — подбор цветовой палитры, третий — проработку деталей. Такое распределение ролей не только делает проект разнообразным, но и развивает у детей понимание, что каждый участник имеет свое значение для достижения общего результата.
Помимо технических навыков рисования, в ходе коллективной деятельности у школьников развиваются навыки коммуникации и эмоционального интеллекта, которые важны для их социальной адаптации. Умение работать в команде, обсуждать идеи и достигать компромисса закладывает основу для формирования лидерских качеств и уверенности в себе. Кроме того, коллективная работа помогает детям научиться воспринимать и уважать мнение окружающих, что является основой толерантности и эмпатии. Эти навыки становятся особенно важными в современном обществе, где успешное взаимодействие с другими людьми играет решающую роль.
Коллективные проекты также дают возможность учащимся научиться планировать и структурировать работу, что особенно важно в подростковом возрасте. Под руководством педагога дети учатся распределять этапы работы, фиксировать промежуточные результаты и оценивать свои достижения. На уроках ИЗО это может быть реализовано через создание больших коллективных картин, где каждая часть проекта требует отдельного подхода, но конечный результат становится общей работой всех участников. Например, педагог может предложить детям создать коллаж на определенную тему, где каждый ученик будет работать над отдельным элементом. В итоге, когда все части собраны вместе, дети видят результат совместного труда, что укрепляет их уверенность в коллективной работе и учит организовывать процесс.
Таким образом, коллективная художественно-творческая деятельность на уроках изобразительного искусства в 5–7 классах становится не только средством развития у школьников художественных навыков, но и важным элементом формирования их личности. Учащиеся учатся работать в команде, принимать решения и понимать важность каждого вклада, что развивает в них ответственность и уверенность в своих силах. Педагогу же коллективная работа позволяет расширить границы урока, делая его не только творческим, но и воспитательным процессом, направленным на всестороннее развитие учащихся.
Список литературы
1. Новикова Т. Н. Коллективная художественная деятельность / Т. Н. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1240-1242.
2. Пономарев С. А. Исследовательская деятельность учащихся в ходе коллективного творческого проекта / С. А. Пономарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1452-1458.