Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Коллективная работа на уроках в начальной школе | Винокурова Светлана Анатольевна. Работа №351693. Номер работы: №351693

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается значение коллективной работы на уроках в начальной школе как средства развития коммуникативных, социальных и учебных навыков учащихся. Раскрываются основные формы и методы коллективной работы, которые помогают учителю создать активную образовательную среду и повысить интерес детей к обучению. Описаны принципы организации совместной деятельности, а также приведены примеры эффективных подходов для использования на уроках.

Ключевые слова: начальная школа, коллективная работа, групповая деятельность, обучение, взаимодействие, развитие навыков.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Винокурова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов

ГБОУ «Школа №90 г.о.Донецка», ДНР г. Донецк

Аннотация. В статье рассматривается значение коллективной работы на уроках в начальной школе как средства развития коммуникативных, социальных и учебных навыков учащихся. Раскрываются основные формы и методы коллективной работы, которые помогают учителю создать активную образовательную среду и повысить интерес детей к обучению. Описаны принципы организации совместной деятельности, а также приведены примеры эффективных подходов для использования на уроках.

Ключевые слова: начальная школа, коллективная работа, групповая деятельность, обучение, взаимодействие, развитие навыков.

Начальная школа — это важнейший этап формирования базовых навыков и умений, которые остаются с человеком на всю жизнь. Одним из ключевых инструментов обучения на этом этапе является коллективная работа. Она не только повышает вовлеченность учеников, но и формирует умение сотрудничать, слушать других, уважать чужую точку зрения и эффективно решать задачи в группе.

Организация коллективной работы требует от учителя тщательной подготовки. Необходимо учитывать возрастные особенности детей, их интересы и уровень подготовки. Важно создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет внести свой вклад в общий результат, почувствовать себя значимой частью коллектива.

Значение коллективной работы

Коллективная работа помогает развивать у детей следующие ключевые качества:

Коммуникацию: Учащиеся учатся выражать свои мысли, слушать одноклассников, задавать вопросы.

Социальные навыки: Коллективные задачи требуют умения договариваться, распределять роли и принимать решения.

Критическое мышление: Совместная деятельность стимулирует обсуждение идей, анализ информации и выработку общего мнения.

Ответственность: Каждый ученик осознает, что его вклад важен для успеха группы.

Коллективная работа особенно полезна для начальных классов, так как дети в этом возрасте обладают высокой потребностью в общении и совместных действиях.

Формы и методы коллективной работы

В начальной школе наиболее эффективными формами коллективной работы являются:

Работа в парах

Учитель предлагает задания, которые требуют обсуждения и совместного выполнения.

Пример: чтение текста с последующим обсуждением или решение задачи на логику.

Групповая работа

Класс делится на небольшие группы по 3-5 человек. Задачи могут включать подготовку проекта, выполнение практических заданий или составление коллективного отчёта.

Пример: создание плаката на тему "Правила поведения в школе".

Общеклассные проекты

Учитель ставит перед всем классом задачу, которая требует участия каждого ученика. Это может быть организация мероприятия, изготовление стенгазеты или инсценировка.

Пример: подготовка спектакля к школьному празднику.

Принципы организации коллективной работы

Для успешного применения коллективной работы в начальной школе учителю следует соблюдать несколько ключевых принципов:

Чёткая постановка цели

Учитель должен ясно объяснить задачу, чтобы дети понимали, что от них требуется.

Распределение ролей

Каждому ученику необходимо предоставить возможность проявить себя, но при этом роли должны быть равнозначными.

Поддержка и координация

Учитель выступает как модератор: помогает группе, задаёт вопросы, но не вмешивается в процесс слишком активно.

Рефлексия

После завершения коллективной работы важно обсудить, что получилось хорошо, а что можно улучшить.

Примеры заданий для коллективной работы

Проект "Экологический патруль"

Задача: В группах придумать и представить способы улучшения экологической ситуации в школе.

Итог: защита проекта перед классом.

Игра "Составь рассказ"

Ученики по очереди добавляют предложение в общий текст. Учитель записывает результаты на доске.

Мастерская творчества

Группы создают поделки из предложенных материалов. В конце проводится выставка.

Коллективная работа на уроках в начальной школе способствует гармоничному развитию личности учащихся, повышает их интерес к обучению и укрепляет взаимодействие в классе. Правильно организованная, она становится важным инструментом для учителя в достижении образовательных и воспитательных целей.

Организация коллективной работы требует времени и усилий, но результат оправдывает затраты: дети учатся работать в команде, становясь более открытыми, уверенными в себе и готовыми к новым вызовам.

Список литературы

Габеркорн Ирина Ивановна Организация групповой учебной деятельности младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-gruppovoy-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov

Мочкаева Ирина Анатольевна Технология организации групповой работы в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-organizatsii-gruppovoy-raboty-v-nachalnoy-shkole

Неустроев Николай Дмитриевич, Гаврильева Нария Николаевна Организация групповой формы работы на уроках в начальной школе // Педагогика. Психология. Философия. 2017. №2 (06). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-gruppovoy-formy-raboty-na-urokah-v-nachalnoy-shkole

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×