Коллективная трудовая деятельность как основа трудолюбия у дошкольников | Бондарева Ирина Валерьевна. Работа №305115
Аннотация: В статье рассмотрена проблема коллективной трудовой деятельности, являющаяся основой трудолюбия. Формирование интереса и любви к труду — одна из основных задач воспитания детей. В различных видах труда детей дошкольного возраста (хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе) содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии. Согласно ФГОС ДО нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений дошкольного образования. Коллективная трудовая деятельность и воспитание в ней трудолюбия у детей способствует сплоченности, взаимопомощи, формирует умение согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.
Ключевые понятия: трудолюбие, коллективная трудовая деятельность, коллективный труд, трудовое воспитание, совместная деятельность.
Коллективная трудовая деятельность как основа трудолюбия у детей дошкольного возраста
Аннотация: В статье рассмотрена проблема коллективной трудовой деятельности, являющаяся основой трудолюбия. Формирование интереса и любви к труду — одна из основных задач воспитания детей. В различных видах труда детей дошкольного возраста (хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе) содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии. Согласно ФГОС ДО нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений дошкольного образования. Коллективная трудовая деятельность и воспитание в ней трудолюбия у детей способствует сплоченности, взаимопомощи, формирует умение согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.
Ключевые понятия: трудолюбие, коллективная трудовая деятельность, коллективный труд, трудовое воспитание, совместная деятельность.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в ней нет единого определения понятия «трудолюбие». Термин этот употребляется разными авторами неоднозначно. А. Ф. Ахматов, Н. П. Семыкин, В. В. Чебышев, И.Б. Черепанова относят трудолюбие к разряду привычек или черт характера, проявляющихся в определенных стереотипах поведения. Г. А. Смирнов, В. Н. Турченко, А.Е. Точин трактуют трудолюбие как сугубо психологическую категорию, как потребность в труде, как чувство, как мотив [1]. Ряд авторов обоснованно связывают трудолюбие с такими понятиями, как отношения, чувства, интересы, эмоции (Г.Н. Година, Е. Р. Залкинд, М.А. Кононова и др.) [5].
Психологи Т.М. Бабунова, К.С. Абилов и Е.П. Верещак определяют трудолюбие как относительно устойчивое, обобщенное и более или менее осознанное стремление к трудовой деятельности, к активному проявлению в труде своих творческих способностей, потребностей, реализация которых дает субъекту переживание глубокого удовлетворения и радости. С точки зрения психологии понятие «трудолюбие» рассматривается как сложное психическое образование [1].
Процесс воспитания трудолюбия возможен только при создании определенных условий, таких как: эмоциональная обстановка при организации труда, возможность совместного труда со взрослыми, коллективный труд, интерес к труду, соответствующее трудовое оборудование и др.
Следует отметить, что воспитание трудолюбия наиболее успешно решается в коллективном труде детей. В детском саду чаще используют два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость [2].
Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают более сложные – нравственные – задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, обращаются за помощью к сверстникам, радуются их успехам, общим результатам труда, переживают за качество общей, совместной работы.
Анализируя литературу по проблеме организации коллективной трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, можно прийти к выводу, что ряд авторов употребляют как синонимы такие понятия как: «коллективная деятельность», «коллективный труд», «совместный труд».
Общий труд предполагает такую организацию работы детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.
Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, - единая.
Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. Коллективная форма потому и называется коллективной, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений [22].
Коллективный труд и коллективная трудовая деятельность, являющиеся синонимами, создающими объективные условия для проявления взаимной требовательности, взаимопомощи, ответственности, товарищеских взаимоотношений. В процессе его формируются навыки положительного взаимоотношений, личностные качества (внимательность, предупредительность, заботливость и пр.), навыки планирования и организации коллективного труда, закрепляются трудовые навыки. Вместе с тем происходит развитие коллективной трудовой деятельности, ребята учатся принимать общую цель, распределять объем работы, добиваться общего результата, сообща нести ответственность за него и т.д.
Одной из основных форм коллективного труда в условиях детского сада являются дежурства. Особо нужно подчеркнуть значимость коллективного труда: что трудно и долго делать одному, легко и быстро сделать всем вместе.
В организации коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа:
распределение работы между участниками;
процесс выполнения задания;
обсуждение результатов трудовой деятельности.
Воспитатель может сам сделать всё необходимое:
·- распределить объём работы таким образом, чтобы все дети закончили её одновременно;
·- так организовать работу, чтобы каждый ребёнок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;
·- продумать расстановку детей (рядом с нерешительным ребёнком поставить уверенного, рядом с не умелым – умелого и т.д.);
·- учесть индивидуальные особенности детей, их желание выполнять работу, которая им нравится, трудиться вместе с определёнными детьми и пр [3].
Таким образом, воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновременно решает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на достижение общей цели, обращает внимание на затруднения, на своевременное окончание работы, т. е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности. В то же время осуществляет большую работу по формированию начал коллективизма у детей: чтобы дети проявляли в процессе труда внимание друг к другу, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоотношения и т.д.
Список литературы
1.Андреева В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В. Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. -2001 - № 11. - С. 34.
2. Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Д.Е. Аксенов. -- М.: Просвещение, 2002.-336с.
3. Арнаутова Е. О воспитании трудолюбия// Дошкольное воспитание -2003-№ 12- С.68-69
45. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
6. Бороздин Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Курск, 2001 - 134 c.
7. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. - М.: Академия, 1998. – 230с.