Коллективная творческая деятельность как эффективная форма достижения результатов для детей с ОВЗ | Березкина Светлана Владимировна. Работа №354823
В настоящее время одним из основных направлений в развитии и воспитании детей с ОВЗ является творчество и труд. Творческие способности и трудовые навыки закладываются и развиваются у детей в процессе жизни и совершенствуются на каждом этапе становления личности.
В зависимости от того насколько у детей будут сформированы творческие способности и трудовые навыки, зависит его дальнейшая социализация.
Благодаря использованию коллективной творческой деятельности - развиваются навыки общения, взаимодействия, дети учатся работать вместе, формируется умение слушать и слышать друг друга. Автор методики – профессор Игорь Петрович Иванов, положивший в основу идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого.
Важное значение в развитии ребенка с ОВЗ, имеет коллективное творчество, потому что именно в процессе коллективно творческой деятельности идет становление и сплоченного детского коллектива.
«Коллективная творческая деятельность как эффективная форма для достижения результатов в воспитании детей с ОВЗ»
В настоящее время одним из основных направлений в развитии и воспитании детей с ОВЗ является творчество и труд. Творческие способности и трудовые навыки закладываются и развиваются у детей в процессе жизни и совершенствуются на каждом этапе становления личности.
В зависимости от того насколько у детей будут сформированы творческие способности и трудовые навыки, зависит его дальнейшая социализация.
Благодаря использованию коллективной творческой деятельности - развиваются навыки общения, взаимодействия, дети учатся работать вместе, формируется умение слушать и слышать друг друга. Автор методики – профессор Игорь Петрович Иванов, положивший в основу идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого.
Важное значение в развитии ребенка с ОВЗ, имеет коллективное творчество, потому что именно в процессе коллективно творческой деятельности идет становление и сплоченного детского коллектива.
Если разложить понятие «коллективная творческая деятельность» на составляющие, то получится следущее:
Деятельность – это совокупность определенных действий на общую пользу и радость.
Коллективное – планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями.
Творческое – на каждой стадии его осуществления ведется поиск лучших путей, способов, средств решения общей жизненно важной практической задачи.
В чем же суть коллективной творческой деятельности? Прежде всего - это общественно-важное дело, социально значимое. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. Оно - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники, во главе с воспитателем, ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. И оно не может делаться по шаблону, ведь оно, прежде всего, частица жизни. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями.
Так же у коллективной творческой деятельности есть свои признаки и особенности:
практическая направленность;
коллективная организация;
творческий характер;
забота детей друг о друге;
забота о своем коллективе;
забота об окружающих людях, о далеких друзьях;
поиск лучших средств этой заботы;
все более четкая организация своей жизни;
разнообразие дел на пользу и радость;
способствует сплочению воспитателей и воспитанников.
Я уделяю в своей работе большое внимание данной технологии, так как это действенный, а иногда и основной шанс для детей с ОВЗ получить и закрепить практические навыки для дальнейшей жизни.
Но, как и у любой технологии, здесь тоже есть свои трудности. Это:
-отставание в развитии психической деятельности недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность
-бедность накопленных знаний и представлений
-низкий уровень познавательной активности
-отсутствуют живость воображения
Работая в коррекционной школе с детьми с ОВЗ, я поняла, с какими трудностями сталкиваются эти дети в процессе развития творческих умений и навыков.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с детьми с ОВЗ. Коллективную творческую деятельность я использую и в создании совместных творческих работ, и в подготовке к разным мероприятиям.
Данную форму работы я выбрала не случайно. Полтора года назад я пришла работать в класс, в котором была разрозненность, дети не умели работать вместе, не слышали друг друга и часто конфликтовали. Этому способствовало много факторов и это конечно же отразилось на детях. Поэтому в первую очередь моей целью стало сплочение детского коллектива, а данная форма работы помогает мне в этом на протяжении всего времени.
Например, у нас в школе проходил фестиваль песни «Ты моя мелодия», посвященный 90-летию А. Пахмутовой. Мы инсценировали с ребятами песню «Главное, ребята, сердцем не стареть». Предварительная работы была огромной: от выбора песни и изготовления реквизита своими руками, до грамотного распределения ролей и бесконечных репетиций. Из-за сниженного интереса, боязни выступать перед публикой, большого объема предварительной работы у ребят не было большого желания. Они не верили в свои силы и возможности. Но когда роли и задания были распределены по силам каждого и мы начали подготовку, ребята втянулись в работу и у них появился азарт.
Так же коллективную творческую деятельность я использовала при подготовке к мероприятию, посвященному 23 февраля «Смотр строевой песни». Песню мы не выбирали, она нам досталась по жеребьевке: «Три танкиста». Работа эта была сложной именно для нашего класса. Как оказалось, если песню они могут выучить и пропеть (для них это привычно), то строевой шаг дается им очень нелегко.
Это особенность детей – у них недостаточно развита или нарушена координация движений. Реквизит изготавливали совместно. Кроили и шили шлемы и изо дня в день и репетировали строевой шаг.
Еще одной из запоминающихся для ребят коллективно-творческих работ был «Аукцион добрых дел». Мероприятие проводилось в рамках гражданско – патриотического воспитания. В ходе обсуждения было решено с ребятами помочь птицам зимой - покормить их. На эту акцию активно откликнулись и родители –помогли с кормом, а мы с ребятами вышли на улицу и кормили пернатых, насыпали им еду в кормушки. Но обучающимся этого показалось мало, и они предложили сделать еще что-нибудь хорошего для младших школьников. Было решено рассказать им о том, чем они могут помочь маме дома в уходе за цветами и показать, как нужно ухаживать за комнатными растениями. Ребята более начитанные и у которых хорошо развита речь подготовили рассказ об уходе за цветами, а остальные показали пример как это нужно делать в школе.
Чем хороша данная технология – это то, что ее реализация возможна и в обычных мелких работах. Например, в простом рисовании открытки к празднику 8 Марта. Или при оформлении классного уголка по ПДД. Мы с ребятами сначала обсудили, что мы будем рисовать. Для этого они сходили в библиотеку и взяли книги по ПДД, выбрали знаки, которые будут изображать, нарисовали их, кому тяжело дается художественная деятельность – тот врезал эти знаки или прикреплял к стенду.
Таким образом, развивая творческие способности у детей с ОВЗ через коллективную творческую деятельность, мы создаем условия для успешной адаптации в социум и равные возможности для дальнейшего существования в нем.
Это, конечно, далеко не весь список, где я применяла форму работы коллективную творческую деятельность. Практически в каждом мероприятии или изготовлении какой-либо работы я стараюсь чтоб это делалось не по принципу «каждый сам за себя и для себя», а вместе, чтоб ребята сближались, реализовывали себя в творческой работе и учились жить дружно. И могу с уверенностью сказать, что результаты есть. Конечно, пока они не совсем такие как хотелось бы, но мы стремимся к этому.