Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Коллективное художественное творчество детей старшего дошкольного возраста как эффективное средство развития коммуникативных способностей | Верхоламова Виктория Валентиновна. Работа №351831

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию коллективного художественного творчества как одного из эффективных средств развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются педагогические принципы организации совместной творческой деятельности, ее влияние на развитие речи, навыков взаимодействия и эмоциональной сферы дошкольников. Приводятся примеры практических подходов, позволяющих интегрировать коллективное творчество в образовательный процесс.

Ключевые слова: дошкольное образование, художественное творчество, коллективная деятельность, коммуникативные способности, старший дошкольный возраст, развитие речи, межличностное взаимодействие.

Коллективное художественное творчество детей старшего дошкольного возраста как эффективное средство развития коммуникативных способностей

 

Верхоламова Виктория Валентиновна, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 51» (МБДОУ ЦРР ДС № 51)

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию коллективного художественного творчества как одного из эффективных средств развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются педагогические принципы организации совместной творческой деятельности, ее влияние на развитие речи, навыков взаимодействия и эмоциональной сферы дошкольников. Приводятся примеры практических подходов, позволяющих интегрировать коллективное творчество в образовательный процесс.

Ключевые слова: дошкольное образование, художественное творчество, коллективная деятельность, коммуникативные способности, старший дошкольный возраст, развитие речи, межличностное взаимодействие.

 

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста является важной задачей дошкольного образования, поскольку этот возраст характеризуется активным формированием речевых навыков, способностей к сотрудничеству и межличностному взаимодействию. Одним из эффективных средств, позволяющих стимулировать эти процессы, выступает коллективное художественное творчество. Оно способствует созданию условий, в которых дети учатся не только выражать себя, но и понимать других, договариваться, уступать, совместно искать решения творческих задач.

В основе коллективного творчества лежит идея единства действий участников. Дети учатся работать в группе, выполняя общую задачу, что требует от них учета мнений сверстников, умения слушать, аргументировать свои предложения и принимать коллективные решения. Такие навыки напрямую связаны с развитием коммуникативной компетентности.

Практическое применение коллективного художественного творчества в работе с детьми старшего дошкольного возраста может быть реализовано через разнообразные формы: создание коллективных картин, конструирование объемных макетов, разработка совместных театрализованных постановок, лепка общих композиций. Например, в процессе создания коллективной аппликации на тему «Времена года» воспитатель распределяет роли: одни дети создают основу, другие отвечают за детали, третьи объединяют элементы в общую композицию. Каждый ребенок ощущает себя важной частью общего процесса, что формирует чувство сопричастности и ответственность за результат.

Организация таких мероприятий требует от воспитателя соблюдения ряда педагогических принципов. Во-первых, необходимо создавать эмоционально комфортную среду, где дети будут чувствовать себя уверенно. Важно избегать критики и акцентировать внимание на положительных сторонах работы каждого ребенка. Во-вторых, воспитатель должен выступать не только организатором, но и активным участником творческого процесса, поддерживая детей, направляя их, но не навязывая своих идей.

Особое внимание следует уделить этапу обсуждения результата. Совместное обсуждение позволяет детям выразить свои мысли, поделиться впечатлениями, похвалить работу товарищей. Важно, чтобы воспитатель стимулировал уважительное отношение к мнению каждого участника и учил детей оценивать не только конечный результат, но и процесс совместной работы.

Коллективное художественное творчество также способствует развитию эмоциональной сферы детей. Совместная работа помогает справляться с застенчивостью, преодолевать страх перед выражением своих идей. Кроме того, процесс творчества, особенно в группе, сопровождается яркими положительными эмоциями, что укрепляет чувство дружбы и взаимной поддержки. Например, при подготовке театральной постановки дети совместно придумывают сценарий, распределяют роли, создают декорации. Здесь каждый ребенок находит пространство для самореализации, одновременно учась работать в команде.

Примером эффективного использования коллективного художественного творчества может служить проектная деятельность. Например, проект «Наш город будущего» позволяет детям совместно фантазировать, обсуждать и создавать макет города, включающий дороги, здания, парки. На каждом этапе дети общаются, предлагают свои идеи, обсуждают, как лучше воплотить задуманное. Итоговый макет становится наглядным результатом их совместных усилий, что способствует укреплению навыков сотрудничества.

Таким образом, коллективное художественное творчество является мощным инструментом развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Оно позволяет интегрировать обучение и воспитание, формируя не только творческие, но и социальные компетенции. Для воспитателей это направление открывает широкие возможности для реализации личностно-ориентированного подхода, помогая детям раскрывать свои способности, учиться взаимодействовать и находить радость в коллективном труде.

 

 

 

 

 

Список литературы

Галянт

И.

Г.

Х

удожественно-творческие компетенции как компонент функциональной грамотности дошкольников // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования.

2020. №3 (11). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-tvorcheskie-kompetentsii-kak-komponent-funktsionalnoy-gramotnosti-doshkolnikov

Гриценко

Н. В. Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Гриценко. — Текст

:

непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 5-7. — URL:

https://moluch.ru/th/4/archive/146/4685/

Найденова Е.

А.,

Багирова

И.

А.,

Зембеля

И.

А., Васильева С.

О. Р

азвитие коммуникативных навыков и способностей у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

// Обучение и воспитание: методики и практика.

2016. №29. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-navykov-i-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez-syuzhetno-rolevuyu-igru

Петряшова

А. Ю. Использование театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста (на примере программы внеурочной деятельности «

Театрариум

» для обучающихся первого класса) / А. Ю. Петряшова.

— Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 184-185. — URL:

https://moluch.ru/archive/523/115491/

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×