«Коллективное музицирование в обучении одаренных учащихся» | Семенова Марина Валентиновна, Моисеева Татьяна Евгеньевна . Работа №353951
В последние годы, в целом по стране, коллективное исполнительство (среди которого находится и ансамбль) явно превосходит все другие, причем вне зависимости от инструментальной, стилистической и жанровой его направленности, будь то современные камерные произведения, легкая музыка или фольклор и т.д.
«Коллективное музицирование в обучении одаренных учащихся»
Преподаватели
МАУ ДО ЩДМШ№1 им. Л.Н. Толстого
Семенова Марина Валентиновна
Моисеева Татьяна Евгеньевна
В последние годы, в целом по стране, коллективное исполнительство (среди которого находится и ансамбль) явно превосходит все другие, причем вне зависимости от инструментальной, стилистической и жанровой его направленности, будь то современные камерные произведения, легкая музыка или фольклор и т.д.
Ансамбль с французского - единство. И одна из главных ролей ансамбля в учебном процессе заключается в том, что не только закрепляет умения и навыки, полученные на специальности, но и позволяет воспитать умения, которые не используются в сольном исполнении, но необходимы в коллективной игре, для создания ансамбля, то есть единства звучания. Это:
- умение слышать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами (свою партию, партию партнера или партнеров);
- умение слышать звучание каждой темы, подголосков и сопровождения;
- умение исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора, при этом активно принимая участие в создании художественного образа в процессе совместного исполнения;
- умение добиться эквивалентности исполнения всех элементов музыкальной ткани во всех партиях штрихов, звукоизвлечения, фразировки, динамики, педализации);
- умение ощутить ауфтакт;
- умение начать синхронно, в одном темпе, постоянно ощущая общность движения;
- умение аккомпанировать солистам.
По мнению ученых, важной предпосылкой закрепления внутренних образов, развития их контролирующих и управляющих функций всегда выступало совместное музицирование. Вот как об этом пишет музыкальный психолог М. Старчеус: «На начальных этапах освоения музыкальной деятельности (а обучение в музыкальной школе и является таковым этапом), когда музыкальные образы диффузны, неотчетливы, когда еще не развито дифференцированное восприятие звука, собственных ощущений и движений, игра в ансамбле оказывает значительное развивающее воздействие на все функции слуха».
С первых шагов одаренного ученика в музыке его слух формируется под воздействием конкретных и довольно сложных требований, которые предъявляет к нему музыкальная деятельность. С точки зрения современной музыкальной психологии в профессиональном музыкальном слухе тесно переплетаются чувственное и деятельное начала.
Высшее требование к профессиональному слуху выражается так: музыкант должен слышать одновременно и с одинаковой отчетливостью музыкальное целое и все его мельчайшие детали, тонкие и различные градации, в ансамбле и в своей партии, в партии партнера. Чем ярче образ музыкального целого, тем отчётливее должно быть слышание всех деталей и оттенков звучания, и наоборот.
Для этого во время исполнения в отдельные моменты слуховое внимание по необходимости может переключаться на контроль за действием, на контроль за ситуацией или результатом, со слуховых на мышечные или тактильные ощущения и т. п. Динамика переключений бывает спонтанной или более или менее осознанной. То есть, слуховой контроль все время должен переключаться с фонового (контроля за автоматическими действиями) на развернутый слуховой контроль.
Автоматизация действий не требует снижения общего психологического тонуса, как иногда полагают. Наоборот, этот тонус, по мнению исследователей - психологов, должен быть на порядок выше того уровня, на котором действие достаточно легко контролируется и управляется. Иначе говоря, при оптимальном выполнении автоматических действий у музыканта должно сохраняться ощущение личной активности, то есть ощущение активного слухового контроля.
Как сформулировал Н. Метнер: « … слух должен уставать быстрее рук, т. к. профессиональная работа слуха предполагает напряжение, в то время как профессиональная работа рук предполагает его отсутствие. У плохих профессионалов все происходит наоборот».
Оптимальное соотношение разных форм слухового контроля является основой ансамблевого исполнения, требующего свернутого фонового контроля своей партии (собственных действий и их результатов) и развернутого контроля общего звучания.
Акцент переносится на целостный охват звучания, внутреннее ощущение единства общего движения. Таким образом, ансамблевое исполнение содействует более интенсивному формированию музыкантских качеств, разностороннему музыкальному развитию одаренного ученика, более интенсивному формированию игровых умений и навыков и развитию всех видов слухового контроля одаренных детей. Это - активный творческий процесс, в котором постигаются средства музыкальной выразительности, оттачивается техника звукоизвлечения, выразительности звука.
«Но наивысшим умением музыканта – ансамблиста,- пишет Готлиб,- является способность воспринимать мысли и чувства партнеров каждый раз по-своему, по-сегодняшнему, допуская некоторые импровизационные отклонения от привычной нюансировки». Понятно, что приобретая подобный опыт на уроках ансамбля, ученик и в сольном исполнении демонстрирует большую свободу, раскрепощенность, яркость исполнения и умение более мотивированно использовать агогические принципы музыкального развития.
Ансамблевая игра способствует расширению и разнообразию педагогического репертуара, приобщает к наследию мировой музыкальной культуры, расширяет кругозор. Все это дает преподавателю больше возможности интегрировать учебный процесс с музыкальной литературой, сольфеджио, живописью и т.д. Таким образом, анализируя коллективное исполнительство, мы все время говорим об интенсификации процесса обучения одаренных учащихся методом обогащения.
Динамика ансамбля всегда шире и богаче динамики сольного исполнения, краски могут быть ярче и интереснее. Даже более совершенный в этом отношении музыкальный инструмент - фортепиано при соединении 2-х партий или соединении с другими инструментами получает дополнительную силу и разнообразие звучания. Поиски новых звучаний, опыты расширения тембровой палитры приводят к ансамблевому соединению, иногда, кажется, не соединяемых по своей природе инструментов, открывая тем самым новые возможности тембрального обогащения и образуя новые нестереотипные, нетиповые составы ансамблей. Здесь нам хочется обратиться к собственному педагогическому опыту.
В последние годы мы используем в ансамбле нестандартное интересное сочетание: гармонь и фортепиано. Два абсолютно самодостаточных инструмента создают, тем не менее, неповторимый колорит звучания разнообразных произведений. Считаем, что игра в таком составе полезна для обоих его участников: пианиста обогащает обращение к народным традициям и песенным национальным истокам, присущим мелодике гармошечных напевов, а для гармониста, прежде всего, - это приобщение к академическому классическому репертуару, дефицит которого гармонисты пока еще ощущают. Самобытность такого коллектива, его творческое лицо во многом зависит от подбора репертуара, своеобразного манометра, показывающего возможности и мощность ансамбля. Приходится самостоятельно делать переложения пьес, учитывая специфику диапазона и строя гармони, выверяя равноценность партий. Так за последние 15 лет реализовались 11 составов: гармонь – фортепиано. Стоит отметить, что успешности существования подобных составов способствует тот факт, что этот метод работы, метод обогащения, каковым является игра в ансамбле, мы начинаем использовать с самых первых шагов обучения детей с признаками одаренности: с подготовительной группы или с 1го класса согласно разработанному индивидуальному маршруту обучения. В этой связи хочется процитировать слова известного русского преподавателя-скрипача Э. Аудовочкина: «Первое знакомство с музыкой должно начинаться в коллективной форме. Правильно скоординированная работа ансамбля является мощным средством музыкального развития детей».
Мы, преподаватели, не должны забывать о еще одной важной роли ансамбля. Это - сильнейший мотиватор освоения игры на инструменте, который, несомненно, способствует опережающему развитию одаренных учащихся и, соответственно, интенсификации этого процесса. Тем более, если такому ансамблю выпадает уникальная возможность выступить с настоящим мастером инструментального исполнительства. Как это и случилось с одним из наших дуэтов, исполнившим на гала-концерте межрегионального конкурса «Музыкальная провинция» номер вместе с преподавателем РАМ им. Гнесиных Павлом Ухановым
От преподавателя в деле обучения одаренных детей требуется иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых он может обеспечить необходимое им опережающее развитие. И одной из таки ярких и, надо сказать, редких форм коллективного музицирования, которую мы успешно применяем в стратегии интенсивного обучения одаренных учащихся, несомненно, является исполнение солиста – ученика с оркестром.
В интенсификации музыкального воспитания одаренных учеников решающая роль принадлежит развитию внутреннего слуха учащегося. А при игре в оркестре очень активно развивается наивысшая форма музыкального слуха: тембро – динамическая. Когда солист участвует в творческом процессе создания художественного образа и при этом слышит, что разные слои фактуры исполняют различные группы инструментов со своей тембровой окраской и силой звучания в соответствии с художественными задачами, которые ставит дирижер, то происходит неоценимое накопление слухового опыта у ученика. Этот опыт он затем использует в своих сольных занятиях, этот опыт, несомненно, помогает ему обогащать звуковую палитру, искать более разнообразные краски для воплощения замысла композитора.
Интересно то, что необходимость взаимодействовать с партнером,
а в данном случае с энергетикой большой массы людей, а часто даже
и повести за собой, пробуждает в солисте оркестра еще большую энергию и инициативу. Этот процесс весьма энергоемкий и энергозатратный для ребенка. «Много внутренней энергии, душевной отдачи требует и понимание музыкального замысла, умение не только слышать, а и слушать, а и способствовать…»,- читаем мы у Готлиба. Поэтому и развитие одаренного ученика при солировании в оркестре еще более интенсивное и быстрое, а метод обогащения и углубления в работе с ним еще более эффективный. У учащегося с одной стороны воспитывается более устойчивое, «железное», если это необходимо метроритмическое чувство, дисциплинируется его игра, а с другой воспитывается более свободное и живое исполнение, подчиненное агогическим принципам развития художественного образа произведения. Более ясной, понятной, аккуратной становится его фразировка, боле точной форма исполняемых произведений.
Справедливости ради, необходимо заметить, что не у всех одаренных учеников в детстве наблюдается сильная увлеченность домашними занятиями. Учебная мотивация является многофакторным и, главное, весьма динамичным явлением, поэтому понятно, что на ее снижение могут влиять самые различные факторы, идущие как от специфики устройства российского общества в целом и принятых в культуре стилей воспитания, так и от содержания, методов и форм обучения. И здесь преподавателю приходит на помощь такая форма работы, как солирование с оркестром, которая выполняет не только функцию обогащения учебного процесса одаренных детей, но и сильнейшего и действенного мотиватора.
И дело не только в том, что солирование с оркестром сам по себе процесс захватывающий, волнующий и поглощающий, но и в том, что такая форма работы помогает преодолеть зачастую возникающие у одаренных детей объективные и субъективные сложности общения со сверстниками, одноклассниками, социальный дисбаланс в развитии, при которых высокий уровень развития интеллектуальных и творческих способностей не совпадает с развитием коммуникативных и эмоциональных процессов. Это касается особенно учащихся среднего школьного возраста, когда им хочется быть, как все, а они ощущают себя «белой вороной» среди сверстников, которые ни к чему не стремятся и ни во что не вкладываются, как одаренные дети в музыкальное образование. В оркестре же они видят большой коллектив подобных себе, иногда даже больший, чем у себя в классе. Коллектив, объединённый одной деятельностью, увлеченный одной общей идеей. Таким образом, данная форма работы с одаренными детьми делает метод обогащения на пути интенсификации процесса обучения более гармоничным и безболезненным с точки зрения психологического состояния последних.
И еще есть одна сторона, о которой мы не можем не упомянуть, и которая способствует более полному и разностороннему развитию одаренных учащихся как личности. Так как именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование в дальнейшем. Мы говорим о воспитывающей функции коллектива, которой передовая отечественная педагогика в последнее время уделяет много внимания.
Музыка издавна служит великолепным орудием воспитания такого важного нравственного качества как коллективизм. Совместное исполнение и переживание сплачивало людей, вносило дух единства и гармонии. Испокон музыка являлась средством объединения больших масс людей общим настроением, чувством взаимной близости. О такой коллективизирующей способности музыки хорошо сказал Ф. Энгельс: « Лишь она одна (музыка) допускает сотрудничество большой массы людей и этим даже значительно выигрывает в силе выражения: в ней одной наслаждение совпадает с живым исполнением и круг действия по размеру соответствует античной драме».
Вот почему всякое совместное музицирование, вокальные и инструментальные ансамбли и тем более всевозможные оркестры, рассматриваются современной педагогикой как одно из самых лучших, самых действенных средств воспитании коллективизма у детей. В коллективе быстрее развивается мышление и воображение, формируются, что очень важно для современной действительности, креативные способности
На протяжении многих лет мы достаточно часто прибегали к этому эффективному методу, методу обогащения, в работе с одаренными детьми на пути интенсификации процесса обучения последних. В качестве солистов оркестра за последние годы выступили и пианисты, и балалаечники, и гитаристы, и гармонисты, и учащиеся, занимающиеся как народным, так и академическим вокалом. Кроме того мы всегда используем такую замечательную возможность, как приглашение главного дирижера о.н.и. «Тула» тульской филармонии Аленичева В.В. выступить с этим профессиональным коллективом в качестве солистов рамках проекта «Ступеньки мастерства». На этом фестивале, на профессиональной сцене уже неоднократно сыграли несколько гармонистов. Кроме того неоценимый вклад в развитие одаренных учащихся на пути обогащения внесло турне этих ребят в качестве солистов с оркестром «Тула» в рамках проекта международного благотворительного фонда В. Спивакова «Дети-детям» «Услышать будущего зов» по городам Ярославлю и Угличу.
В нашей школе одаренные ученики выступают с оркестром русских народных инструментов. А специфика репертуара такого оркестра воспитывает патриотическое чувство, прививает любовь к народной музыке, обогащает духовно, таким образом, содействуя стратегии обогащения и углубления на пути интенсивного развития одаренных учащихся. Роль народной инструментальной музыки неоценима в современных условиях жизни нашего общества: она помогает молодому поколению раскрыть творческий потенциал, приобщиться к великой национальной русской культуре, без чего невозможно было бы формирование духовно-нравственного облика одаренных учеников.
Эффективность такой формы работы, как коллективное музицирование, с одаренными учащимися подтверждена многочисленными победами на конкурсах разного статуса, среди которых несколько Гран-При и честь представлять нашу страну от имени Тульской области, в том числе и в составе ансамбля, на международном фестивале в Пекине /Китай/. Многие связали свою жизнь с музыкой и стали профессиональными музыкантами.
Наша школа носит имя нашего земляка, великого русского писателя, философа, педагога Л.Н. Толстого. У него есть замечательные слова о воспитании яснополянских мальчиков: « Я знал, что каков бы я не был, наверное, мое влияние для них будет лучше того, какому бы они могли подчиниться без меня». Делая вывод из всего вышесказанного, нам хочется перефразировать это выражение: «Влияние коллективного музицирования на развитие одаренных учащихся музыкальной школы лучше того, какому бы они могли подчиниться без него».
Список литературы
1.Барановская И.В. Фортепианный ансамбль как инновационное направление в развитии современного музыкального образования./ В сб.: Мы учим создавать искусство (из опыта работы преподавателей школ искусств Тульской области). – Тула, 2019
2.Брызгалин В. Радостное музицирование. Курган, 2006
3.Гармонь – источник радости и вдохновения! // Народник, 2009, №3
4. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. – М.: Музыка, 1971
5.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1998
6.Имханицкий М. История баянного и аккордеонного искусства. М., 2006
7.Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах. М., 2002
8.Мильман М.В. Мысли о камерно-ансамблевой педагогике и исполнительстве. М.: Музыка, 1979.
9.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1998
10.Новоблаговещенский В.Я. Большие резервы интегративного метода обучения музыке / В сб.: Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. – М., 1999
11.Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 2006
12.Самойлович Т. Некоторые методические вопросы в классе фортепианного ансамбля. О мастерстве ансамблиста. М.: Музыка, 1988
13.Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра. М.: Музыка 1988