Командообразование в классе: способы формирования дружеской атмосферы | Суворова Марина Петровна. Работа №353192
Аннотация. Статья посвящена анализу методов и приемов формирования дружеской атмосферы в классе начальной школы. Раскрывается значение командообразования для повышения уровня мотивации, улучшения межличностных отношений и создания условий для успешного обучения. Приведены конкретные способы, которые могут использовать учителя для развития сплочённости в детском коллективе.
Ключевые слова: командообразование, начальная школа, дружеская атмосфера, детский коллектив, сплочённость, классный руководитель.
КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ В КЛАССЕ: СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРУЖЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ
Суворова Марина Петровна, учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 31, Свердловская обл, г. Екатеринбург
Аннотация. Статья посвящена анализу методов и приемов формирования дружеской атмосферы в классе начальной школы. Раскрывается значение командообразования для повышения уровня мотивации, улучшения межличностных отношений и создания условий для успешного обучения. Приведены конкретные способы, которые могут использовать учителя для развития сплочённости в детском коллективе.
Ключевые слова: командообразование, начальная школа, дружеская атмосфера, детский коллектив, сплочённость, классный руководитель.
Начальная школа – это время, когда формируются основы личности ребенка, навыки общения и умение работать в коллективе. Важно, чтобы уже на первых этапах обучения класс стал пространством, где каждый ученик чувствует себя комфортно и уверенно. Командообразование играет ключевую роль в создании дружеской атмосферы, способствующей как эмоциональному благополучию, так и успешной учебной деятельности.
Почему важна дружеская атмосфера в классе?
Дружеская атмосфера помогает:
Развивать у детей социальные навыки, такие как эмпатия, взаимопомощь и умение работать в команде.
Повышать учебную мотивацию, так как в комфортной среде дети с большим интересом воспринимают материал.
Уменьшать проявления конфликтов, буллинга и изоляции отдельных учеников.
Формировать у детей чувство принадлежности к группе, что положительно влияет на их самооценку.
Командообразование должно быть системной и планомерной работой учителя, включающей использование методов, направленных на развитие доверия, взаимопонимания и сотрудничества в коллективе.
Методы формирования дружеской атмосферы в классе
1. Игры и упражнения на сплочение
Игры и упражнения способствуют неформальному общению, что укрепляет взаимопонимание между детьми. Примеры:
"Клубок дружбы": дети передают клубок ниток друг другу, называя позитивные качества одноклассника, к которому он обращается. В итоге образуется паутина дружбы, символизирующая сплочённость класса.
"Общее строение": команда из нескольких учеников должна "построить" фигуру или домик, используя собственные тела. Это упражнение учит детей договариваться и действовать сообща.
2. Совместные проекты
Работа над коллективными проектами объединяет учеников. Это могут быть:
Классные газеты: дети создают выпуск, где каждый отвечает за свою рубрику.
Экологические акции: совместная посадка растений или уборка территории школы.
Творческие постановки: театрализованные представления, где участвует весь класс.
3. Создание традиций класса
Общие ритуалы укрепляют чувство принадлежности к коллективу.
День именинников: ежемесячное празднование дней рождения учащихся.
Классный девиз и герб: дети придумывают символику, которая отражает ценности их класса.
4. Развитие навыков общения
В начальной школе дети часто сталкиваются с трудностями в выражении своих эмоций. Учителю важно научить их конструктивному диалогу.
"Круг эмоций": ученики по очереди делятся своими переживаниями, а остальные выражают поддержку.
Обучение активному слушанию: выполнение заданий, где дети должны пересказать или поддержать точку зрения другого.
5. Использование положительного примера
Учитель может показывать личный пример уважительного и доброжелательного общения, вовлекая учеников в обсуждение ситуаций, где проявляются дружба и взаимопомощь.
6. Работа с родителями
Формирование дружеской атмосферы невозможно без вовлечения родителей. Проводите совместные мероприятия: спортивные соревнования, пикники, мастер-классы, что способствует развитию доверия между семьями учеников.
Роль учителя в процессе командообразования
Учитель начальных классов является ключевой фигурой в создании комфортной обстановки. Для этого важно:
Уважать индивидуальные особенности каждого ученика.
Быть чутким к эмоциональному состоянию детей.
Использовать позитивное подкрепление и акцентировать внимание на успехах каждого ребёнка.
Учителю важно не только решать возникающие конфликты, но и предупреждать их. Регулярное наблюдение за взаимодействием детей поможет выявить возможные проблемы на ранней стадии.
Создание дружеской атмосферы в классе требует систематической работы и терпения. Использование методов командообразования позволяет детям чувствовать себя частью единого коллектива, что положительно влияет на их эмоциональное состояние и учебные успехи. Учителю важно понимать, что именно он задаёт тон отношениям в классе, выступая проводником ценностей дружбы, взаимоуважения и сотрудничества.
Список литературы
Нужнова Наталья Михайловна, Бусыгина Анастасия Олеговна РАБОТА УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА ВТОРОКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. №3 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-uchitelya-po-formirovaniyu-splochennosti-kollektiva-vtoroklassnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti
Оджа А. Ш. СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГОМ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ // Форум молодых ученых. 2017. №2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-pedagogom-usloviy-dlya-polozhitelnogo-emotsionalnogo-otnosheniya-obuchayuschihsya-k-uchebnomu-protsessu
Решетняк Наталья Васильевна, Осадчая Ирина Викторовна Формирование взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности // Евразийский научный журнал. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-vzaimootnosheniy-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-so-sverstnikami-v-protsesse-trudovoy-deyatelnosti