Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Командообразование в классе: способы формирования дружеской атмосферы | Суворова Марина Петровна. Работа №353192

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена анализу методов и приемов формирования дружеской атмосферы в классе начальной школы. Раскрывается значение командообразования для повышения уровня мотивации, улучшения межличностных отношений и создания условий для успешного обучения. Приведены конкретные способы, которые могут использовать учителя для развития сплочённости в детском коллективе.

Ключевые слова: командообразование, начальная школа, дружеская атмосфера, детский коллектив, сплочённость, классный руководитель.

КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ В КЛАССЕ: СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРУЖЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ

Суворова Марина Петровна, учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 31, Свердловская обл, г. Екатеринбург

Аннотация. Статья посвящена анализу методов и приемов формирования дружеской атмосферы в классе начальной школы. Раскрывается значение командообразования для повышения уровня мотивации, улучшения межличностных отношений и создания условий для успешного обучения. Приведены конкретные способы, которые могут использовать учителя для развития сплочённости в детском коллективе.

Ключевые слова: командообразование, начальная школа, дружеская атмосфера, детский коллектив, сплочённость, классный руководитель.

Начальная школа – это время, когда формируются основы личности ребенка, навыки общения и умение работать в коллективе. Важно, чтобы уже на первых этапах обучения класс стал пространством, где каждый ученик чувствует себя комфортно и уверенно. Командообразование играет ключевую роль в создании дружеской атмосферы, способствующей как эмоциональному благополучию, так и успешной учебной деятельности.

Почему важна дружеская атмосфера в классе?

Дружеская атмосфера помогает:

Развивать у детей социальные навыки, такие как эмпатия, взаимопомощь и умение работать в команде.

Повышать учебную мотивацию, так как в комфортной среде дети с большим интересом воспринимают материал.

Уменьшать проявления конфликтов, буллинга и изоляции отдельных учеников.

Формировать у детей чувство принадлежности к группе, что положительно влияет на их самооценку.

Командообразование должно быть системной и планомерной работой учителя, включающей использование методов, направленных на развитие доверия, взаимопонимания и сотрудничества в коллективе.

Методы формирования дружеской атмосферы в классе

1. Игры и упражнения на сплочение

Игры и упражнения способствуют неформальному общению, что укрепляет взаимопонимание между детьми. Примеры:

"Клубок дружбы": дети передают клубок ниток друг другу, называя позитивные качества одноклассника, к которому он обращается. В итоге образуется паутина дружбы, символизирующая сплочённость класса.

"Общее строение": команда из нескольких учеников должна "построить" фигуру или домик, используя собственные тела. Это упражнение учит детей договариваться и действовать сообща.

2. Совместные проекты

Работа над коллективными проектами объединяет учеников. Это могут быть:

Классные газеты: дети создают выпуск, где каждый отвечает за свою рубрику.

Экологические акции: совместная посадка растений или уборка территории школы.

Творческие постановки: театрализованные представления, где участвует весь класс.

3. Создание традиций класса

Общие ритуалы укрепляют чувство принадлежности к коллективу.

День именинников: ежемесячное празднование дней рождения учащихся.

Классный девиз и герб: дети придумывают символику, которая отражает ценности их класса.

4. Развитие навыков общения

В начальной школе дети часто сталкиваются с трудностями в выражении своих эмоций. Учителю важно научить их конструктивному диалогу.

"Круг эмоций": ученики по очереди делятся своими переживаниями, а остальные выражают поддержку.

Обучение активному слушанию: выполнение заданий, где дети должны пересказать или поддержать точку зрения другого.

5. Использование положительного примера

Учитель может показывать личный пример уважительного и доброжелательного общения, вовлекая учеников в обсуждение ситуаций, где проявляются дружба и взаимопомощь.

6. Работа с родителями

Формирование дружеской атмосферы невозможно без вовлечения родителей. Проводите совместные мероприятия: спортивные соревнования, пикники, мастер-классы, что способствует развитию доверия между семьями учеников.

Роль учителя в процессе командообразования

Учитель начальных классов является ключевой фигурой в создании комфортной обстановки. Для этого важно:

Уважать индивидуальные особенности каждого ученика.

Быть чутким к эмоциональному состоянию детей.

Использовать позитивное подкрепление и акцентировать внимание на успехах каждого ребёнка.

Учителю важно не только решать возникающие конфликты, но и предупреждать их. Регулярное наблюдение за взаимодействием детей поможет выявить возможные проблемы на ранней стадии.

Создание дружеской атмосферы в классе требует систематической работы и терпения. Использование методов командообразования позволяет детям чувствовать себя частью единого коллектива, что положительно влияет на их эмоциональное состояние и учебные успехи. Учителю важно понимать, что именно он задаёт тон отношениям в классе, выступая проводником ценностей дружбы, взаимоуважения и сотрудничества.

Список литературы

Нужнова Наталья Михайловна, Бусыгина Анастасия Олеговна РАБОТА УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА ВТОРОКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. №3 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-uchitelya-po-formirovaniyu-splochennosti-kollektiva-vtoroklassnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti

Оджа А. Ш. СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГОМ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ // Форум молодых ученых. 2017. №2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-pedagogom-usloviy-dlya-polozhitelnogo-emotsionalnogo-otnosheniya-obuchayuschihsya-k-uchebnomu-protsessu

Решетняк Наталья Васильевна, Осадчая Ирина Викторовна Формирование взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности // Евразийский научный журнал. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-vzaimootnosheniy-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-so-sverstnikami-v-protsesse-trudovoy-deyatelnosti

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×