Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Комбинация элементов разных методик на уроках русского языка | Ермакова Марина Юрьевна. Работа №351570

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.   Статья рассматривает сочетание различных методов и подходов в преподавании русского языка как способ повышения эффективности учебного процесса. В условиях современной школы, когда важно не только передать знания, но и развить у учеников навыки самостоятельного мышления, критического анализа и творческой работы, использование комбинации методик становится особенно актуальным. В статье анализируются основные методики преподавания русского языка и их сочетания, а также примеры применения этих методик на уроках. Описывается, как комбинирование таких подходов, как коммуникативно-деятельностный, деятельностный, проблемно-диалоговый, а также метод проектной работы, способствует развитию у школьников навыков грамотной речи, самостоятельной работы и критического мышления.

Ключевые слова:  методы преподавания, русский язык, методика, комбинированное обучение, деятельностный подход, проблемно-диалоговый метод, проектная работа, коммуникативный подход, критическое мышление.

Комбинация элементов разных методик на уроках русского языка

 

Ермакова Марина Юрьевна, учитель русский язык и литература

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кременевская школа Володарского муниципального округа"

Донецкой Народной Республики с. Кременевка

 

Аннотация.   Статья рассматривает сочетание различных методов и подходов в преподавании русского языка как способ повышения эффективности учебного процесса. В условиях современной школы, когда важно не только передать знания, но и развить у учеников навыки самостоятельного мышления, критического анализа и творческой работы, использование комбинации методик становится особенно актуальным. В статье анализируются основные методики преподавания русского языка и их сочетания, а также примеры применения этих методик на уроках. Описывается, как комбинирование таких подходов, как коммуникативно-деятельностный, деятельностный, проблемно-диалоговый, а также метод проектной работы, способствует развитию у школьников навыков грамотной речи, самостоятельной работы и критического мышления.

Ключевые слова: методы преподавания, русский язык, методика, комбинированное обучение, деятельностный подход, проблемно-диалоговый метод, проектная работа, коммуникативный подход, критическое мышление.

 

Преподавание русского языка в школе требует не только передачи знаний, но и формирования у учеников умений, которые они смогут применять в реальной жизни. Одним из эффективных способов достижения этой цели является комбинация различных методик. Современный урок русского языка уже не может ограничиваться только традиционными методами, такими как объяснение материала, устное опрос и тренировка в выполнении упражнений. Он должен включать в себя подходы, которые позволяют развивать у школьников широкий спектр навыков: от грамотно построенной речи до способности к анализу, логическому рассуждению и креативному подходу к решению задач.

Одной из самых эффективных методик в преподавании русского языка является деятельностный подход, который делает акцент на активном участии учащихся в учебном процессе. В рамках деятельностного подхода обучающиеся не пассивно воспринимают информацию, а активно выполняют задания, строят собственные высказывания, участвуют в обсуждениях, анализируют и исправляют свои ошибки. Это позволяет развивать у них как навыки письменной, так и устной речи, а также учить их работать с информацией, делать логические выводы и аргументировать свою точку зрения. Этот подход идеально сочетается с другими методами, например, с коммуникативно-деятельностным методом, который делает акцент на умении вести диалог, активно использовать язык в живой практике.

Комбинирование этих двух методик позволяет создать на уроках живую атмосферу общения. Например, при изучении темы «Речь и её функции» можно организовать дискуссию, в ходе которой ученики обсуждают различные виды речи (публицистическую, научную, разговорную и другие). Такое задание способствует развитию навыков диалоговой речи, а также помогает учащимся лучше понять, как различные функции языка проявляются в реальной жизни. Важно, что дети не просто изучают правила, но и учат язык в действии, используя его для достижения конкретной цели — убедить собеседника, донести свою точку зрения, аргументировать свою позицию.

Кому-то из школьников для более глубокого понимания материала может понадобиться использование метода проектной работы. Применение этого метода на уроках русского языка помогает учащимся связать теоретические знания с реальной жизнью. Например, при изучении темы «Сложносочинённые предложения» учащиеся могут подготовить проект, который включает в себя не только теоретический материал по теме, но и примеры из литературы, анализа текста, а также практическое применение знаний — например, создание текста на основе своих впечатлений или наблюдений. Метод проектной работы способствует развитию у школьников умений исследовать, анализировать и презентовать результаты своей деятельности. Включение этого метода в комбинацию с другими позволяет создать целостный подход к обучению, где знания не являются конечной целью, а лишь инструментом для выполнения творческих заданий.

Однако метод проектной работы может быть ещё более эффективным, если его сочетать с проблемно-диалоговым методом. Этот метод ставит в центр урока решение конкретной проблемы, обсуждение которой ведется в диалоговом формате. Например, при изучении темы «Текст и его структура» можно предложить учащимся задачу: как правильно построить текст, чтобы он был логичным, интересным и легко воспринимаемым. Обсуждение этой проблемы в формате диалога, где учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на знания из различных областей, помогает им сформировать более глубокое понимание процесса создания текста. Комбинирование этих двух методов на уроках русского языка помогает не только осваивать теорию, но и развивать практические навыки письменной и устной речи, критического мышления и анализа.

Существуют также методики, ориентированные на развитие у школьников рефлексивных навыков, таких как самоанализ. Например, использование метода анализа ошибок в речи учащихся помогает не только улучшить грамматические навыки, но и развить способность к самоконтролю и самооценке. Когда ученики анализируют свои ошибки в речи или письме, это позволяет им не только выявить слабые места, но и понять причины, по которым они допустили ошибку, а также учит их применять исправления на практике. Сочетание рефлексивного метода с деятельностным подходом позволяет создавать эффективные условия для самосовершенствования учащихся и укрепления их уверенности в собственных силах.

Ещё одной методикой, активно применяемой на уроках русского языка, является метод развивающего обучения. Он направлен на стимулирование у учащихся познавательной активности, развитие их самостоятельности и критического мышления. Например, при изучении темы «Правописание приставок» можно предложить учащимся задания, где они должны не только исправить ошибки, но и обосновать правильность выбранного варианта. Это не просто помогает освоить материал, но и развивает аналитические способности, логику, способность к рассуждениям. Сочетание метода развивающего обучения с проектной методикой или методикой проблемного обучения позволяет создать многоуровневое обучение, где учащиеся могут не только овладеть знаниями, но и научиться применять их в нестандартных ситуациях.

Применение разнообразных методов на уроках русского языка способствует созданию образовательной среды, в которой учащиеся становятся активными участниками процесса обучения, а не пассивными восприемниками информации. Важно, чтобы учитель не просто следовал заранее установленным шаблонам, но и гибко подбирал методы в зависимости от особенностей класса, уровня подготовки учеников и цели урока. Комбинированный подход позволяет разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, продуктивным и личностно ориентированным.

Таким образом, комбинирование различных методов и подходов на уроках русского языка становится важным инструментом для создания динамичного и результативного образовательного процесса. Сочетание деятельностного подхода, метода проектной работы, проблемно-диалогового метода, развивающего обучения и других позволяет создать многогранную и эффективную систему обучения, в которой школьники не только усваивают знания, но и развивают критическое мышление, творческие способности, умение работать в команде и презентовать свои результаты. Это способствует не только повышению уровня грамотности, но и формированию полноценной личности, способной к самостоятельному обучению и эффективной коммуникации в современном мире.

 

 

Список литературы

 

1. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. – 2014. – №8. – С. 8-13.

2. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы // Евразийский научный журнал. 2015. №8

3. Обучение русскому языку в школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. — М., 2014.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×