Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав | Захарченко Алёна Анатольевна. Работа №327343
Аннотация: В данной статье рассматривается коммуникативная компетенция, ее сущность и компонентный состав, мы взяли языковой и коммуникативно-письменный компоненты. Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетенция, языковая компетенция, письмо, речевая деятельность.
Проанализировали отечественную литературу и сделали вывод о том, что коммуникативная компетенция является сложным явлением в методике обучения и требует новые подходы к решению проблемы ее сущности и вариативного компонентного состава.
А. А. Захарченко, Н. Л. Егорова
Курганский государственный университет, Курган
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ: СУЩНОСТЬ И КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ
Аннотация: В данной статье рассматривается коммуникативная компетенция, ее сущность и компонентный состав, мы взяли языковой и коммуникативно-письменный компоненты. Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетенция, языковая компетенция, письмо, речевая деятельность Термин «коммуникативная компетенция» широко употребляется в методике в качестве показателя уровня владения языком. Данный термин был введен в научный обиход американским языковедом Н. Хомским. В настоящее время не существует единого определения термина «коммуникативная компетенция», авторы интерпретируют его по-разному. Первоначально термин обозначал способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности на родном языке. Компетентный говорящий (слушающий), по Н. Хомскому, должен образовывать (понимать) неограниченное число предложений по моделям, а также иметь суждение о высказывании, то есть усматривать формальное сходство и различие в двух языках. В литературе часто разграничивают понятия компетенция и компетентность. Под компетентностью понимается способность к выполнению какой-либо деятельности, в том числе речевой. Компетенция — это содержательный компонент такой способности в виде знаний, навыков и умений, приобретаемых в ходе обучения. И. А. Зимняя определяет компетенцию как «внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [3]. А. В. Хуторской понимает компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов [5]. М. Н. Вятютнев определяет коммуникативную компетенцию «как выбор реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности ориентироваться в той или иной обстановке общения; умения классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации» [1]. Н. И. Гез дает следующее определение коммуникативной компетенции: «коммуникативная компетенция есть способность человека понимать и порождать иноязычные высказывания в разнообразных социально детерминированных ситуациях с учетом лингвистических и социальных правил, которых придерживаются носители языка». С точки зрения психологии И. А. Зимняя рассматривает коммуникативную компетенцию как «определенной цели-результата обучения языку», как «способность субъекта осуществлять речевую деятельность, реализуя речевое поведение, адекватное по различным задачам и ситуациям общения». В соответствии с документом под названием «Современные языки: изучение, преподавание, оценка. Общеевропейская компетенция владения иностранным языком» в составе коммуникативной компетенции в качестве ее составляющих стали рассматриваться следующие виды компетенций: лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная, социокультурная, социальная, стратегическая. Н. И. Гез дает следующее определение коммуникативной компетенции: «коммуникативная компетенция есть способность человека понимать и порождать иноязычные высказывания в разнообразных социально детерминированных ситуациях с учетом лингвистических и социальных правил, которых придерживаются носители языка». С точки зрения психологии И. А. Зимняя рассматривает коммуникативную компетенцию как «определенной цели-результата обучения языку», как «способность субъекта осуществлять речевую деятельность, реализуя речевое поведение, адекватное по различным задачам и ситуациям общения». [2] Коммуникативная компетенция может по праву расцениваться одной из главных, так как непосредственно она лежит в основе всех иных компетенций. На сегодняшний день коммуникативную компетенцию следует последовательно формировать, развивать и совершенствовать в близкой взаимосвязи с учебными и информационными умениями, готовностью к решению трудностей на родном и иностранном языке во взаимосвязи. Необходимо рассматривать формирование коммуникативных умений в устной и письменной речи, не только как цель, но и как средство успешного овладения различными предметными умениями и знаниями. Коммуникативная компетенция, предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах, и ситуациях общения. Изучая компонентный состав в основу мы взяли языковой и коммуникативно-письменный компоненты. По определению Е.Д. Божович, языковая компетенция — сложная психологическая система, включающая в себя, помимо усвоенных в ходе специального обучения сведений о языке, накопленный в повседневном использовании языка речевой опыт и сформированное на его основе чувство языка — такое определение состава языковой компетенции было предложено Е.Д. Божович. Хомский под языковой (в широком смысле слова) понимал «систему интеллектуальных способностей, систему знаний и убеждений, которая развивается в раннем детстве и во взаимодействии со многими другими факторами определяет виды поведения». [5] Так же мы начали рассматривать речевую и письменную деятельности. Характеризуя речевую деятельность, И.А. Зимняя указывает, что РД представляет собой активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.[2] Как считает Глухов В.П., речевая деятельность – это активный, целенаправленный процессвысказывания средствами языка собственного сообщения или прием «чужого» во время устного (непосредственного) или письменного(опосредованного) общения в таких видах, как говорение, слушание, письмо, чтение. Письменная речь — это особый вид речевой деятельности, она является одним из видов речи, наряду с устной и внутренней, и включает в свой состав письмо и чтение. Таким образом, проанализировав отечественную литературу и можно сделать вывод о том, что коммуникативная компетенция является сложным явлением в методике обучения и требует новые подходы к решению проблемы ее сущности и вариативного компонентного состава.
Библиографический список: 1. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. — 1977. — № 6. — С. 38–45. 2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя. — Режим доступа: http://www.edu.ru 3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] И. А. Зимняя. — Режим доступа: http://www.rsuh.ru/article.html?id=50758 Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991. — 221с. 4. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: дис. д-ра пед. наук / В. В. Сафонова. — М, 1992–528с. 5. Хуторский А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С.58–64. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: Филоматис, 2007. — 480 с