Коммуникативно - деятельностный подход в преподавании литературы | Колесник Вера Дмитриевна. Работа №346391
Аннотация. В статье рассматривается коммуникативно-деятельностный подход в преподавании литературы как методологическая основа для развития ключевых компетенций учащихся. Автор анализирует особенности применения этого подхода на уроках литературы, подчеркивая важность вовлечения учеников в активный процесс анализа и интерпретации литературных произведений. Коммуникативно-деятельностный подход способствует формированию личностного отношения к прочитанному и развитию критического мышления.
Ключевые слова: коммуникативно-деятельностный подход, литература, анализ, интерпретация, компетенции, критическое мышление.
КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Колесник Вера Дмитриевна, учитель
ГБОУ «Школа № 9 Г.О. Торез»
Аннотация. В статье рассматривается коммуникативно-деятельностный подход в преподавании литературы как методологическая основа для развития ключевых компетенций учащихся. Автор анализирует особенности применения этого подхода на уроках литературы, подчеркивая важность вовлечения учеников в активный процесс анализа и интерпретации литературных произведений. Коммуникативно-деятельностный подход способствует формированию личностного отношения к прочитанному и развитию критического мышления.
Ключевые слова: коммуникативно-деятельностный подход, литература, анализ, интерпретация, компетенции, критическое мышление.
Коммуникативно-деятельностный подход в образовании становится всё более значимым, так как современные методики требуют не только передачи знаний, но и развития у учеников активной позиции в учебном процессе. Применение этого подхода в преподавании литературы позволяет не просто изучать текст как объект анализа, но и включать учащихся в процесс активного взаимодействия с произведением, его героями и идеями, что способствует глубинному пониманию художественного текста и его социокультурного контекста. Литература, как предмет, уникальна тем, что требует не только логического мышления, но и эмоциональной вовлеченности, формирования эстетического и этического восприятия мира. В связи с этим коммуникативно-деятельностный подход оказывается эффективным средством развития не только познавательных, но и личностных качеств учащихся.
Коммуникативно-деятельностный подход направлен на развитие у учеников способности активно взаимодействовать с текстом, обсуждать его содержание, делиться собственными впечатлениями и выводами, а также строить собственные интерпретации прочитанного. В рамках этого подхода ученик становится не пассивным потребителем информации, а активным участником учебного процесса, что позволяет ему не только лучше понять произведение, но и выработать собственную точку зрения.
Особенность данного подхода заключается в его ориентации на диалогичность, которая выражается не только в диалоге между учителем и учеником, но и в более широком взаимодействии — между читателем и автором, между читателем и героями произведения, между различными литературными традициями и культурными контекстами. В таком диалоге важную роль играет личный опыт учащегося, его способность к рефлексии и сопоставлению литературного мира с собственными жизненными впечатлениями и знаниями.
Одной из главных задач учителя в рамках коммуникативно-деятельностного подхода является создание условий для того, чтобы ученик мог выразить свое отношение к литературному произведению, обсудить его с одноклассниками, предложить свою интерпретацию текста и сравнить ее с другими. Такой подход помогает ученикам научиться выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения и критически оценивать различные подходы к пониманию литературных произведений. Важным моментом является поощрение учителем разнообразных форм высказывания: устных и письменных, аналитических и творческих, что способствует более полному раскрытию потенциала каждого ученика.
На уроках литературы важно использовать не только традиционные формы анализа текста, но и такие методики, как дискуссии, дебаты, драматизация отдельных эпизодов произведений, что позволяет учащимся вжиться в образ, глубже понять его мотивацию и поступки. Благодаря такой деятельности ученик начинает воспринимать художественный текст не как нечто внешнее, далекое от его реальности, а как часть собственной культурной и социальной идентичности.
Еще одной значимой составляющей коммуникативно-деятельностного подхода является развитие у учеников навыков работы с текстом в разных контекстах — историческом, культурном, философском. Например, изучение классических произведений русской литературы в сопоставлении с мировыми литературными традициями позволяет расширить кругозор учащихся, увидеть взаимосвязи между различными эпохами и культурами, что, в свою очередь, способствует более глубокому пониманию как художественного текста, так и исторического контекста, в котором он был создан.
Учитель в данном подходе выполняет роль не только носителя знаний, но и модератора, который направляет дискуссию, задает вопросы, помогает учащимся находить новые смыслы в литературном произведении. Он создает условия для того, чтобы каждый ученик мог высказать свое мнение, при этом помогая детям формулировать мысли, уточнять аргументацию и развивать критическое мышление.
Важным элементом преподавания литературы становится мотивация учащихся к чтению и обсуждению произведений. Учитель должен уметь заинтересовать детей не только содержанием произведения, но и его возможными интерпретациями, актуальными как в рамках учебной программы, так и в контексте современной жизни. Например, анализ моральных и этических проблем, которые поднимаются в произведениях классической литературы, может быть особенно интересен, если они соотносятся с вызовами, которые сталкиваются дети в их повседневной жизни.
Коммуникативно-деятельностный подход в преподавании литературы способствует активному вовлечению учащихся в учебный процесс, развивает их критическое мышление и способность к рефлексии. Литературное произведение становится не просто объектом изучения, но средством личностного и интеллектуального роста, источником жизненно важных вопросов и размышлений. Преподавание литературы на основе данного подхода не только помогает формировать у учащихся глубокие знания о литературе, но и развивает их коммуникативные навыки, способность к аналитическому мышлению и пониманию сложных социальных и культурных процессов, что делает их более подготовленными к самостоятельной жизни в современном мире.
Список литературы
1. Репина И. Г. Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС / И. Г. Репина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 195-197.
2. Сергеенкова К. В. Урок по ФГОС как новая форма организации образовательного процесса / К. В. Сергеенкова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 224-225.