"Коммуникативные танцы - игры в развитии детей" | Девяткова Татьяна Петровна. Работа №328295
В процессе музыкального воспитания у детей развиваются музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности. Не секрет, что возможности и способности у детей разные и воспитываются они в разных условиях. Есть дети активные и замкнутые, конфликтные и доброжелательные. Моя цель, помимо задач музыкального развития, стоит задача помочь детям раскрыться, поверить в себя, социализироваться, «проснуться». Возможностей, как у музыкального руководителя, у меня немало, но я поставила задачу выбрать среди множества методик и технологий музыкального воспитания наиболее подходящую для этой цели. Я остановила своё внимание на коммуникативных танцах-играх.
«Коммуникативные танцы-игры в музыкальном развитии детей»
В процессе музыкального воспитания у детей развиваются музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности. Не секрет, что возможности и способности у детей разные и воспитываются они в разных условиях. Есть дети активные и замкнутые, конфликтные и доброжелательные. Моя цель, помимо задач музыкального развития, стоит задача помочь детям раскрыться, поверить в себя, социализироваться, «проснуться». Возможностей, как у музыкального руководителя, у меня немало, но я поставила задачу выбрать среди множества методик и технологий музыкального воспитания наиболее подходящую для этой цели. Я остановила своё внимание на коммуникативных танцах-играх.
Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, чувства ритма, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
развитие сочувствия партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием
р
аскрепощенности
, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Коммуникативный танец – это танец с простыми, легкими, игровыми компонентами, и вызывает у детей массу положительных эмоций, что, способствует развитию не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных навыков.
Движения данного танца довольно просты и доступны для детей: ходьба, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение и т.д. Танцуя, дети вслушиваются в части музыкального произведения, и, поскольку музыкальные фрагменты повторяются несколько раз, дети легко осваивают форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Взаимодействие помогает ребенку ориентироваться в пространстве, познавать себя, сверстников, узнавать о культуре различных стран, понимать отличие характера и традиций в танце.
Также в этих танцах формируется умение по взгляду партнёра понять намерение друг друга. Используются простые танцевальные движения: шаг польки, шаг вальса, кружение в паре. Контакт с партнёром усиливается тактильно – рукопожатие, хлопки, как элемент активности. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию положительных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.
В некоторых танцах дети могут имитировать движения и повадки животных, птиц. А также импровизировать движение различных профессий: повара, прачки, сапожника и так далее. Особый интерес может придать детям ускорения темпа музыки или непарное количество участников, таким образом, кто-то может остаться без пары.
Разучивание данных танцев, не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание. Можно предложить некоторым участникам исполнить аккомпанемент танца на шумовых и ударных инструментах.
Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми 3-7 лет на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях. Особенно актуально для настоящего времени, то, что многие из танцев могут исполнять родители совместно с детьми. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми.
В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку. У них всё получается, есть возможность себя выразить, проявить, получить приз и т. д. Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе.
Для того чтобы успешно использовать коммуникативные танцы-игры в музыкальном развитии детей, я начала собирать материалы, нотные приложения, составлять картотеку, фонотеку танцев-игр. Сейчас в моей коллекции около двадцати коммуникативных игр-танцев. Предстоит рассортировать материалы по возрастным категориям и по тематическим разделам. Уверена, коллекция моя будет пополняться. Для примера перечислю несколько танцев-игр: «Бинго» или «Я тебя люблю», «Мы идем», «Гуляли мы по рощице», Танец «Ку – ку», «Буги – вуги». «В нашем зале все друзья» и т. д.
Музыкальный руководитель
Девяткова Т. П.