Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Коммуникативный тренинг для педагогов «С полуслова» | Сивина Наталья Валентиновна. Работа №316580

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сценарий коммуникативного тренинга для педагогов дошкольного образовательного учреждения "С полуслова",  направленный на  создание в ДОУ благоприятного психологического климата, предполагающего эмоциональный комфорт всех субъектов образовательных отношений,  профилактику и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ.  Тренинг способствует повышению  у педагогов коммуникативной компетентности,    доверия, навыков взаимодействия, сотрудничества, повышению самооценки и в целом сплоченности группы педагогов.

 

Коммуникативный тренинг С полуслова»

 

Тренинговая группа: педагогический коллектив.

Вводимые термины (презентация, слайды)

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Доверие - это психическое состояние, в силу которого мы полагаемся на к.-л. мнение, кажущееся нам авторитетным, и потому отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, могущего быть нами исследованным.

Навыки взаимодействия - это умение выстроить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон.

Позитивная

Я-концепция

- совокупность всех позитивных представлений

человека

о себе, включает позитивные самооценки и тенденции поведения. Для позитивного «Я» важно признание позитивных и негативных качеств, принятие себя таковым и наличие потребности к

самоизменению

.

Самооценка - оценка самого себя, собственных достоинств и недостатков.

Сотрудничество - позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников (Психологическая энциклопедия, Косолапов Н.А.).

Сплочение (сплочённость группы коллектива) - характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом.

Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

 

Ход тренинга

- Нам предстоит сегодня провести вместе некоторое время. Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет никого и ничего, кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Что-то делать с собой здесь мы можем только с помощью друг друга, через наше общение. Чтобы оно было более эффективным мы будем использовать различные игры и упражнения, позволяющие лучше увидеть себя и других.

Педагог-психолог: итак, перед началом дальнейшей работы, я хочу напомнить правило в тренинговых группах, что принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество. Давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя свое имя, а так же любое личностное качество, на букву вашего имени. Тем самым мы настроимся на работу.

Игра «Поменяйтесь местами…»

Вед: Для того чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть. Меняются местами, например, те кто:

поменяйтесь местами с соседом справа, если

работает

е

педагогом более 20 лет

;

поменяйтесь с соседом слева, если всю жизнь работаете в одном учреждении

любит свою работу;

любит яблоки;

работает педагогом более 5 лет;

мечтал быть педагогом с детства;

кто пришёл в юбке

кто любит танцевать перед зеркалом

работает педагогом менее 5 лет

кто родился в марте

кто умеет вкусно готовить

кто умеет кататься на коньках

кто сейчас поменял бы свою профессию

кто любит читать

кто умеет вязать

кто любит детей.

Таким образом, участники «перетасовываются».

 

Упражнение «Дружественная ладошка». Участникам раздаются листки бумаги. Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека.

Анализ: Трудно ли было написать (подарить) комплимент? Что лучше дарить или получать? Ваше состояние после выполнения упражнения?

 

Тест «Уровень общительности»

Описание

Тест оценки уровня общительности, коммуникативности Ряховского содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Испытуемому необходимо отвечать на вопросы, используя три варианта ответов: «Да», «Иногда» и «Нет».

Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро,  однозначно: «Да», «Нет», «Иногда» и поставьте в соответствующий столбец отметку Х.

Тестовое задание

Вопрос

Да

Иногда

Нет

1

Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас  ее ожидание из колеи?

 

 

 

2

Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение  выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо  совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

 

 

 

3

Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

 

 

 

4

Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда  не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать  этой командировки?

 

 

 

5

Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни  было?

 

 

 

6

Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице  обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время,  ответить на какой-то вопрос)?

 

 

 

7

Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что  людям разных поколений трудно понимать друг друга?

 

 

 

8

Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам  вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

 

 

 

9

В ресторане либо в столовой Вам подали явно  недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь  рассерженно отодвинув тарелку?

 

 

 

10

Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не  вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым  заговорит он. Так ли это?

 

 

 

11

Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была  (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы  отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете  томиться в ожидании?

 

 

 

12

Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по  рассмотрению конфликтных ситуаций?

 

 

 

13

У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки  произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих  мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

 

 

 

14

Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной  точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете  ли Вы промолчать и не вступать в разговор?

 

 

 

15

Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в  том или ином служебном вопросе или учебной теме?

 

 

 

16

Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в  письменной форме, чем в устной?

 

 

 

 

Ключ к тесту Ряховского, методике оценки уровня общительности

Обработка результатов

Подсчитайте количество баллов за каждый ответ: «Да» – 2 очка, «Иногда» – 1 очко, «Нет» – 0 очков.

Полученные очки суммируйте и по классификатору определите, к какой категории относится испытуемый.

Интерпретация результата (на слайдах)

30–31 очков. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25–29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19–24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14–18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9–13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4–8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

 

Упражнение «Плюс-минус» Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности, вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

Материалы: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

Инструкция. Сейчас мы с вами попробуем осознать моменты педагогической деятельности. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета – плюсы своей работы. Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к доске. Каждый участник озвучивает то, что он написал.

Рефлексия. Участники обсуждают, чего больше получилось – плюсов педагогической деятельности или минусов – и почему. Педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

 

Тест-упражнение «Выбор»

Педагог-психолог: Внимательно прослушайте. Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

2. Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.

3. Съедаете что-то другое.

4. Намазываете надкусанный пончик маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Комментарий ведущего.

• если вы выбрали первый вариант, то вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

• если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешения и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

• если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

• если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

 

Упражнение «Кто быстрее?» Цель: сплочение коллектива. Ход упражнения: группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры: квадрат; треугольник, ромб; букву Т, В, число 26.

Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе. Обсуждение: трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

 

Упражнение «Живые руки»

Участники садятся друг напротив друга с закрытыми глазами таким образом, чтобы не знать, кто сидит перед ними. Игрокам предлагается пообщаться молча, только с помощью рук: познакомиться и поздороваться, поссориться, помириться, попрощаться, обняться, поощрить друг друга. Затем идет обмен впечатлениями.

 

Рефлексия. Подведение итогов.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×