Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Компетентностный подход к образованию в условиях введения, реализации ФГОС 2021 | Леонова Людмила Владимировна. Работа №329297

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье представлен опыт работы по реализации компетентностного подхода к организации образовательного процесса, оценке результатов школьного обучения. Что вызвано необходимостью формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Акцентируется внимание на видах компетенций, формах, методах их формирования. Введение компетентностного подхода в образовательный процесс требует серьёзных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебно-воспитательного процесса, и в практике работы педагога.

 

Компетентностный подход к образованию в условиях
введения, реализации ФГОС 2021
Л.В. Леонова
Учитель немецкого языка МБОУ Гимназия №11 г. Ельца
В статье представлен опыт работы по реализации компетентностного подхода к организации образовательного процесса, оценке результатов школьного обучения. Что вызвано необходимостью формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Акцентируется внимание на видах компетенций, формах, методах их формирования. Введение компетентностного подхода в образовательный процесс требует серьёзных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебно-воспитательного процесса, и в практике работы педагога.
Ключевые слова: компетентностный подход, творческая личность, конструктивные и компетентные действия, виды компетенций, формы, методы формирования компетенций, компетентностное поведение преподавателя, противоречия, создание условий.
Вопрос осуществления компетентностного подхода к образованию в условиях реализации обновлённых ФГОС актуален для нашей гимназии и обусловлен проблемой, над которой работает школа Создание условий для формирования конкурентоспособной личности, готовой к саморазвитию, к самоопределению, к творческому преобразованию окружающего мира. Реализация ФГОС 2021 неразрывно связана с осуществлением компетентностного подхода к организации образовательного процесса, оценке результатов школьного обучения.
Актуализация компетентностного подхода в последние десятилетия обусловлена целым рядом факторов. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопряжен с увеличением уровня неопределенности окружающей среды, с возрастанием динамизма протекания процессов, многократным увеличением информационного потока.
Активнее заработали рыночные механизмы в обществе, появились новые профессии, произошла демаркация прежних профессий, потому что к ним изменились требования-они стали более интегрированными, менее специальными. Все эти изменения диктуют необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности.
Узловым понятием компетентностного подхода в системе современного образования являются компетенции. Что такое компетенция? С одной стороны, все понимают, что есть компетенция, а с другой – затрудняются дать определение и путают понятия компетенция и компетентность.
Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности.
Компетентность - знание в действии, умение человека использовать его на практике, принимать оптимальные решения в условиях неопределенности и реализовывать их, владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентный в какой-то области человек – это человек, обладающий набором определённых компетенций и положительным опытом применения этих компетенций на практике.
В соответствии образовательными программами ФГОС второго поколения к образовательным компетенциям относятся: предметные, общепредметные и ключевые компетенции.
Основными видами ключевых компетенций являются следующие:
ценностно-смысловые компетенции,
общекультурные компетенции,
учебно-познавательные компетенции,
информационные компетенции,
коммуникативные компетенции,
социально-трудовые компетенции,
компетенции личностного самосовершенствования.
Ценностно-смысловая компетенция - это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Общекультурная компетенция - круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен и иметь опыт деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.
Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Коммуникативная компетенциявключает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. По мнению многих исследователей, коммуникативная компетенция может по праву рассматриваться как ведущая и стержневая, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций.
Социально-трудовая компетенцияозначает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
Компетенция личностного самосовершенствованиянаправлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому.
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного
Основания для сравнения
Традиционный подход
Компетентностный подход
Цель обучения
ЗУНы
Что нового узнал?
Овладение способностью решать проблемы на основе полученных знаний и умений (компетенции)
Чему научился?
Уровень образованности
Объем полученных знаний
Расширение круга проблем, к решению которых подготовлены выпускники
Содержание учебных программ
Программы по предметам разрабатываются независимо друг от друга
Программы по отдельным предметам разрабатываются с учетом межпредметных связей
Отбор учебного материала
Содержание предмета соответствует содержанию базовой науки Чему учу?
Содержание предмета определяется из логики познавательной деятельности
С помощью чего учу?
Характер образовательного процесса
Репродуктивный
Продуктивный
Технологии
Формы и методы соответствуют запланированной цели, т.е. формированию ЗУН
Введение технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, направленную на достижение определенной цели и самооценку.
Доминирующий компонент процесса
Контроль
Практика и самостоятельная работа
Характер контрольных процессов
Статистические методы оценки учебных достижений
Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)
Результат
ЗУНы Знаю, ЧТО
Сформированность компетенций
Знаю, КАК
Структура учебного занятия на компетентностной основе выглядит таким образом:
самоопределение к деятельности;
актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности;
постановка учебной задачи:
построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения;
первичное закрепление учебного материала;
самостоятельная работа;
включение новых знаний в систему и повторение;
рефлексия деятельности (итог урока).
ДляпостроенияурокаврамкахФГОСважнопонять,какие качества обучающихся формирует учитель, какими методами следует воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем, а также какими должныбытькритериирезультативностиурока, внезависимостиоттого, какойтипологиимыпридерживаемся.
Сущностные черты процесса обучения, построенного в соответствии с идеями компетентностного подхода:
- преобладание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
- использование индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности в различных сочетаниях;
- возможность создания обучающимися собственного образовательного продукта (свой способ решения, свое видение проблемы, т.п.);
- целенаправленное развитие познавательной, социальной, психологической рефлексии обучающихся (познавательной: как я работал? какие методы использовал? какие были ошибочными? как я теперь бы решил проблему?; социальной – как мы работали в группе? как были распределены роли? как мы с ними справились? какие допустили ошибки?; психологической – как я себя чувствовал? понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет? почему? с кем (как) бы я хотел работать? почему?)
- использование исследовательских и поисковых технологий, позволяющих организовать аутентичную (подлинную, верную) оценку деятельности обучающихся;
- использование технологий и методов, обеспечивающих саморазвитие, самоактуализацию обучающегося, позволяющих ему самому искать и осознавать подходящие для него способы решения дидактических и жизненных ситуаций (метод проектов, ситуационный анализ, технологии портфолио, КСО, др.);
- организация презентации, защиты познавательных результатов, достижений обучающихся.
Следует отметить роль АМО. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Каждому этапу урока – свои АМО. Варианты включения активных и интерактивных методов обучения в структуру урока.
Таким образом, введение компетентностного подхода в образовательный процесс требует серьёзных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебно-воспитательного процесса, и в практике работы педагога.
Необходимым условием компетентностного подхода в массовой практике становится формирование нового поколения примерных учебных программ и учебных пособий.
С позиций компетентностного подхода программы по отдельным предметам должны рассматриваться как элементы образовательной программы школы.
Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения и новых методик проверки эффективности обучения.
Конечно, при этом не может остаться неизменной и квалификация преподавателя. Его роль изменяется от руководителя к помощнику. Он должен сам уметь общаться. Ставить цели и мотивировать учащихся достигать их, учить проводить анализ и самоанализ, т.е. демонстрировать свое собственное компетентностное поведение. Современной школе необходим педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение. Утверждён Профессиональный стандарт педагога (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г. № 544н). В соответствии с приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2015г. № 1381 О проведении мониторинга качества образования Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки провела в общеобразовательных организациях исследование компетенций учителей русского языка (литературы) и математики в октябре 2016.
Переход к реализации компетентностного подхода не является чем-то революционным для школы, так как соответствует направлениям творческих поисков учителей, в том числе педагогов нашей гимназии. Эти поиски были связаны с реализацией идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно ориентированного образования с целью повышения мотивации учебной деятельности школьников, создания модели учения с увлечением.
Работая в условиях инновационного учреждения, мы в своё время сконцентрировали усилия всего коллектива на перспективных направлениях в соответствии с тенденциями развития образования:
- обучение по инновационным образовательным программам: расширенное, углублённое изучение предмета, профильное обучение;
- актуализация научно-исследовательской деятельности как ведущей формы совершенствования творческого потенциала, функционировала МЭП;
- использование воспитательной системы О. Газмана, социально-педагогической поддержки ребёнка, интеграция учебной и внеурочной деятельности, усиление психологической составляющей образовательного процесса, (соответствующая подготовка воспитателей, КР, учителей-предметников). Накопленный опыт позволяет участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности по темам: Модель социализации обучающихся в условиях интеграции основного общего и дополнительного образования через клубные формы работы (региональный уровень, 2020-2021), ФГБНУ Институт изучения детства, семьи и воспитания (федеральный уровень, 2022-2023).
Педагоги гимназии ведут активную работу по самообразованию, повышению педагогического мастерства, распространению своего опыта, в том числе, по вопросам реализации ФГОС НОО, ООО СОО. Так, в ноябре 2013 года в рамках стажировочной площадки ЛИРО на базе нашей гимназии для учителей иностранного языка Краснодарского края был проведён семинар по проблеме: Формирование образовательных компетенций обучающихся в ходе реализации образовательно-развивающего потенциала иностранного языка как учебного предмета. Провели творческий отчёт учителя русского языка и литературы Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы, формирующие УУД школьников (апрель, 2015), учителя начальной школы Технология деятельностного метода как инструмент, обеспечивающий переход на новые ФГОС второго поколения (апрель, 2011). Семинары для заместителей директора по ВР ОУ Липецкой области.
Компетентностный подход в общем образовании объективно соответствует и социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса. Вместе с тем этот подход вступает в противоречие со многими сложившимися в системе образования стереотипами, существующими критериями оценки учебной деятельности детей, педагогической деятельности педагогов, работы школы в целом.
Создание условий для разрешения данных противоречий, начиная с теоретической и методической подготовки кадров к реализации компетентностного подхода в системе педагогического образования, в том числе в центрах повышения квалификации, изменений в нормативной базе деятельности образовательных учреждений, в документах об итоговой аттестации учащихся, аттестации кадров и учреждений образования и др. – дело непростое, но, не используя компетентностный подход, достигнуть нового качества образования вряд ли возможно.
Литература
Зимняя И.А. Статья Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования. // Интернет-журнал "Эйдос"
Хуторской А.В. Статья Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - No2. – С.58-64.
Хуторской А.В. Статья Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос".
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×