КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ | Семиченко Полина Николаевна. Работа №148386
Автор: Семиченко Полина Николаевна
В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, у которых проявляется повышенная тревожность, неуверенность, эмоциональная нестабильность. Возникновение тревожности напрямую связано с неудовлетворением возрастных потребностей детей. В настоящий период некоторые авторы отмечают о тенденции повышения количества тревожных детей, выделяющихся высокой тревожностью, закомплексованностью, психологической неустойчивостью. Причиной возникновения тревожности часто становиться некомпетентность педагога-психолога именно в контексте её преодоления.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
Автор:
Педагог-психолог
Семиченко Полина Николаевна
Постановка проблемы. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, у которых проявляется повышенная тревожность, неуверенность, эмоциональная нестабильность. Возникновение тревожности напрямую связано с неудовлетворением возрастных потребностей детей. В настоящий период некоторые авторы отмечают о тенденции повышения количества тревожных детей, выделяющихся высокой тревожностью, закомплексованностью, психологической неустойчивостью. Причиной возникновения тревожности часто становиться некомпетентность педагога-психолога именно в контексте её преодоления.
Анализ исследований и публикаций. Коррекционной деятельности педагога-психолога предоставляется значительное внимание в исследованиях из педагогики и психологии. Труды А. М. Прихожан, А.В. Микляевой, О.А. Хухлаевой, М.А. Алексеевой и др. направлены на выявление тревожности и умений коррекции данного феномена.
Особенно отмечается значимость методов работы с тревожными детьми, с помощью которых педагог-психолог овладевает приемами коррекции состояния тревожности, формируется общительность (Ю.Емельянов, Г.Ковалев, Н.Родионова и др.)
Цель данной статьи, охарактеризовать понятие тревожности и направления работы педагога-психолога в её преодолении снижении.
Изложение основного материала. Г.Г Аракелов, Н.Е Лысенко, Е.Е. Шотт дают такое понятие тревожности: «многозначное психологическое понятие, определенное состояние индивида в ограниченный момент времени, а так же неизменное свойство каждого человека. Идентификация тревожности происходит с различных сторон, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и осуществляется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, активизируемых при влиянии на человека различными стрессами» [2, с. 34-38].
Т.В. Корнилова предполагает, что «тревожность оказывает сильное влияние на дальнейший процесс поведенческих расстройств: тревожность связана не прямо с поведенческими трудностями у детей, а лишь содействует их возникновению. Тревожность увеличивается с возрастанием поведенческих трудностей и свойственным разным категориям детей, для которых установлены эмоциональные черты, которые ассоциируются также с названием психопатических признаков поведения. Дети с такими чертами менее подвержены стрессу в связи со своим поведением» [4, с. 39].
А.М. Прихожан выделила такие основные виды тревожности у детей:
1. Школьная тревожность – выражается в повышенной взволнованности в учебных ситуациях, в классе, в ожидании отрицательного отношения к себе, негативной оценки со стороны преподавателей, сверстников. Ребенок устойчиво чувствует собственную неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
2. Личностная тревожность – характерно неумение учитывать условия деятельности. При данном факторе младшие школьники ожидают успеха в тех случаях, когда он маловероятен, и одновременно – они не могут быть уверены даже в том случае, когда вероятность успеха высока. Они ориентируются не на реальную среду, а на внутренние ожидания и боязни. В результате такие дети действительно чаще испытывают неудачи, чем их сверстники, что ведет к накоплению негативного эмоционального опыта.
3. Тревожность в семье – характеристика состояния семейного климата, относятся в основном к детям младше школьного возраста. Влияние особенностей семейного воспитания на тревожность [5, с.64-71].
При выборе методов работы с тревожными детьми, следует учитывать, характер причины тревожности ребенка. Если она связана с одноклассниками, или же у учащегося отмечаются затруднения в установлении контактов со сверстниками, на начальных этапах рационально следует осуществлять непосредственную деятельность по преодолению тревожности индивидуально, и только после достижения установленного прогресса, вводить ребенка в групповую работу.
Ф.Р. Золотова выделила несколько этапов направленных на психологическую помощь детям с высоким уровнем тревожности:
1. Диагностика ребенка;
2. Основная работа с ребенком. Сюда входят специально подобранные упражнения на актуализацию тревоги, ее разрядки (уничтожение и преобразование), выработка новых стратегий поведений;
3. Закрепление результатов. Работа строится на повышении самооценки и его уверенности в себе и своих силах;
4. При необходимости, после индивидуальной коррекции предлагается включение в тренинговую группу развития коммуникативных навыков и уверенного поведения;
5. Итоговая консультация с родителями, выработка стратегий поведения и общения с ребенком на будущее [3, с. 163-168].
Работа педагога-психолога, связанная с преодолением тревожности у младших школьников имеет такие направления.
1 Психологическое просвещение педагогов. Прежде всего, непосредственно внимание уделяется разъяснению того, каким образом тревожность влияет на развитие ребенка в будущем, успешность его деятельности. Трактовка этого состояния нужна в связи с тем, что учителя склонны рассматривать тревожность скорее, как положительную особенность, которая гарантирует присутствие у ребенка чувства ответственности. Уделяется внимание роли педагога в профилактике и преодолении тревожности. Особое внимание уделяется формированию справедливого отношения к допущенным ошибкам, умению применять их для более эффективного восприятия материала «установка на ошибку», которая подкрепляется отношением преподавателей к ошибкам как к недопустимому, наказуемому явлению, – одна из основных форм тревожности в школе.
2. Психологическое просвещение родителей состоит из трех этапов.
Первый этап посвящен роли семьи в возникновении и закреплении тревожных взаимоотношений. Специального внимания требует развитие у ребенка чувства уверенности и защищенности. Наблюдение влияния запросов к ребенку, того, когда и почему близкие взрослые довольны и недовольны им, и того, как, в какой форме они это проявляют. Показывается значение неблагоприятной ситуации в семье и общей атмосферы.
Второй этап затрагивает влияния на детей разных возрастных категорий страхов и тревог близких взрослых, их общего эмоционального самочувствия, их самооценки.
Третий, заключительный этап касается значения воспитания у детей и уверенности в собственных силах, ощущения собственной компетентности. Основная задача данной работы – выработка у родителей суждения о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике тревожности и ее преодолении.
3. Непосредственная работа с тревожными детьми, ориентирована на развитие и закрепление уверенности в себе, личных критериев успешности, умения действовать в трудных условиях, ситуациях неуспеха. Работа по преодолению тревожности должна быть сориентирована на оптимизацию тех сторон личности ребенка, с которыми связаны главные аспекты тревожности для каждого периода, при коррекции, помимо этого, – на «зоны уязвимости», характерные для конкретного ребенка. Важной составляющей частью является применение индивидуальных оказывающих эффективное воздействие моделей поведения в имеющих значение, в том числе оценочных, для человека условиях. Основное место занимает побуждение детей к новым действиям, снижение неизвестности ситуации через предварительное знакомство их с содержанием и обстоятельствами этих ситуаций, обсуждение возникновения возможных трудностей, обучение функциональным способам поведения в конкретных условиях. Эффективное воздействие этот метод будет иметь при создании условий наиболее значимых для личности
4. Обучение родителей конкретным методам и приемам преодоления повышенной тревожности у детей, а также оказание помощи им в овладении средствами преодоления тревожности.
5. Обсуждение и обеспечение практической реализации навыков и умений в реальной жизни, оказание помощи и поддержки со стороны психолога за пределами обучающей ситуации [4, с.45].
М.А. Алексеева выделяет такие аспекты работы с тревожными школьниками:
1) снятие мышечного напряжения
2) обучение контроля за своим поведением;
3) повышение самооценки;
Повышение самооценки как направление работы педагога-психолога полагает проведение каждодневных занятий с ребенком, обращение по имени, создание ситуации успеха [1].
Выводы. Компетентность педагога-психолога играет важную роль в работе с тревожными детьми. Незнание возрастных особенностей, направлений работы с данным феноменом, применение не соответствующих методов, усугубляет состояние тревожности у ребенка и способствует её повышению.
Резюме. Статья посвящена компетентности педагога-психолога в работе с тревожными детьми.
Summary. The article is devoted to competence of the psychologist in working with anxious children.
Ключевые слова: компетентность, педагог-психолог, тревожность, ребенок.
Keywords: competence, educational psychologist, anxiety, child.
Список литературы
1. Алексеева М.А. Методы работы с тревожными детьми. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httр://рsyсhоlоg-sсhооl.ru/рsikhоlоgi/mеtоdy-rabоty-s-trеvоzhnymi-dеtmi.рhр
2. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности /Н.Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко// Психологический журнал. – 1997. – №2 – С. 34-38
3. Золотова Ф.Р. Сравнительный анализ школьной тревожности учащихся школ разного типа / Ф.Р. Золотова // Школьные технологии. – 2004. – №5 – С. 163-168
4. Корнилова Т.В. Подростки групп риска/ Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко, С.Д. Смирнов. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
5. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [учебное пособие] / А. М. Прихожан – М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.