Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Компетентностный подход при обучении в начальной школе ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Разуваева Елена Викторовна

                                                                        Вступление

            Модернизация Российского образования стала следствием необходимости осмысления специфики процесса обучения в условиях "экономики знаний" (И.Фрумин). Основными характеристиками экономики знаний являются следующие: обучение как "создание знаний" на основе исследовательского подхода вместо обучения на основе информации; обучение основе анализа и обработки знаний вместо механического обучения; совместная деятельность педагога и учащегося по созданию системы знаний вместо обучения, жестко направляемого учителем.  Применение различных способов обучения вместо исключительно формального обучения; обучения по инициативе с учетом личностных смыслов и личностного опыта вместо обучения по указанию.

             Сущностными признакам компетенции являются следующие характеристики –   постоянная изменчивость, связанная с изменениями успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе.  Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности   Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации.

          Необходимо раскрыть составляющие элементы понятия "компетенция": знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки , навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи.

  По видам компетенции можно классифицировать следующим образом: ключевые, базовые и функциональные. Под ключевыми нами понимаются компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе. Под базовыми компетенциями понимаются компетенции, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности. Функциональные компетенции представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места.

 

                     Уроки русского языка по учебно -  методическому комплекту      «  Н                                           «               «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой

           Известно, что одним из показателей уровня культуры человека является речь. За речью скрывается общее развитие: «Заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ). Поэтому одной из задач учителя начальных классов является развитие устной и письменной речи учащихся.

           Курс русского языка по программе Н. Ф. Виноградовой  характеризует яркая практическая направленность на пользование языком, на развитие чутья к языка. Структурирование курса строится на основе объективно существующих связей между теоретическими и практическими разделами и разными темами внутри каждого раздела.

            Задание 3 из Рабочей тетради №2, 2 класс, автор М. И. Кузнецова

( Тема «Родственные слова»): • Допиши три родственных слова, добавляя разные приставки:  писать                         ,   тянуть                       ,  бежать                        .

     • Вставь нужные слова. Проверь по словарю, правильно ли написаны вставленные  слова.

        При встрече с человеком нужно говорить                         , а при прощании –               .

Главный город нашей страны -               .                      это столица                .

Поставь в них ударение. Подчеркни зелёным цветом, если они написаны правильно.

 Задание 4. из Рабочей тетради №1,2 класс ( Тема «Вспоминаем правило написания заглавной буквы»):

     • Прочитай  предложения.  Вставь пропущенные буквы.

Мы проехали  село    _ традное .  Место здесь   _традное.

 На  печке грелся кот  _ушок . На дворе кружит  и падает  беленький _ушок.

       • Подчеркни  имена собственные.

          Трудный материал вводится задолго до того, как эти знания и умения станут требованиями программы.

          Т. к. фонетика является основой не только технологии письма, но и грамотного письма и правильного произношения слов, в учебниках

Н. Ф. Виноградовой работа с понятиями этого раздела русского языка не прерывается до конца начальной школы.

 

  Задание 4 часть 1 из учебника для 3 класса:

        а) Спиши, расставляя знаки препинания. Найди и подчеркни слова которые обобщают признаки предметов. Какой знак препинания мы видим? 

И тогда я придумал  праздники всего первого: первого дождя, первого снега, первых грибов

       б)  В стихотворении «Пропажа на пляже» (Р. Мухи, Н. Воронель) найди такое слово, у которого

1-й звук — согласный, мягкий парный, звонкий парный;

2-й звук — гласный, ударный;

3-й звук — согласный, твёрдый непарный, звонкий парный;

4-й звук — гласный, безударный;

5-й звук — согласный, твёрдый парный, звонкий непарный;

6-й звук — гласный, безударный.

Запиши это слово в тетрадь.

  В учебнике русского языка Н. В. Нечаевой познавательная деятельность представлена в три этапа:

1) в ходе практической речевой деятельности ученики исследуют явления языка, формулируя предварительные выводы;

2) накопив ряд предварительных выводов, формулируют выводы окончательные, сверяя их с формулировкой учебника;

3) в ходе речевой деятельности присваивают открытые ими закономерности языка.

 Из всего сказанного следует, что сущность обучения языку состоит не в заучивании правил, а в формировании навыков активного, осознанного, правильного и адекватного использования и понимания языковых средств в речи. Иными словами, учитель должен создать условия для того, чтобы ребёнок научился адекватно действовать в любой речевой ситуации. Правильность речи обеспечивают и теория языка, и опыт речевого общения в устной и письменной форме.

                           Уроки математики по учебно -  методическому комплекту      «  Н                                           «               «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой

                      1. Структурирование содержания курсов на интегрированной основе

Следующий пример показывает, как при ре­шении математической задачи «Математика», 4 класс, авт. В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева.,   ученики самостоятельно полу­чают историческую информацию:

Первая газета вышла в России 2 января 1703 года, а первая книга напечатана в Москве на 139 лет 8 месяцев 5 дней раньше. Когда вышла в свет первая книга?

      При интегрированном подходе к структури­рованию учебного материала при работе с новой учебной темой актуализируются все связанные с ней уже изученные темы, что прямо выводит нас на многоаспектные задания к одному содержанию. В таких заданиях, сочетающих разный уровень обобщения, теоретический и практический ма­териал из разных разделов учебного предмета, знания представлены также на разных уровнях: репродуктивном, логическом, проблемном, креа­тивном (творческом).

                         2. Организация поисковой самостоятельной деятельности

На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть про­блемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.

  Анализ заданных условий выводит на само­стоятельное открытие нового знания в математике (2 класс):

1. Запиши числа арабскими цифрами:

                       XX, II, XX I X

2. Запиши числа римскими цифрами:

                  35 18 24 33 26

3. Рассмотри равенства:

                    СLХ=160ХL = 40

Какие новые цифры в них использованы? Определи их значение.

   В третьем классе несколько тем образуют тот математический «фон», который дает возможность расширить и углу­бить общематематическую подготовку младших школьников, повысить теоретический уровень обучения, подготовить учащихся к изучению курсов математики пятого-шестого классов.

Назовем эти темы.

1. Симметрия на клетчатой бумаге.

2. Высказывание.

3. Числовые равенства и неравенства.

4. Свойства числовых равенств.

5. Предложение с переменной.

6. Уравнение и его корень.

7.  Деление окружности на равные части.

8.  Решение задач с помощью уравнения.

9. Построение вписанных многоугольников.

10. Неравенство с переменной и его решение.

11. Перпендикулярность прямых.

12. Построение симметричных фигур с помощью угольника и линейки.

13. Параллельность прямых.

14. Построение прямоугольников.

              Упражнения, готовящие детей к восприя­тию нового материала, включены и в учебник, и в рабочие тетради.

             Они могут быть или внутри нескольких предшествующих тем, распределяясь на до­статочно длительный промежуток времени (например, так построена подготовка к вве­дению понятия скорости движения), или да­ваться блоками непосредственно перед вве­дением нового материала. Часто такой блок подготовительных упражнений включается в рабочую тетрадь сразу после названия тем.

 №75. Тетрадь 2. ( В. Н. Рудницкая,

Т. В. Юдачёва)

 

            Уроки литературное чтение по учебно -  методическому комплекту      «  Н                                           «            «Начальная школа XXI века» под редакцией Виноградовой Н. Ф.

  Моделирование на уроках слушания (1 класс).

Пословица

             Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений (уме­ния ориентироваться в книгах, понимать особенности литературно­го произведения) мы предлагаем метод моделирования — введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, геро­ев, а также составление схематических планов и моделей обложек.

 

  Сказка

Стихотворение

Басня

Загадка

 Рассказ

?

 

 

 

 

 

 

Темы чтения замещаются цветом:

о Родине — красный, о детях — желтый, о природе — зеленый,  о животых — коричневый, о приключениях, волшебстве, фантастике — синий или фиолетовый.

       Профессиональная компетенция обязы­вает учителя начальных классов при подго­товке к уроку чтения устанавливать жанр читаемого произведения. Во-первых, для того  чтобы точно сформулировать тему урока: «Сегодня мы прочитаем рассказ Л.Н. Толстого «Акула». «Послушайте рус­скую народную сказку «Два Мороза», «Но­вую басню мы услышим в исполнении ар­тиста Игоря Ильинского». Во-вторых, для того, чтобы припомнить специфику жанра, определяющую методику работы с текстом на уроке в целом. Так, при изучении рас­сказа устанавливается последовательность событий и действий героя в сюжете, опре­деляется экспозиция, завязка, Особо выделяется эпизод, вызвавший наи­большее волнение читателей, важный для понимания идеи текста./При изучении на­родной сказки «Два Мороза» сталкиваются два плана изображения или два сказочных мира (по Н.С. Бибко): условный в котором действуют люди и отражаются социально-бытовые реалии (богатый купец едет в го­род, бедный крестьянин — в лес по дрова), и чудесный: два волшебника, братья Мороз Синий Нос и Красный Нос, хотят позаба­виться, заморозить людей. В-третьих, называние жанра произведе­ния рождает у учащихся нужные жанровые ожидания, готовит их восприятие.  

2. Проблемно-просмотровое чтение «делово­го» учебного материала приходится, как правило, на III-IV классы и отражает этап сформированности навыка.

                       Окружающий мир по учебно -  методическому комплекту      «  Н                                           «            «Начальная школа XXI века» под редакцией  Н. Ф. Виноградовой 

                      Структурирование содержания курсов на интегрированной основе

               Вот, например, задание из учебника «Окружаю­щий мир», 3 класс: тема: «Прирдные зоны»

Какими качествами должны обладать люди, отправляющиеся в неизведанные края? Если бы вы входили в команду Семена Дежнева, какое время года вы предложили бы для начала похо­да? Почему? А если бы вы отправились в Антар­ктиду?

                 Эти вопросы выводят ребенка на осмысление конкретных жизненных ситуаций, и при поис­ке ответа он должен переосмыслить не только прежде изученный материал, но и обратиться к собственному жизненному опыту. Так знание по конкретному учебному предмету выходит за его рамки, приобретая обобщенный над предметный вид и практическое значение.

 

 

                            Технология по учебно -  методическому комплекту      «  Н                                           «            «Начальная школа XXI века» под редакцией  Н. Ф. Виноградовой 

1.     Воспитание толерантности и диалогичности

Когда мир становится поликультурным и воз­никают проблемы межнациональных отношений, важно как можно раньше развивать у детей инте­рес к культуре других народов.

Н. А. Цирулик, Г. Н. Проснякова 2 класс

Дети каких национальностей живут или учат­ся рядом с тобой? К какому народу относишься ты? Какой у тебя родной язык?

Для лоскутной мозаики придумано много рисунков, орнаментов. Многие из них имеют на­звания. Иногда одни и те же рисунки в разных странах называются по-разному, хотя передают они один и тот же образ. Например, в России это «Колодец» и «Изба» .

 

                                                                  Заключение

     Дидактическая система, направленная на общее развитие школьников, разработанная под руководством Н. Ф. Виноградовой, прошла   опробирование. И в настоящее время широко распространена. В нынешнюю  информационную культурную эпоху, цель системы Н. Ф. Виноградовой –  достижение оптимального общего развития каждого школьника - совпала с государственной образовательной   целью   (построение   личностно   -   ориентированного обучения).   Жизненность этой системы объясняется тем, что в ней реализуются те «прорывные» идеи, которые поставлены перед школой самой жизнью,  считать основополагающей идеологией школы педагогику развития, пересмотреть проблему воспитания личности в процессе обучения, слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс.

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×