Компетентностный подход при обучении в начальной школе ☼
Автор: Разуваева Елена Викторовна
Вступление
Модернизация Российского образования стала следствием необходимости осмысления специфики процесса обучения в условиях "экономики знаний" (И.Фрумин). Основными характеристиками экономики знаний являются следующие: обучение как "создание знаний" на основе исследовательского подхода вместо обучения на основе информации; обучение основе анализа и обработки знаний вместо механического обучения; совместная деятельность педагога и учащегося по созданию системы знаний вместо обучения, жестко направляемого учителем. Применение различных способов обучения вместо исключительно формального обучения; обучения по инициативе с учетом личностных смыслов и личностного опыта вместо обучения по указанию.
Сущностными признакам компетенции являются следующие характеристики – постоянная изменчивость, связанная с изменениями успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации.
Необходимо раскрыть составляющие элементы понятия "компетенция": знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки , навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи.
По видам компетенции можно классифицировать следующим образом: ключевые, базовые и функциональные. Под ключевыми нами понимаются компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе. Под базовыми компетенциями понимаются компетенции, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности. Функциональные компетенции представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места.
Уроки русского языка по учебно - методическому комплекту « Н « «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой
Известно, что одним из показателей уровня культуры человека является речь. За речью скрывается общее развитие: «Заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ). Поэтому одной из задач учителя начальных классов является развитие устной и письменной речи учащихся.
Курс русского языка по программе Н. Ф. Виноградовой характеризует яркая практическая направленность на пользование языком, на развитие чутья к языка. Структурирование курса строится на основе объективно существующих связей между теоретическими и практическими разделами и разными темами внутри каждого раздела.
Задание 3 из Рабочей тетради №2, 2 класс, автор М. И. Кузнецова
( Тема «Родственные слова»): • Допиши три родственных слова, добавляя разные приставки: писать , тянуть , бежать .
• Вставь нужные слова. Проверь по словарю, правильно ли написаны вставленные слова.
При встрече с человеком нужно говорить , а при прощании – .
Главный город нашей страны - . это столица .
Поставь в них ударение. Подчеркни зелёным цветом, если они написаны правильно.
Задание 4. из Рабочей тетради №1,2 класс ( Тема «Вспоминаем правило написания заглавной буквы»):
• Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы.
Мы проехали село _ традное . Место здесь _традное.
На печке грелся кот _ушок . На дворе кружит и падает беленький _ушок.
• Подчеркни имена собственные.
Трудный материал вводится задолго до того, как эти знания и умения станут требованиями программы.
Т. к. фонетика является основой не только технологии письма, но и грамотного письма и правильного произношения слов, в учебниках
Н. Ф. Виноградовой работа с понятиями этого раздела русского языка не прерывается до конца начальной школы.
Задание 4 часть 1 из учебника для 3 класса:
а) Спиши, расставляя знаки препинания. Найди и подчеркни слова которые обобщают признаки предметов. Какой знак препинания мы видим?
И тогда я придумал праздники всего первого: первого дождя, первого снега, первых грибов
б) В стихотворении «Пропажа на пляже» (Р. Мухи, Н. Воронель) найди такое слово, у которого
1-й звук — согласный, мягкий парный, звонкий парный;
2-й звук — гласный, ударный;
3-й звук — согласный, твёрдый непарный, звонкий парный;
4-й звук — гласный, безударный;
5-й звук — согласный, твёрдый парный, звонкий непарный;
6-й звук — гласный, безударный.
Запиши это слово в тетрадь.
В учебнике русского языка Н. В. Нечаевой познавательная деятельность представлена в три этапа:
1) в ходе практической речевой деятельности ученики исследуют явления языка, формулируя предварительные выводы;
2) накопив ряд предварительных выводов, формулируют выводы окончательные, сверяя их с формулировкой учебника;
3) в ходе речевой деятельности присваивают открытые ими закономерности языка.
Из всего сказанного следует, что сущность обучения языку состоит не в заучивании правил, а в формировании навыков активного, осознанного, правильного и адекватного использования и понимания языковых средств в речи. Иными словами, учитель должен создать условия для того, чтобы ребёнок научился адекватно действовать в любой речевой ситуации. Правильность речи обеспечивают и теория языка, и опыт речевого общения в устной и письменной форме.
Уроки математики по учебно - методическому комплекту « Н « «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой
1. Структурирование содержания курсов на интегрированной основе
Следующий пример показывает, как при решении математической задачи «Математика», 4 класс, авт. В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева., ученики самостоятельно получают историческую информацию:
Первая газета вышла в России 2 января 1703 года, а первая книга напечатана в Москве на 139 лет 8 месяцев 5 дней раньше. Когда вышла в свет первая книга?
При интегрированном подходе к структурированию учебного материала при работе с новой учебной темой актуализируются все связанные с ней уже изученные темы, что прямо выводит нас на многоаспектные задания к одному содержанию. В таких заданиях, сочетающих разный уровень обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета, знания представлены также на разных уровнях: репродуктивном, логическом, проблемном, креативном (творческом).
2. Организация поисковой самостоятельной деятельности
На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.
Анализ заданных условий выводит на самостоятельное открытие нового знания в математике (2 класс):
1. Запиши числа арабскими цифрами:
XX, II, XX I X
2. Запиши числа римскими цифрами:
35 18 24 33 26
3. Рассмотри равенства:
СLХ=160ХL = 40
Какие новые цифры в них использованы? Определи их значение.
В третьем классе несколько тем образуют тот математический «фон», который дает возможность расширить и углубить общематематическую подготовку младших школьников, повысить теоретический уровень обучения, подготовить учащихся к изучению курсов математики пятого-шестого классов.
Назовем эти темы.
1. Симметрия на клетчатой бумаге.
2. Высказывание.
3. Числовые равенства и неравенства.
4. Свойства числовых равенств.
5. Предложение с переменной.
6. Уравнение и его корень.
7. Деление окружности на равные части.
8. Решение задач с помощью уравнения.
9. Построение вписанных многоугольников.
10. Неравенство с переменной и его решение.
11. Перпендикулярность прямых.
12. Построение симметричных фигур с помощью угольника и линейки.
13. Параллельность прямых.
14. Построение прямоугольников.
Упражнения, готовящие детей к восприятию нового материала, включены и в учебник, и в рабочие тетради.
Они могут быть или внутри нескольких предшествующих тем, распределяясь на достаточно длительный промежуток времени (например, так построена подготовка к введению понятия скорости движения), или даваться блоками непосредственно перед введением нового материала. Часто такой блок подготовительных упражнений включается в рабочую тетрадь сразу после названия тем.
№75. Тетрадь 2. ( В. Н. Рудницкая,
Т. В. Юдачёва)
Уроки литературное чтение по учебно - методическому комплекту « Н « «Начальная школа XXI века» под редакцией Виноградовой Н. Ф.
Моделирование на уроках слушания (1 класс).
Пословица |
Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) мы предлагаем метод моделирования — введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложек.
Сказка |
Стихотворение |
Басня |
Загадка |
Рассказ |
? |
Темы чтения замещаются цветом:
о Родине — красный, о детях — желтый, о природе — зеленый, о животых — коричневый, о приключениях, волшебстве, фантастике — синий или фиолетовый.
Профессиональная компетенция обязывает учителя начальных классов при подготовке к уроку чтения устанавливать жанр читаемого произведения. Во-первых, для того чтобы точно сформулировать тему урока: «Сегодня мы прочитаем рассказ Л.Н. Толстого «Акула». «Послушайте русскую народную сказку «Два Мороза», «Новую басню мы услышим в исполнении артиста Игоря Ильинского». Во-вторых, для того, чтобы припомнить специфику жанра, определяющую методику работы с текстом на уроке в целом. Так, при изучении рассказа устанавливается последовательность событий и действий героя в сюжете, определяется экспозиция, завязка, Особо выделяется эпизод, вызвавший наибольшее волнение читателей, важный для понимания идеи текста./При изучении народной сказки «Два Мороза» сталкиваются два плана изображения или два сказочных мира (по Н.С. Бибко): условный в котором действуют люди и отражаются социально-бытовые реалии (богатый купец едет в город, бедный крестьянин — в лес по дрова), и чудесный: два волшебника, братья Мороз Синий Нос и Красный Нос, хотят позабавиться, заморозить людей. В-третьих, называние жанра произведения рождает у учащихся нужные жанровые ожидания, готовит их восприятие.
2. Проблемно-просмотровое чтение «делового» учебного материала приходится, как правило, на III-IV классы и отражает этап сформированности навыка.
Окружающий мир по учебно - методическому комплекту « Н « «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой
Структурирование содержания курсов на интегрированной основе
Вот, например, задание из учебника «Окружающий мир», 3 класс: тема: «Прирдные зоны»
Какими качествами должны обладать люди, отправляющиеся в неизведанные края? Если бы вы входили в команду Семена Дежнева, какое время года вы предложили бы для начала похода? Почему? А если бы вы отправились в Антарктиду?
Эти вопросы выводят ребенка на осмысление конкретных жизненных ситуаций, и при поиске ответа он должен переосмыслить не только прежде изученный материал, но и обратиться к собственному жизненному опыту. Так знание по конкретному учебному предмету выходит за его рамки, приобретая обобщенный над предметный вид и практическое значение.
Технология по учебно - методическому комплекту « Н « «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой
1. Воспитание толерантности и диалогичности
Когда мир становится поликультурным и возникают проблемы межнациональных отношений, важно как можно раньше развивать у детей интерес к культуре других народов.
Н. А. Цирулик, Г. Н. Проснякова 2 класс
Дети каких национальностей живут или учатся рядом с тобой? К какому народу относишься ты? Какой у тебя родной язык?
Для лоскутной мозаики придумано много рисунков, орнаментов. Многие из них имеют названия. Иногда одни и те же рисунки в разных странах называются по-разному, хотя передают они один и тот же образ. Например, в России это «Колодец» и «Изба» .
Заключение
Дидактическая система, направленная на общее развитие школьников, разработанная под руководством Н. Ф. Виноградовой, прошла опробирование. И в настоящее время широко распространена. В нынешнюю информационную культурную эпоху, цель системы Н. Ф. Виноградовой – достижение оптимального общего развития каждого школьника - совпала с государственной образовательной целью (построение личностно - ориентированного обучения). Жизненность этой системы объясняется тем, что в ней реализуются те «прорывные» идеи, которые поставлены перед школой самой жизнью, считать основополагающей идеологией школы педагогику развития, пересмотреть проблему воспитания личности в процессе обучения, слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс.