Название статьи:
Комплекс упражнений для целенаправленного повышения координационных способностей спортсменов | Слинкина Жанна Валерьевна. Работа №364211
Дата публикации:
30.03.2025
Автор:
Слинкина Жанна Валерьевна
Описание:
В статье рассматривается значимость развития и совершенствования координационных способностей. Детально рассматриваются наиболее важные, фундаментальные координационные способности человека в процессе управления двигательными действиями. Указаны особенности применения методики повышения координационных способностей. Приводятся различные упражнения,задания.
Комплекс упражнений для целенаправленного повышения координационных способностей спортсменов Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Еще П. Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность
умения изолировать отдельные движения и сравнивать между собой. Сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям.
Преодолевать их с возможно большей ловкостью.
Говоря о ловкости, Н.А. Берштейн отмечает Двигательная ловкость – это своего рода двигательная находчивость, но сплошь и рядом это простейшая форма находчивости постепенно перерастает в умственную находчивость.
Развитие координации – суть организации в раннем онтогенезе – Н.А. Берштейн (1999 г.).
Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей – гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить удовлетворенность от физических занятий.
Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами:
1.Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Координационные способности ведут к большей пластичности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
2.Полно сформированные координационные способности –
необходимое условие подготовки детей к жизни, к труду, службе в армии, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени напряжения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут рациональному расходованию сил.
4.Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей – гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях и повысить мотивацию к занятиям.
ВИДЫ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Для эффективного формирования координационных способностей необходимо на базе общего подхода к физическому воспитанию выработать конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей с учетом их места и роли в общей системе двигательной деятельности человека. Специальные учебные задания подбираются таким образом, чтобы создавались условия для целенаправленного воспитания способностей к реагированию, сохранения равновесия в покое и движении, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения, воспроизведению ритма и ориентировки в пространстве.
Применительно к детям можно выделить следующие наиболее значимые, фундаментальные координационные способности человека в процессе управления двигательными действиями:
Способность к реагированию;
Способность к равновесию;
Ориентационная способность;
Дифференцировочная способность, разновидностями которой являются способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения;
Ритмическая способность.
Способность к реагированию – это способность быстро и точно начать движение соответственно определенному сигналу. Различают зрительно-моторную и слухо-моторную реакции. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы.
Способность к реагированию совершенствуется методом упражнений в самых разнообразных движениях. Введение элемента соревнований и игрового метода позволяет создать высокий эмоциональный фон и побуждает обучающихся выполнять задания быстрее и точнее. Для воспитания способности к реагированию следует применять:
Бег, дополненный заданиями на внезапные остановки, возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов, преодоление препятствий (линий и невысоких предметов);
Бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине, на животе, стоя спиной к направлению движения, стоя на одном или двух коленях, из приседа, седа и т.п.);
Изменение интенсивности движения: ходьба обычная – бег быстрый, бег медленный – бег ускоренный;
Бег с ускорением через линии и невысокие препятствия;
Смена движений разных по структуре (ходьба – прыжки, прыжки – приседания, подскок – ускорение на несколько метров);
Упражнение в ловле и бросании малого мяча (подбросить мяч вверх – поймать, затем введение дополнительных заданий в это упражнение: перед ловлей выполнить хлопок, присесть коснувшись руками пола, сидя на полу, скрестив ноги, бросить мяч – встать на ноги и поймать мяч и т.п.);
Нужно включать упражнения на развитие способности к реагированию и при выполнении общеразвивающих упражнений с предметами.
При выполнении всех перечисленных выше упражнений постепенно усложняются условия, в которых выполняется задание. Оно выражается в увеличении скорости реагирования, в требовании реагировать на неожиданные сигналы, на сигналы различной громкости, в увеличении сложности выполнения движений и повышении требований к точности.
Способность к равновесию – это сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. Развивают способность к равновесию двумя путями. Первый – применять так называемые упражнения на равновесие, то есть движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на различные виды лазанья, передвижения и позы на уменьшенной опоре, упражнения на устойчивость приземления после различных прыжков, балансирования различными предметами и т.п.
Второй путь основан на избирательном совершенствовании анализаторов, обеспечивающих сохранение равновесия. Для совершенствования вестибулярной функции следует применять упражнения с прямолинейными и угловыми ускорениями.
В этом отношении полезны упражнения, связанные с вращением в различных плоскостях головы, конечностей, туловища. К ним относятся повороты, кувырки, перевороты, повторы или комбинации упражнений. Для совершенствования способностей к статическому равновесию необходимо использовать следующие методические приемы: удлинение времени сохранения позы, временное исключение зрительного самоконтроля, уменьшение площади опоры, увеличение высоты опоры, включение предварительных и сопутствующих движений, введение противодействия.
Основой совершенствования способности к динамическому равновесию является адаптация к различным внешним условиям. К важным средствам воспитания динамического равновесия относятся подвижные игры, спортивные упражнения, в которых резко меняется направление движения.
Ориентационная способность – это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени, особенно с учетом изменяющейся ситуации или движущегося объекта.
Формирование ориентационной способности должно проходить при соблюдении следующих условий:
В единстве с обучением двигательным навыкам;
Осознания детьми пространственного положения частей своего тела;
Определение места положения и отношения между окружающими предметами и собственным расположением в пространстве.
При воспитании ориентационной способности необходимо следовать педагогическому правилу от простого к сложному, постепенно увеличивая число возможных изменений обстановки; включать задания, направленные на быстрое восприятие и анализ сложившихся условий и выполнение ответных действий, наиболее правильно отвечающих данным условиям; систематически сочетать двигательные действия со словом. Привлекать детей к объяснению последовательности выполнения упражнений с использованием терминологии.
Ориентационная способность формируется в подвижных играх и физических упражнениях. В игре ребенок должен уметь быстро уловить пространственное расположение объектов, выделить наиболее важные из них, точно определить удаленность.
Ориентационная способность успешно развивается при обучении основным движениям: бег между предметами, по предметам, доске, через предметы, с препятствиями (отбивать впереди себя мяч, катать мяч, бегать со скакалкой и т.п), упражнения с обратными движениями (ходьба, бег, подскоки), преодоление комплекса разнообразных препятствий (полоса препятствий).
Способность к дифференцированию – это способность к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом.
При воспитании способности дифференцировать различные параметры следует использовать такие методические приемы, как выключение зрительного анализатора, задания на точность, сближаемые и контрастные задания.
Временное выключение зрительного контроля позволяет максимально мобилизировать возможности мышечно-суставных ощущений. После усвоения с открытыми глазами необходимо переходить к упражнениям при закрытых глазах и чередовать их. Подобный прием весьма эффективен при метаниях. Он позволяет достичь более значительного прироста точности, чем обычные броски. Выключение зрительного анализатора используется на равновесие и в прыжках.
При воспитании точности движений используется метод контрастных заданий. Прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с ближней дистанции и дальней и т.п.
Воспитанию у детей способности точно регулировать величины силовых усилий содействуют упражнения, имеющие предметно обозначенную цель и количественно оцениваемый результат. Например, метание малого мяча в цель, броски мяча в корзину, вращение на одной ноге в заданной плоскости (начерченный на полу круг с разметкой) и т.д.
Обучая детей прыжкам в длину с разбега, следует включать занятие прыжки и прыжковые упражнения с доставанием предметов различными частями тела (головой, рукой, коленом), скачки с ноги на ногу по отметкам, через набивные мячи и другие ограничители, которые позволяют не только управлять степенью напряжения мышц при толчке, но и оценивать пространственные и временные характеристики движений. При воспитании способности дифференцировки временных интервалов используют звуковые сигналы, которые выступают как источники срочной информации. Сигналы подаются непосредственно тренером (подсчет, хлопки, свисток и др.) или с помощью технических средств (проигрывание ритмов на магнитофоне, музыкальное сопровождение). Добиваясь точного согласования движений со звуковыми сигналами, тренер-преподаватель обучает детей выполнять упражнения в определенном темпе. Кроме того, сигналы используются при обучении умению различать длительности определенных временных интервалов. Обучение с использованием звуковых сигналов, как правило, необходимо сочетать с выполнением движений без их участия. В этом случае информацию о точности выполнения заданного движения дети получают непосредственно от тренера (делать быстрее, медленнее; держать больше, меньше и др.).
Ритмическая способность – это способность определять и реализовывать характерные динамические изменения (акценты) в процессе двигательного акта. Благодаря ритмической способности в движениях человека формируется целесообразная последовательность и взаимосвязь акцентированных моментов двигательного действия. Ритмический характер работы организма позволяет наиболее эффективно выполнять каждое двигательное действие с относительно меньшими напряжениями.
Средствами развития ритмической способности являются физические упражнения, выполняемые в различных временных и пространственных соотношениях, танцы, танцевальные шаги.
Для создания представления о ритме можно применять музыку, счет и другие звуки, они могут предшествовать и сопутствовать выполняемым движениям.
Наиболее рациональное формирование ритмической способности проходит при попеременном выполнении упражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности).
Среди множества методов, способствующих развитию координационных способностей, специалисты называют следующие методы:
а) строго регламентированного упражнения, в котором, в свою очередь,
различаются:
-методы стандартно-повторного упражнения,
- вариативного (переменного) упражнения;
б) игровой;
в) соревновательный.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения, при выполнении которых необходимо учитывать следующие методические положения:
Проводить упражнения на развитие координационных способностей в начале тренировки, так как они требуют повышенного внимания и точности движения.
Применять на каждом занятии физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность упражнений можно увеличить за счѐт изменения пространственных границ, скорости и темпа движений, переключения с одного движения на другое и т.д.; изменения внешних условий (порядок расположения снарядов, их высоту, вес); комбинирования двигательных навыков; сочетания ходьбы с прыжками, бега и ловли предметов; выполнения упражнений по сигналу или за ограниченное время.
Объем упражнений (длительность выполнения) не должен быть большим, так как такие упражнения утомляют нервную систему и в результате снижают тренировочное воздействие. Длительность выполнения одного упражнения на начальном этапе в настольном теннисе, в среднем, не должна превышать пяти минут.
Развивать двигательную координацию с помощью подвижных и спортивных игр, общеразвивающих, гимнастических и легкоатлетических упражнений, выполняемых в необычных условиях, так как дети гораздо быстрее, чем взрослые овладевают навыками.
Важными средствами воспитания координационных способностей являются общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, так как они одновременно охватывают большую группу мышц. Правильная техника выполнения естественных легкоатлетических упражнений (бег, прыжки в высоту и длину, метания и др.) оказывают важное влияние на развитие двигательной координации.
Использовать разнообразные упражнения для развития координационных способностей, в которых обучающийся должен принимать решения в неожиданно сложившихся ситуациях с помощью находчивых, быстрых и эффективных действий. Средствами воспитания способности быстро перестраивать движения в связи с меняющейся обстановкой служат подвижные и спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол), единоборства (борьба, бокс), горнолыжный спорт, настольный теннис. Например, принимать мячи, набрасываемые в различные точки на столе; игра в футбол мячом для большого тенниса, бег на короткие дистанции из различных исходных положений (лицом или спиной относительно направлению движения, из положения седа или лежа).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Физические упражнения, применяемые для развития координации делятся на две группы: упражнения, в которых нет стереотипных движений и имеется элемент внезапности (например, подвижные и спортивные игры); упражнения, которые предъявляют высокие требования к координации и точности движений (например, жонглирование мячом, метание в цель, акробатические упражнения на гимнастических снарядах и т.д.);
При развитии координационных способностей необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:
разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания.
варьировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения точности движений;
регулировать применяемые усилия и условия, сопутствующие занятиям;
определять достаточность отдыха между повторениями отдельных заданий по показателям восстановления пульса.
Общими методическими требованиями в процессе обучения является новизна упражнений и постепенное повышение их координационной сложности.
Постепенное повышение координационной трудности упражнения может заключаться в повышении требований: к точности движений; к их взаимной согласованности; к внезапности изменения обстановки. Г.Б. Мейксон отмечал, что, применяя методы вариативных (переменных) упражнений, следует соблюдать основные правила:
- вводя разнообразные физические упражнения, практиковать только
небольшое количество (8-12) повторов, располагающих сходными требованиями к типу управления движением;
- при многократном повторении этих упражнений, как можно чаще изменять способ выполнения отдельных элементов двигательного действия в целом, а также условия осуществления этих движений В качестве средств развития координационных способностей, возможно использование разнообразных физических упражнений, связанных с преодолением трудностей по координации движений; требующих от юных спортсменов правильности, быстроты, точности выполнении движений, которые являются достаточно сложными в координационном отношении для них. Они подразделяются на общие и специальные (упражнения, развивающие координационные способности, характерные для данного вида спорта: упражнения по умению ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие, упражнения по кинестетическому дифференцированию, воспитывающие чувство ритма, тренирующие вестибулярную устойчивость.
Методические приемы, с помощью которых реализуются общие методические положения:
выполнение один раз показанных комплексов ОРУ или несложных гимнастических и акробатических элементов;
выполнение упражнений оригинальным (необычным) способом;
зеркальное выполнение упражнения;
применение необычных исходных положений;
изменение скорости или темпа движений;
изменение пространственных границ (увеличение размеров препятствий или высоты снаряда, уменьшение площадок для игры);
введение дополнительных движений (опорный прыжок с последующим кувырком или поворотом в воздухе);
изменение последовательности выполняемых движений (элементов в комбинации);
сочетание видов деятельности (ходьба и прыжки, бег и ловля);
10) выполнение движений без участия зрительного анализатора.
Упражнения с мячом
Используя мячи различного размера и веса можно развивать как крупные, так и мелкие группы мышц обеих рук. Упражнения формируют ритмичность и координацию движений, увеличивают подвижность суставов, развивают периферическое зрение, приучают не бояться летящего мяча.
Упражнения с мячом в парах
1.Передача мяча броском в положении стоя спиной друг к другу. Постепенно увеличивая расстояние до 5-8 м, передавать мяч броском.
2.Бросок двумя руками от груди из положения стоя, ноги врозь. Расстояние постепенно увеличивается (с 3-х до 8-10 м).
3.Бросок двумя руками от груди с ударом об пол. Условия и задачи те же, что и в упражнении 2.
4.Бросок двумя руками из-за головы в положении стоя лицом друг к другу; постепенно увеличивать расстояние.
5.Бросок двумя руками через голову в положении стоя спиной к партнеру. Задачи те же, что и в упражнении 4.
6.Дриблинг. Ведение мяча на месте двумя, а затем поочередно левой и правой рукой. Можно усложнить упражнение: добиться максимального количества ударов по мячу, вести его продвижением вперед.
7.Передача мяча в броске двумя руками вниз-назад из положения стоя, спиной к партнеру.
8.Бросок мяча снизу двумя руками из положения стоя, ноги врозь, лицом к партнеру.
9.Передача мяча снизу одной рукой (попеременно левой и правой), стоя в положении шага (разноименная нога вперед), лицом к партнеру.
10.Подбрасывание и ловля мяча в положении стоя, ноги врозь.
11.Броски одной рукой от плеча в нарисованный круг. Задача партнера поймать отскочивший мяч.
12. Стоя перед стеной один сзади другого, играющие по очереди бросают мяч в стену с тем расчетом, чтобы брошенный мяч был легко пойман другим играющим.
Упражнения с мячом в тройках
1.Передача треугольником. Передача мяча по кругу (по и против часовой стрелки). Усложнение: добавление 2 мяча.
2."Один в центре, два по бокам: центр ловит мячи поочерёдно с разных сторон. Быстрая смена ролей.
3. Передача в движении. Бег по кругу, восьмёрке с передачей мяча. Можно добавлять смену направления, ловлю в прыжке и т.п.
4."Подай и смени". Передача мяча, бег на место того, кому дал. Цикличное движение.
5.Игровой бой с мячом. Один атакует, два защищаются, задача-не дать сопернику забросить мяч (мини-баскетбол без кольца).
Беговые координационные задания
1."Змейка" между фишками или предметами. Варианты: спиной, боком, с мячом, в паре за руку.
2.Бег с неожиданной сменой направления. По сигналу — вперёд/назад/вправо/влево. Можно сочетать с хлопками, подачей свистка, звуками, словами.
3.Бег с заданиями на старте. Присесть 3 раза, подпрыгнуть, и только потом старт.
4.Бег "на задержке" По сигналу игрок должен замереть и только по следующей команде продолжить движение.
5.Бег парами "зеркально". Один ведёт, второй повторяет движения. Через 30 сек смена ролей.
6.Челночный бег с мячом. Ведение как в баскетболе.
7. Эстафета с жонглированием. Игроки делятся на две равные
команды. По сигналу тренера игрок, стоящий во главе колонны,
устремляется вперед, жонглируя волейбольным мячом ударами
обеих рук, как при приеме мяча снизу. Обежав стойку или любое другое
препятствие, на обратном пути игрок продолжает жонглировать мячом способом приема мяча сверху. Побеждает команда, игроки которой пройдут дистанцию эстафеты быстрее и технически правильнее.
8.старт (на расстоянии 2 м от места старта лежит набивной мяч) – на бегу подобрать мяч, нести его 3 м, далее катить его зигзагом, огибая четыре стойки; поднять мяч, держа его в руке, бежать в противоположном направлении 2 м; далее - прыжок через банкетку(скамейку/стул); бег спиной вперед, обегая три стойки, и финиширование.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Проф. Н. А. Бернштейн
чл.-кор. Акад. мед. наук СССР. - Москва: Медгиз, 1947 (6-я тип. треста
"Полиграфкнига"). - 255 с.: ил.; 26 см.
2. Вавилова, Е.Н. Средства и методы воспитания двигательных качеств
дошкольного и младшего школьного возраста: Мат. респ. науч.- теор.
конф. по физическому воспитанию и спорту среди детей и молодежи. -
Ташкент, 1976.- С.20 - 24.
3. Любомирский, Л.Е. Управление движениями у детей и подростков.
М.: Педагогика, 1974 - 232с.
4. Лях, В.П. Понятие координационные способности и ловкость //
Теория и практика физической культуры, 1983.- № 8.с.44 – 46.
5. Лях, В.П. Развитие координационных способностей в школьном
возрасте // Физкультура в школе, 1987.- № 5.- С. 25-29.
СОДЕРЖАНИЕ
HYPER13 HYPERLINK \l "_Toc27949" \h HYPER14ВВЕДЕНИЕHYPER13PAGEREF _Toc27949 \hHYPER143 HYPER15
1. ВИДЫ КООРДИНАЦИООНЫХ СПОСОБНОСТЕЙHYPER13PAGEREF _Toc27950 \hHYPER145 HYPER15
2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙHYPER13PAGEREF _Toc27951 \hHYPER1410 HYPER15
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИHYPER13PAGEREF _Toc27952 \hHYPER1411 HYPER15
4. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ (ОРУ) НАПРАВЛЕННЫЕ НА HYPER13PAGEREF _Toc27953 \hHYPER15
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИHYPER13PAGEREF _Toc27954 \hHYPER1413 HYPER15
5. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫHYPER13PAGEREF _Toc27955 \hHYPER1422 HYPER15
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫHYPER13PAGEREF _Toc27956 \hHYPER1425 HYPER15
HYPER15
2
2
2
Скачать работу
умения изолировать отдельные движения и сравнивать между собой. Сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям.
Преодолевать их с возможно большей ловкостью.
Говоря о ловкости, Н.А. Берштейн отмечает Двигательная ловкость – это своего рода двигательная находчивость, но сплошь и рядом это простейшая форма находчивости постепенно перерастает в умственную находчивость.
Развитие координации – суть организации в раннем онтогенезе – Н.А. Берштейн (1999 г.).
Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей – гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить удовлетворенность от физических занятий.
Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами:
1.Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Координационные способности ведут к большей пластичности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
2.Полно сформированные координационные способности –
необходимое условие подготовки детей к жизни, к труду, службе в армии, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени напряжения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут рациональному расходованию сил.
4.Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей – гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях и повысить мотивацию к занятиям.
ВИДЫ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Для эффективного формирования координационных способностей необходимо на базе общего подхода к физическому воспитанию выработать конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей с учетом их места и роли в общей системе двигательной деятельности человека. Специальные учебные задания подбираются таким образом, чтобы создавались условия для целенаправленного воспитания способностей к реагированию, сохранения равновесия в покое и движении, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения, воспроизведению ритма и ориентировки в пространстве.
Применительно к детям можно выделить следующие наиболее значимые, фундаментальные координационные способности человека в процессе управления двигательными действиями:
Способность к реагированию;
Способность к равновесию;
Ориентационная способность;
Дифференцировочная способность, разновидностями которой являются способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения;
Ритмическая способность.
Способность к реагированию – это способность быстро и точно начать движение соответственно определенному сигналу. Различают зрительно-моторную и слухо-моторную реакции. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы.
Способность к реагированию совершенствуется методом упражнений в самых разнообразных движениях. Введение элемента соревнований и игрового метода позволяет создать высокий эмоциональный фон и побуждает обучающихся выполнять задания быстрее и точнее. Для воспитания способности к реагированию следует применять:
Бег, дополненный заданиями на внезапные остановки, возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов, преодоление препятствий (линий и невысоких предметов);
Бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине, на животе, стоя спиной к направлению движения, стоя на одном или двух коленях, из приседа, седа и т.п.);
Изменение интенсивности движения: ходьба обычная – бег быстрый, бег медленный – бег ускоренный;
Бег с ускорением через линии и невысокие препятствия;
Смена движений разных по структуре (ходьба – прыжки, прыжки – приседания, подскок – ускорение на несколько метров);
Упражнение в ловле и бросании малого мяча (подбросить мяч вверх – поймать, затем введение дополнительных заданий в это упражнение: перед ловлей выполнить хлопок, присесть коснувшись руками пола, сидя на полу, скрестив ноги, бросить мяч – встать на ноги и поймать мяч и т.п.);
Нужно включать упражнения на развитие способности к реагированию и при выполнении общеразвивающих упражнений с предметами.
При выполнении всех перечисленных выше упражнений постепенно усложняются условия, в которых выполняется задание. Оно выражается в увеличении скорости реагирования, в требовании реагировать на неожиданные сигналы, на сигналы различной громкости, в увеличении сложности выполнения движений и повышении требований к точности.
Способность к равновесию – это сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. Развивают способность к равновесию двумя путями. Первый – применять так называемые упражнения на равновесие, то есть движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на различные виды лазанья, передвижения и позы на уменьшенной опоре, упражнения на устойчивость приземления после различных прыжков, балансирования различными предметами и т.п.
Второй путь основан на избирательном совершенствовании анализаторов, обеспечивающих сохранение равновесия. Для совершенствования вестибулярной функции следует применять упражнения с прямолинейными и угловыми ускорениями.
В этом отношении полезны упражнения, связанные с вращением в различных плоскостях головы, конечностей, туловища. К ним относятся повороты, кувырки, перевороты, повторы или комбинации упражнений. Для совершенствования способностей к статическому равновесию необходимо использовать следующие методические приемы: удлинение времени сохранения позы, временное исключение зрительного самоконтроля, уменьшение площади опоры, увеличение высоты опоры, включение предварительных и сопутствующих движений, введение противодействия.
Основой совершенствования способности к динамическому равновесию является адаптация к различным внешним условиям. К важным средствам воспитания динамического равновесия относятся подвижные игры, спортивные упражнения, в которых резко меняется направление движения.
Ориентационная способность – это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени, особенно с учетом изменяющейся ситуации или движущегося объекта.
Формирование ориентационной способности должно проходить при соблюдении следующих условий:
В единстве с обучением двигательным навыкам;
Осознания детьми пространственного положения частей своего тела;
Определение места положения и отношения между окружающими предметами и собственным расположением в пространстве.
При воспитании ориентационной способности необходимо следовать педагогическому правилу от простого к сложному, постепенно увеличивая число возможных изменений обстановки; включать задания, направленные на быстрое восприятие и анализ сложившихся условий и выполнение ответных действий, наиболее правильно отвечающих данным условиям; систематически сочетать двигательные действия со словом. Привлекать детей к объяснению последовательности выполнения упражнений с использованием терминологии.
Ориентационная способность формируется в подвижных играх и физических упражнениях. В игре ребенок должен уметь быстро уловить пространственное расположение объектов, выделить наиболее важные из них, точно определить удаленность.
Ориентационная способность успешно развивается при обучении основным движениям: бег между предметами, по предметам, доске, через предметы, с препятствиями (отбивать впереди себя мяч, катать мяч, бегать со скакалкой и т.п), упражнения с обратными движениями (ходьба, бег, подскоки), преодоление комплекса разнообразных препятствий (полоса препятствий).
Способность к дифференцированию – это способность к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом.
При воспитании способности дифференцировать различные параметры следует использовать такие методические приемы, как выключение зрительного анализатора, задания на точность, сближаемые и контрастные задания.
Временное выключение зрительного контроля позволяет максимально мобилизировать возможности мышечно-суставных ощущений. После усвоения с открытыми глазами необходимо переходить к упражнениям при закрытых глазах и чередовать их. Подобный прием весьма эффективен при метаниях. Он позволяет достичь более значительного прироста точности, чем обычные броски. Выключение зрительного анализатора используется на равновесие и в прыжках.
При воспитании точности движений используется метод контрастных заданий. Прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с ближней дистанции и дальней и т.п.
Воспитанию у детей способности точно регулировать величины силовых усилий содействуют упражнения, имеющие предметно обозначенную цель и количественно оцениваемый результат. Например, метание малого мяча в цель, броски мяча в корзину, вращение на одной ноге в заданной плоскости (начерченный на полу круг с разметкой) и т.д.
Обучая детей прыжкам в длину с разбега, следует включать занятие прыжки и прыжковые упражнения с доставанием предметов различными частями тела (головой, рукой, коленом), скачки с ноги на ногу по отметкам, через набивные мячи и другие ограничители, которые позволяют не только управлять степенью напряжения мышц при толчке, но и оценивать пространственные и временные характеристики движений. При воспитании способности дифференцировки временных интервалов используют звуковые сигналы, которые выступают как источники срочной информации. Сигналы подаются непосредственно тренером (подсчет, хлопки, свисток и др.) или с помощью технических средств (проигрывание ритмов на магнитофоне, музыкальное сопровождение). Добиваясь точного согласования движений со звуковыми сигналами, тренер-преподаватель обучает детей выполнять упражнения в определенном темпе. Кроме того, сигналы используются при обучении умению различать длительности определенных временных интервалов. Обучение с использованием звуковых сигналов, как правило, необходимо сочетать с выполнением движений без их участия. В этом случае информацию о точности выполнения заданного движения дети получают непосредственно от тренера (делать быстрее, медленнее; держать больше, меньше и др.).
Ритмическая способность – это способность определять и реализовывать характерные динамические изменения (акценты) в процессе двигательного акта. Благодаря ритмической способности в движениях человека формируется целесообразная последовательность и взаимосвязь акцентированных моментов двигательного действия. Ритмический характер работы организма позволяет наиболее эффективно выполнять каждое двигательное действие с относительно меньшими напряжениями.
Средствами развития ритмической способности являются физические упражнения, выполняемые в различных временных и пространственных соотношениях, танцы, танцевальные шаги.
Для создания представления о ритме можно применять музыку, счет и другие звуки, они могут предшествовать и сопутствовать выполняемым движениям.
Наиболее рациональное формирование ритмической способности проходит при попеременном выполнении упражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности).
Среди множества методов, способствующих развитию координационных способностей, специалисты называют следующие методы:
а) строго регламентированного упражнения, в котором, в свою очередь,
различаются:
-методы стандартно-повторного упражнения,
- вариативного (переменного) упражнения;
б) игровой;
в) соревновательный.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения, при выполнении которых необходимо учитывать следующие методические положения:
Проводить упражнения на развитие координационных способностей в начале тренировки, так как они требуют повышенного внимания и точности движения.
Применять на каждом занятии физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность упражнений можно увеличить за счѐт изменения пространственных границ, скорости и темпа движений, переключения с одного движения на другое и т.д.; изменения внешних условий (порядок расположения снарядов, их высоту, вес); комбинирования двигательных навыков; сочетания ходьбы с прыжками, бега и ловли предметов; выполнения упражнений по сигналу или за ограниченное время.
Объем упражнений (длительность выполнения) не должен быть большим, так как такие упражнения утомляют нервную систему и в результате снижают тренировочное воздействие. Длительность выполнения одного упражнения на начальном этапе в настольном теннисе, в среднем, не должна превышать пяти минут.
Развивать двигательную координацию с помощью подвижных и спортивных игр, общеразвивающих, гимнастических и легкоатлетических упражнений, выполняемых в необычных условиях, так как дети гораздо быстрее, чем взрослые овладевают навыками.
Важными средствами воспитания координационных способностей являются общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, так как они одновременно охватывают большую группу мышц. Правильная техника выполнения естественных легкоатлетических упражнений (бег, прыжки в высоту и длину, метания и др.) оказывают важное влияние на развитие двигательной координации.
Использовать разнообразные упражнения для развития координационных способностей, в которых обучающийся должен принимать решения в неожиданно сложившихся ситуациях с помощью находчивых, быстрых и эффективных действий. Средствами воспитания способности быстро перестраивать движения в связи с меняющейся обстановкой служат подвижные и спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол), единоборства (борьба, бокс), горнолыжный спорт, настольный теннис. Например, принимать мячи, набрасываемые в различные точки на столе; игра в футбол мячом для большого тенниса, бег на короткие дистанции из различных исходных положений (лицом или спиной относительно направлению движения, из положения седа или лежа).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Физические упражнения, применяемые для развития координации делятся на две группы: упражнения, в которых нет стереотипных движений и имеется элемент внезапности (например, подвижные и спортивные игры); упражнения, которые предъявляют высокие требования к координации и точности движений (например, жонглирование мячом, метание в цель, акробатические упражнения на гимнастических снарядах и т.д.);
При развитии координационных способностей необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:
разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания.
варьировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения точности движений;
регулировать применяемые усилия и условия, сопутствующие занятиям;
определять достаточность отдыха между повторениями отдельных заданий по показателям восстановления пульса.
Общими методическими требованиями в процессе обучения является новизна упражнений и постепенное повышение их координационной сложности.
Постепенное повышение координационной трудности упражнения может заключаться в повышении требований: к точности движений; к их взаимной согласованности; к внезапности изменения обстановки. Г.Б. Мейксон отмечал, что, применяя методы вариативных (переменных) упражнений, следует соблюдать основные правила:
- вводя разнообразные физические упражнения, практиковать только
небольшое количество (8-12) повторов, располагающих сходными требованиями к типу управления движением;
- при многократном повторении этих упражнений, как можно чаще изменять способ выполнения отдельных элементов двигательного действия в целом, а также условия осуществления этих движений В качестве средств развития координационных способностей, возможно использование разнообразных физических упражнений, связанных с преодолением трудностей по координации движений; требующих от юных спортсменов правильности, быстроты, точности выполнении движений, которые являются достаточно сложными в координационном отношении для них. Они подразделяются на общие и специальные (упражнения, развивающие координационные способности, характерные для данного вида спорта: упражнения по умению ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие, упражнения по кинестетическому дифференцированию, воспитывающие чувство ритма, тренирующие вестибулярную устойчивость.
Методические приемы, с помощью которых реализуются общие методические положения:
выполнение один раз показанных комплексов ОРУ или несложных гимнастических и акробатических элементов;
выполнение упражнений оригинальным (необычным) способом;
зеркальное выполнение упражнения;
применение необычных исходных положений;
изменение скорости или темпа движений;
изменение пространственных границ (увеличение размеров препятствий или высоты снаряда, уменьшение площадок для игры);
введение дополнительных движений (опорный прыжок с последующим кувырком или поворотом в воздухе);
изменение последовательности выполняемых движений (элементов в комбинации);
сочетание видов деятельности (ходьба и прыжки, бег и ловля);
10) выполнение движений без участия зрительного анализатора.
Упражнения с мячом
Используя мячи различного размера и веса можно развивать как крупные, так и мелкие группы мышц обеих рук. Упражнения формируют ритмичность и координацию движений, увеличивают подвижность суставов, развивают периферическое зрение, приучают не бояться летящего мяча.
Упражнения с мячом в парах
1.Передача мяча броском в положении стоя спиной друг к другу. Постепенно увеличивая расстояние до 5-8 м, передавать мяч броском.
2.Бросок двумя руками от груди из положения стоя, ноги врозь. Расстояние постепенно увеличивается (с 3-х до 8-10 м).
3.Бросок двумя руками от груди с ударом об пол. Условия и задачи те же, что и в упражнении 2.
4.Бросок двумя руками из-за головы в положении стоя лицом друг к другу; постепенно увеличивать расстояние.
5.Бросок двумя руками через голову в положении стоя спиной к партнеру. Задачи те же, что и в упражнении 4.
6.Дриблинг. Ведение мяча на месте двумя, а затем поочередно левой и правой рукой. Можно усложнить упражнение: добиться максимального количества ударов по мячу, вести его продвижением вперед.
7.Передача мяча в броске двумя руками вниз-назад из положения стоя, спиной к партнеру.
8.Бросок мяча снизу двумя руками из положения стоя, ноги врозь, лицом к партнеру.
9.Передача мяча снизу одной рукой (попеременно левой и правой), стоя в положении шага (разноименная нога вперед), лицом к партнеру.
10.Подбрасывание и ловля мяча в положении стоя, ноги врозь.
11.Броски одной рукой от плеча в нарисованный круг. Задача партнера поймать отскочивший мяч.
12. Стоя перед стеной один сзади другого, играющие по очереди бросают мяч в стену с тем расчетом, чтобы брошенный мяч был легко пойман другим играющим.
Упражнения с мячом в тройках
1.Передача треугольником. Передача мяча по кругу (по и против часовой стрелки). Усложнение: добавление 2 мяча.
2."Один в центре, два по бокам: центр ловит мячи поочерёдно с разных сторон. Быстрая смена ролей.
3. Передача в движении. Бег по кругу, восьмёрке с передачей мяча. Можно добавлять смену направления, ловлю в прыжке и т.п.
4."Подай и смени". Передача мяча, бег на место того, кому дал. Цикличное движение.
5.Игровой бой с мячом. Один атакует, два защищаются, задача-не дать сопернику забросить мяч (мини-баскетбол без кольца).
Беговые координационные задания
1."Змейка" между фишками или предметами. Варианты: спиной, боком, с мячом, в паре за руку.
2.Бег с неожиданной сменой направления. По сигналу — вперёд/назад/вправо/влево. Можно сочетать с хлопками, подачей свистка, звуками, словами.
3.Бег с заданиями на старте. Присесть 3 раза, подпрыгнуть, и только потом старт.
4.Бег "на задержке" По сигналу игрок должен замереть и только по следующей команде продолжить движение.
5.Бег парами "зеркально". Один ведёт, второй повторяет движения. Через 30 сек смена ролей.
6.Челночный бег с мячом. Ведение как в баскетболе.
7. Эстафета с жонглированием. Игроки делятся на две равные
команды. По сигналу тренера игрок, стоящий во главе колонны,
устремляется вперед, жонглируя волейбольным мячом ударами
обеих рук, как при приеме мяча снизу. Обежав стойку или любое другое
препятствие, на обратном пути игрок продолжает жонглировать мячом способом приема мяча сверху. Побеждает команда, игроки которой пройдут дистанцию эстафеты быстрее и технически правильнее.
8.старт (на расстоянии 2 м от места старта лежит набивной мяч) – на бегу подобрать мяч, нести его 3 м, далее катить его зигзагом, огибая четыре стойки; поднять мяч, держа его в руке, бежать в противоположном направлении 2 м; далее - прыжок через банкетку(скамейку/стул); бег спиной вперед, обегая три стойки, и финиширование.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Проф. Н. А. Бернштейн
чл.-кор. Акад. мед. наук СССР. - Москва: Медгиз, 1947 (6-я тип. треста
"Полиграфкнига"). - 255 с.: ил.; 26 см.
2. Вавилова, Е.Н. Средства и методы воспитания двигательных качеств
дошкольного и младшего школьного возраста: Мат. респ. науч.- теор.
конф. по физическому воспитанию и спорту среди детей и молодежи. -
Ташкент, 1976.- С.20 - 24.
3. Любомирский, Л.Е. Управление движениями у детей и подростков.
М.: Педагогика, 1974 - 232с.
4. Лях, В.П. Понятие координационные способности и ловкость //
Теория и практика физической культуры, 1983.- № 8.с.44 – 46.
5. Лях, В.П. Развитие координационных способностей в школьном
возрасте // Физкультура в школе, 1987.- № 5.- С. 25-29.
СОДЕРЖАНИЕ
HYPER13 HYPERLINK \l "_Toc27949" \h HYPER14ВВЕДЕНИЕHYPER13PAGEREF _Toc27949 \hHYPER143 HYPER15
1. ВИДЫ КООРДИНАЦИООНЫХ СПОСОБНОСТЕЙHYPER13PAGEREF _Toc27950 \hHYPER145 HYPER15
2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙHYPER13PAGEREF _Toc27951 \hHYPER1410 HYPER15
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИHYPER13PAGEREF _Toc27952 \hHYPER1411 HYPER15
4. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ (ОРУ) НАПРАВЛЕННЫЕ НА HYPER13PAGEREF _Toc27953 \hHYPER15
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИHYPER13PAGEREF _Toc27954 \hHYPER1413 HYPER15
5. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫHYPER13PAGEREF _Toc27955 \hHYPER1422 HYPER15
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫHYPER13PAGEREF _Toc27956 \hHYPER1425 HYPER15
HYPER15
2
2
2