Комплекс упражнений для отработки употребления фразеологизмов, содержащих компонент-орнитоним | Чижикова Яна Валентиновна. Работа №342991
Аннотация. В статье представлен комплекс упражнений для отработки употребления фразеологизмов, содержащих компонент-орнитоним. Описываются различные типы заданий, направленные на закрепление знаний о фразеологизмах с названиями птиц и их правильное использование в речи. Приводятся примеры упражнений, способствующих развитию у учащихся умения распознавать и использовать такие фразеологизмы в контексте.
Ключевые слова: фразеологизмы, орнитонимы, упражнения, русский язык, обучение, речевая практика.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТРАБОТКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ, СОДЕРЖАЩИХ КОМПОНЕНТ-ОРНИТОНИМ
Чижикова Яна Валентиновна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ Херсонской области «Крестовская школа Чаплынского муниципального округа»
Аннотация. В статье представлен комплекс упражнений для отработки употребления фразеологизмов, содержащих компонент-орнитоним. Описываются различные типы заданий, направленные на закрепление знаний о фразеологизмах с названиями птиц и их правильное использование в речи. Приводятся примеры упражнений, способствующих развитию у учащихся умения распознавать и использовать такие фразеологизмы в контексте.
Ключевые слова: фразеологизмы, орнитонимы, упражнения, русский язык, обучение, речевая практика.
Фразеологизмы с компонентом-орнитонимом, включающие названия птиц, занимают важное место в русском языке. Эти выражения отражают богатство народного языка, культурные особенности и образы, которые веками формировались в русской речи. Для того, чтобы учащиеся могли уверенно и грамотно использовать фразеологизмы с орнитонимами, важно не только дать им теоретическое понимание этих выражений, но и предоставить практические упражнения, которые помогут закрепить знания. Упражнения, направленные на отработку фразеологизмов, способствуют расширению словарного запаса школьников, развитию языкового чутья и навыков правильного употребления устойчивых выражений в различных ситуациях.
Первым упражнением может стать задание «Узнай фразеологизм», которое помогает ученикам познакомиться с фразеологизмами и их значениями. Учитель предлагает описание фразеологизма, а учащиеся должны угадать, о каком выражении идёт речь. Например: «Быстро ускользнуть или исчезнуть» – правильный ответ: «смыться как птица». Это упражнение помогает школьникам активировать словарный запас и тренирует способность к узнаванию фразеологизмов в различных контекстах.
Следующим этапом может быть упражнение «Найди пару», которое развивает умение учащихся соотносить фразеологизмы с их значениями. Учащимся предлагаются карточки с фразеологизмами, такими как «птица высокого полёта» или «сизый голубь», и карточки с их толкованиями. Задача школьников – найти правильные пары. Это задание учит школьников лучше понимать фразеологизмы и их переносные значения, что помогает в дальнейшем активно использовать их в речи.
Для дальнейшего закрепления материала можно предложить упражнение «Подбери контекст». Учащиеся должны придумать предложение или небольшой текст, в котором логично и уместно использовать предложенные фразеологизмы. Например, «как с гуся вода», «кукушка хвалит петуха», «петь как соловей». Это упражнение помогает учащимся не только запомнить фразеологизмы, но и учит правильно включать их в речевые ситуации, что особенно важно для развития речевой культуры и грамотности.
Упражнение «Найди лишнее» также является эффективным для развития лексической внимательности. В этом задании учащимся предлагаются ряды фразеологизмов, среди которых один не содержит орнитонима. Задача школьников – определить лишнее выражение. Например, в ряду «белая ворона», «считать ворон», «сизый голубь», «ждать у моря погоды» лишним будет последнее выражение, так как оно не связано с птицами. Это упражнение тренирует способность быстро и точно распознавать фразеологизмы.
Важной частью работы с фразеологизмами является упражнение «Реконструкция фразеологизмов», в котором учащимся предлагается восстановить фразеологизмы с пропущенными словами. Например: «Как ... вода» (правильный ответ: «с гуся»). Такое задание помогает развивать у школьников языковую память и точность в воспроизведении устойчивых выражений.
Упражнение «Вставь фразеологизм» учит школьников правильно подбирать фразеологизмы в контексте предложений. Учащимся предлагаются предложения с пропущенными фразеологизмами, которые необходимо вставить. Например: «Он оказался настоящим лидером, настоящей ____» (ответ: птицей высокого полёта). Это упражнение помогает развивать навыки осмысленного употребления фразеологизмов.
Завершить комплекс упражнений можно ролевыми играми, которые стимулируют учащихся к использованию фразеологизмов в живом общении. Например, учитель может предложить учащимся разыграть сцену, где необходимо будет употребить несколько фразеологизмов с орнитонимами в контексте диалога. Темы могут быть самыми разными: беседа между друзьями, интервью с известной личностью или обсуждение школьных вопросов.
Таким образом, комплекс упражнений для отработки фразеологизмов с компонентом-орнитонимом помогает учащимся не только лучше понимать значение и использование этих выражений, но и активно включать их в свою речь. Это способствует расширению словарного запаса, развитию языкового чутья и культуры речи у школьников, что является важным элементом успешного овладения русским языком.
Список литературы
Аюпова Р. А.,
Сахибуллина
К. А. Оценочный компонент значения фразеологических и
паремиологических
единиц с компонентом
орнитонимом
(на материале английского, татарского и русского языков) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4 (34). Ч. 3. C. 28-31.
Сакаева
Л. Р., Спирина Т. С. Фразеологические единицы, характеризующие власть и включающие
соматизмы
и
зоонимы
/
орнитонимы
, в английском, немецком и русском языках // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2015. № 3. С. 117-121.
Юсупова Л
.
Г
.,
Кузьмина О
.
Д
., Кузнецова
И
.
И
.
Семантические особенности фразеологических единиц с компонентом-
орнитонимом
в английском, немецком и русском языках
//
Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Том 12. Выпуск 6
. – 5 с.