Комплекс упражнений массажа и самомассажа кистей и пальцев рук | Черткова Марина Сергеевна, Ситкарева Наталья Владимировна. Работа №352655
Массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительную способность и работоспособность мышц массируемой руки, а также эластичность суставов и мышц. Помимо этого, игровой массаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 компенсирующего вида»
г. Сыктывкара.
Комплекс упражнений массажа и самомассажа кистей и пальцев рук
с использованием различных предметов
Воспитатель
Черткова М.С.
Сыктывкар 2021
Массаж с использованием карандаша
1. Упражнение «Утюг» (прокатывание карандаша по поверхности стола правой и левой ладонью поочередно)
- карандаш я прокачу
влево-вправо как хочу
2. Упражнение «Добывание огня» (прокатывание карандаша между ладонями от запястий до кончиков пальцев, постепенно увеличивая темп). В старшем возрасте усложнение – выполнять движение с использованием 2-х карандашей.
3. Упражнение «Волчок» (вращение карандаша на столе большим и указательным пальцем в разные стороны, увеличивая темп). Усложнение – вращать карандаш указательным и средним пальцами.
- По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.
4. Упражнение «Горка» (скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти рук)
5. Упражнение «Подъемный кран» (поднимание карандаша с поверхности стола одним пальцем, затем другим, поочередно правой и левой рукой)
- Карандаш я поднимаю
Крепко пальцем прижимаю
6. Упражнение «Вертолет» (вращение карандаша между большим, средним и указательным пальцами)
- Отправляется в полет
Наш красавец вертолет.
7. Упражнение «Эстафета» (передача каждому пальчику карандаша поочередно).
8. Упражнение «Качели» (амплитудные движения карандаша, зажатого между двумя пальцами: указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем).
9. Упражнение «Ладошка» (обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя межпальцевые зоны)
- Нарисую я ладошку
Отдохну потом немножко.
10. Упражнение «Пианино» (нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев)
11. Упражнение «Прятки» (спрятать маленький карандаш, зажав его в кулачке)
Комплекс упражнений самомассажа рук
с использованием аппликатора
1. Поглаживание ладони правой руки от кончика пальчиков до запястья по направлению к себе.
2. То же по направлению от себя.
3. Поглаживание ладони левой руки от кончика пальчиков до запястья по направлению к себе.
4. То же по направлению от себя.
5. Поглаживание каждого пальца правой руки к себе, затем от себя.
6. Поглаживание каждого пальца левой руки к себе, затем от себя.
7. Постукивание ладони и пальцев правой руки об аппликатор.
8. Постукивание ладони и пальцев левой руки об аппликатор.
9. Постукивание поочередно подушечек пальцев правой и левой руки об аппликатор (играем на пианино).
10. «Ходьба» пальцев по массажеру («человек идет вперед-назад»).
11. «Прыжки» пальцев по массажеру («зайцы прыгают»).
12. Хлопки по аппликатору («медведь идет»)
13. Надавливание ладонью правой, затем левой руки на аппликатор («силачи»)
14. Поглаживание ладони правой руки от кончика пальчиков до запястья по направлению к себе.
15. То же по направлению от себя.
16. Поглаживание ладони левой руки от кончика пальчиков до запястья по направлению к себе.
17. То же по направлению от себя.
Игры с пальцами
с использованием разнообразного материала
ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ
Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.
Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.
Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.
Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.
Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:
- Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
- Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
- Три ореха я возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!
- Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
- Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.
МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК
Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:
У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник!
Массаж ладоней круговыми движениями мяча на ударные слоги стихотворения:
Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!
Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки.
Движения соответствуют тексту:
Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),
Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук (переброс мяча из руки в руку).
ЭСПАНДЕР КИСТЕВОЙ
Сжимание – на ударные слоги:
- Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее, а головушка – умнее.
- Я друзей своих встречаю.
Им всем руку пожимаю.
ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ,
КРУПОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ
Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями;
Массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз:
Эти шарики берем
Ими ручки разомнем.
Каждый шарик не простой -
Этот с солью, с рисом тот.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Нам пора и отдыхать!
ЧЁТКИ (БУСЫ)
Считать количество бусин в прямом и обратном порядке.
Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д.
Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам.
Катать бусины между ладоней:
Покатаю я в руках бусинки – горошки.
Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.
Нанизывать бусины на леску:
Я сижу, но не скучаю,
Бусы маме собираю.
Нанизала бусы я -
Рада мамочка моя!
ПЕРЧАТКИ С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ
Нажимать на всю поверхность ладони и пальцы под счет до 10;
Делать растирающие движения ладони и пальцев вверх-вниз и по кругу.
ПОРОЛОН С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ
(Пуговицы нашиты в ряд): указательный и средний пальцы «шагают» по ряду из пуговиц, одновременно называя дни недели, месяцы, считая пуговицы, называя слоги или слова на отрабатываемый звук;
(Нашитые пуговицы изображают клавиатуру): дети нажимают сначала пальцами одной, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру», сопровождая игру пальцев произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов.
БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ
Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается):
- Кусается сильно котёнок – глупыш,
он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
- Большаку дрова рубить, а тебе воды носить,
А тебе печь топить, а тебе тесто месить,
А малышке песни петь, песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Натянуть верёвочку на уровне плеч ребёнка и дать несколько прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение: Прищеплю прищепки ловко я на мамину верёвку.
КРУПА
Предлагаем детям сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Интересно детям выкладывать разные фигуры по контуру, трафарету или по замыслу.
В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки:
Я помощницей расту. Своей маме помогу.
Я крупу переберу, рис от гречки отберу!
Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую, волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно):
Я горошины возьму, выложу дорожку.
Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.
Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной, потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу:
Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:
«Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек.
Покрути и покатай и другому передай».
Насыпать в кружку горох. На каждый ударный слог перекладывать горошины по одной в другую кружку:
Снегирь и сорока, и клёст, и синицы –
зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами
мы будем кормить их, конечно же, сами.
Насыпать горох в блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами. Потом берёт ещё одну, ещё одну и так набирает целую горсть. Каждая горошина берётся на ударный слог:
Зёрнышки все, что хозяйка давала,
Курочка клювом по штучке склевала.
Насыпать в кастрюлю горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё промесить попросили.
Но сколько не месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
«Волшебный колодец»: насыпать в глубокую пластмассовую банку фасоль и положить в неё мелкие игрушки (от киндеров). Ребёнок с закрытыми глазами должен назвать найденный предмет. Можно подобрать игрушки на закрепляемые звуки:
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
РЕШЁТКА ДЛЯ РАКОВИНЫ, ПОДСТАВКА ПОД ГОРЯЧЕЕ
(Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками):
«Кто живёт в моей квартире».
Раз, два, три, четыре, пять, всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка и я, вот и вся моя семья.
ВЕРЁВКА С УЗЕЛКАМИ
(Завязать на верёвке узелки – до 12, ребёнок перебирает узелки пальцами).
На каждый узел называть день недели (по порядку), месяцы, времена года, гласные звуки, членов своей семьи:
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Верёвку с узлами подвешать вертикально (это – лиана):
Там, где с деревьев свисают лианы,
разные в джунглях живут обезьяны:
Лазают там шимпанзе, павианы,
есть и гориллы, орангутаны.
Лезет, лезет альпинист-
В этом деле он артист.
По скале и по веревке
Он наверх залезет ловко!
Завязывание или развязывание на отрезке шнура заданного количества узелков.
ВЕРЁВОЧКИ
Различной длины и цвета заплетать в косички, выкладывать буквы, цифры, цветы, животных по контуру, самостоятельно:
Для своей сестрички я плету косички
Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.
ШНУРКИ
Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка.
Нанизывание на шнурок различных фигурок с дырочкой посередине в заданной последовательности (цветок, звездочка, домик и т. д.).
ПРОБКИ ОТ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК,
ТЮБИКОВ ЗУБНОЙ ПАСТЫ,
ПУГОВИЦЫ С УГЛУБЛЕНИЕМ
Две пробки кладём резьбой верх. указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки):
- Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
-Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры!
ПОЛИЭТИЛЕН
Кусочки размером примерно 1,5х2 детские ладони. Ребёнок комкает пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом выполнять это упражнение только одной рукой). Вместо полиэтилена можно взять носовой платок:
У меня живет проглот -
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота
Пальчиковые народные игры
Текст игры
Движения рук
«Утречко»
Утро настало
Солнышко встало.
- Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
- Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка!
Все потянулись
И проснулись.
Ладони скрещены, пальцы растопырены – «Солнышко с лучиками»
Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения.
Большой и указательный пальцы правой руки по очереди щелкают по кончикам пальцев левой, начиная с большого.
Щелчок в центр ладони.
Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся
При повторении игры руки поменять
«На блины»
Стала Маша
Гостей собирать:
- И Иван приди,
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка –
Ну, пожалуйста!
Стала Маша
Гостей угощать
- И Ивану блин,
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин.
А Митрошечке –
Мятный пряничек!
Стала Маша
Гостей провожать
- Прощевай, Иван!
Прощевай, Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка,
Моя крошечка,
Да ты побудь со мной
Еще немножечко!
Хлопки в ладоши - то правая, то левая рука сверху
Кончик полусогнутого указательного пальца правой руки зацепляет по очереди кончики полусогнутых пальцев левой руки, начиная с большого, и мягко покачивает их.
Указательный палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой.
Хлопки в ладоши – то правая, то левая рука сверху.
Левую руку развернуть тыльной стороной ладони вверх; большой палец правой нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого.
Большой палец правой руки нажимает на мизинец четыре раза.
Хлопки в ладоши – то правая, то левая рука сверху.
Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого.
Три первых пальца правой руки ласково поглаживают мизинец левой руки сверху донизу.
При повторении игры руки поменять