Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Комплексное психолого - медико-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья. | Саркисян Марина. Работа №274067

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Саркисян Марина
C каждым годом в детский сад поступает все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной  нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, дизартрией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП, Даун). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе.

При сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении,  создан психолого педагогический консилиум, специалистами образовательного учреждения:  воспитателем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, определяется форма работы команды специалистов, по вождению ребенка с ограниченными  возможностями здоровья  в совместную деятельность по сопровождению субъекта образовательного процесса.

 

 

Комплексное психолого - медико-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья.

C каждым годом в детский сад поступает все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, дизартрией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП, Даун). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, которые имеют отклонения физического или психического плана, обуславливающие нарушения общего развития, которые не позволяют детям вести полноценную жизнь.

Законом «Об образовании в Российской Федерации» понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» определено следующим образом – «это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Выделяют следующие причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Внешние (экзогенные) причины – это причины социально биологического характера. Например: экология, курение, алкоголь, спид, наркотики.

2. Внутренние (эндогенные) – это причины, которые вызваны внутренними факторами, а не внешними воздействиями. Такие причины бывают трех видов:

-до рождения ребенка (пренатальные) – например, различные травмы, наследственность, болезнь матери, нервные срывы;

-момент родов (натальные) – например, вмешательство медиков, тяжелые роды;

-после рождения ребенка (постнатальные) – например, различные травмы и повреждения.

Среди психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья можно отметить следующие:

- низкий уровень развития восприятия – это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

-недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

-внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

-память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

-снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

-мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

-снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

-игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

-речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

-наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

-наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

 

При сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении, создан психолого педагогический консилиум, специалистами образовательного учреждения: воспитателем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, определяется форма работы команды специалистов, по вождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья в совместную деятельность по сопровождению субъекта образовательного процесса.

Старшим воспитателем и специалистами ДОО, разработана адаптированная образовательная программа (АОП), на основании АОП и индивидуальной программы реабилитации (ИПР), на каждого ребенка ОВЗ пишется индивидуально образовательный маршрут, где каждый специалист отвечает за свое направление работы.

Воспитатель, приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, воспитание чувства принадлежности к мировому сообществу.

Педагог - психолог, развитие эмоционально-волевой сферы.

Учитель-дефектолог, развитие высших психических функций.

Учитель-логопед, формирование вербальной коммуникации средствами родного языка.

Музыкальный руководитель – активизация внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияло на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.

Инструктор по физической культуре- постановка диафрагмально речевого дыхания, координацией основных видов движений.

Процесс взаимодействии требует организации командной по специально созданной модели, элементами которой являются разнообразные формы и методы. Реализация программы коррекционно-развивающих занятий с сопровождением-наблюдением, при которой специалист в рамках программы комплексной помощи проводит занятия и обеспечивает организацию всего комплекса мероприятий, необходимых для эффективного коррекционного воздействия специалистов как команды можно выделить дне модели. Первая модель командного взаимодействия. Она обеспечивает целостность процесса, направленного на решение проблемы ребенка, нуждающийся в комплексной помощи. Во втором случае, речь идет о модели, как более частной задаче решения определенного круга проблем конкретного ребёнка. Модель командного взаимодействия предполагает наличие определенной иерархической структуры, представленной двумя уровнями: административным и содержательным, на каждом из которых реализуются формы взаимодействия, определяющиеся исходя из общих задач консультирование родителей, взаимодействие с участниками коррекционного процесса и т. д.); кураторство, при котором специалист консолидирует усилия других участников вокруг проблемы ребенка, осуществляет пролонгированное наблюдение за динамикой его развития.

На заседании ПМПк, все специалисты представляют динамику, в случаях, когда требуются конкретные действия, или корректировка программ, коллегиально вносятся изменения. К проведению заседания специалистами готовится необходимая документация, ведется протокол.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×