Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ НА ЭТАПЕ ОБЩЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ | Мой кабинет. Работа №347273

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Современный спорт с его многообразной двигательной деятельностью требует от атлета предельного проявления физических и волевых качеств. Важнейшим фактором воздействия на динамику достижений спортсмена является рационально построенная система подготовки, благодаря которой обеспечивается направленное формирование и совершенствование спортивных умений и навыков наряду с неуклонным развитием способностей, необходимых для прогресса в избранном виде спорта.

Комплексный КОНТРОЛЬ на этапе общей

ПОДГОТОВКи ЮНЫХ БОКСЕРОВ

 

 

Тренер-преподаватель МБУ ДО «СШ» Динамо» г. Магнитогорска

Безменов Александр Михайлович

 

Современный спорт с его многообразной двигательной деятельностью требует от атлета предельного проявления физических и волевых качеств. Важнейшим фактором воздействия на динамику достижений спортсмена является рационально построенная система подготовки, благодаря которой обеспечивается направленное формирование и совершенствование спортивных умений и навыков наряду с неуклонным развитием способностей, необходимых для прогресса в избранном виде спорта.

Вместе с тем совершенствование и упорядочение всех звеньев тренировочного процесса, комплексный контроль за ходом его проведения являются важнейшим фактором роста спортивно-технического мастерства боксеров. В то же время, как считают В. Е. Котешев , Г. И. Мокеев, А. Г. Ширяев и другие теоретики и практики бокса, тренер должен правильно соотносить параметры общей и специальной нагрузки, определять ее направленность и величину с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся. Определить состояние боксера возможно лишь на основе объективных контрольных исследований, свидетельствующих об адаптации организма к нагрузкам. Контроль в подобных ситуациях особенно необходим, так как слишком велика вероятность подсознательного форсирования нагрузок, как самим молодым боксером, так и его тренером.

Таким образом, совершенствование управления тренировочными нагрузками с использованием методов комплексного контроля определило тему «Комплексный контроль на этапе общей подготовки юных боксеров».

 

 

 

I

. ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

 

Комплексный контроль и его характерные особенности в тренировочном процессе

 

Важнейшим звеном в управлении спортивной тренировкой спортсменов является комплексный контроль, благодаря которому можно оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса. Эти же авторы отмечают, что комплексный контроль включает педагогический, медико-биологический и психологический разделы и предусматривает ряд организационных и методических приемов, направленных на выявление сильных и слабых сторон в подготовке спортсменов.

Основным видом комплексного контроля является – педагогический. Он используется для оценки эффективности применяемых средств и методов тренировки, в соответствии с установленными и контрольными нормативами, для выявления динамики развития спортивной формы и прогнозирования спортивных достижений. Задачи педагогического контроля, по мнению В. П. Филина, Н. А. Фомина, заключаются в учете тренировочных нагрузок, определении уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсменов, выявлении возможностей достигнуть планируемый спортивный результат, оценке поведения на соревнованиях, в том числе состояния, в котором находится юный спортсмен.

Основными методами педагогического контроля по мнению большинства авторов являются систематизированные педагогические наблюдения и контрольные упражнения, характеризующие различные стороны подготовленности спортсменов и степень напряженности физиологических функций, обеспечивающих их максимальное проявление.

Психологический раздел комплексного контроля связан, прежде всего, с оценкой таких функций и процессов, как: ощущение, восприятие, память, оперативное мышление, сенсомоторные реакции и т.п. Чаще всего эти оценки связаны с внешне выраженными двигательными проявлениями (временем простой и сложной двигательных реакций, точности или неточности пространственных и других параметров движения, термометрическими показателями и т.д.), поэтому они являются, по сути, психофизиологическими или комплексно-тестовыми.

Медико-биологический (или, как еще его называют врачебно-физиологический) контроль направлен на оценку состояния здоровья, определение физического развития и биологического возраста спортсмена, уровня его функциональной подготовки.

Для изучения функционального состояния систем организма спортсменов проводят исследования как в условиях покоя, так и в ходе различных функциональных проб.

Измерение которых позволит при различных условиях дать представление о состоянии и работе этой системы, наиболее простыми в обследовании и удобными в этом отношении являются частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление крови (АД).

ЧСС широко используется для физиологической оценки интенсивности работы как показатель физиологической напряженности мышечной деятельности. О функциональном состоянии организма спортсмена можно судить, измеряя ЧСС в покое (сидя через 3 минуты). Для здоровых нетренированных людей нормой является пульс 60-80 уд/мин. У спортсменов чаще наблюдается брадикардия. Брадикардия является результатом усиления, прежде всего активности парасимпатического отдела автономной нервной системы и снижения симпатических влияний на деятельность сердца, а также морфологических изменений – увеличение объема и размеров сердца, вызывающих увеличение систолического объема. Замедление ЧСС у спортсменов в покое благоприятно сказывается на функции миокарда (уменьшается величина его работы и, следовательно, снижается потребность миокарда в кислороде).

Более экономично работает сердце спортсмена и во время мышечной работы. Так, при выполнении спортсменами и нетренированными лицами какой-либо стандартной нагрузки, у спортсменов можно регистрировать меньшее увеличение ЧСС, что свидетельствует о развитии экономизации сердечной деятельности.

Однако, измеряя только ЧСС нельзя сделать объективных выводов о функциональном состоянии спортсмена. Необходимо, также, регистрировать и артериальное давление.

АД – один из главных показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Величина АД определяется большим числом факторов, среди которых наиболее важным является соотношение минутного объема кровотока и сопротивления кровотоку, оказываемого на уровне сосудов. Нормальный диапазон колебания для систолического давления у спортсменов составляет 100-129 мм рт.ст., для диастолического – 60-79 мм рт.ст. [13].

У подавляющего большинства спортсменов величины АД соответствуют приведенным нормальным стандартам. Вместе с тем у некоторых спортсменов регистрируется как повышенное, так и пониженное АД.

Важный объем информации о функциональном состоянии организма юного спортсмена можно получить используя интегративный поход к изучению реакций ЧСС и АД на нагрузку в процессе тестирования. В процессе исследований реакции ЧСС и АД на нагрузку у хорошо тренированных здоровых спортсменов чаще всего отмечается нормотонический тип реакции. Он выражается в том, что под влиянием всех видов нагрузок повышается максимальное и понижается минимальное АД, наблюдается выраженное учащение пульса. Важным критерием нормотонической реакции является быстрое восстановление ЧСС и АД до уровня покоя за 3 – 3,5 минуты. Замедление восстановления этих показателей сердечной деятельности говорит о недостаточности физической подготовленности спортсмена или (что еще хуже) о его предпатологическом, а может быть и патологическом состоянии.

Очевидно, что использование даже этих простых методик определения ЧСС и АД, выявление типов реакций организма юных спортсменов на нагрузку требует от тренера определенного уровня медико-биологической подготовленности, а в случае необходимости организации комплексного врачебного обследования.

Анализ учебно-методической и специальной литературы показал, что в настоящее время разработано достаточное количество методик проведения функциональных проб, позволяющих оценить мощность аэробной и анаэробной производительности организма спортсмена, его физическую работоспособность, состояние вестибулярного аппарата и др. характеристик. К сожалению, многие из них можно провести только при наличии достаточно сложной аппаратуры, оборудования и приборов (велоэргометров, тредбанов, газоанализаторов, биохимических реактивов), что в условиях ДЮСШ и спортивных клубов, практически, невозможно.

Однако, нами были отобраны некоторые простые и доступные функциональные пробы, которые можно проводить со спортсменами как в стационарных условиях врачебного кабинета, так и непосредственно на спортивных площадках. К ним можно отнести: сессостатическую пробу, усложненную позу Ромберга, пробу С.П. Летунова и тест Рюфье-Диксона [19].

 

 

1.2. Формы контроля и их связь с физическим состоянием спортсменов

 

Одной из центральных задач контроля в спорте является оценка состояния спортсменов. В то же время, как считают В.М. Зациорский (17), Ю.Б. Никифоров (30), целесообразно различать три типа состояния спортсмена в зависимости от длительности промежутка времени, необходимого для перехода из одного состояния в другое. И в этом аспекте они выделяют:

этапные или перманентные состояния, сохраняющиеся относительно долго – недели, месяцы;

текущие состояния, которые изменяются под влиянием одного или нескольких занятий. Данные состояния определяют характер ближайших тренировочных занятий и величину нагрузок в них;

оперативные состояния, изменяющиеся под влиянием однократного выполнения физических упражнений и являющихся крайне переходящимися.

В связи с этим, по мнению М. Я. Набатниковой и др. ученых [32], можно выделить три основные формы контроля за состоянием спортсмена:

этапный контроль, цель которого – оценить этапное состояние; он отражает суммарный тренировочный эффект в мезоцикле, этапе подготовки и т.п.;

текущий контроль – основой которого является определение повседневных (текущих) колебаний состояния спортсмена; оценивает срочный тренировочный эффект после нескольких тренировочных занятий (микроцикла);

оперативный контроль, цель которого сводится к экспресс-оценке состояния спортсмена в данный момент выполнения тренировочной нагрузки или после завершения отдельного тренировочного занятия.

Следовательно, имеются основания под комплексным контролем понимать такой вид контроля, который предусматривает параллельное использование средств и методов этапной, текущей и оперативной форм с целью получения объективной и всесторонней оценки перестроек в системах организма спортсмена после включения конкретных тренировочных нагрузок [15].

Термин «тренировочная нагрузка», по определению Л. П. Матвеева [25], означает «дополнительную по сравнению с покоем функциональную активность организма, вносимую выполнением тренировочных упражнений и степень преодолеваемых при этом трудностей».

В ходе тренировки боксеры неоднократно выполняют физические упражнения, именно поэтому тренирующее воздействие упражнений будет определяться соотношением их компонентов. При одном сочетании значений компонентов воздействие данного упражнения может быть направлено на совершенствование выносливости, при другом – быстроты и силы.

Н. И. Волков и В. М. Зациорский [8], впервые при контроле и учете физической нагрузки любых упражнений, предложили учитывать пять таких компонентов:

продолжительность упражнения;

интенсивность упражнения (скорость, мощность выполнения упражнения, моторная плотность);

продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;

характер отдыха (активный, пассивный);

число повторений упражнений.

Однако основным фактором, определяющим степень воздействия тренировочного занятия на организм спортсмена, является величина нагрузки. Чем она выше, тем больше утомление спортсмена и сдвиги в состоянии его функциональных систем, интенсивно участвующих в обеспечении работы. Величина нагрузки находит свое отражение и в характере восстановительных процессов: после незначительных нагрузок они протекают в течение десятков минут или нескольких часов, большие нагрузки могут вызвать длительный период последействия, достигающий нескольких суток.

Проблема нормирования, планирования и контроля тренировочных и соревновательных нагрузок, как считает М. Я. Набатникова [32], является одной из центральных в системе подготовки спортсменов. При этом к наиболее сложным, по мнению специалистов, относятся вопросы обеспечения должной преемственности в величинах нагрузок, соотношения парциальных объемов и др., как в построении отдельных циклов спортивной тренировки, так и в ходе многолетней подготовки спортсменов.

 

 

II. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ТРЕНИРОВОЧНЫМИ НАГРУЗКАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ

 

Цель исследования – обосновать методику комплексного контроля за функциональным состоянием юных боксеров для оптимизации тренировочного процесса.

В результате углубленного изучения интересующей нас проблеме было выдвинуто следующее предположение: если «внешние» величины тренировочной нагрузки взаимосвязаны с «внутренним» (функциональным) состоянием боксеров, то использование простых и доступных методов комплексного контроля позволит не только определять его физиологические характеристики, но и своевременно корректировать структуру и содержание тренировочного процесса.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретико-методическую литературу по вопросам управления тренировочным процессом и определить простые и доступные для использования в системе ДЮСШ, СШ и СШОР методы комплексного контроля за функциональным состоянием юных боксеров.

2. Оценить результаты констатирующего исследования по управлению величиной и направленностью тренировочных нагрузок, функциональной подготовкой испытуемых с использованием методов комплексного контроля.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

Изучение литературных источников;

Опрос тренеров и спортсменов;

Педагогические наблюдения;

Констатирующий исследование;

Методы педагогического контроля и функциональных проб;

6. Методы математической статистики для обработки полученных результатов исследования.

Организация научного исследования

На первом этапе (январь – август 2023 г.), носившем поисковый характер разработана программа исследования с определением цели и задач, методов исследования. Изучена теоретико-методическая и специальная литература по управлению состоянием юных спортсменов в различных видах спорта.

На втором этапе (сентябрь - октябрь 2023 г.), имевшем констатирующую направленность, продолжено изучение литературных источников, проведен опрос тренеров и боксеров об использовании в тренировочном процессе методов оперативного и текущего контроля. В ходе этапа общей подготовки, организовано констатирующее исследование по совершенствованию управления тренировочными нагрузками в малом цикле спортивной тренировки.

На третьем этапе (декабрь 2023 г. – апрель 2024 г.), обобщающего характера, завершено оформление методической разработки.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в анализе и обобщении частных и общих вопросов по управлению тренировочными нагрузками с использованием методов комплексного контроля, а также рекомендацией по внедрению в практику работы отделения бокса МБУ ДО СШОР «Динамо» по боксу г. Магнитогорска системы комплексного контроля за состоянием спортсменов в отдельном тренировочном занятии и микроцикле. Этап общей подготовки был запланирован со 2 сентября по 31 октября 2023 года. Структурно он состоял из двух базовых мезоциклов общеподготовительного характера, основой которых являлись тренировочные и восстановительные микроциклы. До начала констатирующего исследования юные боксеры обследовались, с помощью отобранных методик, по уровню функционального состояния.

Результаты тестирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели функционального состояния боксеров 13 – 14 лет на начало общеподготовительного этапа

 

п/п

Ф.И.О.

спортсмена

Тестовые задания

 

 

J (R-D) , баллы

Проба с повторной нагрузкой

 

 

 

t восст.

ЧСС,мин.

t восст.

АД, мин.

Тип реакции

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12

13

14.

Алешин С.

Жданов В.

Иванов Ю.

Синцов Д.

Павлов Ю.

Кукин Ю.

Лукин А.

Лаптев А.

Юрчук С.

Цейн Д.

Шорин П.

Морейко В.

Мисяков А.

Гребнев Д.

7,3

6,8

5,6

8,1

5,4

6,7

7,0

7,9

5,7

5,5

6,9

7,7

6,8

6,6

Х=6,7 G=±0,5

4,0

3,5

3,5

5,0

3,5

4,5

5,5

5,0

4,0

3,2

4,2

5,0

4,2

4,4

Х=4,2 G=±0,4

4,5

4,0

3,5

5,0

3,2

4,0

4,5

5,0

4,5

4,0

4,0

4,5

4,1

4,2

Х=4,2

G=0,3

нормотон.

нормотон.

нормотон.

гипотон.

нормотон.

нормотон.

нормотон.

ступенчатый

нормотон.

нормотон.

нормотон.

гипертонич.

нормотон.

ступенчатый

 

Результаты тестирования свидетельствую о том, что после двухмесячного летнего отдыха, когда спортсмены были предоставлены сами себе, их функциональное состояние находится на низком уровне. Так среднегрупповые показатели J (R-D), времени восстановления ЧСС и АД после повторной нагрузки хуже нормативных значений, а четверо боксеров из четырнадцати имели «атипические» реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку.

В таблице 2 отображены результаты текущего контроля после проведения микроциклов с нагрузками различной направленности и величины.

Таблица 2

Результаты текущего контроля функционального состояния

боксеров 13 – 14 лет в микроциклах общеподготовительного этапа.

 

№ п/п

Показатели

Общеподготовительный этап

 

 

I базовый мезоцикл

II базовый мезоцикл

 

 

МЦ 1

ордин.

МЦ 2

ордин.

МЦ 3

ударн.

МЦ 4

восст.

МЦ 5

ордин.

МЦ 6

ударн.

МЦ 7

ордин.

МЦ 8

восст

 

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

J (R-D), баллы;

Р, достовер.

различий;

 

t восстан. ЧСС, мин;

Р, достовер.

различий;

 

t восстан. АД, мин;

Р, достовер.

различий;

 

6,2±0,4

 

>0,05

 

 

3,8±0,3

 

>0,05

 

 

3,9±0,4

 

>0,05

 

 

 

5,6±0,3

 

<0,05

 

 

3,6±0,2

 

>0,05

 

 

3,6±0,3

 

>0,05

 

 

6,5±0,6

 

<0,05

 

 

4,0±0,4

 

<0,05

 

 

4,1±0,3

 

<0,05

 

6,0±0,4

 

>0,05

 

 

3,7±0,3

 

>0,05

 

 

3,6±0,3

 

<0,05

 

5,2±0,3

 

<0,05

 

 

3,5±0,2

 

>0,05

 

 

3,4±0,3

 

>0,05

 

6,2±0,5

 

<0,05

 

 

3,9±0,3

 

<0,05

 

 

3,8±0,4

 

<0,05

 

6,2±0,6

 

>0,05

 

 

3,7±0,3

 

>0,05

 

 

3,7±0,3

 

>0,05

 

5,2±0,3

 

<0,05

 

 

3,4± 0,2

 

<0,05

 

 

3,5±0,2

 

>0,05

 

Анализ показателей таблицы 2 говорит о том, что тренировочный процесс на этапе общей подготовки с точки зрения решения важнейшей задачи – повышение функциональных возможностей организма боксеров – в целом был построен методически грамотно. Если до начала констатирующего исследования все среднегрупповые показатели функциональных проб испытуемых были хуже нормативных значений (табл. 1), то по его завершению они пришли в норму (J (R-D) – 5,2±0,3; t восстановления ЧСС – 3,4±0,2; t восстановления АД – 3,5±0,2). Вместе с тем данные текущего контроля свидетельствуют о некоторых недостатках в планировании, построении и организации тренировочного процесса. На наш взгляд общеподготовительный этап необходимо было начать с втягивающего (двух – трех недельного) мезоцикла, так как фоновое исследование функционального состояния испытуемых выявило серьезные отклонения от нормы. Втягивающий мезоцикл от базового отличается более умеренными величинами тренировочной нагрузки и, как правило, по своему содержанию близок к восстановительному микроциклу. Это позволило бы плавно подвести юных боксеров к значительным по объему и интенсивности нагрузкам, что характерно для тренировочных ударных микроциклов. Результаты текущего контроля по окончанию ударных микроциклов показывают, что испытуемые находятся в состоянии сниженных функциональных возможностей организма. В то же время восстановительный микроцикл, запланированный после ударного МЦ 3, позволил улучшить функциональное состояние спортсменов. Это, в свою очередь, сказалось на качественном выполнении программы занятий в пятом тренировочном микроцикле. Исследование подтвердило известное методическое положение о том, что использование в подготовке юных спортсменов низкой квалификации больших однонаправленных нагрузок до состояния утомления должно находится под строгим учетом и контролем. Например, планирование седьмого ординарного тренировочного МЦ сразу же после ударного МЦ 6, причем такой же направленности (развитие общей выносливости и скоростно-силовых качеств), потребовало от испытуемых больших моральных и физических усилий, что отразилось в показателях педагогического контроля. Среднегрупповые значения индекса Рюфье – Диксона (х = 6,2 ± 0,6), времени восстановления ЧСС и АД (х = 3,7 ± 0,3) оказались достоверно на более низком уровне, чем при предыдущем измерении.

Констатирующее исследование выявило недостаточное внимание тренера к индивидуальной работе с занимающимся с учетом их функционального состояния. Так результаты функциональных проб по завершению ударного МЦ6 свидетельствовали о большом разбросе результатов измерений. То есть группа боксеров в плане функциональной подготовленности оказалось неоднородной. При этом трое боксеров из четырнадцати имели «атипические» (гипертоническую, ступенчатую и гипотоническую) реакции на повторную нагрузку. На тот момент юные боксеры оказались недостаточно готовы к предложенным тренировочным нагрузкам, что вызвало переутомление и ухудшение функционального состояния испытуемых. Однако и в следующем микроцикле тренировочные задания одинаково выполнялись всеми участниками группы. Восстановительный микроцикл, завершавший общеподготовительный этап, был просто необходим, так как требовалось время на развертывание адаптационных перестроек в функциональных системах организма и выход их на более высокий уровень.

Таким образом, результаты констатирующего исследования подтвердили наше предположение о том, что использование в тренировочном процессе юных спортсменов методов педагогического и медико-биологического контроля позволит повысить эффективность управления спортивной тренировкой на основе объективных знаний о взаимодействии «внешней» и «внутренней» сторон нагрузки, принимать адекватные решения по структуре и содержанию подготовки боксеров.

На основании исследования можно сделать следующие выводы:

Управление учебно-тренировочным процессом спортсменов должно основываться на объективной информации об их состоянии в любой момент тренировки, учет и анализ которой позволяет тренеру принимать оптимальные решения, эффективнее организовывать и планировать подготовку атлетов.

Контроль за уровнем подготовленности боксеров предусматривает прежде всего получение сведений о реальном ходе тренировочного процесса и состоянием боксеров, т.е. установление обратной связи с объектом управления.

Выявление взаимосвязей между тренировочными воздействиями и состоянием спортсменов является одной из важнейших задач спортивной науки, так как, основываясь на знаниях об этих связях, можно более эффективно управлять тренировочным процессом.

Констатирующее исследование показало, что использование теста Рюфье – Диксона, пробы с повторной нагрузкой позволяют контролировать и управлять структурой и содержанием тренировочного процесса в микроциклах общеподготовительного этапа.

Анализ результатов исследования позволяет рекомендовать некоторую корректировку структуры и содержания тренировочного процесса, а именно:

а) начать этап общей подготовки с 2х-недельного втягивающего мезоцикла;

б) с учетом возраста и низкой квалификации боксеров планировать не более одного «ударного» тренировочного микроцикла на этапе, а если он предусмотрен, то за ним обязателен восстановительный микроцикл;

в) ограничить величину однонаправленных нагрузок, приоритет должен быть отдан занятиям комплексной направленности;

г) использовать результаты комплексного контроля для индивидуального подхода к занимающимся с учетом их функционального состояния на данный момент времени, и при необходимости предусматривать программу восстановительно – реабилитационных мероприятий.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×