Комплексный подход к работе со спортивно-одаренными детьми | Анастасия Павловна Карпец. Работа №352968
Статья посвящена вопросу психолого-педагогического сопровождения детей в спорте. Выделяются этапы психолого-педагогического сопровождения: 1. спортивный отбор с использованием психолого-педагогических механизмов и средств.2. Непрерывное сопровождение в процессе спортивной подготовки. 3. Мониторинг изменений психологопедагогических характеристик. Подробно рассматриваются особенности первого этапа - спортивного отбора, выделяются основные психолого-педагогические характеристики спортсмена, которые следует учитывать на данном этапе: нейродинамические, эмоциональные, познавательные, личностную направленность и особенности межличностного взаимодействия ребенка В качестве основных методологических 10.7256/2454-0676.2019.4.30626 Педагогика и просвещение, 2019 - 4 34 инструментов исследования выступили: анализ и контент-анализ научной литературы, обобщение. классификация. Выделены основные направления психологопедагогического сопровождения спортивно-одаренных детей: диагностическое, консультационное, мониторинговое. Делается вывод о том, что психологопедагогическое сопровождение спортивно одаренного ребенка – сложный, комплексный многоаспектный процесс, подразумевающий непрерывный совместный путь педагогапсихолога и спортсмена в течение всей жизни. Основная задача современной российской высшей школы заключается в подготовке спортивных психологов-тьютеров, обладающих всеми необходимыми компетенциями для сопровождения таких детей.
Психолого-педагогический анализ
развития гибких навыков на дополнительных общеразвивающих программах художественной направленности, направления «Искусство»
на примере программы «Графический дизайн, карикатура, шарж» педагога Кивокурцев А.В.
Педагог-психолог ГБОУ «Академия первых»
Мехоношина А.П.
Академия Первых – это современное образовательное пространство для развития талантов школьников Пермского края. Цель Академии – выявление, развитие и профессиональная поддержка одаренных и талантливых детей, активно проявляющих свои способности в области науки, спорта и искусства. Развитие мы видим, как со стороны образовательных результатов, так и личностных и метапредметных (гибких навыков). Именно анализу развития гибких навыков в образовательной программе «Графический дизайн, карикатура, шарж» педагога Кивокурцев А.В. направления «Искусство» будет посвящена статья.
Занятия по программе проходили в течение 6 дней в Академии Первых г. Перми. Группа состояла из 20 человек, 5 – 9 классов. Набор группы осуществляется на основании результатов конкурсного отбора. Содержание программы состояла из теоретического и практического блока. Занятия строились из последовательных заданий, раскрытия теоретического материала, отработки практических навыков.
Для анализа развития гибких навыков использовался метод психолого-педагогического наблюдения, который позволял фиксировать педагогические приемы и эффект их применения на учебной группе, а также опрос обучающихся.
Особенности группы. Поскольку программа проходила в каникулярное время и отбор осуществлялся на конкурсной основе, то большая часть обучающихся была с высоким уровнем мотивации, с базовыми знаниями художественного направления, но уровень навыков рисунка был разный. Возраст обучающихся – младший и средний подростковый. Преимущественно девушки.
Гибкие навыки. Для обучающихся вошедших в подростковый возраст образовательная деятельность не является самоценностью. Они смотрят на нее более критично, воспринимая как возможность личностного развития, достижения индивидуальных целей. Поскольку данная программа проходила в формате недельного погружения, то каждый участник в своем темпе проходил образовательную траекторию с выстроенной каймой тем и заданий. Помимо образовательного маршрута, данная программа реализует личностно-развивающий потенциал, а именно раскрытие и тренировка гибких навыков. Их развитие идет не прямолинейно, и не так очевидно, как образовательных результатов, но тем не менее во взаимодействии преподаватель – ученик, преподаватель – группа идет создание атмосферы развития, где личностный потенциал ребенка в новых для него формах деятельности раскрывается.
Через выстраивание метапредметных связей между историей, географией, литературой, историей культуры, развития технологий в лекционном формате и опросах формируется целостность мировосприятия, критичность и аналитическое мышление.
Личность педагога. Поскольку Алексей Владиленович как педагог программы имеет
обширный
профессиональный опыт
, творческая реализованная личность,
то на занятиях находят проявления его такие личностные
свойства как оптимизм, чувство юмора, открытость новому опыту, легкость и
непосредственность. Эти качества привносят как эффект легкой эмоциональной атмосферы, так и обучающиеся воспринимают как значимый пример успешного взрослого профессионала.
Групповая динамика. Позитивным эффектом формирования коммуникативных компетенций на занятиях являлось постепенное, поэтапное формирование общего поля группы. Этому способствовали следующие педагогические действия: формирование единого коммуникативного поля, аплодисменты группы как реакция на правильные ответы,
передача ответственности обучающимся за организационные вопросы, поощрение свободного общения между обучающимися в свободное время, организация выставок, работа в парах и мини-группах, рисование шаржа
одногруппника
, эффективная уважительная конкуренция.
Индивидуальная динамика. На протяжении занятий педагог уделял время для обратной связи, отмечал динамику развития, сильные стороны и точки роста как в образовательных, так и в личностных результатах, в поддерживающем ключе. Особым образом это было направлено на развитие внимания, трудолюбия, умения завершать работу, уверенности в
себе, свобода выбора форм проявления.
Креативность
. Транслируя идею «Искусство как создание нового, чего еще никогда не было» педагог развивал способность ученика мыслить творчески, используя технологии развития воображения, приемы креативности в опоре и на теорию и практические задания.
Образовательные события. Динамика образовательного трека достигала вершины в организации выставки «Арт-линия» на которой участники как представляли свои работы, так и рисовали всех желающих (сотрудники Академии, участники других образовательных программ) в течении нескольких часов.
Развивающий эффект события наблюдается в качественном совместном труде, что дает опыт одновременно экологичной конкуренции и эмоциональной поддержки. Также для обучающихся была ценна непосредственная обратная связь тех, кого рисовали. Это поддерживало мотивацию, развивало навыки деловой и эмоциональной
коммуникации. Также данное событие несло в себе профориентационный потенциал т.к. участники оказывались «в кресле художника» и
испытали профессиональный опыт.
Участие в конкурсах.
В течении программы были созданы условия для добровольного участие в международных конкурсах. Обучающиеся должны были изучить материал, условия, выполнить работу и отправить их на конкурс. Эта возможность с одной стороны развивает открытость
к новому опыту
, смелость, а с
другой открывает
перспективы учебно-профессионального развития.
Психологический потенциал программы. Автор статьи в течении в течении образовательной программы находился в роли ученика, поддерживая необходимый контакт как с преподавателем, так и с участниками. Это позволило отметить психологический, и даже психотерапевтический потенциал программы. Во время практики рисования шаржа и карикатуры возникает в экзистенциальном смысле подлинный контакт. Когда человек садится для рисования шаржа, он испытывает ряд тревог, смущений о том каким получится рисунок, каким меня увидит и отразит другой человек. Это становится наиболее значимым процессом в подростковом возрасте, когда самооценка опирается на то «каким меня видят другие люди». Задача художника в шарже – изобразить человека в по-доброму юмористическом ключе, это осуществляется с одной стороны за счет точной реалистичной передачи черт внешности, с другой с помощью гиперболизации, неправдоподобного преувеличения. Но за этим у художника стоит сверх-задача – увидеть и передать индивидуальность человека в образном воплощении. Именно в этот момент увиденности и происходит тот самый подлинный контакт, который благоприятно влияет как на человека, которого изобразили, так и на художника, который увидел.
Также потенциал обучения рисования шаржей есть в профилактике и коррекции легкой формы дисморфических расстройств, в том числе у подростков. За счет с одной стороны роли ученика (который еще учится и у него может получаться плохо), с другой стороны практики быть увиденным разными художниками может формироваться гибкий позитивный образ тела, что может способствовать принятию себя и телесного-Я. Но это только размышления, которые необходимо экспериментально исследовать.
Мнение участников.
Для того, чтобы посмотреть на образовательную программу и ее эффективность глазами обучающихся, были проведены опросы в начале программы и в завершении. Опрос в начале программы фиксировал эмоциональное состояние обучающихся и их ожидания. Опрос в завершении программы также фиксировал эмоциональное состояние и подводил итоги, фиксировал личностно-значимые результаты обучающихся.
В начале программы эмоциональное состояние обучающиеся оценивали на 3,9 баллов из 5. В завершении программы на 4,6 баллов из 5. Мы можем говорить о позитивной эмоциональной динамике, а именно обучающиеся в большей степени оценивают себя радостно, спокойно, с интересом к занятиям и взаимодействию.
Ожидания от образовательной программы состояли в получении узких навыков в 70% обучающихся, 15% изменении эмоционального состояния (я хочу, чтобы было интересно, весело и т.д.), 10% ожидали общения, коммуникации, 5% были готовы к развитию личностных качеств.
В завершении программы обучающие отмечали: 56% говорили о развитии узких навыков, 20% отметили значимые изменения в эмоциональном состоянии, 24% отметили развитие личностных качеств.
На вопрос о развитии гибких навыков за время обучения по программе большинство (80% обучающихся» отметили: творческое воображение, креативность и открытость новому опыту. Также ниже выведен список навыков в порядке уменьшения, которые отметили более 60% обучающихся программы.
Ценность
творческого труда
Умение завершить
начатую работу
Проявление своей индивидуальности
Трудолюбие, усидчивость
Эффективное взаимодействие с педагогом
Мелкая моторика, точность действий
Принятие критики
Самоопределение
Юмор, оптимизм
Самомотивация
Дружелюбность
Целеустремленность
Выводы.
Образовательная программа «Графический дизайн, карикатура, шарж» развивает гибкие навыки обучающихся, такие как
творческое мышление,
коммуникативные
компетенции и
др
.
Важную роль в этом процессе играет личность педагога, его профессионализм, творческий подход и личностные качества, которые создают благоприятную атмосферу для обучения и развития учащихся.
Групповая динамика способствует формированию общего коммуникативного поля, эффективной конкуренции и сотруднич
еству
между участниками.
Индивидуальная динамика позволяет каждому ученику развивать свои навыки и достигать личных целей, опираясь на поддержку и помощь преподавателя и других участников группы.
Метапредметные связи, которые устанавливаются между различными областями знаний, способствуют целостному восприятию мира и развитию критического мышления.
Личностно-развивающий потенциал программы позволяет обучающимся раскрывать и тренировать свои гибкие навыки, что способствует их личностному росту и достижению индивидуальных целей.
Организация выставок и работа в парах и мини-группах помогают обучающимся развивать коммуникативные навыки, учиться работать в команде и презентовать свои работы.
Рисование шаржей одногруппников способствует развитию креативности, эмпатии и умению видеть смешное в повседневной жизни.
Эффективная и уважительная конкуренция стимулирует обучающихся к достижению лучших результатов и развитию своих способностей.
В целом, программа «Графический дизайн, карикатура, шарж» является успешной и эффективной для развития гибких навыков и личностного роста обучающихся.