Комплексный подход при коррекции речевого развития на занятиях учителя-логопеда | Терешкова Анастасия Владимировна. Работа №341900
При коррекции дефектов речи необходимо комплексное воздействие на психические функции, слух, зрение, моторную и речевую деятельность ребенка. Частью этого комплекса должны быть упражнения, которые позволяют снять чрезмерное двигательное беспокойство, мышечное и эмоциональное напряжение для того, чтобы ребенок смог плодотворно взаимодействовать со взрослым.
Терешкова Анастасия Владимировна
Комплексный подход при коррекции речевого развития на занятиях учителя-логопеда
При коррекции дефектов речи необходимо комплексное воздействие на психические функции, слух, зрение, моторную и речевую деятельность ребенка. Частью этого комплекса должны быть упражнения, которые позволяют снять чрезмерное двигательное беспокойство, мышечное и эмоциональное напряжение для того, чтобы ребенок смог плодотворно взаимодействовать со взрослым.
Дети говорят более свободно, когда они спокойны. Надо объяснить и показать детям, как свободно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены и мы можем свободно выполнить любое речевое упражнение. При этом, хочется отметить, как важно состояние самого учителя-логопеда при взаимодействии с воспитанниками. Ровный, спокойный, доброжелательный тон, умение продуктивно разрешать конфликтные ситуации, успокоить, уравновесить чрезмерно возбудимых детей. Во время совместной работы с воспитанниками видны трудности у тех ребят, которые не умеют расслабляться, чувствовать себя уверенно и спокойно. Можно сравнить расслабленное тело с мячом, из которого вышел воздух. Еще можно использовать «Позу покоя» – сидим на стульях, спина касается спинки стула, ладони лежат на коленях, глаза закрыты. Можно включить классическую музыку, которая благотворно влияет на нервную систему ребенка (музыка П.И. Чайковского - «Времена года»).
Комплекс упражнений «Станция отдыха»
1. «Волшебный сон»
Наши руки отдыхают, ноги то же отдыхают.
Отдыхают, засыпают, засыпают…
Напряженье улетело и расслаблено все тело,
И послушный наш язык, быть расслабленным привык.
Дышится легко, ровно и нам спокойно.
Хорошо так отдыхать, но пора уже вставать.
Потянулись, улыбнулись.
Вдох – носом, выдох – носом.
2. «Лесная полянка» Отдыхают наши ножки, руки, спинка расслаблена, голова немного наклонена вперед. Мы лежим на зеленой полянке, трава мягкая, как пух. Нам приятно, уютно, тепло. Солнышко своими длинными пальцами поглаживает наши руки, ноги, волосы. Дышим ровно и спокойно носом. А на веточке дерева поет для нас песенку соловей. Нам уютно, тепло. Хорошо так отдыхать, но пора уже вставать.
Потянулись, улыбнулись.
Вдох – носом, выдох – носом.
Упражнения выполняются в начале занятия.
Развитие мелкой моторики
Работая над проблемой комплексного коррекционного воздействия, значительное внимание уделяю мелкой моторике детей, так как от развития тонко дифференцированных движений пальцев рук, напрямую зависит работа речевых центров головного мозга, а значит, и успешное овладение речью. Для этого в мои занятия включены элементы следующих упражнений пальчиковой гимнастики, в которые входит работа с пластилином, штриховка, раскрашивание готовых картинок, волшебные палочки, а также использую в работе пальчиковый массаж и элементы су-джок терапии. На этапе начала занятия и во время физкультминутки можно послушать веселую, динамичную музыку, которая позволит снять усталость, поднимет общий жизненный тонус ребят, позволит активизировать умственные способности детей. Такое целенаправленное использование музыки позволит повысить эффективность логопедических занятий.
Развитие фонематических процессов
Хочется отметить применение некоторых элементов звуковой терапии, которая не только развивает фонематический слух, но и звукопроизношение, артикуляционную моторику, развивает психические функции детей, активизируют деятельность головного мозга.
И еще важное упражнение, которое повышает иммунитет – сложить большой и указательный пальцы в колечко и с усилением нажать на подушечки пальцев рук. Так делать со всеми пальцами, сочетая с пропеванием гласных.
При изучении гласных, согласных мягких и твердых, целесообразно использовать цветовую гамму, с ее помощью можно изучить основные цвета, произвести звукобуквенный анализ слов.
Таким образом, комплексный подход при коррекции речевого развития детей на занятиях с учителем-логопедом: развитие мелкой моторики рук, слухового и зрительного внимания; дыхательные упражнения оказывают благотворное влияние на успешное овладение речевыми процессами.