Комплексный подход в формировании валеологической культуры у дошкольников как основы здорового образа жизни | Сиводерова Людмила Владимировна . Работа №223456
Автор: Сиводерова Людмила Владимировна
Проблема воспитания культуры здоровья актуальна уже с дошкольного возраста, т.к. этот период является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, именно в это время идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Цель данной работы состоит в следующем: определение модели работы по формированию валеологической культуры у детей дошкольного возраста и рассмотрение педагогических условий ее реализации в дошкольном образовательном учреждении.
Исполнитель:
Сиводерова Людмила Владимировна,
Воспитатель МБДОУ ЦРРДС № 21
Содержание:
Введение………………......…………………………………............................ 3
Теоретические основы формирования валеологической культуры дошкольников как основы здорового образа жизни………………………………..................................………………...........6
Комплексный подход: понятие, педагогические условия реализации его в процессе формирования валеологической культуры детей в дошкольном образовательном учреждении………….........................................................10
Система работы по формированию валеологической культуры дошкольников как основы здорового образа жизни
1. Диагностика как средство определения уровня сформированности валеологической культуры у дошкольников………………………………….23
2. Опыт работы по формированию валеологической культуры у дошкольников…………………………………………………………………..28
Заключение…………………......………………………………………............34
Литература………………………………………………………………...........35
Приложения
Приложение 1. Модель комплексного подхода в формировании валеологической культуры детей дошкольного возраста.................................37
Приложение 2. Структура работы с дошкольниками....................................... 38
Приложение 3.Структура валеологических занятий.........................................39
Приложение 4 Сценарий спортивного праздника Весёлые старты!……....40
Приложение 5. Структура работы с медицинским персоналом.......................44
Приложение 6. Структура работы с родителями...............................................45
Введение
В связи с введением в действие ФГОС ДО одной из главных и основных задач дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.
Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок – это в первую очередь здоровый ребёнок.
Когда-то Сократ сказал: Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто. Существует множество понятий о здоровье:
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам (И.Брехман)
Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут (Ж. Лабрюйер)
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. По существу — это идеал, к которому мы должны стремиться.
Однако за последнее десятилетие наблюдается тенденция резкого снижения показателей здоровья детей. Статистика свидетельствует, уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий – болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной систем, а также аллергические заболевания.
Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах, порождающих такие результаты. Это, прежде всего неблагоприятная экологическая обстановка в регионах; усиленное и длительное воздействие техногенных факторов на человека; повышение показателей рождаемости ослабленных детей; повышение социальной напряженности в обществе; интенсификация процесса обучения детей; культурный кризис общества и как следствие его – низкий уровень культуры здорового образа жизни социума.
Проблема воспитания культуры здоровья актуальна уже с дошкольного возраста, так как именно этот период является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, именно в это время идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.
В последние годы в мировой научной литературе накоплен большой опыт по вопросам формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей. Это работы ученых из различных областей знаний: медицины и физиологии (Ю.П. Лисицын), психологии (О.С. Осадчук), экологии (А.Ф. Амед) и педагоги (В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев) и др.
Разработаны авторские программы, в которых большое внимание уделяется культуре здорового образа жизни детей. Это такие программы как, Радуга (автор Т.Н. Доронова), Основы безопасности детей дошкольного возраста (авторы Н.Н. Авдеева, О. Князева), Здоровье (автор В. Алямовская) и др.
Анализ содержания программ позволил сделать вывод о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Однако, в них недостаточно глубоко прослеживается работа по взаимодействию педагогических, медицинских работников и родителей, которая необходима для формирования у дошкольников валеологической культуры.
Это позволило определить тему данной работы: Комплексный подход в формировании валеологической культуры дошкольников как основа здорового образа жизни
Цель данной работы состоит в следующем:
Определение модели работы по формированию валеологической культуры у детей дошкольного возраста и рассмотрение педагогических условий ее реализации в дошкольном образовательном учреждении.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
Определить и конкретизировать сущность валеологической культуры дошкольников
Обосновать дидактическое обеспечение и комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование валеологической культуры детей
Подобрать диагностические методы исследования уровня сформированности валеологической культуры дошкольников.
Проанализировать результаты диагностики.
Разработать рекомендации родителям и педагогам.
1. Теоретические основы формирования валеологической культуры дошкольников как основы здорового образа жизни
Одной из приоритетных задач дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Н.М. Амосов говорил: …Если нельзя взрастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно.
Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека – здоровый образ жизни, который закладывается с самого раннего детства.
Под здоровым образом жизни понимают поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья человека.
Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры. К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, а также поведение, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье.
Повышение защитных сил организма включает в себя оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активность и динамическое слежение за собственным здоровьем, позитивное поведение.
Применительно к детям дошкольного возраста необходимо иметь в виду, что не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Поэтому появилась необходимость конструктивной теории, определяющей место каждого субъекта (ДОУ, семьи, органов здравоохранения) в выполнении главной задачи социальной политики – сохранения и укрепления здоровья детей. Эту задачу решает новое направление в науке о здоровье – валеология, которое все активнее стало о себе заявлять на исходе XX, начале XXI веков.
Валеоло́гия (лат.Vale — стандартная для Древнего Рима форма приветствия будь здоров; греч. Λόγος — учение) — это наука о здоровье, об адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.
Термин валеология был предложен для использования в современной образовательной и медицинской практике в начале 80-х гг. двадцатого столетия И.И.Брехманом.
Валеология изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления его.
Оценка валеологии как науки – неоднозначная, однако несомненно, что, выступая на стороне защиты здоровья подрастающего поколения, она все больше и больше заявляет о себе как науке, способной взять на себя решение профилактических, системно-педагогических задач. Данное направление характеризует два взаимодополняющих блока, представляющих своеобразную систему:
педагогическая валеология, направленная на сохранение и укрепление здоровья методами и средствами педагогики;
медицинская валеология, предполагающая достижение тех же целей научно обоснованными средствами профилактической народной и оздоровительной медицины.
Валеологический подход в системе дошкольного образования включает в себя как задачи по профилактике заболевания детей, развитию их физических и психических резервов, так и задачи по формированию у них адаптационных основ здорового образа жизни.
В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в этом возрасте происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов.
В ДОУ для этой работы складываются исключительно благоприятные условия. Весь уклад жизни ребенка построен правильно, на научных принципах, последовательность режимных процессов, их длительность, рациональное питание, двигательный режим, закаливание – их проведение формирует у ребенка привычки ЗОЖ.
Однако необходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность этих процедур для здоровья и осознанно и активно их использовал в повседневной жизни не только в ДОУ, но и дома, а в будущем и в период обучения в школе.
В связи с этим актуальной становится проблема формирования валеологической культуры дошкольников.
Впервые о необходимости валеологической культуры и ее сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал, что самое главное – это научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Валеологическая культура – социально-психологическая деятельность ндивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций ЗОЖ.
Понимая здоровье как целостность, состоящую из физического, социально-психологического, духовного компонентов, нетрудно определить содержательные аспекты валеологической культуры ребенка.
Под валеологической культурой здоровья ребенка понимается совокупность трех компонентов:
осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Ученый Г.М. Соловьев, выделил пять основных направлений в формировании валеологической культуры дошкольников:
формирование знаний и интеллектуальных способностей;
формирование мотивационно-ценностных ориентаций;
формирование физической культуры;
социально-духовных ценностей;
приобщение к оздоровительной деятельности.
Формирование валеологической культуры – это целенаправленный процесс изменения представлений, знаний и поведения дошкольников по отношению к себе, своему здоровью, а также по отношению к людям и их здоровью в результате воздействия на них педагогов, медиков и родителей по заранее спроектированной модели с помощью адекватных мер и приемов воздействия.
Таким образом, прежде чем начать работу по формированию у дошкольников валеологической культуры, перед нами стала задача спроектировать модель работы по данной теме и определить пути ее реализации в ДОУ.
2. Комплексный подход: понятие, педагогические условия реализации его в процессе формирования валеологической культуры детей в дошкольном образовательном учреждении
Для достижения здоровья и гармоничного развития дошкольника через формирование культуры здорового образа жизни необходимо соответствующее построение педагогического процесса, а также большая работа педагогов.
В.А. Сухомлинский говорил: Я не побоюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является создание здоровье сберегающих условий в ДОУ. Ведь именно дошкольное учреждение должно стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания.
Для выработки эффективного плана действия была составлена программа Расти здоровым, малыш, которая стала инструментом ориентации усилий педагога, родителей, медицинского персонала к будущим желаемым результатам.
Программа ориентирована на решение одной общей проблемы – комплексного воздействия на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Основные направления программы:
Создание психо-эмоционального благополучия;
Формирование мотивационно-ценностных ориентаций;
Формирование знаний и интеллектуальных способностей;
Приобщение детей к оздоровительной деятельности.
Для реализации основных направлений программы создана модель Комплексного подхода в формировании валеологической культуры детей дошкольного возраста (см. приложение 1).
Данная модель предполагает тесное сотрудничество ДОУ, родителей, медицинского персонала, так как не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Ребенок сам пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть его будущее поведение. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Для этого была составлена структура работы с детьми по формированию валеологической культуры (см. приложение 2).
Одним из главных факторов сохранения здоровья детей является адаптационный период, так как именно этот период играет очень важную роль для успешного обучения ребенка, формирования сферы его интересов, общения, самооценки и, наконец, психического и физического развития. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе оставляет неизгладимый след на дальнейшем поведении и образе жизни человека.
Можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка, - отмечала Е.И.Морозова
Чтобы проследить ход течения адаптации, были изучены теоретические вопросы адаптации. Для родителей экспериментальной группы были разработаны рекомендации по подготовке детей к поступлению в ДОУ, проведены собрания, лекции, дни открытых дверей. Педагогами тщательно продумана организация развивающей среды.
Благодаря совместной работе педагогов, родителей, медицинской сестры показатели психо-эмоционального состояния детей данной группы были значительно выше, чем показатели детей, где данная проблема не изучалась.
Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы побуждают детей начать действовать с ними и определяют характер этих действий. Поэтому одним из компонентов здорового образа жизни и валеологоческой культуры является развивающая среда. С самого раннего детства необходимо создать такую среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой.
Для этого был составлен проект развивающей среды Путешествие в страну Здоровье, цель которого:
Создать положительное эмоциональное состояние у детей;
Формировать устойчивое, положительное отношение к сохранению здоровья;
Развивать познавательные и исследовательские умения у детей.
В группах были оборудованы спортивные уголки, в которых находятся тренажеры, переносное спортивное оборудование: мячи, скакалки, стойки для подлезания, обручи.
Для предупреждения плоскостопия и нарушений опорно-двигательного аппарата созданы различные виды дорожек.
Для провидения подвижных игр руками педагогов и родителей изготовлены маски и атрибуты.
Изготовлены разные виды атрибутов для проведения гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, развития мелкой моторики.
Центром познавательной деятельности в каждой группе является Музей здоровья, в котором периодически устраиваются выставки: тематические, комплексные, игровые. Чтобы у детей не исчезал интерес, установлена периодичность смены познавательного материала, учитывая климатический фактор. Так летом в Музее Здоровья, устраиваются выставки лекарственных растений, а зимой банных веников: березовых, хвойных, а также из веников, изготовленных из лекарственных трав.
Центры постоянно пополняются дидактическим оборудованием не только приобретенным, но и изготовленным детьми и педагогами.
В музее находятся полочка Умных книг, которая постоянно пополняется научно-популярной литературой по формированию у детей знаний о строении человека, а также художественной литературой, в которой освещаются вопросы о здоровом образе жизни.
Для того чтобы материал был систематизирован по темам, составлены валеологические тетради для детей: Познай свое тело, Внутренние органы человека, Пять органов чувств, Здоровые зубы – здоровью любы, Чистота – залог здоровья, Здоровое питание – залог здоровья, Путешествие в страну Закаливания, В стране лекарственных растений.
С помощью валеологических тетрадей дети закрепляют полученные знания, отгадывают загадки, учат стихи, пословицы, песенки, слушают сказки, истории о разных героях, знакомятся с правилами поведения, выполняют занимательные упражнения и т.д.
Для исследовательской деятельности в музее оборудован уголок Айболита, в котором имеются лупы, фонендоскоп, микроскоп, барельеф глаза, протезы зубов, кости животных и т.д.
Дети вместе с педагогами участвуют в исследовательских поисках, дискуссиях, учатся необходимым навыкам и умениям.
Такая развивающая среда помогает ребенку накопить необходимый опыт и знания для осознанного включения в работу по укреплению своего здоровья.
Немаловажным фактором в формировании культуры здоровья является просветительная работа с детьми в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Это валеологические занятия, которые способствуют созданию благоприятного психологического климата, помогают сплотить детей, формируют отрицательные отношения к вредным привычкам, помогают сформировать важные качества личности (настойчивость, целеустремленность). На занятиях дети усваивают, что здоровье – это основа жизни, познают три валеологические истины:
Быть здоровым хорошо
Болеть плохо
Лишних знаний не бывает.
Для того, чтобы детям было легче усваивать полученные знания, была разработана структура валеологических занятий в которую входят несколько блоков (см. приложение 3).
В основе знаний ребенка о здоровье и здоровом образе жизни находятся представления об организме, потому что здоровье – это, прежде всего, здоровый организм. Поэтому важно знакомить детей с его внешним и внутренним строением, ролью отдельных органов и систем в жизни человека и правилами, которые необходимо соблюдать, чтобы быть здоровым.
В целом дети дошкольного возраста еще не способны усваивать знания только в словесной форме, в виде готовых обобщений, поэтому в основе процесса познания лежат многочисленные наблюдения и эксперименты.
На занятии Из чего я состою? педагоги знакомили детей с разнообразием клеток, их функциями. С помощью карт-схем показывали, как делятся клетки и при этом растут все органы человека.
На путешествии-занятии В страну легких, дети узнавали, каким образом мы дышим, что нос фильтр, печка и сторожевой пост организма. При проведении опыта с воздушным шаром видели, как работают легкие: при вдохе – расширяются, при выдохе – сужаются.
На занятиях, в которых разговор шел о головном мозге, дети узнавали, что мы думаем, разговариваем благодаря мозгу. Сделав макет головного мозга, и прикрепив к нему ниточки – нервы убедились, что, потянув за любую из ниточек, мы слышим звон колокольчика находящегося внутри. Так нервы сигналят мозгу.
Вместе с педагогами дети получали знания о себе, своем теле, знакомились, как ухаживать за ним. Рассматривали через лупы частицы грязи, находившихся в снегу, составляли правила Чистоты.
Узнавали, что тело устроено так, чтобы они могли занимать вертикальное положение. Из кусочков мягкой проволоки мастерили каркас человека, с помощью соленого теста придавали ему форму.
Познавательные занятия проводит педагог, но положительный результат достигается только тогда, когда ребенок закрепляет эти знания в реальной жизни. Для этого в группах стало традицией ходить на экскурсию в районную поликлинику. Во время экскурсий дети, рассматривали рентгеновские снимки, узнавали, что наши кости очень хрупкие и могут ломаться. Рассматривали на снимках позвоночник здорового человека и человека, у которого он сильно искривлен.
За ответом Как работает наше сердце? отправлялись в гости к врачу кардиологу, который рассказал, как устроено сердце, объяснил, что у него есть клапаны, которые перекачивают кровь, научил определять пульс: в спокойной обстановке оно бьется спокойно, после бега – частота сильно увеличивается. Узнали, что сердце может болеть, посмотрели, как врач снимает кардиограмму.
Объясняя ребенку для чего нужно чистить зубы, рассматривали под микроскопом зуб, в котором поселился Кариес. Во время экскурсии в стоматологический кабинет, врач рассказал о кариесе, как правильно ухаживать за зубами, что вредно для зубов, а что полезно. Дети рассмотрели
инструментарий, и как работает бормашина.
На занятии Мой замечательный нос, педагоги рассказывали, что нос самый первый встречается с вирусами, что такое насморк и как с ним бороться. Разрабатывали с детьми правила гигиены и безопасности. Объясняли, когда так говорят: Совать нос не в свое дело, Водить за нос, Нос не дорос, Нос повесил. Закрепляли знания, полученные на занятиях экскурсией к отоларингологу.
Свои впечатления от полученных знаний дети переносят в игры, закрепляют в практической деятельности.
Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованности, как со стороны взрослых, так и ребенка.
Особая роль в работе с детьми отводится музыкотерапии. Влияние музыки благоприятно действует на сердце. При бодрящих звуках марша – тонус мышечной системы повышается, при минорных – понижается. Если мелодия доставляет удовольствие, то биение пульса замедляется, давление понижается. Когда же музыка раздражает, удары сердца учащаются и становятся слабее. После того как ребенок переболел пневмонией, рекомендуем ему петь.
Здоровье включает в себя не только телесное здоровье, но и душевное. Рассказывая сказки, басни и занимательные истории, мы прикасаемся к потаенной сфере подсознания. Там находятся корни душевного здоровья. Перенесенные в детстве психологические травмы приводят к нарушениям, которые могут сопровождать всю жизнь. Такие травмы необходимо вовремя излечить, и здесь неоценимую помощь оказывают сказки
Сказки помогают избежать конфликтных ситуаций, на их примере ребенок легче понимает, почему здоровый сон важен для роста, хорошее и правильное питание продляет им жизнь.
Традицией стало проведение после сна игрового часа, который включает в себя бодрящую гимнастику, комплекс оздоровительных и игровых упражнений. Проведение оздоровительных упражнений на Круге Здоровья, которые проводятся босиком, ведь физиологи доказали, что подошва ног – одна из самых мощных рефлексогенных зон организма человека. Уже сама по себе ходьба босиком, являющаяся своеобразным точечным массажем, тонизирует организм.
Культура здорового образа жизни представляет собой, и комплекс культурно-оздоровительных мер, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья. В исследованиях А.Г. Сухарева выявлена тесная корреляционная зависимость между уровнем двигательной активности и развитием у них мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также степенью сопротивляемости организма.
Организация двигательной активности детей удовлетворяет биологическую потребность организма в движениях и включает в себя различные формы: проведение динамических пауз, гимнастики, физкультурных занятий, как в зале, так и на улице, подвижные игры и т.д.
Динамические паузы помогают снять у детей статистическое утомление мышц во время занятий. В комплекс физических минуток включаем не только упражнения для мышц, но и дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.
Одна из задач дыхательных упражнений – научить детей правильному полному глубокому дыханию. При таком дыхании увеличивается газообмен, подвижность грудной клетки, массируются все внутренние органы. Все упражнения проводим в игровой форме.
Гимнастика для глаз предупреждает утомление глаз и укрепляет глазные мышцы.
Упражнения проводим не только под стихи, но и под музыку.
Утренняя гимнастика, физкультурные занятия, активизируют детей, повышают работоспособность. Проанализировав имеющиеся условия, решили проводить два физкультурных занятия на улице, даже в холодное время года.
Действие воздуха на организм начинается с момента рождения. Свежий воздух действует как комплексный раздражитель, под его влиянием активизируется регулирующая роль центральной нервной системы, усиливаются процессы обмена веществ, повышается защитная функция и сопротивляемость вредным факторам. Поэтому в группах установлена традиция – прием детей в летнюю пору проводить только на улице. Для игр подбираем игрушки, побуждающие к движению
На прогулке постоянно включаем подвижные, спортивные игры, упражнения на развитие основных движений. В результате у детей закрепились необходимые двигательные навыки, движения стали точными, координированными. Веселое настроение ребят во время прогулки положительно влияет на состояние нервной системы, улучшает деятельность сердца и дыхательного аппарата.
В зимнее время вместе с детьми оборудуем участок так, чтобы дети могли постоянно находиться в движении. Это и снежные валы, горки, лабиринты, разнообразные фигуры.
В снежные дни воспитанники катаются на санках, лыжах. Это не только развлечение для детей – катание оказывает большое влияние на здоровье, вовлекая в работу почти все крупные мышечные группы.
В группах становится традицией ходить в туристические походы. При организации похода намечаем маршрут, определяем его протяженность, место отдыха, подбираем снаряжение, составляем план игр и физических упражнений. Время похода меняется в зависимости от времени года, содержания. Летом это в основном походы к речке, на луг или к тому месту, где есть возвышенность. В зимнее время совершаем прогулки в парк или близко расположенный лес.
Туристические прогулки и походы проводим по трем целям:
Оздоровительная (закалка, получение бодрости)
Спортивно-тренировочная (физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, тактике действий в экстремальной ситуации)
Практическая (сбор лекарственных трав)
Еще одной традицией стало в группах, проведение Недели здоровья, в которой принимают участие, как дети, так и взрослые. Неделя здоровья – это как можно больше свежего воздуха, многообразная и двигательная деятельность. Мы включаем в программу подвижные игры, игровые упражнения, элементы спортивных игр и упражнений, веселые эстафеты, развлечения и забавы. Наши воспитанники принимают участие в соревнованиях, досугах, спартакиадах для дошкольников (приложение 4)
В беседах с детьми мы не устаем повторять, что здоровье – это очень важно. Ведь, если человек часто болеет у него плохое настроение, он быстро устает. Больных людей очень жаль. Но во многом здоровье зависит от человека.
Необходимость поиска эффективных путей оздоровления детей, привитию у них навыков здорового образа жизни должно проводиться на основе тесного взаимодействия медицинской сестры, врачей и педагогов. Особенно важна эта работа в проведении профилактических мероприятий.
В системе оздоровительных мероприятий значительное место занимает диспансеризация, которая ежегодно проводится в начале года. Осмотр детей осуществляется врачами основных специальностей. Полученные результаты доводятся до медицинской сестры, педагогов и родителей. Для оценки здоровья используется четыре критерия: хронические заболевания, уровень функционального состояния систем организма, сопротивляемость организма ребенка неблагоприятным воздействиям, уровень физического развития.
С учетом этих критериев совместно с медицинской сестрой подразделяем детей на три группы:
1 группа – здоровые дети с нормальным развитием и нормальным функционированием организма;
2 группа – здоровые дети, но имеющие функциональные отклонения. У таких детей снижена сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям (кариес, аллергическая реакция на пищевые продукты, лекарственные травы, близорукость). Принятые своевременно меры предупреждения развития болезни. К этой группе относятся и часто болеющие дети.
3 – группа дети, больные хроническими недугами.
Тесный контакт родителей, медицинской сестры и педагогов позволяет решить главную проблему; воспитание здорового ребенка.
Для детей, у которых есть нарушения здоровья, разрабатывается индивидуальный маршрут. С целью оздоровления детей проводятся закаливающие процедуры, что повышает иммунитет, массаж, полоскание рта.
Важное значение имеет организация гигиенических условий среды и выполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий. Ежедневно во время утреннего приема, медицинская сестра и воспитатель отмечают состояние детей, еженедельно осматривают кожные покровы.
Проверяется и контролируется температурный режим. В летнее время проводим непрерывную аэрацию, дети спят при открытых форточках. В холодное время проветривание кратковременное, но частое.
Практикуется полоскание горла соленой водой, которое предупреждает ангину, кариес зубов.
Знакомя детей с правилами поведения во время болезни, медицинская сестра дает детям элементарные знания о лекарствах, о том, как они помогают бороться с лекарствами. В то же время рассказывает о том, что лекарства – друзья, лекарства – враги.
Первое место по заболеваемости у детей занимают болезни органов дыхания. С целью снижения рецидивирующих заболеваний, повышения иммунобиологической защиты организма, быстрейшей реабилитации ребенка после перенесенной болезни под руководством медицинской сестры проводится комплекс фитотерапевтических мероприятий:
противовирусные (лук репчатый, чеснок);
витаминные (чай из шиповника, клюквенные кисели);
повышающие иммунобиологическую защиту организма (душица, белоголовник, малина)
Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует, прежде всего, формировать у самих родителей (приложение 6)
С этой целью мы поставили перед собой задачу создать единое образовательно-оздоровительное пространство Здоровый малыш. Для этого был разработан план работы с родителями:
Повысить уровень знаний у родителей в области сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством систематического педагогического и медицинского просвещения.
В уголках Здоровья помещали консультации, советы, правила ведения здорового образа жизни, советы и рекомендации медицинской сестры.
Проводили родительские собрания на тему: Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья детей, Я здоровье берегу, сам себе я помогу, на которых заслушивали выступления врача педиатра, медицинской сестры. Делились опытом семейного воспитания по формированию у детей культуры здоровья, о семейных традициях.
Проведение занятий в Клубе заинтересованных родителей проводим раз в квартал. На занятиях знакомим родителей с разными видами массажей, дыхательной гимнастикой, формами работы по предупреждению плоскостопия, учим готовить фиточаи.
Мотивацией для ведения здорового образа жизни у детей становится активный отдых вместе с детьми.
В дни открытых дверей родители наблюдают и разучивают подвижные игры, физические упражнения, чтобы было можно на отдыхе занять своих детей.
Все большей популярностью пользуются спортивные соревнования Папа и я – защитники Отечества, Мама и я – здоровая семья, Папа, мама, я – спортивная семья.
В начале работы с родителями на вопрос Что вы подразумеваете под валеологической культурой? они отвечали: физические нагрузки, полноценное питание, чистый воздух, соблюдение режима, здоровый сон.
Сейчас анализ ответов показывает, что родители понимают важность занятий спортом, прогулок на свежем воздухе, важность путешествий и экскурсий. Понимают значение активного участия в жизни своих детей. Сами приобщаются к культуре здорового образа и своим поведением приобщают к этому детей.
Следовательно, можно сказать: Здоровье человека можно сравнить с мозаикой: красивая правильная картинка получится лишь в том случае, если все детали будут находиться на своих местах. Укрепить здоровье ребенка, снизить его восприимчивость к различным инфекциям можно только общими усилиями родителей, медиков и педагогов. Ведь все хотят видеть детей здоровыми и счастливыми!
3. Система работы по формированию валеологической культуры дошкольников как основы здорового образа жизни
1. Диагностика как средство определения уровня сформированности валеологической культуры у дошкольников
Процессы воспитания и развития человека осуществляются в определенных условиях. К ним относятся внутренние (наследственность, задатки, индивидуальные возможности и способности субъекта) и внешние условия, в числе которых семья, педагог, среда и многое другое. Эффективность решения педагогом задач воспитания и развития находится в прямой зависимости от целостного знания им условий воспитания и развития ребенка.
В связи с этим проектирование условий воспитания и развития всегда начинается с анализа первичной информации о реальном состоянии воспитанности и образованности дошкольника, состояния развития детской деятельности, эффективности созданных условий в развитии детской личности, характере его жизнедеятельности. Не является исключением и проектирование здоровье сберегающего педагогического процесса детей дошкольного возраста в детском саду. Средством получения необходимой педагогической информации становится диагностика.
Педагогическая диагностика – средство, обеспечивающее изучение педагогического процесса в целях оптимизации и обоснования его результатов для успешного развития человека и общества.
Прежде чем начать диагностировать детей, мы определили цель, задачи и методы диагностики валеологической культуры дошкольников.
Цель диагностики: определить на сколько комплексный подход в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей влияет на формировании культуры здоровья дошкольников.
Задачи диагностики:
Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни;
Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, особенности их знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье по направлениям Здоровый человек, Знания о человеческом организме, Ребенок в безопасном мире, Я и другие люди;
Изучить особенности валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать:
задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях;
задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Для определения уровня сформированности валеологической культуры дошкольников в работе использован опыт работы воспитателей детского сада Радуга города Санкт-Петербурга.
Диагностическая работа проводилась в детском саду №21 города Анжеро-Судженска, начиная с 2011 года. Выборку исследования составили 22 ребенка, пришедших в детский сад в 2011-2012 у.г (контрольная группа) и 22 ребенка пришедших в детский сад в 2012-2013 у.г. (экспериментальная).
Обе исследуемые группы находились в однотипных условиях ДОУ, имеющих одинаковую материально-техническую базу, санитарно-гигиенические условия и уровень подготовки педагогических кадров.
Контрольная группа, воспитывалась в обычном режиме педагогического процесса.
Экспериментальная группа воспитывалась в валеологическом режиме, т.е. в работе использовались здоровье сберегающие технологии, работа по формированию валеологической культуры дошкольников велась комплексно, по разработанной модели.
Одно из главных направлений в работе с детьми - создание положительного эмоционального благополучия. С приходом ребенка в детский сад его жизнь существенно меняется, происходит ломка привычек, серьезная перестройка всех отношений с людьми. Резкая смена условий нередко сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, нарушением психо-эмоционального состояния.
Для определения степени течения адаптационного периода детей изучили теоретические вопросы адаптации, рассмотрели педагогические условия, способствующие успешной адаптации.
Работа в экспериментальной группе проходила в тесном сотрудничестве педагогов, медицинского персонала и родителей.
По результатам исследования было видно, что у детей контрольной группы, процесс адаптации затянулся, у 6 (27,3%) детей легкая степень адаптации, у 13(59,1%) – средняя степень адаптации, у 3(13,6 %) - тяжелая.
В экспериментальной группе у 12(54,5%) детей – легкая степень адаптации, у 10(45,5%)-средняя адаптация.
Таким образом, можно сделать вывод, что тщательно продуманная работа позволила детям экспериментальной группы безболезненно пройти период адаптации, что положительно сказалось на их психическом и физическом здоровье.
В дальнейшем с родителями контрольной и экспериментальной группы было проведено анкетирование, в ходе которого мы выясняли уровень сформированности здорового образа жизни в их семьях. По результатам заполненных анкет родителями контрольной группы мы получили следующие результаты:
Ответы недостоверны – 0
Семья ведет в целом здоровый образ жизни – 18,2% (4 семьи)
Семья тяготеет к здоровому образу жизни – 36,4% (8 семей)
Здоровый образ жизни не сложился – 45,4% (10 семей)
По результатам заполненных анкет родителями экспериментальной группы мы получили следующие результаты:
Ответы недостоверны – 0
Семья ведет в целом здоровый образ жизни – 22,7% (5 семей)
Семья тяготеет к здоровому образу жизни – 36,3% (8 семей)
Здоровый образ жизни не сложился – 41% (9 семей)
Из полученных результатов видно, что результаты анкетирования родителей контрольной и экспериментальной группы приблизительно равны.
В дальнейшем, разработав модель комплексного подхода в формировании культуры здоровья дошкольников, в экспериментальной группе на протяжении четырех лет велась работа по проблеме формирования валеологической культуры у дошкольников.
Работа с детьми была построена на тесном сотрудничестве педагогов с родителями, медицинскими работниками. В конце эксперимента была проведена диагностика уровня сформированности валеологической культуры дошкольников, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
Результаты диагностики проводившееся на протяжении четырех лет показали, что уровень сформированности валеологической культуры в контрольной группе значительно ниже, чем у детей экспериментальной группы.
Результаты диагностики валеологической культуры дошкольников (контрольная группа) позволили определить детей с разной валеологической культурой. Валеологически культурными оказались 7 детей, валеологически не культурными считается 6 детей, остальные дети стали носителями оформляющейся валеологической культуры.
Результаты диагностики детей экспериментальной группы показали, что валеологически культурными стали 14 детей, у 8 детей валеологическая культура проявляется избирательно.
Таким образом, исходя из выше перечисленных результатов, можно сделать вывод о том, что уровень сформированности валеологической культуры в экспериментальной группе по сравнению с контрольной намного выше. Следовательно, можно сказать о том, что комплексная работа по формированию валеологической культуры дошкольников положительно влияет на уровень ее сформированности
2. Опыт работы по формированию валеологической культуры у дошкольников
Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
Особенно актуальным это становится в настоящее время, когда в педагогической действительности наметилась тенденция к переходу от массового унифицированного образования, направленного на передачу определенного набора стандартных знаний, к образованию дифференцированному, ориентированному на конкретного ребенка с его личностными особенностями, склонностями и т.д.
Здоровьев современном понимании, прежде всего, гармоничное сочетание физического, психического и социального благополучия. Дошкольныйвозраст является важнейшим этапом вформировании здоровья ребёнка. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояниездоровья детей дошкольного возраста снижается.
На сегодняшний день актуален поиск средств и методов повышения эффективностиоздоровительной работы в ДОУ.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников- это целостный процесс. Он требует овладения суммой определённых знаний по валеологии и изучения разных приёмов работы с детьми, а также пропаганды валеологических знаний среди родителей.
Формирование культуры здорового образа жизнидолжно проходить на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОУ. Любое действие, игра, занятие, направленное на развитие навыказдорового образа жизнидолжны быть объяснены ребёнку и положительно-эмоционально окрашены. Все перечисленные направления в работе по формированию здорового образа жизни детей будут комплексно воздействовать, дети приобретут устойчивую привычку - бытьздоровым!
Интегративний курс "валеология" в детском саду - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должен обеспечить реализацию таких задач: воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества; установление гармоничных отношений детей с живой и неживой природой; формирование личности ребенка; воспитание привычек личной гигиены; закаливание ребенка и его двигательная активность; профилактика и устранения вредных привычек.
Углубленную работу по воспитанию валеологической культуры у детей с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления веду четвертый год.
Основная цель моей работы по воспитанию валеологической культуры – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний. Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики. Значительное место мною отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика попеременного расслабления – напряжения, обучение пониманию своего эмоционального состояния.
Проведение занятий совместно с родителями дает возможность выявить проблемы в общении Родитель-Ребенок и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии.
Таким образом, создается благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребенка.
С целью выяснения уровня валеологической культуры и определения содержания, формы и методов работы проделала предварительную работу: это наблюдение за поведением детей, беседы с детьми. В результате было выявлено: зачастую небрежное отношение детей к своему здоровью объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением здоровья.
Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима совместная работа педагогов и родителей.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников - это целостный процесс. Он требует овладения суммой определенных знаний по валеологии и изучения разных приемов работы с детьми, а также пропаганды валеологических знаний среди родителей. Для себя отметила, что применение художественного слова на занятиях и в повседневной работе дает более устойчивые результаты в усвоении материала.
В содержании работы по валеологическому воспитанию значительное место занимает проведение занятий с детьми познавательного характера: знакомлю детей с элементарными знаниями о внешних органах человека; с основами первой помощи при травмах; безопасности поведения.Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей валеологической культуры, задачи валеологического воспитания решаю во всех видах детской деятельности.
Одним из условий эффективного валеологического воспитания дошкольников является постоянное самосовершенствование; субъектная позиция педагога, которая позволяет мне постоянно развивать и обогащать свою профессиональную компетентность, а также практические способы их реализации в профессиональной деятельности; расширение профессионального кругозора и возможностей реализации творческого потенциала в ходе работы.
Мною разработаны конспекты: Если хочешь быть здоров, Праздник чистоты и здоровья, Чистота для здоровья нам нужна, В гостях у Мойдодыра и др.
Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка считаю валеологическую культуру семьи. Ее становление и обогащение осуществляю с помощью следующих форм взаимодействия с родителями: дни открытых дверей; родительские собрания, консультации; педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые по проблемам); совместные занятия для детей и родителей; круглые столы с привлечением специалистов (медсестра, физинструктор).
Мне удалось в работе по воспитанию валеологической культуры у детей сделать родителей своими помощниками и союзниками. Они помогают в оформлении предметно-развивающей среды в группе, в подборе атрибутов к сюжетно-ролевым играм, шьют костюмы к мероприятиям и т.д.Важным условием воспитания и развития ребенка является и создание валеологически развивающей среды.
В группе созданы физкультурные уголки, оснащенные атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастик, коррекции осанки. Оформлены зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу. Валеологически развивающая среда создается с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Характер моего взаимодействия с ребенком в валеологической среде детского сада определяю как педагогическую поддержку: поддерживаю ребенка, направляю его и помогаю ему активно использовать среду в решении обозначенных задач.
Важным условием педагогической поддержки считаю диалог: сотрудничество с ребенком в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизации самостоятельного выбора объектов среды, с которыми ребенок хочет взаимодействовать. Если ребенок чувствует себя уверенно в среде, успешно решает задачи, то хвалю и поощряю его, ориентирую на успех организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач валеологического содержания. Если же ребенок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в ее освоении, то в процессе индивидуального взаимодействия ввожу его в среду, предлагаю совместно осваивать ее, используя игровые приемы, стремясь заинтересовать ребенка ее компонентами, поощряя его действия.
Процесс воспитания валеологической культуры обеспечивается также активностью и самостоятельностью самого ребенка, поэтому я поддерживаю эту активность, создаю условия для возникновения интереса к решению задач валеологического содержания и успешности этого решения путем обеспечения интеграции валеологического воспитания с другими видами деятельности. Я внедряю свою работу в тесном сотрудничестве со специалистами (медсестра, музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания). Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети. Так, шаг за шагом ребенок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее.
Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечиваю через взаимодействие следующих педагогических условий, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников; валеологическая культура родителей; интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс; создание валеологически развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней; учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе освоения валеологической культуры.
Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
С целью улучшения деятельности поформированию здорового образа жизни у детей в ДОУ:
• Вводить в утреннюю гимнастику кинезиологические упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия мозга;
• Занятия по валеологии проводить во всех возрастных группах, начиная с 1-ой младшей группы, чтобы знания поформированию здорового образа жизнибыли системными и взаимосвязанными.
Заключение
Выдающийся педагог, реформатор воспитания, автор Педагогики Сердца Януш Корчак писал: Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: Если за ними не смотреть, они повыпадали бы из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением легких – и уж сам не знаю какими еще болезнями.
Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься.
Под этим девизом осуществлялась работа по формированию валеологической культуры у детей дошкольного возраста.
Результатом работы по модели: Комплексный подход в формировании валеологической культуры дошкольников как основа здорового образа жизни стало следующее:
Комплексная работа, проведенная на протяжении трех лет, привела к хорошим показателям здоровья детей. Заболеваемость в экспериментальной группе снизилась на 21, 7%.
Уровень знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье в экспериментальной группе, характеризуется в большинстве случаев как высокий.
Отношение к здоровью и мотивации здорового образа жизни у 63,3% дошкольников экспериментальной группы стало устойчиво положительным.
Таким образом, видно, что валеологическая работа не проходит бесследно. Тесное сотрудничество педагогов, медицинского персонала и родителей, способствует осознанному отношению к своему здоровью.
Список литературы
Антонов, Ю. Е., Иванова, Е.Ю. Основные положения программы Здоровый дошкольник [Текст] / Ю.Е.Антонов, Е.Ю. Иванова // Обруч.-1996.- № 1.-С. 5-6.
Ашикова, С. Г., Ашиков В.И. Совместная с детьми творческая деятельность [Текст] / С.Г. Ашикова, В.И. Ашиков // Ребенок в детском саду. – 2001. - № 5. С. 7-9.
Вержбицкая, Н. А. Массаж – одно из средств физического воспитания (из опыта работы преподавателя МПК г. Мурманска) [Текст] / Н.А. Вержбицкая // Дошкольное воспитание.-1999.- № 3.-С. 6-7.
Голубева, Л.Г. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей. [Текст] / Л.Г. Голубева // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 1. – С. 8-10.
Гутникова, Л. П. Спорт + игра = радость. [Текст] / Л.П. Гутникова //Дошкольное воспитание. – 2001. - № 12. – С. 10-13.
Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. [Текст] / Сост. Ю.Е. Антонова, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – М.: АРКТИ, 2000. - С. 88.
Казьмин, В. Д. Дыхательные гимнастики [Текст] / В.Д. Кузьмин. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2000. – 151 с.
Кудрявцева, В. Т. Развивающая педагогика оздоровления [Текст] / В.Т. Кудрявцева. – М.: Линка – Пресс, 2000. – 168 с.
Кузнецова, М. Н.Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. [Текст] / М.Н. Кузнецова.– М.: АРКТИ, 2002. – 143 с.
Латохина, Л.И. Как быть здоровым душой и телом. [Текст] / Л.И. Латохина //Дошкольное воспитание. – 1999. - № 10. – С. 5-8
Лобанок, С. А., Агеева Л. М. Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи [Текст] / С.А. Лобанок, Л.М. Агеева. – М., 1998. – 125 с.
Мартынов, С. М. Здоровье ребенка в наших руках [Текст] / С.М. Мартынов. – М.: Просвещение, 1991. – 146 с.
Материалы Всероссийского совещания. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных учреждениях [Текст] / – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 101 с.
Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] / М.Д. Маханева. – М., 2000. – 145 с.
Панфилова, М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры [Текст] / М.А. Панфилова. – М.: ГНОМ и Д, 2000. – 160 с.
Никифоров, Н. С. Психология здоровья [Текст]: учебное пособие / Н.С. Никифоров. – Спб.: Питер, 2003. – 607 с.
Рунова, М. А. Сохранение и укрепление здоровья ребенка [Текст] / М. А. Руднова // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 6. – С. 11-13.
Спирина, В. П. Закаливание детей [Текст] / В.П. Спирина. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.
Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. СА-ФИ-Дансе. Танцевально –игровая гимнастика для детей [Текст] / Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 352 с.
Черняева, С. А. Психотерапевтические сказки и игры [Текст] / С.А. Черняева. – Спб.: Речь, 2003. – 168 с.
Чистякова, М. И. Психогимнастика [Текст] / М. И. Чистякова. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 4
Сценарий спортивного праздника
Тема: Весёлые старты!
(старшая группа)
Цель: пропаганда Здорового образа жизни, вовлечение в систематические занятия физической культурой испортом.
Задачи: сплочение детей и родителей;
Доставить детям и родителям удовольствие от совместных занятий физкультурой. Развивать физическиекачества: выносливость, быстроту способствовать развитию положительных эмоций.
Участники:2-3команды, ведущий, жюри, группы поддержки.
Оборудование: мячи резиновые, скакалки, обручи, кегли, гимнастические скамейки, мешочки с песком.
В зал входят команды под звукивесёлой музыки. Все участники с яркими эмблемами своей команды.
Вед: Приглашаем всех сейчас.
Праздник спорта и здоровья
Начинается у нас!
Спортивныелюди – они так красивы.
В них столько энергии, бодрости, силы.
Ты хочешь на них быть хоть каплю похожим?
Лишьспорттебе в этом отлично поможет.
Здоровье усилит, успехов прибавит.
От скуки, безделья тебя он избавит.
Поверь ты в себя и добейся высот.
О чем ты мечтал, даст тебе толькоспорт.
Вед: Сегодня у нас необычные команды, команды семейные,спортивные(команды демонстрируют девизы и поддержку болельщиков).
Наши команды не знают лени, встают на разминку без промедлений.
Под музыку каждая из команд выполняет свой комплекс упражнений.
Вед: Упражненья проделали, чтоб здоровье укрепить,
пора бы работу и вид оценить.
Жюри оценивает внешний вид и разминку команд.
Вед: Хотите побегать? Не будет запрета,
Ведь впереди нас ждёт Эстафета!
Проводится эстафетаКто быстрее!
Участники двигаются с зажатым между ногами мячом до конуса и обратно.
Оценки жюри.
ЭстафетаБег в паре.
По командеСтартпервые пары бегут вперед, обегают стойку и возвращаются назад к своей команде. Как только они пересекают линиюстарта, то бег начинает следующая пара и так далее.
Оценки жюри.
Проводится эстафетаНе урони мяч.
Первая пара в колонне держит две палки, на которых лежит мяч или же зажимают мяч палками. Пары бегут вперед, обегают стойку и возвращаются к началу своей колонны.
Оценки жюри
Проводится эстафетаЛягушки.
Прыжки верхом на большом мяче с ручкой. Пропрыгивают вокруг стойки возвращаются в конец колонны.
Оценки жюри
Проводится эстафетеРаботай головой.
Командам необходимо пройти дистанцию, держа на голове мешочки с песком, обежать стойку и вернуться в конец колонны.
Вед: Нашему жюри пора очки зачислить, ну а нам бы поразмыслить.
Вед. Загадывает загадки проспорт.
Он бывает баскетбольный,
Волейбольный и футбольный.
С ним играют во дворе,
Интересно с ним в игре.
Скачет, скачет, скачет, скачет!
Ну конечно, это.(мячик)
Рядом идут по снежным горам,
Быстрей помогают двигаться нам.
С ними помощницы рядом шагают,
Нас они тоже вперед продвигают.(Лыжи и лыжные палки)
Воздух режет ловко-ловко,
Палка справа, слева палка,
Ну а между них веревка.
Это длинная.(скакалка)
Соревнуемся в сноровке,
Мяч кидаем, скачем ловко,
Кувыркаемся при этом.
Так проходят.(эстафеты)
Мы, как будто акробаты,
Делаем прыжки на мате,
Через голову вперед,
Можем и наоборот.
Нашему здоровью впрок
Будет каждый.(кувырок)
Мы физически активны,
С ним мы станем быстры, сильны.
Закаляет нам натуру,
Укрепит мускулатуру.
Не нужны конфеты, торт,
Нужен нам один лишь.(спорт)
Борьбу за выигрыш, признание
Зовем мы все.(соревнованием)
Выиграть в соревнованиях —
Это наше кредо.
Мы не требуем признания,
Нам нужна.(победа)
Победитель вспорт. соревнованиях,
Впереди все время только он.
Как звучит, скажите, гордое название?
Знают все, что это.(чемпион)
На команды нас разбили
И дают задание.
Мы участвуем впервые
Вспорт.(соревнованиях)
Ноги в них быстры и ловки.
Тоспортивные.(кроссовки)
Не было б в бегах победы,
Коль меня не мчали б.(кеды)
Подтянуться мне непросто,
Я же небольшого роста.
Знает каждый ученик,
Что подтянет нас.(турник)
На уроке с ним можно играть,
Катать его и вращать.
Он будто бы букваО:
Круг, а внутри — ничего.(обруч)
Оценки жюри. Подведение итогов. Вручение подарков.
Приложение 5
Приложение 6
Чумаков Б.Н. Валеология. – М.: Педагогическое общество России, 1991. – С. 24
ФеоктистоваВ.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии. – Волгоград: - Учитель, 2007.- С. 3.
Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации. // Д/в.,2006.-№4.-с.46.
Корчак Я. Как любить ребенка. Калининград, 2002. – с.315.
2
HYPER13PAGE HYPER15
48
3
32
33
47
ПЕДАГОГ
Мед.учреждение
Мед.сестра
Дети
Родители
Профилактическая работа
Работа с родителями
Воспитательная работа по формированию ЗОЖ
Сотрудничество
Диагностический банк
Оздоровительная работа
Мониторинг
Оздоровительная работа
Познавательное развитие
Коррегирующая работа
Психолого-эмоциональное развитие
Экскурсии
Просветительная работа с детьми
Просветительная работа
Структура работы с дошкольниками
Формы оздоровительной работы
Формы образовательной работы
Формы коррегирующей работы
Утренняя гимнастика
Бодрящая гимнастика
Психо-эмоциональное благополучие
Создание развивающей среды
Занятия
Игры
Самостоятельная деятельность в течение дня
Динамические паузы
Психогимнастика
Арт-терапия
Сказкотерапия
Массаж
Опытно-экспериментальная работа
Домашние задания
Подвижные и спортивные игры
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для глаз
Прогулки
Турпоходы, экскурсии
Круг здоровья
Неделя Здоровья
Структура валеологических занятий
Использование на занятиях литературно-художественного материала
Продуктивной деятельности детей
Использование на занятиях игрового материала
Использование занимательного материала
Опытно-исследователь-ская деятельность
Оздоровительные минутки
Пословицы
Загадки
Сказки (Приключе-ния Стобеда, Расти здоровым, Как стать Неболейкой и др.)
Рисование
Продуктивно-изобразительная деятельность
Художественно-речевая деятельность
Аппликация
Раскрашивание
Составление загадок
Изготовление
поделок
Составление рассказов по валеологии по картинкам и рисункам
Конструирование
Составление пословиц
Составление рецептов и указов (рецепты тетушки Чистоты, доктора Мойдодыра, Здоровейки, Неболей-ки, Кифоза, Гантелькина
Составление сказок
Игры-лабиринты
Оздоровительные игры
Хороводно-музыкальные
Подвижные
Дидактические
Кроссворды
Ребусы
Проблемные рисунки
Задачи
Занимательные вопросы
Проведение опытов
Самонаблюдениqqqqqqй
Составление алгоритмов
Заполнение таблиц
Упражнения
Гимнастика
Элементы психогимнастики
Элементы легкого самомассажа
Физкультурные паузы
Дыхательные
На расслабление мышц
На развитие внимания, памяти, воображения
На снятие зрительного утомления
50
Структура работы с медперсоналом
Мед.сестра ДОУ
Мед.учреждения
Оздоровительная работа
Профилактическая работа
Детская поликлиника
Узкие специалисты
Фитотерапия
Физиолечение
51
Структура работы с родителями
Наглядно-просветительская работа
Воспитательная работа по формированию ЗОЖ
Сотрудничество
Диагностика
Тематическая выставка
Газета
Бюллетень
Родительские собрания
Клуб заинтересован-ных родителей
Деловые игры
Конференции
Презентации
Лекции специалистов
День открытых дверей
Неделя здоровья
Фестиваль Я – Сибиряк
Праздники и развлечения
Турпоход в зелёную зону
Анкеты
Опросники
Беседы
Домашние задания
37
38
39
40
43
42
41
44
45