Комплексы гимнастики после дневного сна для средней группы | Сараева Светлана Викторовна. Работа №306799
Комплексы гимнастики после дневного сна для средней группы.
Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка трудно переоценить. Отдых в середине дня ему просто необходим. Однако, после дневного сна дети просыпаются вялыми, у них низкая работоспособность, так как мышечный тонус расслаблен. Все органы и системы (сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная и т.д.) ещё не подготовлены к тем нагрузкам, которые предстоит преодолевать организму ребёнка в процессе деятельности вечером. Как же помочь проснуться детям в хорошем настроении и активно продолжать день? Для этого необходимо провести с детьми после тихого часа гимнастику после сна.
КОМПЛЕКСЫ ГИМНАСТИКИ
ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА
ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
СЕНТЯБРЬ
1-2 неделя
Комплекс № 1 "Со здоровьем я дружу, закалённым быть хочу"
1.Побудка:
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
Упражнения в кровати:
1) И.п.: лёжа на спине. Потянуться, напрягая мышцы, расслабиться (3-4р.).
2) И.п.: лёжа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох (3-4р.).
3) И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками и выпрямиться.(3-4р.).
4) И.п.: сидя на коленях, руки в стороны. Хлопок прямыми руками впереди. (3-4р.).
2. Упражнение "Зарядка". (Дети выполняют движения по тексту.)
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны,
Согнули,
Вверх подняли,
Помахали,
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели
Пяточки задели
На носочках поднялись,
Опустили руки вниз.
3. Дыхательная гимнастика
1. «Послушаем своё дыхание»
Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.
И.п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют: куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит; какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно); какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое; какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой); тихое, неслышное дыхание или шумное.
2. «Дышим тихо, спокойно и плавно»
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
4.Индивидуальная работа.
5. Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос-ль: Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтобы щёчки краснели, чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!
3 - 4 неделя Комплекс № 2 "Дождь"
1.Разминка в постели (без подушек).
1. «Разбудим глазки».
И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поморгать глазками, открывая и закрывая их.
2. «Потягушки».
И.п.- лёжа на спине, руки внизу, ладони в «замок». Поднять руки вверх за голову, потянуться и сделать вдох. Вернуться в и.п. -выдох.
3. «Посмотри на дружочка».
И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища, голова прямо. Повернуть голову вправо, вернуть в и.п. То же влево.
4. «Сильные ножки».
И.п.- сидя, ноги вместе, руками упор сзади. Поднять правую ногу согнутую в колене. Вернуться в и. п. То же левой ногой.
2. Упражнение "Зарядка".
Что такое, что мы слышим? Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней, и по крыше бьет быстрей
(ударяют подушечками пальцев одной руки по ладошке другой).
Вверх поднимем наши ручки и дотянемся до тучки(поднимают руки вверх, потягиваются)
Уходи от нас скорей, не пугай ты нас, детей(машут руками)
Вот к нам солнышко пришло, стало весело, светло
(поворачивают голову направо, налево).
А теперь на ножки встанем, и большими станем.
(И.п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произношением слова Ух-х)
3. Дыхательная гимнастика
1. «Погладим носик».
И.п.- стоя, ноги вместе. Погладить нос руками (боковые части носа) от кончика к переносице-
вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами.
2. «Подыши одной ноздрёй».
И.п.- стоя, ноги вместе. Указательным пальцем правой руки закрыть правую ноздрю. Вдыхать и выдыхать воздух левой ноздрёй. Затем указательным пальцем левой руки закрыть левую ноздрю. Вдыхать и выдыхать воздух правой.
3. "Гуси».
И.п.- стоя ноги врозь, стопы параллельно друг другу, руки на поясе. Сделать вдох носом, на выдохе наклониться вперёд и вытягивая шею, произнести «ш-ш-ш».
4.Индивидуальная работа.
5. Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос – ль: Мою ручки до локтей,
Я водой похолодней.
А потом лицо и шею
Я мою поскорее.
Стану сразу чистый-чистый,
И веселый, и лучистый.
ОКТЯБРЬ
1 - 2 неделя
Комплекс № 3 «Добрый день!»
1.Упражнения в постели
Ручки, ножки, щечки, ушки очень любят потягушки.
Мы погладим их легонько и проснемся потихоньку.
Где же, где же наши глазки? Отвечайте без подсказки.
Мы прикрыли их ладошкой и погладили немножко.
Глазки вверх мы поднимали, и моргали, и моргали.
Глазки, глазки, добрый день! Просыпаться нам не лень!
Ушко правое ладошкой, ушко левое ладошкой
Все погладили, ребятки, и подергали немножко!
Ушки, ушки, добрый день! Просыпаться нам не лень!
Щечку правую ладошкой, щечку левую ладошкой,
Все погладили, ребятки, и похлопали немножко!
Щечки, щечки, добрый день! Просыпаться нам не лень!
С ручкой правой поиграем, с ручкой левой поиграем –
Пальчики соединяем, а потом разъединяем.
Ручки, ручки, добрый день! Бить в ладоши нам не лень!
Ножку правую ладошкой, ножку левую ладошкой
Все погладили, ребятки, и потопали немножко!
Ножки, ножки, добрый день! Дружно топать нам не лень!
Значить будем просыпаться, умываться, одеваться!
2.Упражнения "Листья"
Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Выполняют движения руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)
3.Корригирующая гимнастика после сна с элементами профилактики зрительных расстройств.
«Ветер»
Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.)
Закачалось дepевцо. (Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.)
Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
Деревца все выше, выше. ( Встают и глаза поднимают вверх.)
4.Индивидуальная работа.
5. Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос –ль :Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли.
А глазки?
Забыли.
3 - 4 неделя Комплекс № 4 Сказка «Колобок»
1.Упражнения в постели
Дети просыпаются под звучание спокойной музыки и выполняют упражнения в постели. (Звуки природы лес)
- Проснись дружок, и улыбнись от души ты потянись
С боку на бок повернись в сказке «Колобок» ты окажись!
Воспитатель: Где-то на лесной опушке в одной старенькой избушке
Жила баба и жил дед, было им по сотне лет.
Вот однажды пред обедом меж собой ведут беседу:
- Что-то голодно, старушка, кушать хочется чуток.
Испеки мне колобок. Так и сделала бабуля.
По сусекам помела, горсть муки и наскребла.
Маслица добавила, да и в печь поставила.
- Колобочек поднялся (и.п.: лёжа на спине, руки поднимаем вверх)
И румянцем налился (и.п.: растираем ладонями щёчки)
Из печи его достали (и.п.: из положения лёжа поднять туловище, вытянув руки вперёд)
И в сметане обваляли (и.п.: взявшись руками за колени наклонять их на один бок потом на другой)
Положили на окошко,
Чтобы он остыл немножко (и.п.: дуем на ладошки)
2. Упражнение "Зарядка".
Зашагали ножки, топ-топ-топ.
Прямо по дорожке, топ-топ-топ.
Ну-ка веселее, вот как мы умеем, топ-топ-топ!
Мы шагаем друг за другом. Лесом и зелёным лугом.
По дорожке побежали и нисколько не устали.
3.Корригирующая гимнастика после сна с элементами профилактики зрительных расстройств.
«Солнышко и тучки»
Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз)
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки.
Легких - две штучки,
Тяжелых три тучки
Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло. (Поморгать глазками)
4.Индивидуальная работа.
5. Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос – ль: Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
НОЯБРЬ
1 - 2 неделя
Комплекс № 5 «Веселые котята»
1.Упражнения в постели. "Потягивание котят". И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Потягивание руками и ногами, напрягая мышцы (4-5 раз).
Мы проснулись,
Мы проснулись.
Наши глазки улыбнулись.
Лапки потянулись.
Они тоже ведь проснулись.
2."Покажем наши лапки". И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты на правый, левый бока (по 2 раза на каждую сторону).
Уж ты, котенька, коток,
Повернись - ка, на бочок!
3."Кошечка". И. п. - стоя на четвереньках. Выгибать и прогибать спину (4- 5 раз).
Вот и кошечка проснулась.
Всем котятам улыбнулась,
А потом нахмурилась.
4. "Красивые котята". И. п. Сидя на кровати по-турецки, руки на поясе. Поворот головы вправо-влево, спина прямая (4-5 раз).
Все у зеркала мы сели
И себя там рассмотрели.
2.Упражнение Зарядка "Тучки"
Мы наши пальчики сплели (Дети стоя сплетают пальцы.)
И вытянули ручки.(Вытягивают руки ладонями вперед.)
Ну а теперь мы от земли отталкиваем тучки.(Поднимают руки вверх и тянутся как можно выше.)
3.Ходьба по дорожкам закаливания под музыкальное сопровождение.
4.Индивидуальная работа.
5. Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос – ль: Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдём,
Где водичка найдём!
3 - 4 неделя Комплекс № 6 «Улетают сны в окошко»
1.Упражнения в постели.
Улетели сны в окошко, убежали по дорожке,
Ну, а мы с тобой проснулись и, проснувшись улыбнулись.
Открывай один глазок, открывай другой глазок,
Будем мы с тобой сейчас делать «потягушки»,
Лежа на подушке.
Потянули одеяло, прячемся в него сначала,
Отгибаем не спеша, вместе ищем малыша.
Для того чтобы научить детей просыпаться, можно периодически играть с ними в прятки под одеялом. Затем садимся в кроватке и «раздвигаем» руками потолок. Чтобы увидеть солнышко. Поочередно тянемся то правой, то левой рукой вверх, при этом приговариваем: «Потягушечки - просыпушечки».
Тянем ручки, тянем ушки,
Ручкой облачка достали и немного выше стали!
Чтоб головку разбудить, надо шейкой покрутить
Делаем различные покачивания, вращения.
Чтобы ручки разбудить. Хлопать будем их учить.
Справа, слева, и вверху, за спиною и внизу.
Хвостик спрячем на подушки. Делать будем мы вертушки.
Дети делают повороты к подушке, лежащей у них за спиной, ищут «хвостик». Для поддержания интереса можно заглядывать то слева, то справа под подушку.
А куда же делись ножки? Как пойдем мы по дорожке?
Одеяло мы подняли. Сразу ножки побежали.
Раз, два. Три! Ну-ка, ножки, догони!
Дети сидя поднимают ноги и делают упражнение «Ножки бегают».
На живот перевернулись, в воду быстренько нырнули.
И поплыли, как могли! Если сможешь - догони!
Лежа на животе и приподняв голову, глядя на воспитателя, дети работают руками и ногами - спина получает прогиб назад. Одновременно напряжены мышцы верхнего и нижнего пояса.
А теперь мы все - собачки.
На коленочки встаем. стать на четвереньки (колени-ладони)
И виляем все хвостом.
Можно поворачивать таз вправо-лево, можно поднимать одну ногу вместо хвоста (как более сложный вариант исполнения).
А теперь мы с вами - зайки: из кроватки вылезайте,
Становитесь босиком и попрыгайте легко.
2.Упражнение Зарядка Речь с движением.
Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,
Качаем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Мы руки подаём,
По кругу мы идём.
Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,
Качаем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Мы руки подаём,
А потом бегом.
3.Ходьба по дорожкам закаливания под музыкальное сопровождение.
4.Индивидуальная работа.
5. Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос – ль: Теплая водичка
Умоет Тане личико,
Пальчики — Антошке,
Сашеньке — ладошки.
ДЕКАБРЬ
1 - 2 неделя
1.Упражнения в постели. Комплекс № 7 « Медвежата проснулись».
Проснись дружок, и улыбнись.
С боку на бок повернись и в медвежонка превратись
(поворачиваются направо, затем налево).
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили!
Вот так. Вот так головой своей крутили(повороты головой).
Вот мишутка наш идет, никогда не упадет.
Топ-топ, топ-топ, топ-топ, топ-топ. (имитация ходьбы).
Мед медведь в лесу нашел – мало меду, много пчел (махи руками).
Мишка по лесу гулял, музыканта повстречал.
И теперь в лесу густом он поет под кустом.
2.Упражнение Зарядка «У меня спина прямая»
«У меня спина прямая» И.п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.
«Я наклонов не боюсь» (наклоны вперед)
« Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь»(действия в соответствии с текстом)
« Раз, два. три, четыре, три, четыре, раз, два!» (повороты туловища-руки на поясе).
« Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте)
« Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» (повороты туловища)
« Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» (действия в соответствии с текстом)
« Наклонюсь туда- сюда! Ох, прямешенька спина!»(наклоны туловища, руки скользят по бёдрам).
3.Индивидуальная работа.
4. Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос – ль: Буль- буль- буль- бежит водичка,
Все ребята любят мыться!
3 - 4 неделя
1.Упражнения в постели. Потягивание в кроватях.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем
Их повыше понимаем
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и сесть!
Мы проснулись, мы проснулись. (Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
Сладко, сладко потянулись. (Тянем ручки вверх)
И друг другу улыбнулись
2.Упражнение Зарядка
Основная стойка – стоя.
1. И. п. – основная стойка. Руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения согнутыми руками вперед, затем назад (5–6 раз в каждую сторону).
2. И. п. – основная стойка. Руки перед грудью. С напряжением, рывками руки разводятся в стороны, поднимаются вверх, опускаются вниз. (Повторить 3 раза).
3. И. п. – основная стойка. Руки вдоль тела: ребенок медленно поднимает руки вперед и вверх, сцепив их в замок над головой, поднимается на носочки и прогибает спинку. Возвращается в исходное положение. (Повторить 3 раза).
4. И. п. – основная стойка. Руки в стороны. Поднимает согнутую в колени ногу с одновременным подъемом рук вверх (носочек тянет, спинка прямая; 5–6 раз каждой ногой).
5. И. п. – основная стойка. Активное вытяжение. Спинка прямая, руки над головой в замке. Ходит с напряженно вытянутой спинкой на носочках (1–2 минуты).
6. И. п. – основная стойка. Спокойно, очень медленно, плавно на вдохе поднимает руки вверх, подтягивается. На выдохе плавно опускает руки через стороны вниз (4–5 раз).
3.Индивидуальная работа.
4. Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос – ль: Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
ЯНВАРЬ
1 - 2 неделя
1.Упражнения в кровати: Мы проснулись.
Эй, ребята, что вы спите? Просыпайтесь, не ленитесь!
Прогоню остатки сна, одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна – помогает здорово.
Наконец – то мы проснулись, Протирают глаза кулачками.
Сладко, сладко потянулись, Потягиваются.
Чтобы сон ушел, зевнули, Зевают.
Головой слегка тряхнули. Покачивают головой из стороны в сторону.
Плечи поднимали, Поднимают плечи.
Ручками махали, Руки перед грудью, «ножницы».
Коленки сгибали, Согнуть ноги в коленях.
К груди прижимали. Обхватить руками ноги, прижать.
Носочками подвигали, Носки на себя, от себя поочередно.
Ножками подрыгали. Вытянуть ноги, потрясти ими.
Не хотим мы больше спать Пальчиками или ладошками показать.
Будем весело играть Хлопки в ладоши.
2. Упражнение Зарядка "Петушок"
Шел по берегу петух, (Дети раскачиваются из стороны в сторону, руки держат за спиной.)
Поскользнулся, в речку бух! (Круговые движения руками, приседают.)
Будет знать петух, что впредь (Грозят пальчиком.)
Надо под ноги смотреть. (Наклоняются вперед.)
3. Дыхательное упражнение "Петух".
И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища.
1 - поднять руки в стороны (вдох),
2 - хлопнуть руками по бедрам, произнести "ку-ка-ре-ку" (выдох) 5-6 раз.
4.Самомассаж ладоней. Быстро растираем свои ладони до появления
тепла. Затем теплыми ладонями «умыть» лицо..
4.Индивидуальная работа.
5. Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос-ль: Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтобы щёчки краснели, чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!
3 - 4 неделя
1.Упражнения в постели. «Потягивание»
а)«Обезьянка». Лежа на спине, поднять руки и ноги вверх,
выполнять хаотичные движения.
б)«Пантера». Стоя на кровати на коленях, опора на руки, на раз – прогнуть
спину, на два- выгнуть спину дугой, голову вниз. И так 6-8 раз.
2. а)«Лепим
лоб». Провести пальцами обеих рук по лбу середины к вискам. Повторить четыре
раза; темп умеренный.
б)«Рисуем брови». Указательными пальцами обеих рук с жимом
провести по бровям.
Повторить три раза; каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.
в)«Лепим
уши». Растирать уши снизу вверх и сверху вниз до покраснения и ощущения
тепла. В конце упражнения слегка подергать за уши.
Самомассаж головы. «Помоем голову». И. п. сидя. «Включите воду в
душе. потрогайте… ой, горячая! Добавьте холодной воды. Помочите
волосы, налейте шампунь в ладошку, намыливайте волосы, хорошенько
мойте голову со всех сторон… нет, сзади совсем не промыли. Теперь
хорошо! Смывайте пену. Теперь все чисто, выключайте воду. Берите
полотенце и осторожно промокните волосы. Возьмите расческу. Какие вы
красивые!»
д)Самомассаж ладоней. Быстро растираем свои ладони до появления
тепла. Затем теплыми ладонями «умыть» лицо.
3. Дыхательная гимнастика
а)«Ныряльщики». Разводим руки в стороны, делаем вдох ртом.
Обхватываем себя руками и приседаем (опускаемся под воду). Выдох
ртом.
б )Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: "м-мм (рот плотно закрыт)
4.Индивидуальная работа.
5. Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос – ль: Мою ручки до локтей,
Я водой похолодней.
А потом лицо и шею
Я намылю поскорее.
Стану сразу чистый-чистый,
И веселый, и лучистый.
ФЕВРАЛЬ
1 - 2 неделя
1.Упражнения в кровати «Потягивание»
Скачут, скачут в лесочке,
Зайцы – серые клубочки,
Прыг – скок, прыг – скок.
Встал зайчонок на пенек,
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
а)Потягивание лежа на спине. Выполнять произвольно. Потягиваемся
всем телом, потом
только носочками вперед, носочки на себя.
б) Лёжа на спине. Руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза
закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую
ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками,
ногами, растягивая позвоночник. (3-4 раза)
в) « Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц).
И.п.- лёжа на спине, на сигнал « Зима» дети должны свернуться в клубок,
изображая, что им холодно. На сигнал « Лето»! дети раскрываются,
расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло. (3-4раз)
2. Упражнение Зарядка
а) «Лыжник»: имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5 минут
б). «Дерево»: ноги и туловище стоят неподвижно, а руки и пальцы
имитируют колебание ветвей на ветру. Стоят деревья в инее - То белые, то
синие
3. Дыхательная гимнастика
а)«Пение лягушки». И. п.: ноги на ширине плеч. Положить руки на
живот, на выдохе энергично работать диафрагмой, произнося «ква».
Повторить 4 - 6 раза.
б.) «Паровозик». Дети двигаются по кругу с ускорением и замедлением,
координируя движения рук и ног с дыханием, делая вдох на счет два,
произнося на выдох «чух-чух». Согнутые в локтях руки двигаются
одновременно. Повторить 4 - 6 раза.
в.) «Дровосек». И. п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять
сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - выдох с произношением
слова: "Ух-х-х. Повторить 4 - 6 раза.
4.Индивидуальная работа
5. Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос –ль :Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли.
А глазки?
Забыли.
3 - 4 неделя
1.Упражнения в постели. «Потягивание»
1.а.)Лежа на спине, руки вдоль туловища, руки вверх, потянуться, руки вперед.
б.) сидя, ноги скрещены, руки на поясе, руки через стороны вверх вдох, выдох.
в) «Пляска»
г.) И. п.: лёжа на спине, руки под затылком, ноги приподнять. Развести ноги
врозь и вернуться в и. п. (6 раз) .
2. а)«Покачай малышку»
сидя, прижать к груди стопу ноги. Укачивая «малышку», коснуться
лбом колена и стопы ноги (6 раз)
б) .«Часы». сидя, руки на поясе. Со звуком «тик» выдохнуть и наклониться
вперед, со звуком «так» возращение в и. п. - вдох.
3.а) «Холодно – жарко»
сидя, скрестив ноги. Подул холодный северный ветер – дети съёжились в
комочки. Выглянуло солнышко – расслабиться, обмахиваясь платочком или
ладошкой (6 раз)
2. Дыхательная гимнастика
«Перочинный ножик» На выдохе наклон туловища к ногам, которые не
отрываются от пола. Произносится на выдохе «Ха! ». Повторить 3-4 раза.
в) «Насос». Стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Наклоняясь
вниз с прямыми ногами, делать выдох, произнося [ш]. Выпрямляясь, делать
вдох через нос. Повторить 6-8 раз.
3.Индивидуальная работа
4.Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос – ль: Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
МАРТ
1 - 2 неделя
1.Упражнения в кровати «Потягивание»
Мы проснулись, улыбнулись, посильнее потянулись.
Первый разик на спине, а потом на животе.
И на левом боку потянулись, и на правом боку потянулись.
Лягте на спинку и продолжаем, ноги вверх мы поднимаем и тихонько
опускаем,
Правую ножку поднимем, потянем носочек, тихонько опускаем,
Левую ножку поднимем, потянем носочек, тихонько опускаем,
А теперь мы с вами, дети, поедем на велосипеде. Молодцы, отпустили
ножки.
2. Упражнение Зарядка
«Малый маятник»
«Маятник». И.п.: ноги на ширине плеч, руки за
спину. Наклоны туловища в стороны. При наклоне выдох, выпрямиться — вдох.
Ходьба на месте
3.Корригирующая гимнастика после сна с элементами профилактики зрительных расстройств. «Чудеса»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса(Закрывают оба глаза,)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. ( Продолжают стоять с закрытыми глазами.)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. ( Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)
Нарисуем букву о, получается легко (Глазами рисуют букву о.)
Вверх поднимем, глянем вниз, ( Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)
Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо-влево.)
Заниматься вновь начнем.
4.Индивидуальная работа.
5. Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос – ль: Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдём,
Где водичка найдём!
3 - 4 неделя
1.Упражнения в постели. «Потягивание»
1.Мы проснулись, улыбнулись, посильнее потянулись.
Подбородком грудь достанем, к потолку глаза подняли,
Влево, вправо посмотрели, на кроватку тихо сели.
Руки в стороны подняли, крепко так себя обняли.
Наклонились, потянулись, до носочков дотянулись. Выпрямили спинки,
отдохнули и еще раз наклонились, потянулись, до носочков дотянулись,
выпрямили спинки.
2. Упражнение Зарядка. «Здравствуй, солнышко!».
а)И.п.: ноги на ширине плеч, руки
и спину. Медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, руки
и сторону, голову поднять вверх (вдох), медленно вернуться в и.п.
б)«Тихоход». Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага —вдох, на 4—6
шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше».
в)«Трубач» .Воображаемую трубу поднести к губам. Имитируя движения
трубача, нажимать пальцами клавиши и произносить «ту-ту-ту».
Разбудим наши ротики, сделаем глубокий вдох,
А, выдыхая, помычим «м – м – м - м», но ротик не открываем. Молодцы!
3.Корригирующая гимнастика после сна с элементами профилактики зрительных расстройств. «Самолет»
а)Пролетает самолет, с ним собрался я в полет (сидя, ноги
скрестив, смотреть вверх, не поднимая головы, и водить пальцем за
пролетающим самолетом, сопровождая глазами).
б)Правое крыло отвел, посмотрел, левое крыло отвел, поглядел. (Отвести
правую руку в сторону (следить взглядом, то же выполняется в левую
сторону).
в)Я моторчик завожу и внимательно гляжу (Выполнять вращательные
движения перед грудью и следить взглядом).
г)Крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).
4.Индивидуальная работа.
5. Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос – ль: Теплая водичка
Умоет Тане личико,
Пальчики — Антошке,
Сашеньке — ладошки.
АПРЕЛЬ
1 - 2 неделя.
1.Упражнения в постели. «Потягивание»
Объявляется подъем!
Сон закончился – встаем!
Но не сразу.
Сначала руки
Проснулись, потянулись.
Выпрямляются ножки,
Поплясали немножко.
На живот перевернемся,
Прогнемся.
А потом на спину снова, вот уж мостики готовы.
Немножко поедем
На велосипеде.
Голову приподнимаем,
Лежать мы больше не желаем.
2. Упражнение Зарядка.
Покажите все ладошки (подняв руки над головой, вращаем кистями, "фонарики")
И похлопайте немножко
Хлоп- хлоп- хлоп, Хлоп- хлоп- хлоп.
На меня теперь смотрите (делаем любое движение)
Точно всё вы повторите.
Раз-два-три, раз-два-три.
А теперь покажем ножки
И потопаем немножко.
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Покажи мне ручки, ножки,
Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)
Раз-два-три, раз-два-три.
3. Ходьба по ребристой дорожке.
3.Индивидуальная работа.
4. Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос – ль: Буль- буль- буль- бежит водичка,
Все ребята любят мыться!
3 - 4 неделя
1.Упражнения в постели. «Потягивание»
Глазки открываются, реснички поднимаются (Легкий массаж лица.)
Дети просыпаются, друг другу улыбаются (Поворачивают голову вправо -
влево.)
Дышим ровно, глубоко и свободно, и легко.
1.а) лежа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо/влево, и. п.
б)лежа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти каcaютcя друг
друга) — выдох, и. п., локти касаются кровати — вдох.
в) Сидя, скрестив ноги, руки на коленях. Наклоны к коленям — поочередно к
правому, левому.
2. Упражнение Зарядка.
а)"Танцующий верблюд"
стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки внизу Ходьба на месте,
поочередно поднимая пятки, не отрывая носки от пола.
б)"Забавный медвежонок"
стоя на наружных краях стоп, руки на пояс Ходьба на наружных краях стоп,
поворачивая носки вовнутрь ( "по-медвежьи ").
в) "Смеющийся сурок"
стоя ноги вместе, руки согнуты перед грудью локтями вниз, кисти
направлены пальцами вниз
1-2 – полу присед на носках, улыбнуться 3-4
3. Ходьба по ребристой дорожке.
4.Индивидуальная работа.
5. Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос – ль: Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
МАЙ
1-2 неделя
1.Упражнения в постели. «Потягивание»
Сжали пальчики, раскрыли,
Много раз так повторили,
Выполняйте поскорее
Станут пальчики сильнее.
а)«Мотылек» лежа на спине, выполнять махи руками, одна рука вверх, другая вниз.
б)«Кошечка» встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук.
«Кошечка сердится» -спина круглая, голову опустить как можно ниже;
«Кошечка ласковая» -прогнуть спину, голову приподнять.
в)лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на
предплечья, шея вытянута — вдох, выдох.
2.а)«Паучок» (сидя, ноги согнуты в коленях, руки – в упор сзади.
Приподнять таз, сделать несколько шагов вперед-назад, передвигая руки и ноги).
б)«Радуга» (сидя по-турецки, руки в стороны ладонями кверху. Наклон в
правую сторону, коснуться ладонью левой руки ладони правой, и. п. То же в
другую сторону).
«Бабочка» (сидя, ноги согнуты в коленях, руки на поясе, развести колени встороны, вернуться в и. п.)
2. Упражнение Зарядка. «Мы проверили осанку».
И.п. – стойка руки на пояс или за спину.
Мы проверили осанку (ходьба на носках на месте)
И свели лопатки.
Мы ходили на носках,
А потом на пятках (ходьба на пятках).
Мы идем, как все ребята (ходьба на месте),
И как мишка косолапый (ходьба на внешнем своде стопы).
Потом быстрее мы пойдем (бег на месте)
И после к бегу перейдем. (ходьба на месте)
3.Индивидуальная работа
4.Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос – ль: Знаем, знаем - да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
3 - 4 неделя
1.Упражнения в постели. «Потягивание»
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем
Их повыше понимаем
Потянуться! Улыбнуться!
а)лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить
руки перед собой, выдох, развести руки, в и. п., вдох.
б)лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу,
поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и. п. (одновременно опустить).
в) а теперь легли все дружно, делать так руками нужно. (Лёжа на животе ,
поднимают верхнюю часть туловища, и делают руками круговые движения,
как при плавании)
2. Упражнение Зарядка.
Мы шагаем друг за другом, Летом и весенним лугом.
Мы походим на носках. (Ходьба на носках, подняв руки вверх)
- Мы идем на пятках, вот проверили осанку, и свели лопатки. (Ходьба на
пятках, спрятав руки за спину)
- Крылья пёстрые мелькают, в поле бабочки летают. (Лёгкий бег на носках,
делая плавные махи руками)
- Раз, два, три, четыре, полетели, закружились. (Кружение на носках )
- Тишина стоит вокруг, Вышли мы сейчас на луг. (Ходьба с высоким
подъёмом колена)
- Мы растём, растём , мы цветём, цветём. (Берут по цветку в каждую руку,
поднимают их вверх и опускают до уровня груди)
- Взмах цветком туда-сюда, делай раз и делай два. (Повороты вправо- влево с
отведением цветка в сторону)
- Аккуратно нужно сесть, чтоб цветочки не задеть. (Глубокое приседание,
вытягивая руки с цветками вперед, ставят цветы в вазу)
- К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись. (Наклоны вниз)
- Видим, скачут на опушке, Две весёлые лягушки. Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать нужно на носок. (Прыжки на носках)
3.Индивидуальная работа
4.Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос – ль: От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
Июнь
1-2 неделя
1.Упражнения в постели. «Потягивание»
Потягивание. И.п. – лежа на спине. Упражнение имитирует потягивание кошки: потянуться руками, ногами, наискосок рука-нога.
«Велосипед». И.п. – лежа на спине. Имитировать езду на велосипеде, стопами описывая круги. (20 сек.)
«Калачик». И.п. – лежа на спине. Подтянуть голову и бедра к груди («калачик») стараясь оставаться в этом положении как можно дольше (20 сек.)
2. Упражнение Зарядка.
Эй! Попрыгали на месте.(прыжки)
Эх! Руками машем вместе.(движение "ножницы" руками)
Эхе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)
Посмотрели на картинки. (нагнувшись поднять голову как можно выше)
Эге-ге! Нагнулись ниже. (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)
Наклонились к полу ближе.(дотронуться руками до пола)
Э-э-э! Какой же ты лентяй!(выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)
Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)
Повертись на месте ловко. (покружиться)
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?(остановились, руки в стороны, приподняли плечи)
Завтра будет вновь урок!(руки на пояс, повернули туловище вправо, правую
руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)
3.Дыхательное упражнение «Тишина».
Указательный палец приложить к губам. Сделать глубокий вдох носом. На выдохе протяжно произнести звук [ч-ч-ч].
"Ветер".
Сделать глубокий вдох носом. На одном выдохе усиливать и ослаблять попеременно звук [вввв]. Повторить 4-5 раз.
4.Индивидуальная работа.
5. Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос – ль: Лейся, чистая водичка,
Ты умой мне чисто личико,
Шейку, ручки умывай,
Ничего не забывай!
3 - 4 неделя
1.Упражнения в постели. «Потягивание»
Вот идёт чёрный кот
Притаился – мышку ждёт
Мышка норку обойдёт
И коту не подойдет
а)«Потягивание» лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточка вперед, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточка вперед, левую руку вверх, вдоль туловища (6 раз) .
б) «Тестомес» сидя по-турецки. Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова
поглаживает. (6 раз)
2. Упражнение Зарядка.
Тики – так, тики-так, (стучим вытянутыми руками по бокам)
Так часики стучат.
Туки – так, туки -так, (руки перед собой, кулаки сжаты, "велосипед")
Так колеса стучат.
Токи – ток, токи -ток, (руки сжаты в кулаки, стучим одним об другой)
Так стучит молоток.
Туки – ток, туки- ток, (топаем по полу)
Так стучит каблучок.
3.Зарядка для глаз.
1. «Часики». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.
На раз – глаза вправо, на два – и.п., на три – глаза влево, на четыре – и.п. Повторить 8-10 раз.
2. И.п. то же. На раз – глаза вверх, на два – и.п., на три – глаза вниз, на четыре – и.п. Повторить 8-10 раз.
3. И.п. тоже . Выполняем круговые движения глазами слева направо и наоборот. Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.
4. «Жмурки». И.п. то же. На раз – глаза закрыли, на два – и.п., на три – подмигнули одним глазом, на четыре – другим глазом. Повторить 8-10 раз.
4.Индивидуальная работа.
5. Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос – ль: Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!
Июль
1-2 неделя
1.Упражнения в постели. «Потягивание»
а)«Солнце встает».
сидя по-турецки, руки вдоль туловища.
Поднять руки через стороны вверх, посмотреть на руки, вдох.
Опустить руки, выдох.
в) «Радуга».
то же, руки в стороны ладонями кверху.
Наклон в правую сторону, коснуться ладонью левой руки ладони правой, и.п.
То же в другую сторону.
г) «Бабочка».
сидя, ноги согнуты в коленях, руки на поясе.
Развести колени в стороны, вернуться в и.п.
2.Профилактика плоскостопия.
И.п. – стоя возле кровати.
1. «Сокращение» стоп.
2. Перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку.
3. Собирание с пола мелких предметов (ткани) пальцами ног.
4. Сведение и разведение пяток, стоя на носках.
5. Приседание на носки.
Хождение босиком по дорожке здоровья
3.Индивидуальная работа.
4. Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос – ль: Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едой,
После сна и перед сном.
3 - 4 неделя
1.Упражнения в постели. «Потягивание»
а)«Взбираемся по канату».
лежа на спине, правая рука вверху, пальцы сжаты в кулак, левая - вдоль
туловища.
Меняем положение рук, сжимая и разжимая пальцы, имитируя движение
лазания по канату.
б) «По веревочной лестнице».
лежа на спине, руки вдоль туловища.
Поднять согнутую в колене ногу, опустить.
в) «Все на весла».
Сесть из положения лежа на спине, руки вперед, наклон к ногам.
Вернуться в и.п.
2. Упражнение Зарядка.
"Ветер"
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше, выше.
(Дети имитируют дуновения ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова "тише, тише" дети приседают, на "выше, выше" - выпрямляются.)
3.Зарядка для глаз.
а)«Горизонтали».
Перемещать взор то влево, то вправо (не поворачивая головы).
б). «Вращение»
Вращать глазами по часовой стрелке, затем в обратную сторону. Закрыть
глаза и отдохнуть.
г). «Косые глаза»
Переводить взгляд с дальнего предмета на кончик носа и обратно в
медленном темпе (30-40 с).
д) «Метка на стекле»
Смотреть то на метку на стекле окна, то на предмет вдали на линии взора.
Вместо метки можно смотреть на близко стоящий предмет 3мин., 5 мин., 7
мин.
4.Индивидуальная работа.
5. Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос – ль: Топики, топики,
По водичке хлопики,
Хлопики ладошками,
Да босыми ножками!
Август
1-2 неделя
1.Упражнения в постели. «Потягивание»
Если солнце жарко греет, Если легкий ветер веет, Стало сухо и тепло — Это лето к нам пришло.
(Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам.)
Если дождь стучит по крыше, Листья падают неслышно. Птицам улетать пора — Это осень к нам пришла.
(Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку.)
Если вьюга кружит, злится, Всюду белый снег кружится, В снежных шапках все дома, -Это к нам пришла зима.
(Круговые движения в области лба, щек, подбородка.)
Если тает снег и лед, Звонкий ручеек течет, Распускается листва — Это к нам пришла весна.
(Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи.)
2. Упражнение Зарядка.
Пальчиковая гимнастика с элементами самомассажа
Встали пальчики с утра,
В детский сад идти пора! Ура!
А как же нам идти, ведь все дорожки в лужах. Мы возьмем метелки и разметём их (поглаживаем вытянутые ноги вверх-вниз).
Путь свободен, идём (делаем «человечков» из двух пальцев) по ножкам-дорожкам и напеваем: ля-ля-ля…
Пришли в детский сад, а там уже есть мальчики-пальчики и стали они играть все вместе (массажируем пальцы на ногах). Поиграли они, отдохнули и пора стало возвращаться домой. Попрощались пальчики и отправились назад по ножкам-дорожкам, напевая: ля-ля-ля… Пришли они домой, поиграли, посмотрели «Спокойной ночи, малыши» и легли спать (сжимаем пальчики в кулачок).
3.Индивидуальная работа.
4. Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос – ль: Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро!
3 - 4 неделя
1.Упражнения в постели. «Потягивание»
а)«Ласточка».
лежа на животе, ноги вместе, руки согнуты в локтях.
Выпрямляя руки поднять голову, грудь, прогнуться, носки ног
тянуть. (Прогибаясь, согнуть ноги в коленях, тянуть к голове).
«Покувыркаемся в траве».
лежа на спине сгруппироваться, подтянув ноги к груди и обхватив их
руками, пригнуть голову. Перекаты в право- в лево.
2. Упражнение Зарядка.
« Прокати»- сидя на стульчике. Катание ногой массажного мяча.( по
10-15 сек каждой ногой).
Вот пузатый кабачок-
Отлежал себе бочок.
« Подтяни»- сидя на стульчике. Подтягивание пальцами ног дорожки с
грузом весом 500 г (по два раза)
Репу дружно все тянули,
Чуть корзину не перевернули.
« Захвати»- сидя на стульчике. Захватывание и бросание предметов
стопами ног (8-10 раз) темп произвольный.
Мы арбузы собирали
И в машину их кидали.
«Захвати»- сидя на стульчике. Захватывание пальцами ног карандашей
и перекладывание их с места на место.(30-40 сек).
Все собрали огурцы,
Вот какие молодцы!
3.Индивидуальная работа.
4. Водные процедуры – обширное умывание лица, рук от плеча, шеи, груди, растирание полотенцем. (использование художественного слова).
Вос – ль: Зайка начал умываться
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик ,
Вымыл ухо,
Вот и сухо.