Комплект заданий с палочками Кюизенера, направленных на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста. | Карелина Дарья Сергеевна. Работа №273718
Автор: Карелина Дарья Сергеевна
Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. «Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций». Таким образом, под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Теоретико-методологические основы формирования элементарных математических представлений старших дошкольников с помощью заданий с палочками Кюизенера
В настоящее время в связи с процессами информатизации и технологизации, происходящими в современном обществе, математическому образованию приводится особое значение. Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» содержание современного образования должно быть направлено на решение задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в современном обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессии» [24]. Посредством математического образования уже в дошкольном возрасте закладываются предпосылки адаптации детей к процессам технологизации и информатизации общества, и их интеграция в это общество.
В Концепции развития математического образования в Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. отмечено, что в связи с тем, что уровень математического образования в стране падает, необходимо в системе дошкольного образования «создать условия для формирования у дошкольников первичных математических представлений» [13].
Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Главная задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы ребенок вырос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования записано, что познавательное развитие дошкольников предполагает «формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере)» [34]. Такие представления формируются в процессе математического развития детей дошкольного возраста.
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.
В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям (количество, форма, время, пространство), которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию математических представлений и понятий. Воспитатели учитывают этот интерес и пытаются расширить математические представления детей. Однако формирование элементарных математических представлений у детей в детском саду не всегда систематично, продумано и целенаправленно.
Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (А. В. Белошистая, В. В. Давыдов, В. В. Данилова, Г. А. Корнеева, А. М. Леушина, З. А. Михайлова, Т. А. Мусейибова, Р. Л. Непомнящая, Е. А. Носова, Т. Д. Рихтерман, А. А. Столяр, Е. И.).
Одно из важнейших условий формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста – применение математических игр (палочек Д. Кюизенера). Целенаправленное включение в образовательную деятельность таких игр повышает интерес детей к математике, усиливает эффект самого обучения. Дети, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают математические представления, начинают использовать их в своем опыте, в практической деятельности. Математические игры способствуют накоплению математического опыта, овладению способами познания – счетом, сравнением, обследованием, уравниванием, измерениями.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования:
- между требованиями, предъявляемыми к результату образования, зафиксированном во ФГОС ДО ОО «Познавательное развитие», в части формировании элементарных математических представлений и недостаточными результатами уровня сформированности данных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- между необходимостью использования дидактических средств по ФЭМП, направленные на формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной методической разработанностью данных пособий по использованию палочек Кюизенера;
- между необходимостью формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной методической разработанностью дидактических средств палочек Кюизенера и системности заданий по работе с ними.
Противоречия обозначило проблему дипломного проекта: можно ли формировать элементарные математические представления у детей старшего дошкольного возраста посредством системы заданий палочек Кюизенера, как наиболее эффективного средства?
Тема: «Комплект заданий с палочками Кюизенера, направленных на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Объект: процесс формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предполагаемая форма проектирования: комплект заданий с использованием палочек Кюизенера, условие формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Цель дипломного проекта: разработать, обосновать, пробировать и описать результаты пробации комплекта заданий с палочками Кюизенера, направленных на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста, во время производственной (преддипломной) практики
Исходя из цели, объекта и предмета были определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать теоретико-методологическое обоснование формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста;
2) обосновать структуру и содержания комплекта заданий с палочками Кюизенера, направленных на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
3) проанализировать ресурсы и условия реализации комплекта заданий с палочками Кюизенера, направленных на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ ПГО «Родинский детский сад»;
4) описать педагогические условия реализации комплекта заданий с палочками Кюизенера, направленных на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать, пробировать и оценить результативность разработанного комплекта заданий с палочками Кюизенера, направленных на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста во время производственной преддипломной практики в МБДОУ ПГО «Родинский детский сад»
Для решения поставленных задач применяется комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов педагогического исследования. К методам теоретического исследования, использованным в работе, можно отнести: – анализ литературы, сравнение, классификация и обобщение психолого-педагогической литературы, содержательная интерпретация и анализ научной информации; Эти методы направлены на создание теоретических обобщений, установление и формулирование закономерностей изучаемого материала. К эмпирическим методам, используемым в работе, можно отнести: – педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), качественный и количественный анализ и графическая обработка полученных данных. Эти методы используются при накоплении фактического материала по исследуемой проблеме.
Новизна продукта заключается в том, что созданный комплект заданий с палочками Кюизенера, способствует формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Задания с палочками Кюизенера, предполагают такие методы и решения, которые развивают творческое мышление, воображение, способности к конструированию. Помогают ребенку становиться самостоятельным и настойчивым в достижении цели. Задания с палочками Кюизенера просты и понятны в использовании, могут использоваться как воспитателями в детском саду, так и родителями дома.
Практическая значимость проекта заключается в том, что разработанный комплекс заданий с применением палочек Д. Кюизенера может быть использован для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в практике работы воспитателей дошкольных организаций, педагогов дополнительного образования, родителей – для занятий математикой дома.
Дипломный проект состоит из пояснительной записки, практической части, включающей комплект заданий, списка литературы и приложений.
В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления. Для современной образовательной системы проблема интеллектуального развития дошкольников чрезвычайно важна. Повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения.
Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста предполагает, прежде всего, развитие мыслительной деятельности.
Математические представления сводятся к следующим категориям: количество, величина, форма, время, пространство, их свойствам и отношениям. Такие понятия, как форма, величина, время суток и направление движения, являются наглядными и легко усваиваются детьми, в то время как количественные представления требуют методичного обучения.
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям (количество, форма, время, пространство), которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию математических представлений и понятий. Воспитатели учитывают этот интерес и пытаются расширить математические представления детей. Однако формирование элементарных математических представлений у детей в детском саду не всегда систематично, продумано и целенаправленно.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены методы и средства подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.
Практические методы являются наиболее действенными в процессе ФЭМП у дошкольников и предполагают организацию упражнений, в результате которых ребенок неоднократно повторяет практические и умственные действия. Игра является ведущим методом формирования математических представлений у дошкольников.
Наглядные методы ФЭМП - это демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей.
Словесные методы ФЭМП - это рассказ, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры.
Формирование математических представлений в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
По мнению, В. В. Абашиной, математическое развитие дошкольника - это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий.
Из исследования Е. И. Щербаковой, под математическим развитием дошкольников нужно понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Иными словами, математическое развитие дошкольников – это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями. [19]
Щербакова Е.И. среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей выделяет главные, а именно:
приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математиче
ского развития;
формирование широкой начальной ориентации в коли
чественных, пространственных и временных отношени
ях окружающей действительности;
формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
овладение математической терминологией;
развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка. [13]
Формированием элементарных математических представлений занимались отечественные педагоги и психологи: Л. С. Выгодский, П. Я. Гальперин, Е. Н. Кабанова–Миллер, Н. А. Менчинская, В. Ф. Паламарчук, С. Л. Рубинштейн, Т. И. Шамова, И. С. Якиманская и др.
Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно на каждом занятии по ФЭМП, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности. Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника.[10]
Кардинальные реформы в нашем обществе повлияли на систему образования - изменилась ее основополагающая цель, содержание и технологии. Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в отказе от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращении к принципам гуманистической педагогики, личностно-ориентированному стилю общения с детьми.
Необходимыми педагогическими условиями математического развития дошкольников на основе интегрированного подхода являются:
продуманная система организованной образовательной деятельности, включающая интегрированные занятия;
рациональное совмещение различных видов деятельности (игровой, изобразительной, познавательной, исследовательской и др.) с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта ребенка;
активизация познавательного интереса к математике у старших дошкольников и стремления
к усвоению новых знаний [45
].
Современные требования к ФЭМП у дошкольников в соответствии с ФГОС:
1) обеспечение системности в процессе ФЭМП;
2) повышение качества усвоения математических представлений и понятий детьми;
3) формирование не только математических представлений, но и базовых математических понятий;
4) ориентация на развитие умственных способностей ребенка;
5) создание благоприятных условий для ФЭМП у детей;
6) развитие познавательных процессов и способностей в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста;
7) усвоение детьми математической терминологии;
8) повышения уровня познавательной активности на занятиях по ФЭМП у дошкольников;
9) овладение приемами учебной деятельности детьми;
10) организация обучения с учетом индивидуальных способностей.
В пункте 1.3. Стандарта учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
Стандарт направлен на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса и охватывающее все виды деятельности [45]. Принцип интеграции позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах. Данный подход рассматривается как ведущая форма организации содержания образования, в том числе и на первой важнейшей его ступени, дошкольной. Интеграция развития математических представлений осуществляется через все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. И встречается во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительной (рисование, лепка, аппликация), музыкальной, двигательной
Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. [16, с. 17]
Математическое образование дошкольника представляет собой целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности, в результате которого происходят позитивные изменения в познавательной сфере личности.
Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т. д.
В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.
Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно.
Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности, умение добывать знания, это высокий уровень психических процессов: воображения, мышления, связной речи, особенно важных для деятельности учения, и достичь этого можно на основе изучения математического материала посредством палочек Кюизенера.
Проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Традиционные направления формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) в дошкольном возрасте: количество, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.
Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в дошкольном возрасте: ориентировка в пространстве, пространственных и временных отношениях окружающей действительности; считает, вычисляет, измеряет, моделирует; владеет математической терминологией; развиты познавательные интересы и способности, логико-математический интеллект; владеет простейшими графическими навыками и умениями; владеет общими приёмами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.).
Предлагая детям математическое содержание, нужно также иметь в виду, что их индивидуальные возможности и предпочтения будут различными и, поэтому, освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер. По завершении этапа дошкольного образования между детьми наблюдается большой разброс в знаниях, умениях и навыках, касающихся математического содержания.
Развитию математических представлений способствует наличие соответствующих математических материалов, подходящих для счёта, сравнения, сортировки, выкладывания последовательностей и т.п.
Программа оставляет Организации право выбора способа формирования у воспитанников математических представлений, в том числе с учётом особенностей реализуемых основных программ, используемых в образовательном учреждении, образовательных программ.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы.
Предполагает раздел «Познавательное развитие», развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование элементарных естественнонаучных представлений.
Формирование элементарных математических представлений и развитие логико-математического интеллекта подразумевает:
Количество, счет.
Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами. Знакомить с числами второго десятка. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10). Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному числу или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Знакомить с составом чисел в пределах 10.
Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаками отношения равно (=), больше (>), меньше (<).
Величина.
Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру. Правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью
условной меры.
Дать представления о весе предметов и способах его измерения.
Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма.
Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой (определения не даются).
Учить детей распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Моделировать геометрические фигуры. Составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Учить детей делить геометрические фигуры на равные части (круг на два полукруга, квадрат на два прямоугольника или на два треугольника и пр.)
Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться на ограниченной площади (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.). Располагать предметы и их изображения в указанном направлении. Отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.
Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени.
Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».
Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
Таким образом, с детьми необходимо использовать такие формы работы, при которых возрастёт интерес к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, в которой они будут проявлять большую активность, научатся анализировать свою деятельность, у них качественнее сформируются внимание, память, мыслительные операции, логико-математический интеллект.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Обоснование структуры и содержания комплекта заданий с палочками Кюизенера, направленных на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Для формирования математических представлений воспитателями при организации совместной и самостоятельной деятельности применяют дидактические средства обучения.
Цветные палочки Джорджа Кюизенера (бельгийский педагог).
Одним из его изобретений был набор цветных деревянных палочек, которые использовались при обучении арифметики.
Методика универсальна. Ее применение не противоречит никаким другим методикам, поэтому она может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их.
Палочки Кюизенера предназначены для обучения математике и объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное положительное воздействие на мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку.
Палочки Кюизенера просты, работу с ними малыши воспринимают как игру.
В состав набора входит 241 палочка; выполненная из дерева и выполненная в виде прямоугольного параллелепипеда с поперечным сечением в 1 см 2. В набор входят палочки из десяти различных цветов, имеющих разную длину – от 1 до 10 см каждая. Близкие по цвету, палочки объединяются в один класс (Приложение 1) [35].
Образование класса из палочек выполнено не случайно, а связано с конкретным соотношением их по размеру. Например, в класс «красных» входят числа, которые кратны числу два, класс «зеленых» включает числа, которые кратны числу «три»; оттенком желтого цвета обозначены числа, которые кратны пяти. Кубик белого цвета (класс «белых») – указывает, сколько раз укладывается он по длине любой палочки, а число семь имеет черный цвет, образуя отдельный класс.
В работе с детьми дошкольного возраста используется более простой вариант набора, состоящий из 144 цветных палочек: 36 белых палочек, а остальные цвета – по 12 палочек. Для детей можно изготовить палочки и из картона соответствующего цвета или раскрасть в нужный цвет. Размер таких полосок 2×2 см., 2×4 см., 2×6 см., 2×8 см, 2×10 см, 2×12 см, 2×14 см, 2×16 см, 2×18 см, 2×20 см [35].
Цветные полоски удобны и просты в работе: они имеют более крупный размер, являются устойчивыми, их изготовление не требует больших затрат, а возможности обучения и их эффективность ничуть не меньше, чем у стандартного набора палочек. Их можно использовать для обучения детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Упражнения с палочки можно выполнять как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, например на парте, столе. С полосками и палочками дети могут играть на полу. Если в группе детского сада имеются два варианта игры: палочки или полоски, то дети сами могут выбрать дидактическое средство по своему желанию, с у четом выполняемого упражнения.
Возможны разные варианты их сочетания: применение только полосок или только палочек, введение сначала полосок с последующей заменой их палочками и, наконец, чередование того и другого набора, предоставление возможности ребенку выбрать по желанию дидактическое средство, учитывая характер задания.
К основным особенностям данного дидактического материала относятся его универсальность, абстрактность, высокая эффективность. Палочки Д. Кюизенера относятся к монографическому методу, с помощью которого обучают детей числам и счету, используя графические изображения. Так же палочки Кюизенера формируют у детей представления о размере, длине, цвете, о соотношении числа и цифры, об ориентировке в пространстве (верх – низ, спереди – сзади, слева – справа и т.д.) [22].
Используя цветные палочки, детей можно подвести к пониманию соотношений «меньше – больше», «меньше на…– больше» «больше на…– меньше», познакомить с таким свойством отношений как транзитивность, научить их измерять объекты, делить целое число (объект) на части, показать некоторые простые функциональные зависимости, упражнять их в запоминании числа, которое состоит или из единиц, или из двух и более меньших чисел, помочь в овладении детьми дошкольного возраста операциями сложения, вычитания, детьми младшего школьного возраста операциями умножения, деления; организовать работу в плане усвоения понятий «правее», левее», «между», «короче», «длиннее», ««какой-нибудь», каждый», «быть одного цвета», «быть не красного цвета», «иметь одну и ту же длину» и др. Палочки Кюизенера позволяют познакомить детей старшего дошкольного возраста уже с понятием «арифметическая прогрессия», с особой «цветной алгеброй», которая подготавливает детей к школьной алгебре.(9).
Использование палочек Д. Кюизенера можно сочетать с другими дидактическими пособиями и материалами (например, с логическими блоками Деньеша), а также как самостоятельную методику. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются средствами профессионального труда воспитателя и инструментом 14 учебно-познавательной деятельности ребенка.
Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Палочки Кюизенера реализуют принцип наглядности, они представляют сложные абстрактные математические понятия в доступной для детей форме, помогают им овладеть способами действий, которые необходимы для формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений. Необходимы они и для приобретения ребенком чувственного опыта, поэтапного перехода от конкретного к абстрактному, от материального к материальному, для развития навыков счета, измерения, овладения элементарными вычислительными навыками. Дидактический материал в виде палочек Кюизенера решает образовательные, воспитательные, развивающие задачи и т.д. Они целиком соответствуют особенностям и специфике элементарных математических представлений, которые формируют у детей дошкольного возраста, а также соответствуют их возможностям в соответствии возрастом, уровню развития мышления, которое характеризуется у них как наглядно-действенное и наглядно-образное [22]. В мышлении ребенка отображается в первую очередь то, что сначала совершается им в практических действиях, с определенными предметами. Оперируя палочками Кюизенера, внешние, практические действия ребенка переводятся во внутренний план, создавая отчетливое, обобщенное и полное представление о математическом понятии.
Возникновение представлений в результате выполнения детьми практических действий с предметами, выполнение ими различных практических операций, которые составляют основу умственных действий, выработка у детей навыков вычислений, счета, измерения – все это создает предпосылки для математического и умственного развития детей.
С точки зрения математики, палочки являются множеством, на котором достаточно легко обнаружить отношения порядка и эквивалентности. Это множество содержит большие возможности для реализации многочисленных математических ситуаций. Например, величина и цвет при моделировании числа, приводит детей дошкольного возраста к пониманию разных 15 абстрактных понятий, которые возникают в его мышлении как результат практической и самостоятельной деятельности (так называемое, «самостоятельное математическое исследование»).
Педагогическая и методическая литература предлагает достаточное количество игр, но в предложенном многообразии литературы недостаточно системно подобранны задания с палочками Кюизенера, направленные на формирование элементарных математических представлений. Поэтому, возникла необходимость в создании комплекта заданий с палочками Кюизенера, направленных на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Педагогическое проектирование – это предварительная разработка деталей предстоящей деятельности детей и педагогов.
Рассмотрим подробно форму педагогического проектирования.
Что такое комплект? Словарь Ожегова трактует данное понятие как: полный набор, каких либо предметов. Согласно словарю толковому словарю русского языка комплект – это набор из нескольких предметов, которые составляют единое целое.
Проанализировав два понятия «комплект» из разных словарей, можно сделать вывод, что они имеют общие черты, а также имеются и отличительные особенности. Исходя из вышеизложенного понятно то, что комплект – это набор учебной продукции для одного возраста по определенному предмету, объединенной единой содержательной композицией и предназначенной для разных целевых аудиторий (воспитатель, воспитанник).
Понятие «комплект» в дипломном проекте понимается как система, совокупность режиссерских игр, объединѐнных вместе, имеющего общее предназначение, и отвечающего определѐнной общей цели.
Данный комплект заданий с палочками Кюизенера предназначен для воспитателей дошкольной организации, по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста при организации познавательной деятельности и в свободное время. Также для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Комплект, направлен на учет индивидуальных и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Разработанный комплект может быть реализован в дошкольной образовательной организации с детьми старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группа).
Целевым компонентом комплекта является направленность заданий с палочками Кюизенера на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
При составлении комплекта заданий с палочками Кюизенера, направленных на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста были учтены возрастные особенности детей: - ведущий вид деятельности – игра; - развивается потребность во взаимодействии с взрослыми и потребность во взаимодействии со сверстниками; - дети легко повторяют и запоминают действия игровой форме, которые демонстрирует значимый взрослый.
Проанализировав различную литературу, можно констатировать проблему фактического отсутствия комплекта заданий с палочками Кюизенера, направленных на формирование элементарных математических представлений старших дошкольников. Поэтому выбрана форма проектирования – комплект заданий. Так же преимущество разработки именно комплекта дидактических заданий состоит в том, что элементы комплекта можно применять и в ходе организации других форм организации образовательного процесса, например, режимные моменты.
Изучив методическую литературу, был спроектирован комплект заданий:
Титульный лист
Аннотация
Содержание
Пояснительная записка
Основная часть
Список литературы
Охарактеризуем данные части:
1. Титульный лист. Информация, представленная на титульном листе, содержит: название образовательного учреждения, название комплекта «Задания с палочками Кюизенера, направленные на формирование элементарных математических представлений старших дошкольников», год создания;
2. Вводная часть, где представлена информация о том, кто разработал данный комплект и кому он будет полезен;
3. Содержание – представлен список разделов комплекта;
4. Пояснительная записка – один из важнейших разделов комплекта, в котором содержатся общее описание проектируемого комплекта. Раскрывает актуальность данного комплекта, краткое описание каждого раздела комплекта.
Комплект заданий с палочками Кюизенера, направленных на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста, состоит из 4 тем, характеризующих определенную направленность игр: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве и времени. Краткое описание разделов:
Тема 1. Задания, направленные на формирование навыков счета.
Тема 2. Задания, направленные на формирование представлений о величине.
Тема 3. Задания, направленные на формирование представлений о форме.
Тема 4. Задания, направленные на формирование представлений об ориентирование в пространстве.
Список литературы. Представлены источники разных авторов, интернет источники.
Варианты заданий позволяет сделать работу для детей разнообразной и при этом у ребенка идет закрепление определенных элементарных математических представлений.
Задания систематизированы по темам, что значительно облегчит процесс составления планирования воспитательно-образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста. Организуя занятия с палочками Кюизенера, педагог сможет эффективно и занимательно развивать психические процессы, разнообразить познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое развитие, что позволит осуществлять педагогическое сопровождение развития личности в соответствии с ФГОС ДО и в соответствии с программным содержанием.
Критериями соответствия комплекта заданий с палочками Кюизенера требованиям являются следующие параметры:
1. Содержание заданий с палочками Кюизенера соответствует целевому назначению комплекта – формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста;
2. В содержании комплекта представлены задания с палочками Кюизенера, направленные на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста;
3. Представленные задания с палочками Кюизенера соответствуют возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста;
4. Комплект заданий с палочками Кюизенера оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду методической разработки;
5. Возможность реализации подобранных заданий с палочками Кюизенера в рамках конкретной дошкольной образовательной организации.
Таким образом, комплект заданий с палочками Кюизенера оптимизации работы педагогов по организации познавательной деятельности старших дошкольников. Он является источником структурированной информации для решения конкретной педагогической задачи, а точнее: формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.