Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Композиция на свободную тему" | Климова Галина Андреевна. Работа №272775

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Климова Галина Андреевна
Технологическая карта урока "Композиция на свободную тему"

Технологическая карта урока

 

ФИО:

Климова

Галина Андреевна

Место работы

:

МБОО ДО ДДиЮ

пгт

.

Тымовское

Должность:

педагог дополнительного образования

Предмет:

Объединение

«Изостудия»

Класс:

4 год обучения

Тема и номер урока:

Композиция на свободную тему

Базовый учебник:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«

Палитра

»

(составитель:

Климова Г.А., Климова С.В., Климова Д.В.).

Тип урока:

комбинированный

Цель:

Выполнение эскиза на свободную тему

Задачи:

Образовательные задачи:

Расшир

ить

знаний об изобразительных и композиционных приемах в работе над композицией

Ознакомить учащихся с методикой создания композиции, используя различные жанры

(пейзаж, натюрморт, портрет, интерьер).

Развивающие задачи:

Расширить кругозор и интерес к изобразительному искусству;

Формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира;

Развить воображение, образное, ассоциативное и композиционное мышление

.

Развить индивидуальные творческие способности, наблюдательность, образную память.

Воспитательные задачи:

Формировать духовно-нравственные и эстетические критерии;

Воспитывать уважительное отношение к семейным и народным традициям, духовному и культурному наследию

;

Формы обучения:

объяснительно-иллюс

тративное

Технология:

развивающее обучение

Методы преподавания:

Словесные (работа с текстом, выступления учащихся)

Наглядные (мультимедийная презентация)

Практические (выполнение заданий)

Оборудование:

Компьютер

Наглядные пособия

Планируемые результаты:

учащиеся должны знать:

и

зобразительные и композиционные приемы составления и построения композиции.

учащиеся должны уметь:

р

аботать над поиском идеи, выполнять варианты эскизов. Применять знания о композиционном центре, смысловой и образной выразительности дополнительных элементов и фона в композиционном построении.

 

 

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА

Таблица 1.

 

 

Этап урока

 

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

 

Формируемые УУД

 

Планируемые результаты

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

 

I этап вводно-мотивационный

Организационный момент

 

(1 мин)

словесные

 

Приветствует. Озвучивает тему урока. Вызывает заинтересованное отношение учащихся.

Внимательно слушают.

К: Умение слушать и воспринимать информацию.

Готовность восприятия новой темы. Создание атмосферы заинтересованность

Вступительная

Беседа

(3 мин)

Словесные. Информативные. Опрос. Обсуждение.

 

Беседует об особенностях работы на свободную тему, о самостоятельном авторском решении задачи.

Воспринимают информацию. Задают вопросы. Отвечают на вопросы. Вовлекаются в процесс обсуждения. Получают эмоциональный настрой.

К: Умение слушать, вступать в диалог.

Р: прогнозирование результата и уровня усвоения темы. Л: нравственно-этическая оценка содержания темы.

П: осознанное построение речи.

Познавательная активность. Эмоциональный настрой на поиск идеи.

(II этап открытие знаний

Краткий обзор пройденного материала

(3 мин)

Объяснительно-иллюстративная.

Напоминает о ранее выполненных заданиях. Показывает работы из выставочного фонда и собственные работы учащихся. Вызывает на обсуждение.

Смотрят, анализируют, проводят аналогию между заданиями, определяют сходства и различия.

П: Умение анализировать, определять основные задачи. К: умение слушать, обсуждать.

Познавательная и аналитическая активность. Определение закономерностей построения композиции и оценка творческих находок.

Формулирование проблемы

(2 мин. )

Объяснение. Обсуждение.

Формулирует поставленную задачу.

Воспринимают объяснение, концентрируют внимание на нужной информации

П: концентрация на выборе способов решения задачи. К: умение слушать, воспринимать, вступать в диалог.

Готовность к восприятию нового задания. Осмысление и обдумывание поставленной задачи.

III этап формализация знаний

Объяснение материала

(7 мин)

Словесный. Предлагает еще раз посмотреть на работы учащихся, оценить композиционные приемы и находки.

Уточняет последовательность в работе над композицией, дает направление в поиске идеи. Определяет основные требования в построении композиции.

Внимательно слушают. Оценивают наглядный материал, оригинальность сюжета и композиционного построения. Настраиваются на самостоятельные поиски решения поставленных задач.

К: умение слушать и воспринимать объяснение.

Л: образно-эмоциональное восприятие новой темы. Р: обдумывание собственных творческих целей. Способность оценивать свои практические знания и умения. Стремление к освоению нового.

Создание эмоционально-позитивного настроя. Концентрация памяти. Активация образного воображения для создания композиции.

IV этап обобщение и систематизация

Подготовительная работа

(2 мин)

Предлагает сосредоточиться на выборе сюжета (по памяти или воображению) Предлагает помощь. Напоминает о самостоятельном выборе техники и материала.

Настраивает на самостоятельную работу.

Обдумывают тему, начинают поиск сюжета будущей композиции.

К: умение сосредоточиться, настроиться на самостоятельную работу. Р: определение последовательности действий: поиск вариантов сюжета, композиции, техники, материала.

Пробуждение творческой активности, желания решить новую задачу, найти собственный оригинальный способ выражения идеи изобразительными средствами.

Физминутка (2 мин)

Разминка

 

 

 

 

Самостоятельная практическая работа (20 мин)

Выполнение эскизов

Проводит индивидуальную работу с учащимися. Советует, корректирует, поощряет.

Рисуют эскизы, поправляют, ищут лучшие варианты

П: Самостоятельная творческая работа. Поиски самовыражения

Поиски композиционных решений, оригинальные находки в построении композиции.

Рефлексия.

Завершение урока (5 мин)

Наглядные. Словесные. Просмотр эскизов.

Просматривает эскизы. Обобщает результаты, задает вопросы, предлагает провести самооценку.

Представляют эскизы. Проверяют и оценивают проделанную работу. Отвечают на вопросы.

К: умение слушать, проявлять внимание и интерес к работе других. П: оценка процесса и результатов деятельности.

Умение анализировать и оценивать результаты работы. Умение аргументированно выражать свое мнение.

 

Таблица 2.

Этапы урока

Слова педагога

1

Орг. момент

Здравствуйте, ребята! На этом занятии мы начнем работать над композицией на свободную тему. Вы можете сначала растеряться, так как свобода в выборе сюжета всегда представляет собой проблему. Вы знаете, что главный этап работы над любой композицией это поиск идеи. Но я уверена, что каждый из вас сможет выбрать тему и сюжет, стать самостоятельным автором интересной композиции.

2

Вступительная беседа

Ребята, если вспомнить любое задание, которое было выполнено вами не с натуры, то окажется, что в каждом из них вы также самостоятельно работали над поиском идеи и сюжета. Сложность задания, к которому вы приступаете сегодня в том, что наша тема не сформулирована узко и конкретно, оно предполагает очень большое разнообразие тем и сюжетов. Нелегко сделать правильный выбор, который вдохновит вас на создание интересной композиции, но каждый из вас сможет это сделать.

3

Краткий обзор пройденного материала

За эти годы вы выполнили много тематических заданий. Вспомните «Путешествие на Север», в котором нужны были знания о культуре, быте, природных условиях жизни северных народов, их занятиях, традициях, особенностях этнической одежды и др. Или другое задание- «Русская сказка». Как много вы узнали о русской старине (архитектуре, бытовых предметах, ремеслах, костюмах, народных обычаях). Без изучения подробностей и особенностей, которые необходимы для составления композиции на любую тему, нельзя создать интересную композицию. И сколько хороших работ получается в результате, когда вы творчески и увлеченно относитесь к выполнению задания. Вспомним также наброски с натуры, когда вы рисовали человеческие фигуры в разных ракурсах, портреты (сказочные и реалистические), животных в разных композициях. Получается, что опыт у вас достаточно большой и удачный, и новое задание вам вполне по силам.

4

Формулирование проблемы

Особенность нового задания состоит в том, что вам предстоит сделать выбор из нескольких или даже множества идей, которые будут возникать. Кроме того, нужно реально оценить свои умения и навыки в изображении всех элементах композиции (сможете ли вы нарисовать то, что хотите), степень сложности задуманного вами сюжета, учитывая ограничения во времени исполнения работы. Также важно самостоятельно и правильно выбрать технику и материал для выполнения задания.

5

Объяснение материала

Первый этап вашей работы над композицией- поиск темы, идеи. Есть два основных направления: первое – нарисовать реальное событие, которое произвело на вас впечатление, второе – ваша мечта, фантазия, представление. В основе любого художественного замысла могут лежать разные мотивы, сюжеты, но композиция получится интересной только при условии, что она образно выразительна. Попробуйте передать собственное восприятие и эмоциональное настроение. При построении композиции вы можете применить сочетание двух жанров (например, портрет и пейзаж в одном художественно-образном сюжете). Выделите композиционный и смысловой центр. Определите основные планы и найдите соотношение пропорций элементов композиции в выбранном формате. На следующем занятии мы поговорим о цветовом (колористическом) построении. Приступая к композиционным поискам вы должны понимать, что одного или двух вариантов эскизов недостаточно. Попробуйте выполнить три-четыре варианта с целью достижения наиболее выразительного решения. Можете использовать аналоги и образцы для уточнения некоторых элементов композиции (например, для уточнения формы архитектурных, технических и др. изображений.)

6

Раздача материала

Возьмите карандаши и бумагу. Начинайте работу над эскизами.

7

Самостоятельная работа

Учащиеся приступают к выполнению задания. Педагог наблюдает, советует, направляет.

8

Просмотр эскизов. Обсуждение.

Педагог просматривает эскизы, обсуждает с учащимися результаты работы.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×