Компьютерная анимация как средство развития творческих способностей младших школьников | Веснина Валерия Алексеевна. Работа №355277
В статье рассматривается компьютерная анимация как средство развития творческих способностей младших школьников в современном образовательном пространстве школы.
Своевременное развитие творческих способностей является приоритетной задачей начальной школы нового поколения и диктует необходимость разработки иного содержания образования, а также выявления и развития творческого потенциала всех групп учащихся. В рамках данного исследования компьютерная анимация рассматривается как наиболее эффективный способ развития творческого потенциала. Понятие «анимация» рассматривается как современный интегрированный вид киноискусства и обучения, который создается с помощью метода покадровой съемки последовательных фаз движения рисованных или объемных объектов. Мультипликация позволяет создать комплексный образовательный и развивающий процесс с группой детей разного уровня творческих способностей.
Веснина Валерия Алексеевна
Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ессентуки
Vesnina Valeria Alekseevna
Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute, Yessentuki
E-mail: vesnina.valeri@yandex.ru
Научный руководитель:
Сердюкова Ольга Ильинична
Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ессентуки
Serdyukova Olga Ilyinichna
Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute, Yessentuki
E-mail: favoritka.24@mail.ru
Компьютерная анимация как средство развития творческих способностей младших школьников
Computer animation as a means of developing the creative abilities of younger schoolchildren
Аннотация. В статье рассматривается компьютерная анимация как средство развития творческих способностей младших школьников в современном образовательном пространстве школы.
Annotation. The article considers computer animation as a means of developing the creative abilities of younger schoolchildren in the modern educational space of the school.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» направлен на повышение качества отечественного образования. Современная гуманистическая модель образования учитывает внутренние условия развития личности, которые способствуют личностному и профессиональному развитию. Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования подразумевает создание необходимых условий для индивидуального развития всех обучающихся, а также разнообразие организационных форм, которые будут обеспечивать рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
По завершении начальной школы ученик должен овладеть базовыми навыками адаптации к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру. Новые требования информационного общества к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования диктуют необходимость анализа современных психолого-педагогических исследований для поиска эффективных методов развития творческого потенциала детей. Решение поставленных задач позволит использовать новые возможности личности по созданию и продвижению уникальных, нестандартных идей, будет способствовать удовлетворению потребности в самореализации и самовыражении.
Своевременное развитие творческих способностей является приоритетной задачей начальной школы нового поколения и диктует необходимость разработки иного содержания образования, а также выявления и развития творческого потенциала всех групп учащихся. В рамках данного исследования компьютерная анимация рассматривается как наиболее эффективный способ развития творческого потенциала. Понятие «анимация» рассматривается как современный интегрированный вид киноискусства и обучения, который создается с помощью метода покадровой съемки последовательных фаз движения рисованных или объемных объектов. Мультипликация позволяет создать комплексный образовательный и развивающий процесс с группой детей разного уровня творческих способностей.
Целью исследования является изучение механизмов развития творческого потенциала младших школьников, а также рассмотрение компьютерной анимации как наиболее эффективной технологии по его развитию.
Методом исследования для изучения механизма развития творческого потенциала младших школьников был выбран анализ научной психолого-педагогической литературы.
Также были изучены результаты исследований по теме развития творчества и творческих способностей.
Исследованием творческих способностей занимаются различные зарубежные и отечественные ученые в области философии, психологии и педагогики. В настоящее время творческими определяют способности к созданию чего-то принципиально нового.
Творческие способности состоят из способности к творческому мышлению, воображению и наблюдению и опираются на умения человека.
Первым исследователем способностей человека к творчеству был Ф. Гальтон, который занимался изучением интеллектуальной одаренности и рассматривал творчество на основе измерений коэффициента интеллекта. В своих исследованиях он пришел к заключению о необходимости искусственного поддержания и совершенствованию интеллектуального потенциала в обществе.
Изучением творческих способностей занимались многие отечественные педагоги и психологи. В рамках культурно-исторической концепции творческие способности рассматриваются как основа успешной деятельности, а младший школьник – как субъект данной деятельности (Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, Г.В. Терехова и др.).
В настоящее время в педагогической науке большой интерес вызывает понятие творческого потенциала, у которого есть определение в узком и широком смысле, которое зависит от направления исследования. В широком смысле это особенности личности, которые способствуют реализации творческих способностей, а в более узком смысле это способности к воображению и креативному мышлению. В рамках развивающего подхода творческий потенциал рассматривается как определенный уровень развития реальных возможностей, умений и навыков (В.В. Давыдов, О.С, Анисимов и др.). А с точки зрения деятельностного подхода феномен творческого потенциала определяется как качество, которое характеризует меру возможностей личности осуществлять творческую деятельность (В.Г. Рындак, И.О. Мартынюк).
Феномен творческого потенциала является важным образующим фактором личности, который способствует актуализации творческой сущности каждого человека.
Анализ современных исследований и подходов показал значимость термина «творческий потенциал» для педагогической науки. Преимуществом данного понятия является совокупность физиологических и психологических факторов. Структура творческого потенциала состоит из взаимосвязанных компонентов: мотивации к творчеству, познавательной активности личности, индивидуальных психических особенностей и способностей. Процесс развития творческого потенциала может протекать естественным (происходит в ходе онтогенеза человека) и искусственным способом (требует создания специальных условий организации среды).
Младший школьный возраст является значимым периодом развития творческого потенциала. Предъявление новых требований, появление новой социальной роли, а также ведущей деятельности – учебной – диктует необходимость изменений в среде и окружении.
Школьное обучение характеризуется не только сменой социально значимой деятельности обучающихся, но и становлением опосредованных взаимоотношений, с системой правил и оценочных суждений. Для развития творческих способностей младший школьный возраст является латентным периодом. Спад спонтанной творческой активности объясняется подчинением жестким школьным правилам, в результате чего обучающие перестают экспериментировать с символическими системами.
Компьютерная анимация как современный интегрированный вид искусства и обучения позволяет активно включать детей в процесс творчества; формировать культурно нравственные эталоны; активизировать творческие способности детей. В процессе создания анимации у детей появляется необходимость в общении, формируется умение выражать свои мысли и чувства, раскрывается творческий потенциал, способствуя формированию познавательной и творческой активности. В результате деятельности по созданию мультипликационной анимации формируются такие качества личности, как любознательность, отзывчивость, коммуникабельность и способность к самовыражению.
Компьютерная анимация является самым востребованным видом творчества среди детей младшего школьного возраста. Мультфильмы наполнены яркими, зрелищными образами, но при этом доступны для детского понимания. По своим педагогическим возможностям мультипликация близка к сказке и игре, что позволяет ей естественно воздействовать на личность ребенка и дает возможность разностороннего развития ребенка в визуально насыщенном мире. Искусство создания анимации является художественно организованной действительностью, в которой представлена некая реальность, которая активно воздействует на эмоции, чувства и фантазию младших школьников.
Анимационный продукт становится универсальным средством разностороннего развития детей. Реализация мультипликационных программ в образовательном учреждении позволит решить вопросы художественного развития младших школьников, расширит границы познавательной активности, сформирует способность разносторонне рассматривать и оценивать проблемные ситуации, способствует активному творчеству детей и раскрытию их потенциала. Создание специального образовательного пространства в рамках культурно патриотического, интеллектуально-эстетического образования будет способствовать становлению активной, самостоятельной личности.
Для реализации задач по развитию творческого потенциала младших школьников с использованием средств мультипликационной анимации необходимо организовать специальные условия в рамках образовательного учреждения, такие как: – разработка и реализация специальной программы развития творческого потенциала; – организация в образовательном учреждении помещения для проведения занятий по программе; – техническое оснащение помещения: компьютер с необходимым программным обеспечением для обработки и монтирования снимков; фотоаппарат, видеокамера, штатив, диктофон и микрофон, проектор и проекционный экран для просмотра мультипликационных фильмов; – занятия в малых подгруппах (8–10 человек) должны проходить регулярно 1–2 раза в неделю продолжительностью 1,5–2 часа.
В процессе создания мультипликационной анимации используются различные задания, которые направлены на речевое, познавательное и творческое развитие детей: словесное составление сюжетной линии и портрета героев, фантазирование по поводу взаимоотношений в рамках съемки, анализ выразительности образа персонажей (речь, движения, жесты, интонация), а также создание самого образа.
Такой объем работы по созданию анимационного фильма предполагает использование интегрированного подхода, который позволяет сочетать компьютерные технологии с созданием пластилиновых и рисованных объектов, написание сценария – с озвучиванием и фотосъемкой. Всю работу по созданию мультфильма можно представить в виде следующих этапов.
1. Идея и сценарий зависят от преследуемых педагогических целей. За основу такой работы можно не только взять общеизвестные сказки или истории, но и разработать авторскую сказку совместно с детьми. Это позволит выразить психологические переживания и сомнения, поможет раскрытию творческих возможностей в рамках образовательного процесса.
2. Создание персонажей и фона. Этот этап дает полную свободу действий педагогу и учащимся. Для создания атрибутов съемки используются различные техники: рисование, аппликация, пластилинография, лепка, коллажирование, песочная анимация и др.
3. Съемка осуществляется благодаря технологическому обеспечению: требуются фотоаппарат, штатив, дополнительное освещение, компьютер с программой по созданию мультфильма, диктофон и микрофон.
4. Монтаж происходит в специальной программе с помощью взрослых.
5. Озвучивание. Благодаря техническим возможностям озвучивание может происходить совместно с детьми в рамках образовательной деятельности.
6. Демонстрация. События, которые создаются детьми самостоятельно, способствуют повышению осведомленности детей, развивают воображение, влияют на мыслительную деятельность и формируют мировоззрение. В процессе создания мультипликаций у детей проявляется самостоятельность, они активно участвуют в творческой деятельности, применяют новые способы работы с различными материалами, придумывают сюжеты. Это позволяет активизировать творческий потенциал учащихся, повысить речевую и познавательную активность.
Можно сделать вывод, что реализация программы занятий по компьютерная анимации позволяет создать благоприятные психолого-педагогические условия для развития творческого потенциала младших школьников. Это повысит познавательные и творческие способности обучающихся, увеличит интерес к самостоятельной образовательной деятельности, а также приведет к снижению психологических и поведенческих нарушений в условиях образовательного процесса.
Список литературы
1. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 (ред. от 18.12.2012 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 12. – 22.03.2010; Российская газета. 2011. 16 фев. № 5408.
2. Щукина Е.С. Роль современной мультипликации в воспитании ребенка // Вестник ПензГУ. 2013. № 4. С. 12–14.
3. Кондратьева Н.В. Сущность понятия «творческие способности» // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2015. № 9 (сентябрь). С. 106–110. URL: http://e-koncept.ru/2015/15320.htm (дата обращения: 18.08.2018).
4. Вергелес Г.И., Раев А.И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования // Младший школьник: формирование и развитие его личности: сб. научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. С. 3–9.