Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Концепт «путь» в современном российском медиадискурсе | Надежда Сергеевна Артемьева. Работа №264274

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Надежда Сергеевна Артемьева
Данная статья посвящена проблеме исследования языковой концептуализации мира. В работе представлен анализ концепта "путь", репрезентующийся посредством метафор, используемых в российских СМИ.

 

Концепт «путь» в современном российском медиадискурсе

 

Актуальным и перспективным в современной лингвистике является исследование проблем, связанных с языковой концептуализацией мира. Впервые в отечественной лингвистике к термину «концепт» обратился С.А. Аскольдов, определяя данное понятие как «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределённое множество предметов одного и того же рода» [1, с. 30]. Впоследствии понимание концепта лингвистами было не столь однозначным, однако самым распространённым представляется определение концепта как «содержательной стороны словесного знака, за которой стоит понятие, принадлежащее умственной, духовной или жизненно важной материальной сфере существования человека» [2, с.603].

Концепты связаны друг с другом в национальной концептосфере. Средствами их репрезентации являются различные виды номинаций, в том числе и вторичные номинации метафоры [3, с.28]. Метафора здесь понимается как «моделированное взаимодействие концептов, в результате которого происходит проекция одной концептуальной сферы на другую, осмысление содержания одной понятийной области посредством другой» [4, с.126]. Одним из основных признаков метафоры является относящийся к данной метафоре фрейм. По определению В. З. Демьянкова, фрейм – «это единица знаний, организованная вокруг некоторого понятия, но, в отличие от ассоциаций, содержащая данные о существенном, типичном и возможном для этого понятия… Фрейм организует наше понимание мира в целом… Фрейм – структура данных для представления стереотипной ситуации» [5, с.46]. Как известно, структура фрейма содержит набор слотов, то есть элементов ситуации, которые включают какую-то конкретную часть фрейма.

Концепт – это глобальная мыслительная единица, представляющая собой «квант структурированного знания» [6, с. 96], поэтому предпочтительным способом описания его метафоризации является представление метафор в системе фреймо-слотовой структуры. В рамках данной работы предпринята попытка исследования вербализации концепта «путь» в современном российском медиадискурсе посредством ряда метафор, представленных в виде фреймо-слотовой структуры.

Концепт «путь» как один из важнейших концептов в русской языковой картине мира прежде всего представлен двумя лексемами путь и дорога. В ходе наблюдений за функциональными особенностями данного концепта становится возможным графически оформить представления о дороге в виде полосы, ленты, полотна, а о пути – в виде направленной линии, вектора. Исследование концепта в аспекте метафоризации определяет возможность его образного представления за счёт вторичных номинаций, а именно глаголов движения по воображаемому пути. Так, в текстах СМИ последних лет вместе с концептом «путь» закрепился образ страны, претерпевающей изменения. Данный концепт представлен фреймом «движение», который, в свою очередь, включает в себя набор слотов, представленных метафорически переосмысленными глаголами, а также тематической лексемой путь:

Фрейм «Движение»

Слот 1. Глагол «идти»

Глагол «идти», имеющий прямое значение «следовать в каком-либо направлении», употребляется в различных временных формах и встречается в текстах, несущих как негативную, так и позитивную окраску образа страны.

- Россия идет по очень тонкому пути (Изв,2014.06.16);

- Россия идет в ногу со временем…Россия идет по пути модернизации и инновационного развития экономики… (КП,2012.06.08);

- Россия идет по пути, который прошла Греция, и, если вовремя не сократить долю социальных расходов в бюджете, финал будет трагичный (Изв, 2011.02.10);

- Россия никуда не идёт. И в ближайшем будущем никуда не пойдет (Изв, 2018.01.13);

- Сегодня Россия вроде как «встала с колен», и это хорошо. Но, «встав», надо же куда-то идти. Причёмпонимая куда и зачем. А вот с этим-то как раз у нас серьёзные проблемы (КП, 2018.01.19);

- Россия прошла, что называется, по краю (Труд, 2011.01.23);

- Россия прошла период «жирных» лет, основные сливки сняты (Труд, 2011.02.07).

Слот 2. Глагол «двигаться»

Глагол «двигаться» означает «делать движение, перемещаться». Метафорическое осмысление данной лексемы употребляется с целью номинации и оценки каких-либо процессов, происходящих в стране. Оценка, как правило, может быть как положительной, так и отрицательной.

- Россия движется по неверному пути, считают 44% россиян (Изв,2014.08.2);

- Все кончится так же скверно, как и тогда, Россия движется к системному кризису (Изв,2012.03.22);

-28% уверены, что Россия движется в направлении идеи сильного государства, заботящегося о своих гражданах (КП,2013.06.27);

- Я считаю, что ей есть еще над чем работать, но в перспективе Россия движется в правильном направлении (КП, 2013.02.26);

- Оттого что кто-то дает оценки мимолетным тактическим событиям, общее тупиковое направление, в котором движется страна, не меняется (Независимая, 2018.03.19).

Слот 3.Лексема «путь»

Переосмысленное значение лексемы «путь» выражено метафорой, означающей «направление деятельности, развитие». Данная модель употребляется для обозначения действий, наблюдаемых в стране.

- Страна движется по пути, которого нет (Независимая, 2018.03.19);

- Главные посты заняты нами – значит, Россия на пути к славе (Труд,2005.01.25);

- Странана пути к демократии (КП, 2014.08.22);

- Россия встала на путь провокаций (Российская газета. 2018.02.03).

Исследуя метафоры, репрезентующие концепт «путь» в дискурсе современных СМИ, структурируя полученные модели в фреймо-слотовую организацию, позволяющую выявить не только единичные метафорические связи, но и весь комплекс знаний о концепте, можно сделать определенные выводы. Среди изученных текстов наиболее частотным представляется использование метафор, положительно характеризующих образ страны и несущих позитивный потенциал, что наблюдается в текстах 2013-2014 гг.

Следует отметить, что в ходе исследования средств создания образа развивающейся страны в современных медиатекстах нами была выявлена тенденция к употреблению метафор, несущих отрицательную оценку и негативный потенциал. Предположительно это связано с политической ситуацией в стране, а именно с несогласием масс с текущим положением и острым желанием озвучить мнение оппонентов в связи с выборами главы государства в марте 2018 г. Вербализация подобных метафор придает экспрессивную окраску тексту, а также выступает в качестве яркого манипулятивного приёма, посредством котором автором умело «навязывается» определенная оценка и видение действительности.

Таким образом, концепт «путь» определяет особенности представлений носителей русского языка о важнейших событиях, происходящих не только в стране, но и за её пределами. Думается, что данный концепт включает в себя значимые для русской ментальности понятия, осуществляет их репрезентацию в потоке массмедиа посредством использования метафор, несущих как негативный, так и позитивный потенциал, создавая в сознании читателя соответствующий образ.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшем будущем концепт «путь» будет представлен в текстах медиа метафорами, характеризующими образ стремительно развивающейся, движущейся вперёд державы.

 

Список литературы

Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997. 824 с.

Шведова Н.Ю. Русский язык: Избранные работы. М., 2005. 639 с.

Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. 512 с.

Лакофф

Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём // Теория метафоры. М.: Наука, 1990. 256 с.

Чудинов

А.П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры; Моно

графия / Урал

.

г

ос.

пед

. ун-т. Екатеринбург, 2001.

238 с.

Попова З.Д.,

Стернин

И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2003.

232 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×